Андрей Халпахчи, генеральный директор Киевского международного кинофестиваля «Молодость»
«Донбасс» Лозницы рассказал миру об Украине больше, чем наши политики
26.05.2018 09:00 1182

Почти полвека «Молодость» не устает открывать новые имена – ведь это фестиваль дебютного кино, которое везут в Киев со всего мира. Отборщики других фестивалей здесь охотятся за новыми украинскими фильмами, а сильная программа лучшего мирового и европейского кино собирает именитый кинобомонд.

О нынешних гостях фестиваля и изюминках программы, ажиотаже за билетами на «Молодость» и незаполненных залах в Каннах, о виртуальных деньгах от государства и кризисе со спонсорами, о том, как наш кинофест может стать настоящим брендом столицы, а сама она – центром культурного туристического паломничества, наконец, о признанном мастере Сергее Лознице и Олеге Сенцове, который должен получить шанс стать им, – в интервью Укринформу генерального директора «Молодости» Андрея Халпахчи.

МЫ ОБНОВИЛИСЬ: ВЫБРАЛИ ВЕСНУ, ПОЧТОВУЮ ПЛОЩАДЬ И ИТАЛЬЯНСКОЕ КИНО

- Ну что же, поздравляю вас, Андрей. 27 мая стартует уже 47-й кинофестиваль «Молодость»! Большой праздник дебютного кино, который отныне приобретает весенних красок. Важно, что это – День Киева, что у нас больше туристов, что дни длиннее, чем в октябре, и, в конце концов, можно посмотреть больше фильмов.

- Уже было много вопросов, почему именно на этот период перенесен фестиваль, который имел традиции суммировать дебюты года в конце октября. Но «Молодость» нуждается в изменениях, в том числе и времени проведения. И мы вместе с Киевской городской администрацией над этим работаем последние два года.

- Это же была ваша идея?

- Да, везде, мне аж надоело, я доказывал разумность такого переноса. Приводил даже пример Каннского кинофестиваля, который родился именно потому, что город решал вопрос, как привлечь туристов в Канны – потому что все ездили отдыхать в основном в Экс-ан-Прованс и Антиб и объезжали Канны. И вот решили делать фестиваль.

Безусловно, фестиваль - признак культурного туризма для города. И многое надо сделать, чтобы привлечь внимание к Киеву именно фестивалем. Но весна является большим преимуществом – хорошая погода, солнце и тепло, есть возможность сделать открытую площадку для просмотра фильмов. И мы делаем это, в первую очередь, для города. Потому что если в кинотеатрах «Киев», «Украина», «Синема Сити» будут, как всегда, продаваться билеты, то на открытой площадке на Почтовой площади, которая прекрасно реконструирована, показы будут бесплатными. Они будут и в течение дня, потому что мы накрываем эту площадку и специальный экран позволит смотреть фильмы даже днем. Там днем будет проходить конкурс фильмов для подростков «Molodist Teen Screen», а вечером бесплатно будут демонстрироваться лучшие фильмы внеконкурсной программы «Фествиваль фестивалей» и Специальные события для киевлян и гостей города.

И именно там будет открытие и закрытие «Молодости». Конечно, это немного ограничивает нас по количеству, потому что по сравнению, скажем, с Дворцом «Украина», где 3,5 тысячи мест, здесь их только 600. Поэтому уже сейчас огромная проблема с приглашениями, и она еще будет нрасти, но что делать.

Еще из новинок – будет afterparty на Трухановом острове, где также будут проходить показы и какие-то вечеринки. Будет возможность пообщаться, познакомиться, и, безусловно, это хорошее место для прессы, где можно будет встретить всех гостей.

Вот такие главные новости что касается локаций. Все остальное остается неизменным – в соответствии с условиями регистрации в FIAPF – Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. А мы – единственный украинский фестиваль, который там зарегистрирован. Я, кстати, работал там в дирекции в течение десяти лет, сейчас наш председатель Наблюдательного совета Владислав Лясовский заменил меня от «Молодости» на этой должности. И я думаю, что очень почетно и полезно для Украины – иметь там своего представителя.

- Итак, все конкурсные программы остаются? Это главный конкурс, который состоит из студенческих, короткометражных и первых полнометражных игровых лент. Это национальный конкурс короткого метра...

- Это и «Солнечный зайчик» – конкурсная программа ЛГБТ-тематики. И «Molodist Тееn Screen», где традиционно лучший фильм будет выбирать детское жюри. И, как всегда, очень много внеконкурсных программ. Это и «Фестиваль фестивалей», и франкоязычное кино, немецкоязычное кино, скандинавское кино.

И еще одна новинка этого года – это итальянская программа «Focus Italia». Итальянское кино было очень популярным у нас в советские времена, и надо сказать, что это было лучшее время итальянского кино, представленного такими именами, как Феллини, Висконти, Пазолини, Скола, Де Сика, Росселини. Оно немного буксовало последнее время, казалось, что оно в кризисе. Но сегодня очень заметно, что итальянское кино действительно возрождается, появляются новые имена.

И вот, по предложению Итальянского института в Украине и Посольства Италии, благодаря тому, что в Италии принято решение о распространении итальянского кино в мире, и на это есть серьезное финансирование (это, кстати, хороший пример для нашей страны) – «Молодость» выбрали едва ли не первой площадкой для показа современного итальянского кино. Это будет 8 фильмов известных и не очень известных режиссеров, потому что все же «Молодость» – фестиваль дебютов. И я думаю, что эта программа, которая будет в кинотеатре «Украина», станет одной из самых популярных на кинофестивале.

БЮДЖЕТ «МОЛОДОСТИ», КАК ВСЕГДА, ВИРТУАЛЬНЫЙ. ВЫРУЧИТ ЛИ РОЗЕНКО?

- Что касается финансирования «Молодости». На финальной пресс-конференции объявили цифры. В этом году на фестиваль Госкино выделяет 4 миллиона гривен, Мининформполитики дает 4,5 миллиона, и КГГА, кажется, 1,5 миллиона. Это неплохо?

- Мы благодарны и Государственному агентству по вопросам кино, и Мининформполитики, и киевской власти. Но, вы же понимаете, это недостаточная сумма для финансирования такого крупного фестиваля. К тому же с бюджетами у нас, как всегда, проблемы. Сейчас мы вернулись с Каннского кинофестиваля, но деньги, запланированные государством на финансирование нашей делегации и проведение Украинского павильона в Каннах, до сих пор не поступили.

То есть, в основном все деньги у нас – виртуальные. И сегодня, открывая фестиваль «Молодость», надо все делать в долг или одалживать деньги, так как еще и копейки государственного финансирования мы не получили. И уже есть проблемы – наши подрядчики, которые обустраивают Почтовую площадь, ставят условия, что без денег не начнут работу. Я очень надеюсь, что в этой ситуации нам поспособствует вице-премьер Павел Розенко.

Он, кстати, приезжал на открытие Каннского фестиваля, мы очень приятно с ним общались – и это не комплимент, он действительно человек очень искренний, открытый и профессиональный. Я говорил ему, что это недопустимо, когда финансирование поступает уже после событий. И это касается и каких-то иностранных событий, и мероприятий в пределах Украины.

- И в предыдущие годы это было вашей головной болью, и действительно трудно было получить от государства, от города деньги на фестиваль. Вы хотите сказать, что и сейчас «Молодость» на грани срыва?

Чтобы принимать звезд самого высокого уровня, надо иметь, по крайней мере, вдвое-втрое больший бюджет

- Но, понимаете, мы пережили два Майдана, мы делаем какие-то европейские реформы, и надо что-то менять! Потому что на уровне среднего чиновничества тормозится все, что только можно. Нельзя же постоянно оправдываться, что так было всегда! Я не хочу, и мы все не хотим, чтобы повторялись советские времена. Поэтому это серьезный вопрос, который надо решать наверху.

Понятно, что прямо сейчас уже ничего не решишь, но надо, чтобы в будущем эта патовая ситуация не повторялась. С нами не один год так бывало, мы уже даже привыкли постоянно выкручиваться. Но все время жить под угрозой срыва фестиваля невозможно. А такая угроза, безусловно, существует.

 ЯРКИЕ ЗВЕЗДЫ К НАМ НЕ ЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО СТОЯТ МИЛЛИОН

- Поэтому и мировые звезды не очень к нам едут...

- Чтобы принимать звезд самого высокого уровня, надо иметь, по крайней мере, вдвое-втрое больший бюджет.

- Но у вас же больший бюджет, разве нет?

- Да, государственная поддержка большая, но сегодня очень туго со спонсорами. Возможно, из-за войны наш бизнес не хочет себя проявлять, даже там, где есть деньги.

А насчет бюджета... Я помню времена, когда первым министром культуры независимой Украины стал наш академик, замечательный писатель Иван Дзюба. Когда я пришел к нему подписывать наш бюджет на 100 тысяч гривен, он меня спросил: а почему так мало? Я ответил, что Минкультуры больше не дает. Но, несмотря на то, что доллар тогда был 4 гривны, можно посчитать, сколько 100 тысяч было в долларах. А сегодня, когда доллар 25 или 26 гривен, что такое 4 миллиона?..

- Каким же должен быть полноценный бюджет кинофестиваля? Вообще, сколько стоят самые лучшие кинофестивали?

- Римский фестиваль, который является главным фестивалем в мире, пожалуй, самый богатый. Он имеет 10 миллионов евро. А, может, Канны имеют больший бюджет. Это трудно подсчитать, потому что Канны зарабатывают на рынке.

Киеву необходим настоящий большой кинофестивальный центр, которого у нас до сих пор нет

И, безусловно, чтобы делать полноценный фестиваль, – и это без фейерверков! – должен быть, по крайней мере, миллион евро. То есть, надо иметь на сегодня 30 миллионов гривен. Чтобы хватало транспорта, чтобы гости, которые приезжают в Киев на кинофестиваль, действительно чувствовали себя гостями, которыми занимаются, которых кормят, которых искренне принимают. Мы принимаем искренне, но с теми возможностями, которые у нас есть.

- Вы говорили, что нам еще многое надо сделать, чтобы на фестиваль и вообще в Киев приезжало больше гостей. Что в первую очередь?

- Киеву просто необходим настоящий большой кинофестивальний центр, которого у нас до сих пор нет! У нас должен появиться такой большой киноконцертный зал, как в Берлине. Потому что тот же Дворец «Украина», кроме зала, ничего не имеет. Там нет инфраструктуры, никакой функциональности, нормального оборудования... И об этом должны позаботиться город, государство! Это уже давно актуально.

         У УКРАИНСКИХ ЛЕНТ ЕСТЬ ШАНС ПОБОРОТЬСЯ ЗА ГЛАВНЫЙ ПРИЗ

- Мы говорили о главном конкурсе. Буквально на днях стал известен последний участник полнометражного конкурса. Собственно, это вы его нашли в Каннах. Мы здесь до последнего надеялись, что двенадцатым фильмом станет украинский. Этого не произошло. Имеем дебют сербского режиссера Огнена Главонича «Груз». Честно, вы не разочарованы?

Украинское кино уже представлено на крупнейших кинофестивалях мира, чего не было на протяжении многих лет

- Да. Но надо сказать, что сегодня имеем если не бум, то существенное возрождение украинского кино, в том числе и дебютов. И украинское кино уже представлено на крупнейших кинофестивалях мира, чего не было на протяжении многих лет. В этом году украинский фильм был на Берлинском фестивале, был украинский фильм и на одном из самых уважаемых документальных фестивалей в Швейцарии, в городе Неон. Сейчас два украинских фильма были в Каннах. Ждем фильм в Карловых Варах. А также в Локарно, Венеции, на других кинофестивалях.

А правила там такие, что премьера должна быть именно у них. Поэтому я могу понять наших молодых режиссеров и продюсеров, безусловно, им престижнее сегодня показать картину за рубежом. Поэтому были фильмы, которые мы очень хотели посмотреть на «Молодости», но в течение лета и осени их покажут на других фестивалях.

Украинское кино становится модным после успеха в Каннах, где фильм Лозницы и картина «Женщины на войне» получили призы

Но украинское участие на «Молодости» будет довольно весомое. И я думаю, что многие иностранные представители к нам приезжают, чтобы отобрать украинское кино. Украинское кино становится модным, особенно после успеха на Каннском фестивале, где фильм Сергея Лозницы «Донбасс» получил приз за режиссуру в программе «Особый взгляд», а картина «Женщина на войне» получила приз за музыку тоже в очень престижной программе «Неделя критики». И об этом говорили в Каннах и наши польские друзья, и другие – что много лет украинское кино было где-то на обочине, а сегодня оно представлено достаточно широко.

Кроме того, на Каннском фестивале, как всегда, был Украинский павильон, было плодотворное общение наших продюсеров относительно новой копродукции, новых связей, приходило к нам очень много отборщиков других фестивалей. И вечеринка, и обед, и презентации были очень интенсивными.

А насчет двенадцатого участника скажу, что, безусловно, было тяжело привезти что-то новое из Канн. Мы дополнили программу сербской картиной, и она очень интересная, касается войны на Балканах, событий, которые сегодня, к сожалению, нам очень понятны.

- Смотрите, в Национальном конкурсе имеем 22 участника, в студенческом только одного украинского участника из 15-ти, в коротком метре – тоже одного из 13-ти. Считаете, этого достаточно?

- Достаточно. В прошлые годы было примерно так же. Но в прошлые годы мы иногда привлекали украинское кино – и короткометражное, и студенческое, – которое значительно проигрывало международному конкурсу. И это было заметно. А сегодня нам уже не нужно количество, а нужно качество. И я думаю, что те фильмы, которые представлены в этих конкурсных категориях, имеют шансы побороться и за приз фестиваля. А это самое главное – что уровень украинского кино очень вырос!

ИЗ-ЗА ФИНАЛА ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ К НАМ ГОСТИ ОПАЗДЫВАЮТ

- Уже был объявлен фильм-открытие. Это «Лицо» Малгожаты Шумовской, который получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру в этом году на Берлинале. А что покажете на церемонии закрытия?

- Это будет фильм – победитель полнометражного конкурса. Все же этот фильм не будет демонстрироваться до того на Почтовой площади, и для массового зрителя это будет интересно. Вчера мы осмотрели площадь, и там кроме 600 мест, где будут рассажены гости, вокруг есть достаточно пространства, чтобы видеть все, что происходит на экране. Люди могут стоять и смотреть. Это как раз та часть площади, которая примыкает к Речному вокзалу.

- Там довольно шумно. Оживленная трасса...

- Это волнует нас – как будет со звуком. Но, по крайней мере, открытие и закрытие пройдут в воскресенье, когда чуть меньше транспорта. Мы стараемся сделать качественный звук. Посмотрим, как это будет. Это для нас эксперимент.

Вы знаете, лучшая открытая площадка – на фестивале в Локарно. Это огромная Piazza Grande, где кругом дома и люди стоят на балконах, разговаривают. Но все же показ проходит качественно.

- В программе нынешней «Молодости» почти 180 лент и немало событий. Что вы посоветовали бы не пропустить?

- Всегда трудно ответить на этот вопрос, потому что все же все фильмы – и конкурсные, и внеконкурсные – мы отбираем очень тщательно. Безусловно, у каждого из нас есть свои фавориты, но неудобно, по крайней мере те, что в конкурсе, как-то выделять. Событий действительно очень много. Но будет, например, чилийская картина, получившая в этом году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Это «Фантастическая женщина» – очень яркая, очень необычная картина, и, кажется, ее не будет в украинском прокате.

Еще есть фильм, который получил главный приз Берлинского фестиваля, «Не прикасайся». И хотя это дебют, мы решили не включать его в конкурс, а лучше сделать специальный показ, потому что картина очень контроверсионная, очень провокационная. На показ приезжает режиссер Адина Пинтилие. Мы с ней общались в Каннах, очень приятный человек. Это румынская картина, исследование сексуальности, хотя касается разных тем. Думаю, она будет интересной.

На «Молодость» приезжают увидеть лучшие фильмы года

- А вообще, Андрей, честно, вы довольны программой фестиваля?

- Программой, да, безусловно. Несмотря на все наши проблемы, фестиваль всегда отличался очень сильной программой. Я могу процитировать канадского режиссера Дени Коте, который говорит: каждый год езжу на Берлинский фестиваль, но таких сильных фильмов, как в программе «Молодости», я там не вижу, я приезжаю к вам увидеть действительно самые лучшие фильмы года! И это неоднократно говорили и другие наши гости, поэтому именно программой мы всегда можем гордиться.

- На открытии традиционно вручают приз за вклад в мировое киноискусство. Кто это будет на этот раз?

- Это абсолютно знаковое имя – выдающийся немецкий актер, который много снимается в Голливуде, Юрген Прохнов. Он получит этот приз, но может случиться, что не на открытии. Он может просто не успеть на открытие, и мы вручим ему награду во время презентации украинско-немецкого фильма "Последнее путешествие Леандера", где он снимался и который будет представлять.

К сожалению, сегодня мы не знаем точно, кто и когда прибудет, потому что иногда нам подтверждают приезд в последний момент, и это проблема. А ко всему у нас еще и финал Лиги чемпионов! Например, одна гостья, это Малгожата Шумовская, хотела прилететь 25 мая, но уже просто нет билетов на самолеты. То есть Лига чемпионов добавляет нам сложностей, в том числе и с отелями, потому что можем поселять людей только с 27 числа, потому что 26-го все занято. Поэтому даже некоторые члены жюри не успеют на церемонию открытия, прилетят уже 27-го, но успеют смотреть конкурсную программу с 28 мая.

- Было объявлено, что кроме Юргена Прохнова, который будет почетным гостем фестиваля, к нам приедет Дени Коте, которого вы упомянули, и представит свой новый фильм.

- Дени Котэ был у нас председателем жюри в позапрошлом году. Он настолько полюбил и фестиваль «Молодость», и Киев, что уже становится постоянным нашим гостем и опять приезжает к нам с мастер-классом. Это один из выдающихся канадских режиссеров. Вообще у нас в этом году очень интересная канадская программа. Благодаря поддержке посольства Канады у нас есть возможность принять гостей и сделать какие-то интересные вещи из канадского кино, которое тоже сегодня на подъеме.

ЧТОБЫ ПЕРЕПЛЮНУТЬ КАННЫ, НАДО ИМЕТЬ ФРАНЦУЗСКУЮ ИНДУСТРИЮ

- Несмотря на все, мы должны ориентироваться на Берлин, на Канны. В чем еще те же Канны, – кроме бюджета, конечно, потому что для нас это недостижимо, и залов, и инфраструктуры, – могут быть для нас образцом?

- Канны, безусловно, главный кинофестиваль мира. Я очень уважаю наш фестиваль в Одессе, он стремительно развивается, президент фестиваля Виктория Тигипко просто вкладывает в него душу. Но помню, как на первом или втором фестивале Виктория сказала: через несколько лет Одесский фестиваль переплюнет Каннский.

- Я тоже это помню. Видимо, Виктория говорила это не раз. Я слышала это от нее в Киеве.

- Тогда я ей возразил: не переплюнет. Потому что для этого надо иметь французскую киноиндустрию. Надо, чтобы в прокат выходило 28 фильмов в неделю, а не 4, как в Украине. Надо, чтобы производилось 300 фильмов в год, а не 30, как в Украине. Потому что Каннский фестиваль живет за счет рынка. Это колоссальный рынок, где все продается, все покупается, все демонстрируется – и это дает огромную дотацию.

Да, украинская киноиндустрия за последние годы сделала просто безумные шаги. Это правда. Но это совсем не то, что есть во Франции. И надо, чтобы выходили десятки печатных киножурналов, сотни передач по телевидению, по радио. Надо, чтобы все телеканалы делали дневники фестиваля, как это делается в Каннах. Такой возможности у нас нет.

Канны является лидером, несмотря ни на что. Потому что фильм, который попадает в конкурс Каннского фестиваля, имеет большие преимущества относительно проката. Кроме того, Каннский фестиваль настаивает на том, чтобы любой фильм из его программы был во французском кинопрокате. И это совсем другая система, совсем другая структура. Этого не может сделать ни Берлинский фестиваль, ни Венецианский, ни один другой. Также надо брать во внимание многолетнюю государственную поддержку французского кинематографа, французских кинотеатров, французских прокатчиков, французского продукта. Этому надо учиться.

И конкурировать сегодня с Каннами нет смысла. Кроме того, каждый фестиваль должен иметь свое лицо и занимать свою нишу.

- Какие впечатления вы привезли из Канн? Что вас больше всего поразило?

- Я езжу в Канны уже 27 лет, поразить меня трудно. Но в этот раз Канны были немного другим фестивалем. Во-первых, было значительно меньше людей. Безусловно, огромная толпа, очень много гостей. Но если раньше в параллельные залы, например, в кинозал Дебюсси, где проходит «Особый взгляд», была безумная очередь, то сейчас переполненных залов не было. Даже были свободные места, и это удивляло.

Мы также столкнулись с тем, что получили подтверждение аккредитации только за считанные дни до начала фестиваля, потому что очень тщательно проверяли профессионализм людей, которые подают на аккредитацию. И это касалось не только нас, но и наших коллег из других стран.

Был замечательный ужин, на который дирекция фестиваля пригласила всех директоров международных кинофестивалей, присутствующих в Каннах. Там были звезды – Пирс Броснан, Кьяра Мастроянни, замечательный режиссер Коста Гаврас – он же Константин Гавронский из Одессы. Мы выходим с директором Чикагского фестиваля, и он говорит: я езжу в Канны больше 40 лет, а мне подтвердили аккредитацию только за три дня до начала. Поэтому было значительно меньше людей.

Кроме того, мы обратили внимание, что если раньше конкурсная программа формировалась в основном из великих имен, как Ларс фон Триер, Альмадовар, братья Дердени и другие, то сегодня их было очень немного. Это тот же Ларс фон Триер, это Годар и почти все. Остальные режиссеры не были такого ранга. То есть впервые программа Каннского фестиваля не была ориентированной только на великие имена. Но она была довольно интересной, мне понравилось много фильмов, хоть не все я посмотрел. Например, не видел японский фильм «Магазинные воришки» (Shoplifters), который получил Золотую пальмовую ветвь.

В этом году и звезд было меньше. Я был на открытии, когда ты видишь на экране красный ковер, как идут звезды, – их было значительно меньше, чем обычно. В частности даже французских звезд. Как Жан-Поль Бельмондо, который был на официальном плакате. Не думаю, что его не пригласили, видимо, он не мог приехать. Была Анна Карина, которая была с ним на плакате. Мы увидели очень пожилую женщину, которая шла по красному ковру. Ее, безусловно, прекрасно встречали, но немного сжималось сердце. Потому что помнишь молодую, красивую звезду Новой волны французского кино, какой она была. И это поражает. И это тоже отличие Каннского фестиваля – когда появляются звезды прошлого...

«ДОНБАСС» ЛОЗНИЦЫ РАССКАЗАЛ МИРУ ОБ УКРАИНЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАШИ ПОЛИТИКИ

- Еще один вопрос о Каннах. Собственно, об украинских фильмах в Каннах. Мы говорили о «Донбассе» Сергея Лозницы. Как его принимали? Как воспринимали сам фильм?

- Я был на премьере, безусловно. Лозница - любимцец Каннского фестиваля. Каждый его фильм показывается в Каннах. Сейчас уже четвертый. Два фильма были в главном конкурсе, «Майдан» – в специальной программе, «Донбасс» открывал «Особый взгляд» и получил приз. Лозница – признанный в мире режиссер. Другое дело, что он делает кино не для всех, не для массовой аудитории. И фильм, который он сделал, – я разговаривал со многими иностранцами, – не во всем им понятен. Не все поняли, кто есть кто среди персонажей: где сепаратисты, где россияне, где украинцы. Сергей сам много общался с журналистами, иностранцами, потому что не все понимали, что происходит, что это за война в Украине.

Сергей Лозница – выдающийся мастер. Он еще сделает большие картины. И он много работает. Сейчас он будет делать документальный фильм «Процесс». А дальше огромный проект – игровую картину «Бабий Яр». Он, как Кира Муратова, из тех людей, которые не могут жить без кино, не могут жить без камеры, без кинематографа. Это просто в крови человека. И Лозница должен быть сегодня нашим брендом!

- Вот, собственно, об этом. Мы постоянно подчеркиваем, что Лозница – наш, украинский кинорежиссер. Как он сам себя позиционирует? Когда-то на кинофестивале «Молодость» я не услышала прямого ответа на вопрос, если его фильм победит, это будет победа Украины. Он говорил что-то о том, что сейчас все снимают в копродукции...

- Это был другой период. Сергей с семьей тогда уехал в Германию, он там и живет, кстати. Он снимал много и в России, и в Германии, и в других странах. Это было такое время, когда многие позиционировали себя как человека мира, человека Европы. Но когда был первый Майдан, второй Майдан, когда началась российская агрессия, Сергей стал декларировать себя именно как украинец. С началом российской агрессии он просто отказывался давать интервью российским журналистам. И, действительно, он чувствует себя украинцем. И это просто понять. Сегодня он чувствует себя украинским режиссером и подчеркивает, что он – украинский режиссер. Он всячески пропагандирует Украину.

- Вы с ним хорошо знакомы, у вас была возможность поговорить в Каннах?

- Безусловно, мы общались с ним в Каннах. Мы всегда встречаемся на других фестивалях. Это очень образованный человек, человек, который очень хорошо знает мировой кинематограф, следит за всем, много смотрит, успевает читать. И он настоящий украинский патриот. О чем говорят и его фильмы. В частности, фильм «Донбасс». Его фильм рассказал международному сообществу о том, что происходит в Украине больше, чем наши политики на различных конференциях.

Лозница, опять же, выступил в поддержку Сенцова. Каннский фестиваль, две его секции, открывались заставкой за освобождение Олега Сенцова. Об этом говорили постоянно. Вот как у вас. Мы приходим в Укринформ и видим плакат «Свободу Сущенко». Много политзаключенных, о которых мы должны говорить.

- Сейчас много акций в поддержку Олега Сенцова. Они особенно активизировались после объявления им голодовки. Это ужасает мир, но не может заставить российского президента отпустить Сенцова, других наших политических узников. Что должна сделать украинская власть?

Очень хотелось бы не потерять такого потенциального мастера, каким должен стать Олег Сенцов

- ... Какие вопросы можно решить с Путиным? Все кинематографическое сообщество непрерывно повторяло это в Каннах, это повторялось в Берлине на вручении наград Европейской киноакадемии: Свободу Сенцову! Все об этом говорят, требуют его освобождения.

Это позор для России! И это чувствует та горстка российской интеллигенции, которая тоже поднимает голос в защиту Олега Сенцова. Но российская власть стоит на том, что он не политзаключенный, и трактует его как террориста. Поэтому обменять его просто нет возможности. Есть надежда, что Вышинского, арестованного СБУ, удастся обменять на Сенцова. Очень бы хотелось! Очень бы хотелось не потерять такого потенциального мастера, каким должен стать Олег Сенцов!

Валентина Пащенко. Киев.

Фото: Павел Багмут, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-