Одесский кинофестиваль 2018. Ожидания

Одесский кинофестиваль 2018. Ожидания

Аналитика
3645
Ukrinform
В эту пятницу в Одессе стартует 9-й международный кинофестиваль

С 13 по 22 июля в Одессе пройдет 9-й международный кинофестиваль, значение которого незаурядное для Украины. Впрочем, значение фиксируется определенными достижениями, вполне конкретными. У фестиваля есть на них планы, о которых и стоит поговорить накануне.

На 10-м году своего существования фестиваль в Одессе имеет заслуженный статус крупнейшего кинофорума в стране. Этот статус он получил еще в первой половине своей молодой жизни, и завоевал правдами и неправдами: с одной стороны опирался на финансовую поддержку мужа президента фестиваля Виктории Тигипко, Сергея, и его финансовую структуру «ТАСКОМБАНК», а с другой - на природное преимущество самой Одессы, жемчужины у моря, которая после начала российско-украинской войны и аннексии Крыма, кажется, приобрела еще большую ценность и яркость.

Креативная команда компании «Артхаус трафик», которая и довела до Виктории идею необходимости и обоснованности создания нового фестиваля, так же доказала и уровень того, что было создано в 2000-м году путем насыщения программ знаковыми фильмами. И первый этап уже закончился - после осады, удачного штурма и взятия первичных редутов врага важно удержать позиции, а это, порой, бывает труднее самой осады.

Первым подмочила репутацию фестиваля ориентация на русский язык, из-за чего украинский был в статусе «ряженого»: там, где его использовали, он выглядел дико и употреблялся откровенно с дурным вкусом, плохим переводом и просто непрофессионально, - русский господствовал во всех смыслах. Даже в 2014 году, после аннексии, вторжения на Восток и сбитого «Боинга», все равно русофильство парадоксально процветало с той же риторикой, что и раньше - «дакакаяразница».

Но когда все поняли невозможность захвата Россией Украины, ситуация способствовала изменению парадигмы, хотя бы во внешнем. Как по мне, фестиваль пошел даже дальше - в ногу со временем и с изменениями в государстве, - к подлинному пониманию прилагательного «украинский» кинофестиваль. Потому что, несмотря на второй ляпсус Одессы - ужасная безвкусица открытия и закрытия с приглашением людей без малейшего отношения к кино, более того, с продаванием мест на «красной дорожке»! - все равно, Одесский кинофестиваль превратился в важную и большую площадку для презентации национального кинематографа.

Фактически, можно сказать, если хочешь увидеть выдающиеся премьеры нового из кино Украины - приезжай в Одессу. То есть 9-й Одесский кинофестиваль сам по себе претендует на определяющее событие года. И вот почему.

Кадр фільму
Кадр фильма "Женщина на войне"

Уже первый фильм форума, фильм-открытие «Женщина на войне» Бенедикта Эрлинссона, имеет прямое отношение к украинскому производству, так как еще в прошлом году стал лауреатом 10-го конкурса Госкино, то есть это официальная копродукция Украины, Исландии и Франции.

Такой чести - открывать фестиваль - еще ни один украинский фильм не имел за все 8 предыдущих лет. И эта честь вполне заслуженная, а не «ура-патриотическая»: в этом году «Женщина...» презентовалась в программе Неделя критики Каннского кинофестиваля и получила приз Консорциума писателей и композиторов. (Кроме всего, особым моментом является то, что важную роль в создании фильма приняла известная Марианна Слот, постоянная продюсер Ларса фон Триера).

Также на фестивале будут показаны 9 (!) программ, полностью или частично сформированных из украинских лент, лент, созданных в копродукции с Украиной - всего 39 позиций. Одна из центральных программ, «Фестиваль фестивалей», среди фильмов гуру мирового кино Джафара Панахи, Абделятифа Кешиша, Корээды Хироказу и Ай Вэйвэя, содержит и «Донбасс» Сергея Лозницы, фильм-шок с нынешнего Каннского кинофестиваля, который изображает последствия для восточного региона Украины после вторжения России, катастрофу цивилизационного характера.

Кадр з фільму «Домашні ігри»
Кадр фильма «Домашние игры»

Среди «Европейских документальных фильмов» значатся украинско-французско-польские «Домашние игры» Алисы Коваленко и полностью украинский «Михаил и Даниил» Андрея Загданского. «Украинская ретроспектива: украинский мюзик-холл» - это 5 музыкальных фильмов, снятых у нас на протяжении 40 лет, начиная с 1934-го и заканчивая 1974-м. В «Специальных показах» (рядом с картинами Бергмана и Кубрика!) стоят два фильма Киры Муратовой, по одному Игоря Минаева, Александра Бруньковського, Ирины Цилык, Екатерины Горностай, Риты Кузьминой и украинско-грузинский фильм Левана Коуашвили «Новая жизнь Гогиты».

Программа «ОМКФ детям: Совместно с «Чилдрен Кинофест» содержит классический «Остров сокровищ» Давида Черкасского, а программа «Сериалы!» - первые две серии еще не выпущенного 16-серийного телесериала Анатолия Матешко «Кто ты?».

Но все же самое важное значение на фестивале имеют конкурсы. И в главном, международном, стоит два (!) фильма, которые Украина сделала «в складчину» - один с Индией («Три с половиной» Дарьи Гайкаловой), а второй - с Германией и Монако («Вулкан» Романа Бондарчука). Уже даже на основе этих лент надо констатировать безоговорочный успех на уровне создания - чем шире национальные производители разбегаются по миру в поисках единомышленников и деловых партнеров, тем ближе к нам будущее, в котором Украина будет частью цивилизованного мира, и на самом деле, а не номинально, - подальше от мракобесной России.

Рядом с этим удивительно смотрится национальный конкурс. Во-первых, он состоит из пяти полнометражных фильмов, которые будут иметь в Одессе национальные или мировые премьеры (в течение первых двух лет на фестивале было только по одному украинскому фильму в конкурсе).

Кадр фільму «Коли падають дерева»
Кадр фильма «Когда падают деревья»

Во-вторых, все без исключения участники - необычные, с интересной художественной формой, причем интересной как для кинокритика, так и для обычного зрителя. В случае украинско-польско-македонского фильма «Когда падают деревья» Марыси Никитюк это подтвердил февральский Берлинский кинофестиваль, в одном из конкурсов которого он был представлен. Для Украины «... дерева» - это однозначно смелый шаг и шаг вперед, с экспрессией и привычным для нашего духа стремлением к свободе (плюс к тому, те несколько эротических сцен, которые присутствуют в фильме, сняты так органично, что, несмотря на предостережение из-за отсутствия у наших кинематографистов практики съемок подобного, вызывают правильные и позитивные эмоции).

На зйомках «Гоголь Док»
На съемках «Гоголь Док»

«Гоголь Док» авторства Алисы Павловской вуверенно продолжает победный путь украинской документалистики, традиционно сильной, просто на этот раз речь идет не о традициях, а о модерном или даже постмодерном видении театрального режиссера Влада Троицкого и созданном им фестивале «Гоголь Фест» (можно констатировать, что класс фестиваля адекватно визуализирован в очень мобильный, современный и очень хорошо смонтированный материал, небольшой по хронометражу, но достаточный для получения необходимой информации и кинематографического удовольствия).

«Терра» Никона Романченко даже больше, чем вышеназванные фильмы, отвечает задачам национального кинематографа - войти в мир, где все - пазл друг друга: 70-минутная полнометражная «Терра» представляет собой расширенную версию уже известной 27-минутной короткометражки Никона, «Вне зоны», и хотя подобный способ создания впервые задействован в Украине, для мира - это обычное дело. Но особенной «Терру» делает то, что, смонтированная из отснятого материала для «Вне зоны», она совсем другая по темпоритму и атмосфере, и режиссеру удалось найти новые смыслы в произведении и побудить зрителя к новому, иному восприятию созданного им пространства - история о женщине в ожидании звонка сына фактически получила новую форму и новую жизнь, а это уже впечатляет.

«Герой нашего времени» Тони Ноябревой оперирует другими понятиями и формами, опускаясь на дно бескультурья, где царит жлобство и повсеместное равнодушие, где люди являются полным воплощение того, о чем говорил профессор Преображенский. Тоня давит на болезненную мозоль, и делает это методами злых и хаотичных 90-х, немного прямолинейно, с диким суржиком и, казалось бы, изнутри цирка уродов, но в том и сила и ужас ее высказывания и критики современного общества - ничего не изменилось, и вся надежда, как это ни странно, на маленького и похожего на всех дурачка, у которого появилась отличие - практически герой, он задумался о том, что нельзя выбрасывать мусор с балкона.

С конкурсом короткого метра ситуация не такая однозначная - из заявленных 13 фильмов не все стоящие, как и всегда: проба пера никогда не обещает 100% шедевра, но как раз можно отделить зерна от плевел. К уже известным благодаря показу на «Молодости» неординарным драмам «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука и «Качели» Валерии Сочивец можно добавить остроумную (хоть и с надрывом) комедию «5 минут» Яны Антонец о смерти и жизни, и напряженную документалку «Выходной» о попытке праздновать 9 мая людьми с ценностями Советского Союза и людьми, которые недавно приехали с российско-украинской войны (оба принимали участие в фестивале «Открытая ночь» и оба получили награды). Вместе с этим, событием может стать премьера нового фильма фестивального лидера, режиссера Павла Острикова «Mia Donna» - его предыдущий «Выпуск'97» стал настоящей успехом нашего современного кино, способного совместить драму с триллером и черной комедией, а социальное - с философским...

И это все только относительно украинского кино. А Одесский кинофестиваль очень широко представит и мировой кинематограф, а также проведет очень важную для кинобизнеса индустриальную платформу... Впереди 9 дней 9-го международного кинофорума в Одессе.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-