Фильм "Человек, убивший Дон Кихота", или Палка о двух концах

Фильм "Человек, убивший Дон Кихота", или Палка о двух концах

507
Ukrinform
На Одесском кинофестивале показали один из самых ожидаемых - уже 25 лет! - фильм Терри Гиллиама

Показ ленты «Человек, который убил Дон Кихота» вызвал оваций больше, чем на Каннском кинофестивале, который она закрывала. И я с Одессой согласен.

То ли это потому, что жителям украинской жемчужины у Черного моря свойственен юмор в разных его проявлениях, то ли потому, что приезжающие на Лазурный берег уж слишком привередливы, довольно снобистски настроены и пресыщены кино как таковым, - не известно. Можно только посочувствовать создателю, брошенному судьбой на амбразуру самоотверженности и неумолимой увлеченности идеей, - и это невозможно иначе назвать, как соединением любви к классике, любви к интерпретации и творческой страсти.

Но при этом, так же можно посочувствовать и тем критикам и зрителям, которые фильм не восприняли - они лишили себя игристого наслаждения принять участие в фантазировании великого фантазера, способного в своих режиссерских видениях пойти дальше других, и даже если он заблудился, - извороты его фантазии все равно неповторимо интересны. А хорошее кино это и предлагает - вуаеристичный акт подглядывания одних за визуализированным воображением других, желание затеряться в недоступных «мне» «твоих» представлениях о мире и его нечаянно кривом зеркале - кинематографе.

Несомненно, чем сложнее произведение, тем больше у него возможных интерпретаций. У «Человека, который убил Дон Кихота» толкований может быть немало - в силу его киношной закручености... хотя, как по мне, выводы однозначны. И говорится у Гиллиама о краеугольных камнях творчества, то есть и о произведении, и о создателе.

Твоя идея, в начале имеющая один вид, в конце будет выглядеть ужасно другой (для тебя), порой до полного отвращения и непонимания - как могла произойти такая трансформация?! Фактически создатель сам убивает свою же идею, ведь когда творить уже начал, процесс созидания до конца контролировать невозможно - как цепную реакцию. Это сизифова судьба каждого великого режиссера, писателя, композитора - любого художника. А с другой стороны, художник, увлекшись идеей, может завести себя на такие окольные пути психической активности, из которых уже нет возврата, только в сумасшедший дом. «Человек, который убил Дон Кихота» - это per aspera ad astra Гиллиама, где тернии были вполне настоящие, а вот звезды - как фантом, по крайней мере для Канн, а тот, кто их видит, не воспринимаем для рассудительной публики.

Двигаясь от романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот из Ла-Манчи», Гиллиам создал своеобразную ленту Мебиуса: он перевернул дорожку сюжета, - сделал фильм о фильме о Дон Кихоте, - но все равно продолжил обращаться к роману, и прыгает от романа к фильму о романе так часто, лент Мебиуса становится все больше и больше.

Неким аlter ego режиссера в фильме выступает герой Адама Драйвера. Он, играя режиссера, пытается снять фильм о Дон Кихоте, о котором сам уже снимал 10 лет студенческую работу, но (словно персонаж из «8 1/2» Феллини) сомневается в том, что делает, ищет способ отложить съемки, пока не придет что-то путное в голову. И оно приходит. Он видит фото из своего старого фильма, и тот же актер в образе Дон Кихота 10-летней давности ему кажется идеальным и сейчас, только бы его найти. И он бросается на его поиски, и находит, но слышит, что человек до сих пор считает себя живым литературным персонажем, а режиссер для него - Санчо Панса.

Весь фон съемок фильма очень узнаваем: та же суета, что и везде на съемочных площадках - тот же дурдом, когда надо снимать сцену, а она не готова, или когда сцена готова, а режиссер не знает, как снимать, и когда все говорят одновременно, спрашивая про актеров, декорации, костюмы, деньги, следующие сцены, а тут еще и продюсеры валятся на голову со своими абсурдными предложениями-требованиями...

Автобиографичности в фильме Гиллиама вдоволь. Что он делает? Он бросается с головой в весьма коварную игру между реализмом и фантасмагорией. Когда режиссер находит своего актера, он соглашается называться Санчо и играет по правилам романа Сервантеса, периодически бунтуя, убегая и наталкиваясь на уже свои приключения, впрочем такие же удивительные, как и у персонажей романа. Но от Дона Кихота он не может оторваться...

...Как и от продюсера своего фильма, который пытается параллельно уладить проблемы компании, в свою очередь играя в скользкую игру с владельцем известной марки водки, российским богачом, которого называют то «русским мудаком», то «русской свиньей», то другими адекватными ситуации словами. Пути всех героев пересекаются в точке «Х», где уже фигурирует и романная Дульсинея, и жена продюсера. И финал становится апофеозом всего - гиллиамских видений и жанрового эклектизма, цветов и костюмов, театра и цирка.

Театральное действо, устроенное богачом в старинном замке, - это балаган и дебош, похожий на крупнопостановочные свадьбы и гулянки российских олигархов, где клоунада ходит под ручку с китчем. Это слишком ярко, разляписто, но очень даже вовремя и к месту, и показывая мир озверевших денежных мешков, и размах режиссерской фантазии, пополам со смелостью. Потому что такую феерию - не похожую на дорогие голливудские проекты, и так же далекую от артхаусных лент - мало кто мог бы осмелиться изобразить на экране

Собственно, потому и понятен первый титр фильма - «наконец, после 25 лет ожидания». Представить себе трудно, что именно столько Терри Гиллиам, прославленный режиссер, гуру нонконформистского и неполиткорректного кино («Монти Пайтон и Священный Грааль», «Страх и ненависть в Лас Вегасе») и одновременно - бывший работник Голливуда («12 обезьян», «Король-рыбак»), - что он не будет иметь поддержки ни от студий, ни от частных инвесторов, и когда наконец найдет поддержку, лишь в 2016 году, потеряет свой фильм по решению суда, который заставит отдать «Человека...» продюсеру, имевшему наглость подсунуть режиссеру кабальный контракт. Какая злая ирония! Именно об этом он говорит в фильме, именно об этом говорится всем творческим людям, жертвам отсутствия в мире справедливости, вынужденным вечно тащить камень вверх и снова поднимать его снизу...

Дон Кихот всегда обречен умирать, говорит Гиллиам, но, как Феникс, всегда возрождается, в нас самих, или в режиссерах, которые делают фильм о нем, или в режиссерах, которые снимают фильм о режиссерах, которые снимают фильмы о Дон Кихоте. Здесь вопрос только в продолжительности времени создания и в результате. К счастью, одному из Пайтонов круто помогли звездные актеры - неоценимый ресурс в наше время. Адам Драйвер в роли режиссера - это настоящая удача для фильма: представитель обновленных «Звездных войн», он медийное лицо, привлекательное для инвесторов и широкого зрителя, а помимо этого - многогранный актер, открытый в полную силу Джимом Джармушем в тонком и чутком «Патэрсоне». Ему в пару идеально подошел Джонатан Прайс, которого нельзя забыть после «Игры престолов» и который сейчас играет Папу Римского Франциска: сыгранный им Дон Кихот именно таков, каким его и представляешь, до самых кончиков усов и улыбки блаженного.

И Стеллан Скарсгард, как антитеза, но не герою Драйвера, а именно Дону Кихоту с его двойным дном в фильмах Ларса фон Триера, ужасом из «Девушки с татуировкой дракона» Дэвида Финчера и нахрапистой манерой в голливудских «Торе» и «Мстителях». И конечно, наша Оля Куриленко, не имеющая дарования, подобного названным артистам, но имеющая за плечами роли в «бондиане» и мастерство показать сладострастие. А если добавить к этому Жорди Молла («Маха обнаженная», «Коломбиана», «Риддик») букет образуется действительно душистый и пикантный одновременно...

Почему Канны, критики на Rotten Tomatos и посетители на IMDB не приняли фильм с восторгом, достойным и стоящим фильма? Да пошли они...

Ярослав Пидгора-Гвяздовский. Одесса

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-