Любовь, порождающая ангелов и демонов. Кино дня

Любовь, порождающая ангелов и демонов. Кино дня

423
Ukrinform
Премьера этого дня – фильм-мелодрама о создателе Франкенштейна «соткан из красоты, за мгновение до извращения»

Новый фильм о Мэри Шелли, авторе романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», ожидаемо погружает зрителя в мелодраму. Необратимость такого развития фильма вполне огорчила бы, если бы не оригинальный прием, своеобразная антитеза: это не жизнь Шелли вылилась в мелодраму, это мелодрама переросла в жизнь Шелли, полную драм и трагедий, что и породило чудовище Франкенштейна.

В целом довольно поверхностная картина саудитки Хаифы Аль-Мансур, тем не менее, имеет умозрительную глубину – неожиданно за визуальными красотами, игриво-фоновой музыкой и разбросанными там и сям красивыми поэтическими фразами всплывает четко сформулированная и в полноте своей прочувствованная вся сложность и болезненность судьбы той, которая создала эпохальный роман, и перевернула ним – начала это делать – представление лицемерного британского общества первой половины XIX столетия. К сожалению, в фильме «Мэри Шелли и монстр Франкенштейна» необоснованно больше внимания уделяется формальным составляющим эпохи, хотя, согласимся, формальность эта воспроизведена с незаурядным мастерством, достаточным и чтобы порадовать глаз, и чтобы показать материальное разнообразие довикторианской эпохи.

Впрочем, герои фильма, полные эмоционального задора, духовно ничтожны по сравнению со своими прототипами, особенно это касается мужа Мэри, прославленного поэта, писателя, философа и драматурга Перси Биши Шелли. В фильме он выглядит гулякой с умением красиво говорить и таким образом крутить голову женщинам, преисполненным новых настроений в отношении «свободной любви» и вечным должником, который едва успевает убегать от кредиторов. Этим сценаристы, Хафи и ее коллега Эмма Йенсен, обрезали все то, из-за чего Шелли называют молодым гением и одной из самых ярких личностей тогдашней культуры. Может, самому Шелли на том свете будет легче пережить такое унижение, учитывая полное физиономическое отличие актера от самого поэта: у Перси были тонкие брови, губы бантиком и в целом женоподобное лицо типичного англо-сакса, в противовес Дугласу Буту – с черными и широкими бровями и лицом представителя вестготов и мавров, что и подтверждается кровью его матери, наполовину испанки. А так много о нем говорится из-за базового конфликта, который он вызвал своим появлением в жизни Мэри.

Человека меняют боль и жизненный крах. Кого-то это загоняет в петлю, а другой встает с колен, чтобы суметь снова ввязаться в бой жизни. Как это не странно, но боль – источник творчества, поэтому постоянный спутник всех великих. А значит, и спутник их семей. То есть путь определен – от боли к творчеству, а дальше творчество с болью идут, пока смерть их не разлучит. И это слово в слово – о жизни, творчестве и смерти Мэри Шелли, урожденной Волстонкрафт Годвин, дочери знаменитого политического философа и его жены писательницы-феминистки, которая умерла после рождения Мэри. В фильме девочка винит в смерти матери себя, и это – как первый гвоздь неправедной муки, вбитый в горячее сердце будущей писательницы. Любовь к матери и боль из-за ее отсутствия в фильме намеренно подчеркнуты несколькими, но максимально красноречивыми признаниями. На кладбище у могилы матери героиня сначала говорит: «Я прихожу сюда, когда могу, чтобы почувствовать ее объятия». А дальше еще больше ошеломляет: «Отец учил меня читать по буквам ее имени»... Неизвестно, имеет ли такая информация реальную основу, но таким образом авторы выстраивают неискоренимую связь между живой и мертвой, более того, добавляют в нее шипы.

Рожденная в такой интеллектуальной семье, имея непривычно для того времени хорошее образование, плюс доступ к обширной отцовской библиотеки и его богатому экземплярами книжному магазину, Мэри уже в 15-летнем возрасте была белой вороной среди своих сверстниц. «Любить читать – значит всего достичь», – поучает в фильме ее отец. Однако, наверное, не все нужно читать, по его мнению, потому что в одной сцене Мэри впопыхах прячет бульварную книжицу. «Не понимаю, что его пугает, – удивляется она, – людям нравятся готические романы».

Она считала примечательным все, что связано с кровью и учащенным сердцебиением. Потому что и сама была быстрой и полнокровной. Мэри, невиданно для тех времен, протестует против грубости гувернантки, которая сводила ее с ума (хотя, согласно биографических источников, в детстве она была счастлива и была привязана к гувернантке). Она уходит из дома, когда отец отказывает ей в благословении на жизнь с Перси (хотя, по источникам, было не так). Она ссорится с любовником и все время в одиночестве пишет, выливает на бумагу слова, идеи, сцены, рожденные готической фантазией просветителя, таким образом воплощая советы отца – «одиночество даст тебе время для самоанализа» и «найти свой голос».

Фильм концентрирует обстоятельства, которые породили в голове у Мэри Шелли ее Франкенштейна. Попутно отметим – ей было всего лишь 18 лет... Романтические размышления (уже) мужа о свободной любви, ночные бегства от неромантичных кредиторов, общение, гуляния, безумие с бисексуалом лордом Байроном, спектакль в театре с гальвинизмом и особенно смерть дочери (на самом деле, у нее умерло двое детей) доводят героиню до предела, когда горящая от боли душа может убежать от реальности единственно возможным способом – с помощью творчества, которое, как вагонетки с углем, вывозит из темноты горы черноту, снаружи превращенную в энергетическую вещь для других. «Внутри вас прячется улыбка, – говорит Байрон Шелли, – и она великолепная и безжалостная, и я надеюсь ее вытащить из вас». Какой же дикой была жизнь Мэри, если ее улыбка имела вид чудовища Франкенштейна?.. Бедная Мэри.

Фильм соткан из красоты, за мгновение до извращения. Тяга Байрона к гомосексуализму очерчена поцелуем Перси, и дальше не имеет визуализации. Статья о применении принципов гальванизма к человеческим трупам только в газете оформлена рисунками мертвых...

Интересно, как в одной из сцен герой Байрона подводит героиню Шелли к картине Генри Фюзели «Кошмар» (1791) и спрашивает, известен ли ей автор. Оказывается, Мэри не просто его знает – он был первой любовью ее матери, которая пыталась покончить с собой, когда тот ушел от нее. Примечательно, что Байрон в отношении к картине говорит о демоне, ангеле в прошлом. Таким образом создатели фильма наталкивают зрителя на мысли о трансформации самой Мэри под влиянием любви и последствий от нее. А возможно, и ведут еще дальше, ведь репродукция картины Фюзели висела в прихожей кабинета Зигмунда Фрейда, и, наверное, не просто так... «Любовь находит путь там, где волки не осмеливаются охотиться», – засекречено резюмирует Байрон.

Наконец, последней каплей в создании романа о Франкенштейне стало соревнование, назначенное Байроном. Как шутка, оно не должно было довести дело до серьезного открытия. Но случилось не так, как думалось: Мэри дописала годами создававшуюся вещь. И сделала революцию сначала в литературе, потому что оригинальные идеи всегда стимулируют пространство, распространяют творение, даже если оно и является откровенным плагиатом или смягченным заимствованием. Затем состоялась гендерная революция, как теперь говорят. Первое издание романа было анонимным, и из-за вступительного слова Перси Шелли все считали автором именно его, впрочем, на презентации книги в книжном магазине отца Мэри Перси поздравил выход этой «работы чистого гения» и назвал настоящего автора – Мэри Волстонкрафт Годвин. Впервые прилюдно женщина была названа писательницей и автором изданной книги.

Ужасы, которые продолжили бомбардировать жизнь писательницы после этого, – это уже другая история, указанная короткими титрами в конце фильма. Важно, что Мэри Шелли так и не сдалась, и через все горе и отчаяние пронесла любовь, которая, словно искра, возвращает к жизни даже мертвых... Мелодраматизм порой бывает похож на магию.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-