«Война Химер»: любовь, война и мифы

«Война Химер»: любовь, война и мифы

366
Ukrinform
Украинцы попрощались с иллюзиями, в первую очередь – с иллюзиями о самих себе

Не так давно режиссеры Мария и Анастасия Старожицкие объявили в Укринформе об инициативе «Народная дистрибуция»: так они назвали альтернативный кинотеатральному путь распространения собственного фильма, когда инициаторами новых показов в вузах, школах, библиотеках, военных частях, реабилитационных центрах, киноклубах и хабах становятся сами зрители.  Что из этого может выйти? Прежде всего – новая возможность  для других кинематографистов, чьи документальные фильмы не доходят до широкого зрителя, пойти этим путем  «Войны химер» в случае его успешности. Фильм уже был показан на ОМКФ, получил Гран-при Ривненского международного кинофестиваля, объехал сотни городов с путешествующим фестивалем DOCUDAYS UA,  а теперь, с легкой руки  режиссеров, они же и продюсеры ленты, его «дистрибуторами» стали  бойцы-ветераны АТО, общественные активисты, преподаватели вузов, студенты и даже школьники старших классов.

Ну а что можно сказать о самом фильме? Если попытаться кратко: чувственное, эмоциональное и, что немаловажно, полностью документальное кино о продолжающейся войне.

Он – парень из провинции с душой поэта, она – киевлянка и кинорежиссер. Ребята знакомятся на Майдане. С началом боевых действий на Востоке парень берет себе позывной «Лавр» и уходит на фронт в составе батальона «Донбасс». Эта личная история и легла в основу документального фильма «Война химер», снятого украинскими режиссёрами Марией и Анастасией Старожицкими в 2014-2015 годах, во время самых драматических событий на фронте. Монтаж фильма занял больше года. Премьера «Войны химер» прошла в 2017-м, в рамках фестиваля документального кино Docudays UA. Производство фильма обошлось без государственной поддержки и спонсорских денег.

Анастасия Старожицкая
Анастасия Старожицкая

Фабула ленты строится вокруг путешествия Анастасии Старожицкой в зону АТО, вслед за Лавром. Но они не встречаются, дороги перекрыты: Лавр находится в эпицентре Иловайского котла, в котором гибнут его побратимы, а ему самому приходится несколько суток выходить из окружения.

– У парней, которые тогда уходили на фронт, было ощущение, что это всё ненадолго. Что их цель – не воевать, а прийти и объяснить людям на Востоке, за какие ценности стоял Майдан, – рассказывает Анастасия Старожицкая. – Многие воспринимали войну, как приключение. После первых погибших к ним приходило понимание, что всё очень серьёзно. Ещё больше проблем свалилось на добровольцев, вернувшихся с фронта. Оказалось, что в мирной жизни не легче.

Война обнажает главную проблему любой документалистики: как показать боевые действия без чрезмерной жестокости, пафоса и лишней сентиментальности? Авторы фильма выбирают свой способ: их фильм – это виртуальная реальность, в которой каждый зритель может почувствовать себя каждым из персонажей. Девушкой, провожающей любимого на фронт и едущей за ним, потому что ей тоже интересно увидеть войну собственными глазами. Бойцом, который освобождает города на Востоке, берет в плен российских солдат срочной службы, отстреливается из окон школы в Иловайске, едет в колонне "зеленым коридором", получает ранение и теряет ближайших друзей. Местным жителем, у которого в секунду не стало дома. Матерью, которая хоронит погибшего сына. Тем, кто живет обычной жизнью, в которой нет места для войны, зато есть развлечения и свадьбы. Тем, кто то и дело спрашивает себя – почему все это с нами произошло?!

Кадр из фильма Война Химер
Кадр из фильма Война Химер

Любовная линия идёт параллельно с военными событиями, постепенно затягивая героев и зрителей в своеобразный тоннель, выхода из которого не видно.

Создатели фильма играют на контрасте войны и мира. Сцены, где герои дома говорят о любви, чередуются кадрами из учебной части, боевые действия – с кадрами из мультфильма «Том и Джерри», снятыми режиссёрами в поезде «Киев–Донецк» в дни Иловайского котла.

– Мы просто ехали в поезде, который уже не смог доехать до Донецка, и снимали то, что шло на вагонном мониторе – там были фрагменты жизни в разных странах, большой безразличный мир, которому, по большому счёту, наплевать на проблемы одной маленькой Украины. И шел этот вечный мультфильм, и мы особенно остро чувствовали, что только там герои могут вечно воевать и вечно оставаться живыми, – объясняет Анастасия.

Почему именно – «Война химер»? О чем этот символизм, или, по крайней мере, его попытка?

По словам Марии Старожицкой, химеры –  мифические существа, соединяющие в себе несколько сущностей, прошлое и будущее, реальность и иллюзию, о них нельзя точно сказать, кем именно они являются. Мифологическая тематика затронута не случайно. Режиссёры называют свою работу мифотворчеством, так как речь идет о прохождении героев через вечные темы – войну, смерть и любовь.

– Миф – это попытка человека понять ту реальность, в которой мы живём. Если внимательно посмотреть на любую историю, то не трудно заметить, что каждая из них – это своеобразный «бег с препятствиями», – говорит Анастасия. – Фильм закончен, но война продолжается, – признает режиссёр. – Каждый из нас повзрослел и остался наедине со своими «химерами». И герои, и зрители фильма уже не будут такими, как прежде. Мы попрощались с иллюзиями, в первую очередь – с иллюзиями о самих себе.

Антон Фоменко. Киев.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-