Идеал за 5 копеек. Кино недели

Идеал за 5 копеек. Кино недели

399
Ukrinform
12 июля в украинском прокате стартует фильм «Паранормальное»

Есть люди, которые не любят сюрпризов, не любят удивляться, не любят разнообразия и нестандартности. Фильм «Паранормальное» - для их противоположностей. А вместе с этим, кинолента является сюрпризом для всего отечественного проката.

Как правило, подобные фильмы выходят на DVD или на интернет-платформах в виде VOD. Даже в Соединенных Штатах, где прокат примерно в 200 раз больше нашего. На здешних экранах такое - нонсенс, однако очень приятный, потому что добавляет толику «инаковости» в стандартизированные блюда местной кинотеатральной кухни, при этом не насилуя зрителя моральными или физиологическими извращениями.

Думаю, такое «иное» в последний раз можно было попробовать летом 2014-го, и блюдо называлось «Побудь в моей шкуре». Тогда "повар" Джонатан Глэйзер состряпал такую диковинку, что, помню, представители одного киевского кинотеатра пригласили меня на просмотр этого фильма с последующей просьбой объяснить, будет ли это хоть кому-то по вкусу, и стоит ли вообще добавлять такое в меню? Конечно, стоит, - посоветовал я. Но при этом не стоит рассчитывать на количественное сходство с продажей поп-корна.

«Побудь в моїй шкурі»
«Побудь в моей шкуре»

«Паранормальное» - кино на любителя. И здесь надо искать не арт-хаусную составляющую, как, наверное, может подумать большинство из читателей, а технологическую упрощенность и авторский взгляд на вполне массовый жанр, каким является научная фантастика. Презентованный в апреле прошлого года на кинофестивале Tribeca в Нью-Йорке, он никоим образом не мог бы попасть на кинофестивали в Каннах или Венеции, потому что это не художественное произведение. Да и мейнстримовым его не назовешь. Почему? Режиссеры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед просто играют в сюжет, задаются вопросами наподобие «а что было бы, если бы произошло так?» и отвечают на него своим, причудливым, ироничным или, порой, замысловатым способом. Эта игра исключительно для фантазеров, подростков-вундеркиндов или взрослых, которые остались детьми в душе, - короче, для любителей фантастики. И то фантастики очень даже конкретной - о петлях времени.

Но и здесь есть нюанс, потому что в кино петли времени бывают разные. В данном случае, создатели апеллировали не ко «Дню сурка», растянутого на цитаты и «плагиатично» распространенного на десятки похожих фильмов, где речь идет об одном дне, который повторяется, и только один человек об этом знает. И точно не к таким индустриально-богатым картинам как «Петля времени», «На грани будущего» или «Исходный код» или всех остальных приключенческих «Назад в будущее», «Континуум» и «12 обезьян». А скорее к малобюджетным - «Детонатор» 2004-го года, «Ошибки прошлого» 2014-го и «Связи» 2015-го года. И даже здесь нет 100% попадания, только родство атмосферное и интеллектуальное. Потому что «Паранормальное» - оригинальное кино! И в этом его бонус для фанатов фантастики.

Находясь далеко за пределами голливудских стандартов «большого кино», фильм Бенсона и Мурхеда, хотя выполнены в стиле минимализма - учитывая форму, - берет идейностью. Петли времени здесь существуют не сами по себе, они создались кем-то.

Два брата когда-то были членами секты. Вместе с кучкой единомышленников исповедовали пришествие инопланетян и вознесение к их миру. Но считая вознесение массовым самоубийством, отказались от такого участия, и из культа бежали. А через десять лет после этого они получают старую видеокассету, на которой знакомая им девушка, которая в культе осталась, рассказывает, что они готовятся к вознесению. Вот братья и решают посмотреть, что там с их друзьями произошло: возвращаются, и, счастливые, не знают горя - все приветливые и добрые, но вокруг постоянно происходят странные вещи - на небе пылает два месяца, потому что есть странная стена, от которой отражается изображение всего мира, по вечерам все играют в перетягивание каната, когда с другой стороны неизвестно кто и канат ведет в небо, а во время выстрелов по бутылкам один из братьев попадает во что-то невидимое, обо что пуля деформируется до неузнаваемости и тому подобное.

Судя по всему, члены секты знают, что происходят, но молчат. Одна девушка рисует странные картины, другой парень пишет математическое уравнение, которое бы объяснило причины всего... Раскрытие тайны - путем демонстрации еще больших и странных тайн - начинается, когда один из братьев, измучившийся загадочностью окружающего, решает уйти. Но не может выйти из лагеря...

... Впервые петля времени объяснена! И сделано это не благодаря катастрофическому эксперименту, действию машины времени или физическим обстоятельствам континуума, а... не хочу спойлерить, но вероятное объяснение, интересное и, что важно, не разложенное по полочкам, фактически, его даже  не произнесли полностью, только в качестве версии, крика, обвинения, а все остальное дорисовывает человеческая фантазия, и кто знает, может у кого-то другого, чем у меня, она нарисует немного другое.

Режиссерам, - они же сценаристы и исполнители двух главных ролей, братьев, - удалось создать хитроумную головоломку, в которой разбросанные вокруг подсказки выполняют роль одновременно и вспомогательных для понимания вещей, и наоборот - дразнят, дергают и нестерпимо требуют финала и разоблачения главной интриги.

И весь кайф, как и всегда - в процессе: пока ты следишь за странными событиями, пока пытаешся их понять, перебирая в памяти когда-то виденное или пережитое, будто ища спасительные костыли, - ты находишься в состоянии полной концентрации, того желанного погружения в экран, которое и толкает нас смотреть кино и любить его, а кого-то, соответственно, продуцировать его и, таким образом, зарабатывать на нашей слабости деньги. (Чем не очередная петля?) Да мы и согласны относить честно (?) заработанное, когда нам дают подобное, - с интригой, с легким полетом фантазии, с уже знакомыми условиями, но сделанными немного другим образом. По этому поводу американский кинокритик Мэтт Цоллер Зейц с сайта RogerEbert.com написал исчерпывающий вердикт: «Если у вас есть хорошая идея, сильный актерский состав, умный сценарий и режиссерские приколы, вам не нужно много денег, чтобы сделать волшебное кино, и фильм «Паранормальное» это доказал».

Интересно, что новая лента Бенсона-Мурхеда является продолжением или, как теперь говорят, спин-оффом их предыдущего, дебютного полного метра «Ломка» 2012-го года. Если там речь шла о двух друзьях, попавших в ад странных событий вокруг их дома, то в «Паранормальном» эти же двое друзей (их играют те же актеры) являются одними из героев фильма, и их ужас теперь объяснен - они попали в петлю времени, из которой нет выхода.

«Ломка»
«Ломка»

6 лет назад режиссеры своей «Ломкой» зарекомендовали себя как находчивые создатели, теперь они пошли дальше и увеличили свою придуманную вселенную. Наполнили ее людьми и нанизали на определенную философию. Сделали ее «под старину», с желтовато-бледным цветом (прошлой) реальности, и классно обыграли некоторые вещи, которые в мейнстримовом кино обязательно должны быть точно и тщательно разложенными по полочкам. Например, однажды герой просит объяснить, почему ему нужно успеть до полного третьего месяца, на что получает перфектный в своей непостижимости ответ: «Это то же самое, как объяснить несуществующий цвет».

«Ломка»
«Ломка»

На самом деле, будучи хорошо продуманным, в фильме «Паранормальное» полно интересностей - от отдельных фраз, достойных стать крылатыми выражениями, до впечатляющих моментов, пусть они и не полностью оригинальные... Братья проходят по тропинке, и их снимают сбоку, потом это транслируют на белую простыню, как они проходят, и камера показывает белую простыню, на которой видно, как проходят братья, а за их спиной видна простыня, на которой... и так до бесконечности.

Этот прием известен, концептуально показан еще в «Гражданине Кейне» Орсона Уэлса, где Кейн проходит между двумя зеркалами, отражаясь в бесконечных отражениях. Вербально тоже много интересного, и даже кое-что можно легко актуализировать под нашу украинскую обыденность. К примеру вот это: «Если я много о чем-то говорю, - говорит один из членов секты, - это означает, что у меня нет ответов».

Окончание с лирическим хэппи-эндом не напрягает своей невозможностью. По-человечески он радует, а с кинематографической точки зрения - дает надежду на продолжение. Ведь все до конца так и не стало известно, кроме того, что у бесконечности нет конца...

Ярослав Пидгора-Гвяздовский, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-