Раду Поклитару, хореограф
Чаще всего артисты балета едят чудовищно много и чудовищно поздно!
07.06.2018 12:33 5076

Создатель театра «Киев Модерн-балет» Раду Поклитару называет себя «ортодоксальным артистом балета», при этом, в его труппе не все актеры имеют академическое балетное образование.

Звездный судья шоу «Танцуют все!» убежден, что залог творческого успеха – не во внешних приемах, а в самой сути.

«Современный театр интересен тем, что мы не иллюстраторы, а интерпретаторы!», – заявил хореограф и угостил киевскую публику вкусным балетным десертом – премьерой авторской версии балета «Спящая красавица».

Полные аншлаги убедили его, что на спектакль попали далеко не все желающие, поэтому 26 июня в Жовтневом палаце по более демократичным ценам состоится 2-й показ спектакля.  

- Раду, премьерный показ вашей «Спящей красавицы» прошел в Киеве с ошеломляющим успехом, и, самое время теперь заглянуть за кулисы и расспросить, как проходила подготовка, кто помогал, кто вдохновлял?

- «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского – это третий и, к сожалению, последний спектакль из его великого балетного триптиха.

Наш театр «Киев Модерн-балет» в 2007 году показал киевской публике «Щелкунчика», в 2013 году - «Лебединое озеро», и вот, я понял, что пора, я созрел: «Спящая красавица» дождалась своего часа, и ей пора просыпаться.

Я, вообще, абсолютно ортодоксальный артист балета с академическим образованием. У меня и папа, и мама были солистами балета Молдавской национальной оперы. Всю «Спящую красавицу» в классической версии я в свое время прошел от «а» до «я» как артист: играл маленьких пажей, танцевал кавалеров, волка с красной шапочкой, дослужился до «Феи Карабос» и был безумно счастлив, поскольку с самого детства был влюблен в эту музыку.

Актуальность искусства не в кроссовках – хоть в ластах выйди, без таланта ничего не выйдет

Для меня главный побудительный мотив для того, чтобы взяться за новый спектакль, конечно же, – музыкальная партитура. И скажу банальную вещь, но я обязан ее сказать: это одна из самых гениальных партитур в истории мирового балетного театра!

- Так все же, ваша «Спящая красавица» – классический балет или современный танцевальный театр? Балерин в кроссовках на сцене не будет?

- Современность и актуальность искусства – не в кроссовках, и если человек не обладает талантом, то он может выпустить на сцену артистов – хоть в ластах, хоть на коньках по деревянному полу – ничего из этого не выйдет.

Для меня было очень важно создать свою авторскую версию «Спящей красавицы», которую нельзя поставить, как камерный скромный спектакль, потому что в музыке звучит такая огромная имперская мощь, что любая попытка сделать эконом-вариант обречена на жутчайший диссонанс между музыкой и происходящим на сцене.

Поэтому наша «Спящая красавица», конечно же, – гранд-балет с огромным количеством костюмов, реквизита, бутафории, декораций.

И все это великолепие не могло бы появиться на свет, если бы не помощь посольства Швейцарии и лично господина посла Гийома Шойрера. Это украинско-швейцарская копродукция: украинскую сторону представляет театр «Киев Модерн-балет», лично я, а также художник по костюмам Дмитрий Курята, а швейцарскую сторону – замечательный художник-сценограф Марианн Холленштайн.

- Как правило, костюмы – это одна из самых дорогих составляющих постановки?

Чем строже декорации, тем они дороже

- Да, и на костюмы, и на декорации уходят очень большие деньги, и театр без помощи швейцарского посольства никогда в жизни это бы не потянул.

- Сейчас, как мне кажется, наступила мода на минимализм в декорациях. Как у вас оформлена сцена? Пышное убранство или, все-таки, вы больше сконцентрировались на костюмах и мастерстве?

- Вы знаете, чем строже – тем дороже. Стиль стоит очень дорого, это видно даже по одежде: надеть кричащую майку намного проще, чем стильный костюм от Кардена.

- У вас в спектакле задействовано большое количество больших, достаточно громоздких масок – это ручная работа? Кто их создавал?

В нашей версии «Спящей красавицы» живут Крабораки, Октопусы и Козлотуры

- Это даже не маски, а искусственные головы! Могу сказать, я счастлив аккумулировать вокруг себя талантливых людей, поскольку художник в одиночестве не решает в современном театре ничего. У театра «Киев Модерн-балет» всегда были замечательные художники: Андрей Злобин, Анна Ипатьева, Александр Друганов, а потом – в нашу дружную команду влился Дмитрий Курята. Вы наверняка знаете его, сами того не подозревая: все сезоны «Х-фактора» и «Танцуют все!» – это творчество Дмитрия как художника по костюмам и стилиста.

По-поводу масок: первый акт нашего спектакля перемещен из привычного окружения: аристократы и придворные Короля Флорестана и его жены перенесены в некий фантасмагорический мир раннего средневековья, где при дворе служат и живут некие мифические существа – Крабораки, Октопусы, Рыбосирены, Фениксы и Козлотуры.

Это для них для всех были изготовлены авторские маски-головы, они очень объемные, артисты долго привыкали – и это было достаточно болезненное привыкание.

Но это нормально, потому что всегда есть какие-то вещи, которые заставляют чувствовать себя на сцене некомфортно, к которым артист просто привыкает в процессе репетиций.

- Насколько я знаю, то за основу своего балета вы взяли не сказку Шарля Перро, а копнули несколько глубже? 

- Абсолютно верно, всем известная классическая версия Мариуса Петипа, Петра Чайковского и Ивана Всеволожского базируется на сказке Шарля Перро «Спящая красавица».

Но мало кто знает, что еще задолго до него замечательный неаполитанский сказочник Джамбаттиста Базиле издал книгу «Сказка сказок», в которой впервые в европейской литературе были зафиксированы  сюжеты таких сказок, как «Кот в сапогах», «Золушка» и «Спящая красавица».

Я не буду рассказывать, в чем именно отличие между сказками Базиле и Перро, но могу сказать, что ментально итальянец все-таки более живой и брутальный, оттого и сказка была поживее, без всех этих рюшечек, кружавчиков и милых бантиков.

К счастью, я нашел первоисточник и понял, что это достаточный трамплин для того, чтобы придумать свою историю на его основе.

Конечно, я не брал сказку в чистом виде, я рассказывал свою историю, но дружище Базиле был хорошим соратником и помогал мне во многих сложных перипетиях сюжета, когда я не знал, куда двинуться дальше во время написания либретто своего балета. 

- Когда создавался «Киев Модерн-балет», к вам на кастинги приходили непрофессиональные танцоры балета, но многие из них с успехом были отобраны. Как вы пошли на такой шаг, если сами называете себя «ортодоксальным артистом балета с академическим образованием»?

Внутри тела мега-современного танца живет скелет классического

- 11 с половиной лет назад, в 2006 году состоялся первый кастинг в театр «Киев Модерн-балет», и тогда действительно не стояло условие обязательного наличия диплома окончания балетного училища. Но все они были профессионалами современного танца, разбирались в классическом танце и умели делать классический урок.

Моя хореография все равно основана на классическом танце, хотя, может быть, не профессионалу это и не очень видно. Кажется, что это мега-современный танец, но внутри его тела живет скелет классического танца. Это единственная система координат, которой я свободно владею и на основе чего создаю свой язык, который многим кажется пределом авангарда.

Кстати, мало кому известно, что на самом деле, де-юре, театр «Киев Модерн-балет» образовался только в первых числах января этого года, до этого были юридически частью труппы муниципальной оперы.

И вот наконец, когда театр образовался юридически, Министерство культуры сразу же дало ему звание академического театра, что позволило нам в финансовом отношении быть более независимыми и самостоятельно продавать свои спектакли. Боже, какое счастье следить за тем, как улетают билеты на них!

- В чем отличие работы с теми, кто имеет диплом об окончании балетного училища, и теми, у кого нет такого диплома?

Особенность классических артистов балета – они не могут издавать на сцене никаких звуков

- У академически образованных артистов балета бывают определенные минусы – чаще всего, это серьезные зажимы, неспособность расслабить тело, неумение быть некрасивым на сцене, если это надо для режиссера.

И странная особенность классических артистов балета – они чаще всего не могут издавать на сцене никаких звуков. За годы обучения в балетных школах они настолько привыкают молчать в балетном зале, что сам процесс танца и прямая речь или крик, или смех вызывают у них отторжение и жесточайший актерский зажим.

- То есть, их не учат проявлять эмоции?

- Что самое интересное – это специфика обучения в постсоветском пространстве. Проблема в том, что педагогический состав, в основном – люди из советского прошлого.

Я же вижу наших выпускников, они приходят и в Национальную оперу, и в Муниципальную оперу, иногда приходят и ко мне в театр, их учат выполнять классические движения классического танца, делать пируэты, трюки, жете, вращать шене по диагонали. Но, их не учат главному! Их не учат танцевать – это парадокс.

- Каждый год в Украине выпускаются молодые танцоры балета, хватает ли балетных площадок, чтобы все они нашли себя в профессии?

Украинская балетная школа позволяет артистам работать в хороших европейских театрах

– Сцен у нас в Украине достаточно много. Я долгие годы проработал в Беларуси, вот там – один театр оперы и балета на всю страну.

У нас – Национальная опера Украины, в Киеве есть второй театр, Муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества, Днепропетровский театр оперы и балета, Харьковский театр оперы и балета, Львовский театр оперы и балета, Одесский театр оперы и балета. Еще был Донецкий театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко, к сожалению, – сейчас он по ту сторону добра и зла, поэтому связи прервались. Многие приехали в Киев, там сейчас не полностью укомплектована трупа, насколько я знаю.

Все эти театры надо снабжать кадрами. Но не забывайте, что если человек хорошо выучен и он востребован, он вполне может поехать в Европу и устроиться на работу там. Украинская балетная школа позволяет это сделать, выпускники нашего училища работают в очень многих хороших театрах в Европе.

- Есть мнение, что у артистов балета очень короткий профессиональный век. Это миф или правда? И кого это касается больше, мужчин или женщин в вашей профессии?

В классическом балете женский век на сцене дольше

- Касается всех. Мужчин касается даже в большей степени, поскольку мужское тело быстрее стареет, а мужской танец требует намного больше атлетических усилий – это прыжки, воздушные трюки, сильные вращения.

Женщины же в классическом балете – это же все же больше форма, элегантность, аккуратность. Поэтому женский век на сцене дольше.

- До какого возраста?

- Если мы говорим про артистов кордебалета, то 20 лет стажа – и на пенсию.

А если мы говорим о звездах мировой величины, то тут каждый решает для себя сам. Могу рассказать просто смешную историю. Читатели старшего поколения прекрасно помнят такую великую балетную пару Советского Союза – Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

Владимир Викторович мне рассказывал интересную историю, когда они молодыми приехали с Катей на гастроли Большого театра в Париж: была пресс-конференция, и один из присутствующих журналистов спросил их – скажите, пожалуйста, сколько вы будете танцевать и когда вы уйдете на покой? Володя говорит: в Советском Союзе не то, что у вас, у нас все понятно – вот я пришел в 18 лет, 20 лет я отработаю – и в 38 пойду на пенсию. Ясно? Ясно. Вопрос закрыт.

Прошло какое-то время, им обоим заметно за 40, и они снова приезжают на гастроли в Париж. Собирается пресс-конференция и тот же журналист тянет руку из зала и говорит: Владимир Викторович, вот вы говорили, что в 38 лет уйдете на пенсию. Вам сейчас 47, скажите, а теперь – когда вы уйдете на пенсию? Он отвечает: ну, милый мой, сейчас я уже не знаю, когда, мы уже не в Советском Союзе живем.

- Теперь каждый может решить сам для себя?

- Есть абсолютные рекордсмены в этом плане, типа Алисии Алонсо на Кубе, легенда кубинского балета. Майя Михайловна Плисецкая очень долго работала и очень долго выходила на сцену, для нее создавался специальный репертуар, который позволял ей это делать.

- А в Украине есть такие балетные долгожители?

- Есть, конечно. Но, дело в том, что я если я сейчас назову девочек, которые выступают на сцене и которые заметно перерабатывают, они обидятся, потому что я открою их возраст. Любители балета их прекрасно знают и ходят на их спектакли, и я желаю им всем долгих лет творческой жизни и вовремя понять, когда пора на покой.

- Балет достаточно травматичный вид искусства: нагрузки, поддержки…

- Поддержки, это не самое травматичное, самое травматичное – это прыжки, вот там происходит большее количество травм. Проблемные зоны – это всегда колени, спина.

Я, как бывший артист балета, могу сказать: несмотря на то, что я уже долгие годы не подвергаю себя сильным физическим нагрузкам, как артист балета, но МРТ моего позвоночника приводит в священный ужас всех докторов, которые его видят.

- Вернемся к мифам. Правда ли, что балерины ничего не едят, чтобы остаться в форме, изнуряют себя и вообще приносят себя в жертву искусству?

- Это, действительно, один из мифов про балетный мир. Есть, конечно, люди, которые физиологически предрасположены к полноте, и им приходится идти на какие-то жертвы, но их не такое большое количество.

На самом деле, чаще всего артисты балета едят чудовищно много и чудовищно поздно! Потому что до спектакля есть ты себе позволить не можешь, особенно, если ты ведущая балерина или ведущий артист балета, – кто же будет прыгать с полным животом? Ты приходишь домой – а это 11, полдвенадцатого, час ночи – и вот тут уже самое время, чтобы хорошо перекусить.

Но учитывая, что физическая нагрузка у артиста балета, который находится в постоянной работе, невероятная, сравнимая с работой шахтера или спортсмена, то, конечно же, все это сжигается и никакие лишние килограммы не появляются.

Но, что происходит потом? Артист уходит на пенсию, предположим, в 40 лет, это молодой, энергичный человек – привычка есть много и вечером остается, а физические нагрузки резко обрываются – и очень многие сразу невероятно поправляются.

Приведу в пример мою мамочку. Людмила Владимировна, слава Богу, счастлива и здравствует до сих пор, она живет в Кишиневе, ей 84 года. И когда она работала в театре, ее постоянный рабочий вес на протяжении 20-ти лет был 44 кг.

Сейчас мама очень полненькая, она прекрасно выглядит для своих лет, абсолютно адекватна, обожает театр, ездит с нами на гастроли, но привычка постоянно кушать человека не оставляет, несмотря на то, что уже с момента ухода со сцены у мамы прошло 46 лет, все равно ее пищевой график остался.

- Раду, вы долгое время плотно сотрудничали с шоу «Танцуют все!». К вам приходили люди с нулевым танцевальным образованием – и вы превращали их в звезд танцпола. Действительно ли, при правильном обучении, можно научить танцевать любого человека?

- Нет, нельзя научить любого человека. Конечно же, на уровне отбора, помимо интересных персонажей, которые были бы интересны в кадре и хорошо говорили, мы старались находить людей, которые потенциально смогут танцевать.

Количество людей, которые проходили через каждый сезон шоу – колоссальное. То, что видит зритель на экране телевизора, наверное, я не погрешу против истины, если скажу, что это – сотая часть тех, кто приходит на шоу.

Конечно же, в первую очередь «зеленый свет» давался людям, которые на самом деле талантливы, и по-настоящему могут быть интересны в плане танца. Профессионалу сразу видно – есть ли у человека потенциал для роста, а если он при этом невероятно интересная личность, то, конечно же, для широкой телевизионной аудитории будет увлекательно наблюдать за его жизнью на проекте, за его ростом, за его неудачами и за его победами.

- Бывало такое, что пришел человек, его отобрали, а он, спустя какое-то время, просто сходит с дистанции?

- Постоянно! Это касается не только телевизионного шоу, это касается и, к сожалению, работы в театре, потому что для того, чтобы определить, как артист будет работать следующие несколько лет, у меня есть 2 часа времени.

И, несмотря на мой огромный опыт, я иногда могу ошибаться, взять артиста с прицелом на то, что потенциально он будет развиваться стремительнее, а он на каком-то этапе вдруг начинает притормаживать свой профессиональный рост.

Или наоборот, я беру, например, девочку, которая, я вижу точно, замечательно работает для кордебалета, что она будет выполнять свои функции и вдруг внезапно она раскрывается с невероятной другой стороны и начинает получать сольные партии! Это повсеместная практика, и я счастлив, что это есть, потому что это такой класс, что ты не знаешь, что будет завтра.

- «Киев Модерн-балет» легкий на подъем? Много гастролирует?

- Наверное, мы самый гастролирующий по Украине театр, наша гастрольная афиша охватывает всю страну, и мы делаем это с завидной регулярностью. Вот, в частности, сразу после премьеры «Спящей красавицы» мы были в Николаеве, Херсоне, Полтаве, Запорожье, Харькове. И так нон-стоп.

Каждое наше лето проходит на сцене потрясающего Одесского оперного театра – жемчужины нашей страны. Мы туда привозим спектакли и в течение 6 дней – каждый день показываем новую программу, что невероятно трудно по подготовке, и в конце обязательно показываем премьеру. Вот, 9-10 июля состоится премьера нашей «Спящей красавицы» на одесской сцене.

Помимо Украины, наша гастрольная география следующая: от Таиланда, Китая и Южной Кореи до Бельгии, Нидерландов, Испании и Португалии, как-то так.

Мы последние киевские артисты, которые выступали на сцене Донецкого театра оперы и балета в мае 2014-го года

- Бываете ли вы с гастролями в прифронтовых территориях?

- Вы знаете, мы планировали спектакль в Краматорске и в других городах, которые находятся в непосредственной близости от театра военных действий, но по причине каких-то коммерческих проблем у организаторов гастроли отменились.

Кстати, мы последние киевские артисты, которые выступали на сцене Донецкого театра оперы и балета – показывали «Лебединое озеро» 9 и 10 мая 2014-го года. Выезжали уже через блок-посты. К нам заходили непонятные люди в балаклавах по несколько раз за ночь.

Мы с большим удовольствием поедем и выступим в прифронтовой зоне: если мы и до начала войны выступали там, то не вижу повода – почему бы и нет.

- Есть ли у вашего театра звездные поклонники, может, кто-то из политического бомонда ходит постоянно?

- Могу сказать, что Президент Украины Петр Порошенко, до того, как стал Президентом, ходил несколько раз на наши спектакли всей семьей, и когда я получал Шевченковскую премию в прошлом году, мы общались, и он помнит названия спектаклей, на которых был, – это очень приятно.

Из политического бомонда на наших спектаклях можно встретить Антона Геращенко, Геннадия Зубко с супругой, Геннадия Плиса. Так что, в принципе, вниманием истеблишмента мы не обделены.

Постоянно бывает у нас, конечно же, министр культуры Евгений Нищук. А недавно состоялось важное событие: в течение всего времени, что существует наш театр, объявление в начале спектакля – «выключите свои телефоны» – было начитано моим голосом на русском языке (учитывая, что если я запишу его на украинском, будет очень смешно), – я попросил Евгения Нищука начитать нам это объявление, и вот буквально недавно это все-таки состоялось!

- Ничего себе, вы крутые!

- Да, мы крутые.

Любовь Базив. Киев. 

Фото: Овсянникова Юлия, Sergey Efanov

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-