Между Геенной и Гефсиманским садом: Четвёртый и пятый  дни Одесского кинофестиваля

Между Геенной и Гефсиманским садом: Четвёртый и пятый дни Одесского кинофестиваля

626
Ukrinform
Четыре фильма о Святой земле

На Одесском кинофестивале представлен фильм «Важиб» палестинки Анемари Жасир, который виртуозно сочетает семейную драму и социально-политическое исследование.

При этом авторы картины обходятся практически теми же сведёнными к минимуму выразительными средствами, что и Джафар Панахи в «Трёх историях». В ленте Жасир действие также разворачивается по большей части в машине, в которой сидят главные герои, и в домах тех, кого они посещают. Фильм оказывается своего рода городским роуд-муви, впрочем, сидящие в автомобиле отец и сын, арабы-христиане, осуществляют путешествие не столько по улицам Назарета, развозя приглашения на свадьбу их дочери и сестры, сколько по прошлому своей семьи, тесно сплетённому с историческими катаклизмами.

Характеры персонажей и их взаимоотношения раскрываются в исполнении этого утомительного ритуала, естественного для отца, школьного учителя, никогда не покидавшего пределов Святой земли, и нелепого для сына, которого ещё в юности удалось отправить учиться в Италию, где он стал успешным архитектором.

В разговорах с дальними родственниками, которых ни отец, ни брат невесты не видели десятилетия, университетскими приятелями, соседями и прочими близкими или почти незнакомыми, кого семья Сильсаль имеет честь пригласить на торжество бракосочетания, тонкими, точными штрихами описывается атмосфера города, полного этнических и культурных раздоров, как и во времена Спасителя, Который провёл здесь юность. Раскрывается и мировоззрение героев, старающихся сдержать желание наброситься друг на друга с новыми аргументами в старых спорах и невысказанными много лет назад упрёками.

Если старшему Сильсалю манеры сына и его образ жизни кажутся весьма далёкими от моральных норм и здравого смысла, его отпрыск, подобно многим эмигрантам, убеждён, что глубоко чувствует подлинные нужды и чаяния покинутой родины и, обвиняя родителя в сотрудничестве с израильской администрацией, требует от него соответствия отвлечённым идеалам, которые никогда не приходилось отстаивать ему самому.

Кажется, действие «Важиба» намертво вписано в современность крупнейшего арабского города Израиля сюжетными перипетиями, нравами, бытовыми реалиями и политической атмосферой. Между тем, повествование оказывается остроумным и пронзительным отражением извечной полемики между поколениями с причудливой комбинацией идеологических наборов традиции и новаторства, терпимости и радикализма. Разрешение всех споров также оказывается универсальным- безусловная любовь отца и сына примиряет героев при всех разногласиях.

Примечательно, что ближневосточное кино было широко представлено на Девятом ОМКФ и во внеконкурсных программах, одна из которых стала именной ретроспективой наиболее значительной кинематографии региона: «70 лет израильского кино». Главный из современных израильских фильмов последнего года был представлен в подборке хитов крупнейших международных площадок «Фестиваль фестивалей» – «Фокстрот» Шмуэля Маоза, получивший Гран-при жюри Венецианского МКФ и национальную премию «Офир» как лучший израильский фильм.

В этом повествовании о супругах, получивших ложное известие о гибели сына, проходящего службу в рядах ЦАХАЛ на затерянном среди палестинских просторов КПП, драматизм неотделим от горькой иронии, сдобренной абсурдистской интонацией. Создав один из лучших в современном кино образов безутешной скорби, практически заставляя зрителя необычайно точными деталями, невыносимо убедительным актёрским исполнением пережить опыт потери ребёнка, испытать то страшное чувство облегчения, что выражено возгласом героини «успокойся, убили кого-то другого», желать персонажам, будто своим родным, избавления вопреки любым их поступкам, авторы одновременно показывают происходящее словно с точки зрения Бога, утверждая, что Провидение осуществляет справедливость, увы, нисколько не прислушиваясь к нашим представлениям о ней, к нашим симпатиям и неприязни, к нашему голосу крови и соображениям о национальных интересах.

Ещё два фильма-участника программы «Фестиваль фестивалей», «Отчеты о Саре и Салиме»  палестинца Муаяда Алаяна, получившие приз зрительских симпатий МКФ в Роттердаме, и «Оскорбление» ливанца Зиада Дуэри, лауреата награды Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, также говорят о личной ответственности участников масштабных межнациональных столкновений. В обеих картинах незначительные бытовые происшествия и семейные драмы становятся искрой, поджигающей тлеющий фитиль неразрешённых исторических конфликтов. В «Оскорблении» ссора ливанца и палестинского беженца воскрешает призраков гражданской войны, оставшихся неотомщёнными и неоплаканными, что ставит Бейрут перед угрозой нового побоища. В «Отчётах о Саре и Салиме» заурядный адюльтер, который едва ли мог привести к последствиям более серьёзным, чем разрушение двух семей, если бы речь не шла о связи араба и еврейки, неожиданно становится полем битвы израильских и палестинских спецслужб.

Нелепые, гротескные и вместе с тем вполне правдоподобные перипетии раскрывают весь абсурд, всю гибельность ксенофобии, нашей готовности ненавидеть и преследовать правых и виноватых во имя преступлений минувших лет и предрассудков старших поколений. При этом фильмы Алаяна и Дуэри убеждают свою аудиторию, что, пускай отношения народов-соседей отравлены историческими катастрофами, личное нравственное усилие, способность увидеть в чужом и чуждом собственное отражение помогает преодолевать непонимание и вражду.

Александр Гусев. Одесса

Первое фото oiff.com.ua

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-