По ту сторону границ: Первый и второй день Одесского кинофестиваля

По ту сторону границ: Первый и второй день Одесского кинофестиваля

602
Ukrinform
Сказка на остросоциальном материале или неприкрашенная реконструкция событий?

Считается, что удачно выбранный фильм-открытие выступает для фестиваля чем-то вроде эпиграфа, обозначает сквозные темы и мотивы программ и отдельных картин.

Не берусь судить, насколько проблематика «Женщины на войне» Бенедикта Эрлингссона соответствует тем фильмам, которые будут показаны на протяжении последующих дней Одесского кинофестиваля, однако замечу, что она кажется весьма актуальной для украинского общества (в чём вскоре сможет убедиться широкий зритель - прокат картины намечен на август).

Фильм исландца Эрлингссона, собственно, и является отчасти украинским -  картина создана совместными усилиями исландских, французских и украинских компаний. Украинский элемент повествования представляется не слишком значительным: главную героиню связывает с нашей страной девочка из сиротского приюта, которую она собирается удочерить. Как выясняется по ходу действия, ребёнок потерял родителей в результате боевых действий на Донбассе, однако упомянутая в названии война разворачивается на родине героини, в Исландии: отважная женщина актами саботажа парализует деятельность корпорации, которая с благословения властей деятельно уничтожает окружающую среду.

Исландский сюжет весьма созвучен отечественным реалиям, где отстаивание справедливости зачастую оказывается делом одиночек, которым противостоят не только не ведающие нравственных норм компании, но и репрессивный аппарат государства, в то время как общество успокаивают возгласами о необходимости обеспечивать защиту национальных интересов. Примечательно, что в фильме Эрлингссона национальным интересам отвечает заключение договора с дьяволом диктатуры - помянутая корпорация ведёт переговоры с крупной китайской компанией, и исландские топ-менеджеры непринуждённо восхваляют на встречах с китайскими коллегами величие компартии КНР (подобно тем представителям «свободного мира», которые заигрывают с режимом путинской РФ).

«Женщину на войне» можно воспринимать как очередное кинематографическое свидетельство, что привычные для нашей цивилизации практики обращения с природой не соответствуют современным представлениям о Добре и Зле и попросту здравому смыслу. Как и в случае с показанным на прошлом ОМКФ фильмом Агнешки Холланд «След зверя», посвящённом схожей теме, симпатии создателей «Женщины на войне» целиком на стороне экотеррористки с её манифестом, патетически провозглашающим, что «есть законы более значимые, чем человеческие» (пиар-специалисты корпорации спешат отождествить это высказывание с религиозным фундаментализмом «Аль-Каиды»). Иронизируя, в соответствии с общей комедийно-абсурдистской интонацией повествования, над героиней с её одинокой квартирой, завешанной фотографиями Ганди и Нельсона Манделы, кружком хорового пения и помешанной на восточной эзотерике сестрой-близнецом, авторы вместе с тем убеждают своего зрителя, что именно подобные чудаковатые праведники не от мира сего способны оказывать сопротивление вселенскому злу, противостоять алчности и жестокости власть предержащих и малодушию обывателей.

Универсальность несправедливости, методы и средства которой не слишком зависят от того, национальными интересами какой страны пытаются её оправдать, и борьбы за лучший мир подчёркивает оригинальный подход к саундтреку - к исполняющим звуковое сопровождение музыкантам, раз за разом появляющимся в кадре и переглядывающимся с героиней, словно отражая её душевные переживания, в какой-то момент присоединяется женское трио, исполняющее украинские народные песни.

К достоинствам ленты нужно отнести последовательно выдержанную атмосферу сказки на остросоциальном материале, хотя это и не помогло ленте избежать упрёков со стороны отечественных поклонников кино за вопиющую нереалистичность украинских сцен.

Беспомощности художника, неспособного создать нечто, способное своим драматизмом и выразительностью встать в один ряд с наиболее величественными и трагическими проявлениями реальности, была посвящена «Персона» Ингмара Бергмана, чьим показом Одесский кинофестиваль отметил столетие со дня рождения одного из главных режиссёров в истории кино. Героиня «Персоны», актриса, погружается в пучины депрессии, утрачивая способность выходить на сцену и даже дар речи, осознав, что её таланты, всё искусство, которому она посвятила жизнь, не в силах создать образы, сопоставимые с фотографией мальчика из Варшавского гетто под прицелами нацистских автоматов и кадрами с пылающим вьетнамским монахом.

Получившая приз за лучший сценарий на Каннском МКФ лента выдающегося иранского режиссёра Джафара Панахи (являющегося наряду с Олегом Сенцовым наиболее известным свидетельством, что тоталитарный режим не может подчинить большого художника, талант которого сочетается с гражданским мужеством) «Три лица» из программы «Фестиваль фестивалей», напротив, построена не на противопоставлении искусства и реальности, а на их неразрывном сплетении. В предшествующем фильме Панахи «Такси» племянница режиссёра Хана Саиди утверждала, что между действительностью и вымыслом не существует чёткого разделения. Этому размыванию границ между игровым и документальным, фактом и выдумкой, реальностью и её художественным осмыслением и посвящены «Три лица», уже четвёртый фильм Панахи, который он ухитрился снять после наложенного на него судебного запрета снимать фильмы.

Картина спровоцировала увлечённые споры поклонников кино о степени соответствия происходящего на экране жизненной правде, при этом утверждавших, что история является от начала до конца выдуманной, оказалось едва ли многим больше тех, кто высказывал твёрдую убеждённость, что повествование представляет собой почти неприкрашенную реконструкцию реальных событий с документальными вставками. Сам сюжет фильма посвящён сложному взаимодействию и взаимному влиянию искусства и действительности. Джафар Панахи соглашается помочь популярной актрисе Бехназ Джафари (как и Панахи, сыгравшей саму себя), которая отправляется в затерянное среди гор село, чтобы отыскать девушку, приславшую ей душераздирающее видео с просьбой о помощи: дескать, семья препятствует её стремлению стать актрисой, и помочь может только вмешательство Джафари, фильмы которой горячо любимы всею роднёй девушки.

Искренне обеспокоенная судьбой девушки и раздражённая необходимостью оставить важные съёмки, актриса подозревает, что видео является постановочным. Однако, даже если юная поклонница муз прибегла к средствам игрового кино, надеясь этим привлечь внимание кинозвезды, делает ли это менее подлинными её стремление посвятить жизнь творчеству и её страдания человека, вынужденного подчинить своё существование требованиям чуждого окружения? Становятся ли собственно «Три лица» в том случае, если лежащий в его основе сюжет полностью вымышлен, менее правдивым отражением обычаев и нравов патриархальных иранских сёл и общего социально-культурного климата Исламской Республики с её жёсткой системой запретов и чудесами предприимчивости и силы характера, которые проявляют те, кто обходит эти запреты?

Как бы то ни было, лента Панахи, чьё действие разворачивается внутри автомобиля и поблизости от него, изредка перемещаясь в небогатые сельские жилища и кофейни, и почти целиком сводится к диалогам двух тегеранских интеллектуалов с пожилыми крестьянами (радушие и добросердечие которых уступают лишь упрямой преданности самым вздорным и жестоким традициям) демонстрирует, что подлинно талантливый автор способен создать произведение незаурядной художественной выразительности и напряжения буквально из подручных средств. Пример, который мог бы стать весьма поучительным для отечественных кинематографистов.

Александр Гусев, Одесса.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-