Слипак. Неубиенный “МИФ”
Фронт двинулся дальше, “Миф” остался...
29.06.2018 09:00 1673
Продолжаем серию публикаций мультимедийного циклового проекта “КАЛИНОВИЙ К@ТЯГ”, который Укринформ осуществляет вместе с рядом украинских медиа. Цель этого проекта – на языке ХХІ века рассказать о ярких личностях, которыми гордится Родина: государственных деятелях, мыслителях, деятелях науки, культуры, спорта, церковниках, педагогах, меценатах. О тех, кого мы знаем, кого только узнаем, и о ком забыли. Замечание насчет "забыли", однако, никоим образом не касается героя сегодняшнего рассказа...

* * *

В шесть часов утра 29 июня 2016 года под пгт Луганское Бахмутского района Донецкой области от вражеской пули калибра 12.7 мм, выпущенной снайпером, погиб пулеметчик 1-й отдельной штурмовой роты Добровольческого украинского корпуса “Правый сектор” (ДУК ПС), украинский оперный певец (бас-баритон), волонтер, участник боевых действий во время войны на Востоке Украины Василий Слипак (Wassyl Slipak).

- Мне хотелось бы думать, что смерть “Мифа”, как друзья называли Василия, стала своеобразным катализатором, что парни заняли господствующие высоты на Светлодарской дуге, которые следовало давно занять, откуда враг по нам бил и откуда мы теперь будем бить по врагу, – отметил заместитель (в 2014 году) командира добровольческого батальона ОУН Борис Гуменюк (1965 г.р.) с позывным “Кармелюк”. Фронт двинулся дальше, “Миф” остался.

Боевые побратимы трагическую весть комментировали сдержанно, по-армейски сухо:

- Была очередная атака со стороны Дебальцево. Сначала по нашим позициям стреляли из артиллерии, позже пошли танки и пехота. Слипак за пулеметом прикрывал товарищей. Кроме него, сукин снайпер попал еще в двух наших товарищей, состояние – средней тяжести.

Новость покатилась по миру, быстро докатилась до Франции, и в Париже фото певца, который на Восточном фронте в третьей “командировке” успел повоевать только десять дней, выставили в Соборе Владимира Великого (Cathédrale Saint-Volodymyr-le-Grand), который находится в украинском квартале на бульваре Сен-Жермен, 51 (Вoulevard Saint-Germain). Те, кто знал “Мифа” лично, следил за его карьерой, просто слышал арии в его исполнении, молча пришли с цветами, остро и физически чувствуя, как им не хватает раскатистого голоса и харизматичной улыбки. В Киеве к монументу Независимости на Майдане тоже направился люди – кто с лампадками, кто с фотографиями. В тот день украинцы по всему миру искренних слез не прятали.

...Указом Президента Украины №42/2017 от 20 февраля 2017 г., “за виняткову мужність і героїзм, виявлені у захисті державного суверенітету та територіальної цілісності України, самовіддане служіння Українському народові”, Василию Слипаку, первому в истории Украины добровольцу, было присвоено звание “Герой Украины” (посмертно) – Петр Порошенко лично передал награду родителям воина.

* * *

Мифы рождаются из беды и радости, потому что никогда не бывают одномерными. Они ищут и защищают правду, когда уже не на кого полагаться. В одном из последних интервью Василий Слипак так объяснил свои поступки, нетипичные как для избалованного солиста Парижской национальной оперы (Opéra de Paris):

- Это никакое не геройство: ехать на Восток Украины – все люди боятся. Я адресую месседж всем мужчинам от 18 до 50, которые в хорошей физической форме: там ничего страшного аж такого нет. Там вы не должны только стрелять, вы можете просто помогать. Советую каждому – съездите и поймете: эта война закончится очень быстро. Благодаря именно такому опыту каждого украинца, который считает себя хотя бы немного патриотом.

...Похоронили героя 1 июля 2016 г. во Львове на Лычаковском кладбище, на поле почетных захоронений №76. Высыпал весь город, о львовянах и говорить нечего. На траурной панихиде в Гарнизонном храме Святых апостолов Петра и Павла служил епископ-помощник Львовской Архиепархии УГКЦ, преосвященнейший владыка Венедикт, специально из Франции прилетел друг покойного, артист Парижской оперы, бас Гийом Дюссо (Guillaume Dussau).

Последний делал все, чтобы любой ценой остановить товарища, чтобы тот опять не отправился в опасный вояж на временно оккупированные земли Родины:

- Я его спросил, нет ли у него чего-то более важного во Франции, чтобы не ехать, – таким образом я хотел его остановить (просил не ехать Василия и бывший киевлянин, известный французский кинокомпозитор Евгений Гальперин. – А.Р.). Но Василий был цельным человеком и никогда ничего не делал на половину. Очень хотел он быть полезным Украине. Ему не нравилось пустая болтовня, которая ничего не меняла в жизни.

Можно похоронить игру воображения, можно слезно проститься с иллюзией, но ничего не поделаешь, когда “Миф”, добряк и правдоруб, – неубиенный. Легенды умирают, когда перестают обслуживать чьи-то интересы, мифы живут, потому что отстаивают только личные надежды каждого человека.

* * *

Василий Ярославович Слипак родился 20 декабря 1974 г. во Львове в семье Ярослава Владимировича и Надежды Васильевны Слипаков. Никто из его родных музыкой профессионально не занимался. Говорят, уникальный голос парень унаследовал от деда Василия, в честь которого родители назвали младшего сына. Ничем особенным в детстве Вася не отличался. С родителями он жил в обычной пятиэтажной “хрущевке” на улице Василия Симоненко, 9, рос в обычном спальном районе (Кульпарков), бегал в соседнюю львовскую десятилетку, типично двухэтажную школу №46 имени В.М.Черновола, которая собирала школьников на улице Научной, 90.

Талант к пению проснулся у мальчика в шестилетнем возрасте, когда на сельской свадьбе Василий спел песню “Тиша навкруги” из репертуара любимых трио Мареничей. Это, пожалуй, были первые аплодисменты, отдававшие эхом оваций. Чтобы развить способности младшего брата, в 1983 г. Орест Слипак (1971) отвел третьеклассника во Львовскую государственную академическую мужскую хоровую капеллу “Дударик”, в которой музыке подростков учили с 1971 г. С тех пор творческую судьбу Василия старший на три года Орест считал своим “личным проектом”. Настойчивых способности видоизменяют, и вскоре подросток с редким голосом (контратенор) стал солистом хоровой капеллы.

Со слов преподавательницы английского языка, классного руководителя Нели Ивановны Винницкой:

- Я учила Василия с пятого по девятый класс - это был очень позитивный ребенок. Обоих сыновей с детства родители воспитывали в cтрогости, как настоящих мужчин. И Василий, и его брат Орест росли послушными детьми. Кроме того, у Василия все в жизни было связано с пением. Помню, мальчика рано отдали в “Дударик”, а там дисциплина царила, как рассказывала мать Надежда Васильевна, строгая: кто опоздал – сразу должен был отжиматься от пола.

Воспоминания продолжила следующий классный руководитель Ольга Федоровна Оглашенная:

- Это был уникальный подросток. Василий вырос в простой семье, если не ошибаюсь, родители - выходцы из Тернопольской области, которые всю жизнь жили во Львове, работали на Львовском автобусном заводе (мать – в конструкторском бюро, отец – на производстве. – А.Р.). Но интеллигентность, доброта, талант проявились у мальчика очень рано: я учила его с девятого класса. Когда он выпускался из школы, то не был похож на других подростков, а запомнился мне взрослым, совершенно сложившимся человеком.

* * *

Вторым отцом для Василия Слипака стал хоровой дирижер Николай Лукич Кацал (1940-2016), стараниями которого в 1989 г. во Львове была основана первая украинская государственная хоровая школа. Мудрый наставник вел по жизни всегда юную капеллу, из года в год постепенно усложняя репертуар. Музыкальный вкус и профессиональную подготовку будущего оперного певца формировали произведения выдающихся украинских композиторов золотой эпохи украинского барокко, в частности жанра хорового концерта: концерты Дмитрия Бортнянского, Артема Веделя, Максима Березовского; колядки и щедривки в обработках - Николая Лысенко, Николая Леонтовича, Кирилла Стеценко. Не случайно украинская певческая школа издавна поставляла “дишкантів та альтів” для Придворной хоровой капеллы в Санкт-Петербург.

Как солист академической мужской хоровой капеллы “Дударик”, еще в подростковом возрасте Василий Слипак увидел мир и получил колоссальный опыт, выступая в самых престижных концертных залах планеты: Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко, Национальная филармония Украины, Национальный дворец искусств “Украина”, Карнеги-Холл (Нью-Йорк, США), собор Парижской Богоматери (Париж, Франция), зал “Уэст Эдмонтон Молл” (Эдмонтон, Канада), “Ванкувер Эйр Плейс” (Ванкувер, Канада), Варшавская филармония (Польша), Домский собор (Латвия, Рига), а также ведущие площадки Австрии, Италии, Ватикана, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, Венгрии, Словакии, Литвы, Эстонии, Беларуси, Грузии, Молдовы.

Другой в 17 лет задрал бы нос, поймав звезду.

Василий был человеком другого сорта: с одной стороны, он придерживался природной скромности, которую парню привили родители, а с другой – впитывал открытую европейскость, увиденную собственными глазами, лелея при этом украинскую щедрость. Возвращаясь из заграничных конкурсов, фестивалей, туров, он всегда привозил подарки.

Представьте, для каждого из 28 одноклассников из Львовской средней школы №46 имени В.М.Черновола. Как отметила классный руководитель Ольга Федоровна Оглашенная:

- Василий всегда заботился о тех, кто рядом. Когда началась война, он, настоящий самородок, сначала помогал украинским бойцам, а потом сам ушел на фронт. Ему остался месяц до конца контракта, и тогда Василий мог со спокойной совестью вернуться домой... Иногда я перечитываю, как семнадцатилетним он оставил запись в выпускном альбоме: “Пані Ольго, дякую щасливому випадку, який звів мене з Вами. Ваша доброта, щедрість, опіка за такими неслухняними дітьми як ми, чіпали кожен нерв, кожну клітину мого єства. Від всіх вчителів Ви відрізняєтеся особливою християнською мораллю… Я завжди Вас пам’ятатиму, ставитиму в приклад своїм дітям”.

Детей собственных “Миф” так и не дождался, та проклятая пуля калибра 12.7 мм, выпущенная снайпером из крупнокалиберной винтовки, убила не талантливого певца, а частичку генофонда украинской нации...

* * *

Не хочу, чтобы складывалось впечатление, что жизнь Василия Слипака не была устлана болезненными терниями. Всякое случалось преодолевать: и трудности, и поражения, и отчаяние. Слабодухие ломаются, украинцы получают цель, потому что ближайшая цель - это твоя самая важная жизненная победа. Несмотря на редкий голос (контратенор), встречающийся один на тысячу вокалистов, во Львовский высший государственный музыкальный институт имени Н.В.Лысенко Василий Слипак вступил не сразу. Только на второй год (1992) после окончания десятилетки он стал студентом кафедры академического пения. К счастью, юноша попал в класс народной артистки Украины, профессора Марии Яковлевны Байко (1931), воспитанницы самой Соломии Крушельницкой, бережного носителя старой школы.

Больше всего “личным проектом” гордился не студент, а старший брат. Так было у них в семье заведено: братья гордились друг другом, поддерживали, помогали. В частности Орест Слипак как-то признался:

- “Такие, как Василий, рождаются раз в сто лет”.... Это не мои слова, они принадлежат бывшему ректору (1983-2004) Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского Олегу Семеновичу Тимошенко (1932-2010). Когда Василий поступал во львовскую консу, он консультировался с разными специалистами. Сначала брат сидел в контратенорах, но впоследствии перешел в бас-баритон; нижние ноты - до соль большой октавы. Такого диапазона не помнят последние сто лет – это факт.

За консерваторские годы юноша накопил значительный репертуар, который составляли произведения украинских и западноевропейских композиторов - от Дмитрия Бортнянского до... Карла Орфа. Как перспективный студент и многообещающий исполнитель, еще учась в вузе, в 1992-1996 гг. Василий Слипак активно концертировал, исполняя европейскую классику, включая произведения Алессандро Скарлатти, Антонио Вивальди, Вольфганга А.Моцарта, Джудио Каччини-Андреа Фальконьери, Антонио Тенальи и других композиторов. Чтобы миф укоренился в сознании публики, главное – раньше времени не раскрывать полной картины, пусть слушатель услышит только некоторые арии или куплеты. Именно в том наборе, казалось, разрозненных цветных стеклышек рождается волшебный калейдоскоп, за которым не видно, как медленно пускает корни настоящий миф.

* * *

Попав в 1994 г. на Международный конгресс Европейского общества кардиологов (Le Congrès International de l'Association Européenne de Cardiologie), который проходил в Ницце, аспирант Тернопольского медицинского института Орест Слипак быстро остался без денег. Это типичная ситуация для лазурного побережья.

У будущего доктора медицины был единственный во Франции телефон, который во Львове дали хорошие знакомые, и набрал номер греко-католического отца Павла Когута (1926-2006). В свое время этот подвижник украинистики сидел за партой и жил в одной комнате с будущим Папой Римским Бенедиктом XVI, поэтому, как понимаете, имел колоссальные связи. Настоятель не просто откликнулся, а из самого Страсбурга (почти 800 км) лично приехал за Орестом Слипаком с товарищем.

Следующим в цепочке важных знакомств стал директор парижского еженедельника "Українське слово”, доктор медицины Ярослав Мусянович (1915-1999), который родился на Львовщине и с начала 1970-х гг. руководил во Франции украинской масонской ложей “Vox Ukrainae”, где имел, поговаривали, 31-в степень (градус) масонства. В приватном разговоре влиятельный профессор прочитал Оресту Слипаку коротенькую лекцию о культуре, парижской богеме, а затем представил французскому композитору украинского происхождения, бывшему львовянину Марьяну Кузану (1925-2005); в 1947 г. тот окончил Парижскую консерваторию по классу композиции, которой учился у Дандло Жоржа (Georges Dandelot; 1895-1975), прямого ученика великого композитора, первого импрессиониста в музыке Мориса Равеля.

Поясню: отец преподавателя композиции – Артюр Дандло (Arthur Dandelot; 1864-1943), в свое время считался во Франции известным музыкальным критиком, а еще – непревзойденным импресарио, который лично организовывал концерты Франсиса Планте, Жака Тибо, Игнаца Падеревского, Яши Хейфеца, Иегуды Менухина. По совету Ярослава Мусяновича, гость из Львова кратко рассказал о талантливом младшем брате и, прощаясь, оставил Марьяну Кузану аудиокассету с записями арий.

* * *

Через месяц во львовской “хрущевке” на улице Василия Симоненко, 9, зазвонил телефон. Это Ореста из Парижа набрал французский композитор Марьян Кузан, чтобы сообщить: он переговорил со своим другом, известным промоутером, дал послушать аудиокассету Василия Слипака, и оргкомитет одного из крупнейших музыкальных фестивалей во Франции в городе Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand), регион Овернь-Рона-Альпы, приглашает львовянина к участию и полностью финансирует поездку конкурсанта во Францию.

В начале марта 1994 г. в городе Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand), регион Овернь-Рона-Альпы, 19-летний украинец, который единственным из участников решился петь родные песни в обработке национальных композиторов (Левко Ревуцкий, Николай Лысенко), выиграл Гран-при и еще... приз зрительских симпатий Международного вокального конкурса (Concours International de Chant de Clermont-Ferrand).

* * *

То был бешеный успех!... За дело взялась мифология. Ну, это, когда на реальные вопросы баловень судьбы получает сказочные ответы. Как победителю престижного конкурса, через несколько недель Василию Слипаку предложили выступить с сольной программой и разрешили лично ее составить. Зачем строптивого обладателя Гран-при насиловать – он все равно по-своему сделает! Так молодой бас-баритон дал сольный концерт, упрямо составленный из ярких образцов украинской народной музыки; заметьте, ни посольство Украины во Франции, ни отечественное министерство культуры к этому артиста не склоняли. По собственной воле, по личной инициативе “Миф” стал самым молодым послом украинской культуры на родине Вольтера. Вдобавок замечу - тот сольник состоялся, на минутку, – в Опере города Виши (l'opera de Vichy), которая считается летней музыкальной столицей Франции.

Чуда не произошло, на завтра он проснулся знаменитым, а послезавтра пришлось все начинать сначала. Потому что в Париже, в этом самом культурном перекрестке Европы, изведанного всегда меньше, чем неизведанного; здесь величие звезды приходится не приобретать раз и навсегда, а каждый раз подтверждать.

Гражданства ему никто сразу не предложил, и три последующих года Василий Слипак регулярно приезжал во Францию, участвовал в фестивалях, гала-концертах, но в 1996 г. директор фестиваля предложил юноше остаться в Париже, чтобы не тратить время на длительные переезды. Здесь замечу, что у Василия были широкие музыкальные вкусы и эдаким ботаником он не был. В свое время, еще учась во Львове, он был лидер-гитаристом местной команды, которая играла, на минутку, хэви-металл.

В 1997 г. 22-летний Василий Слипак – красивый, высокий как струна (ростом под два метра), талантливый – успешно прошел творческий кастинг и попал в основной состав труппы Парижской национальной оперы. Его мастерство, не голос, дарило “Мифу” возможность начать сольную карьеру во Франции и Европе.

* * *

Вместе с тем, на Родине предстояло уладить некоторые дела. В 1997 г. Василий Слипак окончил Львовскую консерваторию, а вскоре баритона пригласили в Парижскую оперу и с тех пор почти два десятилетия он жил во Франции. Артист исполнял произведения Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Георга Генделя, Антонио Вивальди, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе, Рихарда Вагнера, Франца Шуберта, Жака Оффенбаха, Джоаккино Россини, Йоганнеса Брамса, Джулио Каччини-Андреа Фальконьери, Дмитрия Бортнянского, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Антона Рубинштейна, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, но любимой партией была ария Мефистофеля из оперы “Фауст” Шарля Гуно; из-за нее Василий и выбрал позывной “Миф”.

В конце мая 2011. в номинации “лучшее мужское исполнение” он стал финалистом второго тура IV международного оперного конкурса “Armel”, который состоялся в Сегедской национальной опере (Венгрия). Там соревновалось 30 вокалистов из 11 стран. С тех пор солиста “Opéra de la Bastille” специалисты знали как одного из лучших баритонов мира.

Заняв высокое место в рейтинге, отныне львовянин мог жить в свое удовольствие, радоваться чистому искусству, общаться в кругу голливудских и парижских звезд первой величины. Будто компенсируя годы нищеты, Василий приобрел на Сардинии родителям домик. Да и старший брат Орест крепко пустил в Тернополе корни, защитил докторскую диссертацию. Все было бы хорошо, если бы Овощ не продал Х*йлу Украину за 1 ярд, а потом сбежал из страны, и тут началось....

* * *

Нет, Василий Слипак носа не задирал, мол, я теперь такой крутой – в Opéra National de Paris пою, а познакомился и быстро сблизился с украинской общиной, которую тогда в Париже возглавляла Наталья Пастернак (1965-2016).

При его участии по-новому закрутилась деятельность Украинского центра.

Ее апогеем стал Майдан-2013, во время акций которого украинская диаспора давила на правительство Франции, чтобы то остановило преступные действия Банковой против своего народа. В ход шло все: пикетирование посольства Эрэфии, протесты возле культурного центра Жоржа Помпиду, коллективные письма возмущения в национальные СМИ, обращения к депутатам. Днем голос парижского Майдана всегда гремел в мегафон и не обращал внимания на то, как бы до вечера не охрипнуть и не давать петуха в Национальной опере.

Борьба добавляла не только творческих сил, но и вдохновляла. У “Мифа” вдруг появилась верная подруга, собственный корреспондент журнала “Український тиждень” в Париже Алла Лазарева (1967), которая вспоминала то бурное время:

- Мы познакомились на парижском Майдане. С ним не было ни одного шанса не познакомиться. Василий стал душой наших демонстраций, часто выступал, умело объединял людей. Вообще, он был харизматическим лидером. Помню, во время одного из первых наших разговоров мы обсуждали продажную Мари Ле Пен, а подружились уже благодаря волонтерству – вместе с еще несколькими близкими друзьями, когда на практике наладили систему еженедельных отправок на передовую и напрямую адресной материальной в семьи погибших и раненых украинских воинов.

* * *

Во время Революции Достоинства “Миф”, всегда отмеченный национальной символикой, принимал активное участие во всех акциях украинской диаспоры во Франции. В интервью хороший товарищ Василия, сверстник, главный дирижер и художественный руководитель камерного оркестра “Новая Европа” (Orchestre de Chambre Nouvelle Europe) Николя Кроз (Nicolas Krauze; 1974), вместе с которым 30 ноября 2013 г. в театре муниципалитета Ле-Везине они увлеченно исполняли арии из опер “Аида”, “Травиата”, “Набукко”, “Риголетто”, рассказал о таком:

- Много французов из различных слоев до событий на Майдане почти ничего не знали об Украине. Благодаря оперному певцу Василию Слипаку они начали интересоваться вашей страной – смотрели репортажи. О Василии большую статью напечатала самая популярная ежедневная газета “Le Mondе”, что вызвало широкий резонанс.

Этого “Мифу” оказалось мало. Как основатель и волонтер благотворительной организации “Fraternite Ukrainienne”/“Украинское братство”, созданной вместе с Аллой Лазаревой и единомышленниками, в мае 2014 г. Василий Слипак впервые приехал на Восточный фронт. Хотелось познакомиться с бойцами Добровольческого украинского корпуса “Правый сектор”, изучить насущные потребности добровольцев и помочь настоящим защитникам Родины. Больше месяца в составе 7-го отдельного батальона ДУК “Миф” воевал в Песках вблизи Донецкого аэропорта, потом участвовал в боях за Авдеевку.

Именно они, воины ДУК ПС, стали первыми “боевыми крестниками” его волонтерской группы. Воочию оперный певец увидел убогую амуницию, экипировку, провиант, но пришел в восторг от мужества сознательных украинцев, которые первыми из добробатов шагнули в окопы и взяли в руки оружие.

Однако контракт есть контракт, и уже 12 июня 2014 г. в городке Кань-сюр-Мер, регион Прованс-Альпы-Лазурный берег, Василий Слипак вышел на сцену в строгом смокинге, чтобы в сопровождении хоров и симфонического оркестра (дирижеры - Николя Бланш и Николя Пиель) исполнить отрывки из опер “Князь Игорь” Александра Бородина, “Евгений Онегин” Петра Чайковского.

* * *

Так, в феврале 2015 г. на первые благотворительные средства он с “друзьями-бандеровцами” (по шутливому самоопределению) привез и передал бойцам ДУК ПС автомобиль “Ford”. Чертыхался “Миф”, имея в виду хваленую французскую политкорректность:

- Просвещенная Европа ни бельмеса не знала, что у нас на Востоке творится. Больше всего раздражало то, что французские масс-медиа в своем максимальном большинстве - или совсем не освещали украинские события, или вели достаточно четкую пророссийскую линию. С этим надо было что-то делать. Трудно было просто усидеть в Париже.

Они быстро сблизились, стали побратимами, и “Миф” снова не удержался.

В сентябре 2015 г. он присоединился к 7-му отдельному батальону ДУК, а в 1-й отдельной штурмовой роте воевал пулеметчиком в селе Водяное под Мариуполем. Только в октябре бас-баритон вернулся во Францию. Представляете, все на голом патриотизме, без специальной военной подготовки. В тот раз обошлось, потому что Богородица-Покрова, как заступница и защитница от врага, была с сознательным рыцарством, достаточно было молитву к Пресвятой Богородице прошептать – “Під Твою милість прибігаємо”.

Как вспоминал киборг Геннадий Дубров (1992) с позывным “Бизон”:

- Когда мы были на базе, жили с ним в соседних комнатах. База находилась под Мариуполем, поэтому иногда мы ходили на пляж поговорить. В быту Василий оставался простым человеком. Он – символ того, что где бы не были украинцы, каких успехов не достигали бы, генетическая память возрождается. Когда беда на твоей земле, ты идешь ее защищать. Ты остаешься украинцем. Но “Миф” был досвольно радикальным. Об этом не говорят, потому что все его цитаты выдергивают из причесанных интервью. В своих кругах он говорил, что революция не закончилась, нужен переворот. Когда он уезжал обратно во Францию, то всегда раздаривал свои личные вещи. У меня еще есть разгрузка Мифа и две камуфляжные футболки. Ценю эти реликвии.

...Не одну неделю после возвращения в Париж Василию снилась походная сцена.

В переоборудованном внедорожнике, обшитом металлическим листом, с крупнокалиберным пулеметом на крыше, он с друзьями едет на боевое дежурство, а сам громко поет куплеты Эскамильо, подбадривая товарищей:

- Toréador, en garde! Toréador! Toréador! Et songe bien, oui, songe en combattant…

* * *

Вернувшись в октябре 2015 г. легкораненым, в Париже у “Мифа” было буквально несколько недель, чтобы восстановить здоровье и стать в ряды арт-десанта. Уже 2, 4 и 7 ноября 2015 г. в оперном театре Граслин (Le théâtre Graslin) города Нанта, регион Верхняя Бретань, он принимал участие в опере “Император Атлантиды” (“Der Kaiser von Atlantis”) Виктора Ульманна, написанной осенью 1943 - весной 1944 годов в концлагере Терезин, где через несколько месяцев австрийский композитор погиб.

В спектакле Василий Слипак исполнял не одну, а сразу две партии – Смерти (Der Tod) и... Репродуктора (Der Lautsprecher). По замыслу автора, все события наполнял ветхозаветный пафос, нацистский трагизм и брехтовский фарс. То и дело раздавались язвительные строки - то ли риторические вопросы, то ли игра с пулей калибра 12.7 мм:

- Смерть! Де твоє вихрове жало? Пекло! Де твоя клята перемога!

* * *

Бурную волонтерскую деятельность Василий продолжил; помните, из Франции отправки в Украину осуществлялись каждую неделю... Параллельно он устраивал благотворительные концерты в Украинском центре в Париже, помогал детям-сиротам, которые потеряли родителей на войне и регулярно мчался на Донбасс с гуманитаркой.

При любых обстоятельствах травмировать родных “Миф” не хотел и скрывал, что на самом деле происходит. Старший брат Орест позже признался:

- Раньше мы никогда не ссорились... Горячие дискуссии начались тогда, когда Василий начал ездить на фронт: мы же договаривались с ним, что он будет только петь. Ту тему мы часто затрагивали, но брат придумал хитрый вариант – мало о чем мне рассказывать. Он останавливался у меня в Киеве, но всегда объяснял: “Я – простой волонтер, мы везем гуманитарную помощь, изучаем потребности бойцов”. Таким образом он берег мою психику. Закрадывались подозрения, что это так. Родители тоже чувствовали, что он ездит на фронт, дает там концерты, но никто и не догадывался, что Василий принимает участие в боевых действиях. О ранении он тоже никому не сказал, потому что боялся огорчить.

Кажется, в качестве публичного прикрытия на стене Василия Слипака в “Facebook” тянулись обычные волонтерские будни, изредка появлялись короткие сообщения:

- Не люблю про себе писати пости, але друзі сказали: треба, аби кошти збиралися. Тому, брати і сестри, знаю, що серед моїх френдів є заможні українці. Може, хтось захоче допомогти добровольцям, ось моя банківська картка і номер на світлині.

Какая разница, где ты живешь, когда ты делами любишь Украину.

Немного похожий на Че Гевару, он превратился в посланца Революции Достоинства в Париже: загнутый как у десантника берет, камуфляжная куртка с надписью “Art - descente”, шнурованные берцы.

* * *

В собственных рассуждениях Василий был категоричным, неудобным для властей по обе стороны фронта, но очень убедительным. В одном из телеинтервью он объяснял молодой журналистке выход из этой войны:

- Українська влада не може, але має піти на поступки, вона повинна (!!!) зробити все необхідне, аби була створена по принципу Естонії чи Швейцарії Добровольча резервна армія, що на фронті доволі ефективна. Адже народ України підтримував, підтримує і підтримуватиме саме добровольчі батальйони, бо вони і є самим народом. І досі Українська повстанська армія залишається символом нашої боротьби проти будь-якого кольору окупантів. Ми лише продовжуємо їхню боротьбу,  бо ця боротьба – остання. Майбутнє я не бачу таким, де ми не виграли б цю битву. По цілому світові українці сподіваються на це. Бо немає із цієї війни виходу, просто нема. Домовленості з Меркель, Оландом та Путіним не дадуть жодних результатів, вони продадуть нам і Донбас, і Луганськ, і Крим… Вихід один: нас, добробати, легалізувати, аби ми діяли в рамках закону – озброєні, із постачанням та злагодженням із регулярними підрозділами Збройних сил України.

Когда можно было не бриться, не подшивать каждый день белый воротничок, не ходить со строевой песней, он не превращался в лентяя, а оставался свободным художником – как и оставит души подразделения. Очень важные воспоминания оставила боевая подруга Василия Слипака, 22-летняя волонтер-краматорчанка из организации “Моя Незалежна” Ольга Коновалова:

- Помню, как “Миф” страшно меня раздражал. Мы тогда стояли на базе, а я как раз готовила. Никогда ребята за собой грязную посуду не убирали. Я пыталась их построить, сердилась. Мимо кухни как раз приходил “Миф” и специально, по-доброму, меня разозлил еще сильнее. Вдруг злость моя стала такой бессмысленной... Сам “Миф” в быту был абсолютно собранным, хотя армейскую дисциплину не уважал. Утром, когда все выстраивались в шеренгу, он, напевая себе, из-под земли выходил медленно, а на замечание командира просто повышал громкость арии или песни.

Василий Слипак никогда не был рьяным патриотом. Сколько ему не предлагали, он не согласился на членство в какой-либо из украинских партий. А еще – в равной степени помогал воинам всех видов Вооруженных сил Украины: Нацгвардии, “Правому сектору”, различным армейским подразделениям, которые отстаивали независимость Неньки.

- Наша волонтерская деятельность остается на уровне дружеской семейной институции. Ни в коем случае мы не хотим славы, мы просто выполняем свою работу: информируем французов о ситуации на Востоке, собираем посылки для украинских военных.

* * *

“Миф” говорил на семи языках: французский, итальянский, английский, немецкий, испанский, польский и русский. В его доме под Парижем часто сияли настоящие звезды Голливуда, график выступлений был спланирован на два года вперед. Тем временем он занимался волонтерством, а дважды по месяцу приезжал добровольцем на Донбасс.

Родственники и знакомые постоянно допытывались: зачем ему самому воевать? Ведь Василий Слипак – известный певец, статусный артист, чья карьера головокружительна, в конце концов, он и так стал самым ярким послом Украины в Старом Свете, который всячески пропагандирует в Европе национальную культуру. Конечно, он бы больше любил женщин, больше бы пел на сцене, больше бы тешил слух сотен тысяч поклонников оперы, – но как договориться с совестью? Как усыпить совесть, когда часть твоей Родины оккупирована, когда на Востоке Украина в огне и крови, а ты закрываешь на это глаза?

Одной лишь благотворительностью заниматься Василий не смог. Агитировать европейцев с мегафоном помогать Украине было для него мало. Воевать в окопах на Востоке значило для “Мифа” глубоко понимать ситуацию, сложившуюся на Донбассе. Поэтому добровольные командировки только увеличивались во времени. В частности в третий раз оперная звезда планировала воевать пулеметчиком 1-й отдельной штурмовой роты ДУК ПС полгода.

Знал ли он, что международный статус в европейской опере от пуль не защищает?

Понятное дело. В том-то и дело, что во время всех трех “боевых командировок” он не требовал к себе снисходительного отношения со стороны командиров, потому что на Восток приезжал воевать за других и, если будет нужно, умирать за других.

Сознательно, 18 июня 2016 г. “Миф” снова приехал на Донбасс, привез собранную помощь добровольцам и больше не вернулся - ни в Киев, ни в Париж.

- Если бы у вас была сегодня возможность что-то передать потомкам, чтобы вы сказали? – спрашивала журналистка в одном интервью.

- Ми тут для вас, і – все. Ви житимете в тій Україні, про яку ми лише мріємо, яку нині відвойовуємо. Я хочу, щоб серце моє стукалося в українському ритмі.

* * *

Боевой побратим Василия Слипака, 38-летний Михаил Лупейко с позывным “Ангел”, на мой взгляд, заглянул в саму суть этой исторической личности:

- Вот мне говорят, будто я – герой, а я возражаю: я – один из десятков тысяч патриотов, которые сделали на войне то, что смогли. (Напомню, в ночь с 21 на 22 августа 2016 г. на Светлодарской дуге этому бойцу 54-й бригады из города Новгород-Северский, который стоял под обстрелом на боевом посту, – минометным снарядом оторвало обе ноги. – А.Р.) На мой взгляд, герой именно Василий Слипак, такие ребята, как он... Эти личности не только поменяли звездную или очень обеспеченную жизнь на кровавую бойню и грязь окопов, личным примером они повлияли на ход украинской истории последних лет! Таким героям – СЛА-ВА!

...Когда 30 июня 2016 о гибели баритона Парижской оперы сообщила даже газета “The New York Times”, больше всего американского обозревателя Эндрю Крамера (Andrew E. Kramer) поразил видеофрагмент интервью певца Общественному телевидению Украины, где неубиенный “Миф” деловито отвечает на вопрос журналиста, поет украинскую народную песню “Місяць на небі”, при этом набивая автоматный рожок патронами калибра 7,62 мм.

Буквально через три дня с авторской статьей “Украинского оперного певца Василия Слипака застрелил снайпер” вышла газета “The Washington Post”, которая цитировала великие слова надежды, высказанные покойным рыцарем свободы:

- Україна може стати успішною країною, головним гравцем на політичній арені, якщо почне слухати голос свого народу.

Александр Рудяченко

Фото: Роман Сущенко/Укринформ, facebook.com/pier.raimbault, facebook.com/tdanylenko, RFE/RL

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-