Вера Холодная. 2. Замерзшая звезда - 05.08.2018 10:00 — Новости Укринформ
Вера Холодная. 2. Замерзшая звезда

Вера Холодная. 2. Замерзшая звезда

551
Ukrinform
Укринформ продолжает серию публикаций мультимедийного циклового проекта “КАЛИНОВЫЙ К@ТЯГ”

В первой части публикации о «королеве немого экрана», полтавчанке Вере Холодной речь шла о ее юных годах, первых пробах в кино и стремительном взлете, всеобщей любви зрителей и борьбе киношкол.

Чего хотят женщины или чего хотят мужчины – вопросы вторичные. Перебравшись в Москву, харьковский кинопромышленник Дмитрий Иванович Харитонов (1886-1946) точно знал, чего хотят зрители. Ведь в индустрию Великого Немого он пришел не из зрительного зала, а именно из бизнеса, потому все эти розовые картинки были ему безразличны. Шоу-бизнесом реальные импрессарио занимаются не для того, чтобы угождать чудаковатому самоедству создателей, а чтобы денег побольше на других заработать. Чем точнее продюсер понимает, чего требует потребитель, тем лучше идут дела у артистов.

Еще 20 октября 1907 года в Харькове по адресу ул. Московская, 8 21-летний купец Д. Харитонов открыл свой первый синематограф – “Аполло”. В 1913 году наркотически засветился второй светоч Великого Немого – кинотеатр “Ампир”, также принадлежавший молодому кинопроизводителю. Два года спустя общество “Торговый дом Харитонова" уже объединяло кинотеатры, кинопрокатную контору “Аполло” и филиалы в Одессе, Ростове-на-Дону и даже в Санкт-Петербурге.

В 1909-1912 гг., чуть повзрослев, в Харькове продюсер творчески подошел к бизнесу, начав... финансирование и производство собственных фильмов и “киноговорящих картин”. Чтобы влиять на вкусы кинозрителя, в 1915-1916 гг он издавал в Харькове синематографический журнал – “Южанин”.

Личность в киноиндустрии Империи решала все! За один 1916 год в собственном киноателье харьковчанин финансово обеспечил съемку, минимум, двух десятков фильмов: “Белая роза”, “Воскресший Дон-Жуан”, “Миражи”, “Золотой вихрь”, “Жизнь за Жизнь”, “Илья Мурин”, “У камина”, “Невинная жертва”", “В мире должна царить красота”, “Принцесса Греза”, “Ради счастья”, “Дитя-крошка”, “Роковый талант”, “Лунная красавица”, “Шахматы жизни”, “Разорванные цепи”.

Хотя конкуренты считали наличие трех кинозвезд в одной картине коммерчески неоправданным, расчеты продюсера Д. И. Харитонова не подвели. Лента “У камина” (1916) и последующие фильмы, сработанные по новым звездным лекалам, достигли рекордного для дореволюционного кинематографа успеха.

* * *

Несколько фактов. В Одессе “У камина” непрерывно показывали 90 дней, в Харькове – 72. В крупнейшем кинотеатре “Ампир”, принадлежавшем “Торговому дому Харитонова”, прокат картины возобновлялся четыре раза! И каждый раз за билетами на показы выстраивались огромные очереди!

Менялись эпохи: закончился Серебряный век, началась коллективизация. Успел измениться и общественный строй.

Было рождено поколение новых режиссеров и клоунов от революции.

А тем временем мелодрама “У камина”, снятая режиссером Петром Чардыниным по одноименному... романсу, собирала полные залы.

Успех одного из первых отечественных блокбастеров превзошел успех всех лент, снятых в царской России. Хотя некоторые ленты запрещали, а за некоторые – молча расстреливали. Для того, чтобы картина “У камина” продолжала радовать глаз кинозрителя, специальный творческий коллектив под руководством талантливейшего монтажера Эсфирь Шульц придумал коварный план. Из квартала в квартал энтузиасты чистого светотворчества перемонтировывали и перемонтировывали отснятый материал, меняли надписи, переставляли эпизоды. И все это ради того, чтобы в очередной версии монтажа в фильме проявлялась... бессмысленная революционная идеология. У гроба покойной (жена и любовница Вера Холодная) встретились двое – убитые горем муж (Витольд Полонский) и любовник (Владимир Максимов).

Кинотрагедию о разбитой богатым любовником несчастной семье с проката сняли только в 1924 году – и то по специальному решению Главреперткома (Комитета по контролю за зрелищами и репертуаром Наркомпроса РСФСР).

Ужасно обидно, когда сейчас некоторые записные киноведы стыдливо пишут:

- К сожалению, фильм не сохранился.

Тем временем следует честно указывать:

- При советской власти цензура ленту сознательно уничтожила! Просто взяли – и шедевр... смыли! Как и сотни дореволюционных фильмов.

Стоит ли удивляться: из 80 картин, в которых сияла “королева экрана” Вера Холодная, до нашего времени дошли... пять.

И дело здесь не в предвзятом отношении советской власти к жене белогвардейского поручика. Другой факт: до 1917 года режиссер Петр Чардынин поставил более 200 фильмов, из которых сохранились... 34.

* * *

Вместо интермедии. В 1916 году кинопроизводство в России достигло апогея – ситуация в кинематографе сложилась уникальная. Бушевала Первая мировая война, поэтому свежие иностранные фильмы в прокат уже не попадали, а огромный рынок заполнял национальный производитель. Конкуренция между обществами и ателье росла, ведь снимать фильмы стало крайне выгодно.

Небывалый успех мелодрамы “У камина” побудил “Торговый дом Харитонова” выбросить на кинорынок сиквел – “Позабудь про камин, в нем погасли огни...” Сюжет повторял коллизию первой части – разве что слегка изменились действующие лица; вторую мужскую роль теперь исполнил не Витольд Полонский, а Осип Рунич. Продолжение имело колоссальный успех, хотя на экраны попало как раз в начале ноября 1917 года, в дни Октябрьского (!) переворота.

В харьковском театре “Ампир”, как сообщало издание “Кино-журнал”, "все время постановки стояла огромная очередь”. С точки зрения бизнеса все было просчитано продюсером идеально. Мелодрама на тему цирковой жизни “Позабудь про камин, в нем погасли огни...” при участии проверенного тандема Холодная-Максимов и двухсерийный фильм-бенефис “Молчи, грусть... молчи...” (1918) обозначили рекордные сборы в кинематографе своей эпохи.

Тем временем из месяца в месяц режиссер, художник и оператор в одном флаконе Петр Чардынин, тайно влюбленный в актрису, отшлифовывал алмаз Веры Холодной в уникальный бриллиант – каждое движение, каждый прием, каждый взгляд. В 1916-1919 гг. было снято более 30 картин с участием “королевы экрана”.

Случались даже необычные прецеденты: одновременно в одном синематографе в разных залах демонстрировали несколько новых картин с участием народной актрисы. Даже когда в стране от революций стало не до Великого Немого, а дело “Торгового дома Харитонова” начало приходить в упадок, весной 1918 года в кинотеатрах России зрителя радовали шесть лент с В. Холодной в главных ролях.

О том, что полтавская золушка превращается в легенду, свидетельствовали самые нелепые слухи, полезшие из обывательской среды. Одни, например, утверждали, что сын одесского “чайного короля" застрелился из-за неудачного романа с кинозвездой. Другие убеждали: Вера Холодная застраховала свои глаза на полмиллиона рублей!

* * *

Несмотря на политические потрясения, 1917-й оказался для кноатрисы бурным в творческом плане годом. Картины от общества “Торговый дом Харитонова” сделали кассу: “Столичный яд”, “Ради счастья”, “Пытка молчания”", “У камина”, “Изуродованные души”, “Почему я безумно люблю”, “Как они лгут”, “На алтарь красоты”, “Тобой казнены”, “Блуждающие огни”, “Позабудь про камин, в нем погасли огни...”, “Человек-зверь”.

Темп они держали бешеный: 12 фильмов – по три недели на ленту! Когда 9 (22) июня 1917 года – представляете, летом, в Ялте, от пневмонии! – в возрасте 52 лет внезапно скончался режиссер, сценарист и художник Евгений Францевич Бауэр, создатель экранной Веры Холодной, – оплакивать покойного времени не хватило. Импресарио велел Мальвине работать.

На то время красавице-полтавчанке российские и зарубежные продюсеры уже не раз предлагали покинуть Россию - актриса давно завоевала популярность в Западной Европе, Северной Америке и Азии (в Турции и даже Японии). Контракт на десять лет предлагали Вере Холодной в Германии. Звали "королеву экрана” к себе Франция и Соединенные Штаты..

Она всем отвечала отказом: мол, ее место на Родине. Действительно, один из номеров “Кино-газеты” опубликовал в 1918 году интервью:

- Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и изувеченной, больно и преступно, и я этого не сделаю.

Тем временем начинались необратимые процессы... Совок разбирался – что к чему. Хотя в 1918 году с участием Веры Холодной было снято двенадцать картин: “Сказка любви дорогой”, “Молчи, грусть... молчи”, “Последнее танго”, "Живой труп”, "Тернистый путь славы”, "Женщина, которая изобрела любовь”, "Мещанская трагедия”, “Цыганка Аза”, “Мисс Кетти”, “В тисках любви”, “Дама с камелиями”, “Исповедь монахини” и “Княжна Тараканова” (два последних экрана так и не увидели), – в советский прокат попали лишь четыре.

1

Вера Холодная с дочерью

* * *

Социальные катаклизмы всегда случаются невовремя.

Гражданская война застала актрису в Москве. Как вспоминала родная дочь актрисы:

- В мае 1918 года студия выхлопотала для мамы вагон, и, наспех попрощавшись со знакомыми и друзьями, мы выехали в Одессу. Папа из-за ранения ехать не смог, но пообещал приехать к нам, как только позволит нога. С папой в Москве осталась маленькая Нонна, которая в силу возраста была бы помехой в таком путешествии, и прабабушка – приглядывать за хозяйством.

Вместе с семилетней дочкой Женичкой поздней весной 1918 года актриса отправилась в жемчужину у моря не с тем, чтобы понежиться под южным солнцем – сюда направилась представительная киноэкспедиция, чтобы закончить картину “Княжна Тараканова”. Поскольку именно в Одессу, в порт на черноморском побережье с уникальным светом и климатом, на Малороссийский (Французский) бульвар из Москвы продюсер Д. И. Харитонов перевел свою московскую “фабрику кинематографических картин”!

Между прочим, это делалось при личной поддержке первого наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского и командующего Московским военным округом Н. И. Муралова – вот что значат “связи”.

Между прочим, туда, в Одессу, в двухэтажное здание по ул. Преображенская, 21, в том же году переехала и дистрибьюторская компания успешного харьковского кинопроизводителя – “Прокат кино Д. Харитонова”. Невероятно, но в 1918 году в Одессе конкурировало шесть частных киностудий, работало 70 кинотеатров – можно сказать, бушевал настоящий российский Голливуд!

При влиятельной поддержке из Москвы революционная власть в Одессе услужливо шла навстречу Вере Холодной. Сестра Софья писала, что даже в условиях жесточайшей экономии электричества комиссары, “зная, что в ленте будет Вера Васильевна Холодная, отпускали съемочной группе электроэнергию и пленку по возможности бесперебойно”.

Видно, на то время актриса точно стала знаковой фигурой.

Как только на экраны вышел фильм “Живой труп” (1918), на исполнительницу, сыгравшую в ленте цыганку Машу, обратил внимание сам Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938). Зимой 1918 года художественный руководитель и режиссер Московского Художественного театра предложил “королеве экрана” вступить в труппу МХТ, поманив ролью Катерины в пьесе “Гроза” Александра Островского. Как ни пугал метр – мол, над театральной ролью придется много и упорно трудиться – год или больше! – попробовать себя на подмостках она не считала необходимым. При плотном графике съемок подобное решение означало бы разрыв с кинематографом. Поразмыслив несколько дней, актриса отправила Станиславскому письмо... с вежливым отказом на предложение.

* * *

Итак, в составе съемочной группы летом 1918 года утонченная, рафинированная, наделенная неземной красотой Вера Холодная приехала в Одессу. А с ней появились продюсер Д. И. Харитонов, режиссер Петр Чардынин, популярные в России актеры “герои-любовники” и “злодеи” – Владимир Максимов, Осип Рунич, Иван Мозжухин, Витольд Полонский. Все – в сопровождении шумных семейств.

Вера Холодная и Иван Мозжухин
Вера Холодная и Иван Мозжухин

“Королеву экрана” сопровождали младшая сестра Софья и дочь Женичка, а средняя сестра Надя, муж Владимир и приемная дочь Нонна остались в Москве. Ходили слухи, что в личной жизни Веры Холодной наступили тяжелые времена - одним махом кинозвезда разорвала личные отношения с мужем и с бывшим кинопартнером Владимиром Максимовым.

Из Первопрестольной ехали долго и обстоятельно, не тратя времени на глупости. По дороге в Одессу творческая экспедиция останавливалась в украинских городах, в том числе в Киеве и Харькове, чтобы где-то устроить творческий вечер, а где-то – концерт. Спешить было некуда – в Одессе общество “Торговый дом Харитонова” заканчивало обустраивать киностудию по последнему слову техники.

Однако простоев себе Вера Холодная не позволяла.

Чтобы поддерживать форму, по дороге она снялась в нескольких картинах. Кроме того, на Юге Украины актриса выступила в нескольких благотворительных концертах в пользу Добровольческой армии – в частности, в Ялте, в городском театре С. М. Новикова (ныне – театр А. П .Чехова).

Было тоскливо... Еще 11 апреля 1919 года на корабле, присланном из Англии, Крым оставила императрица России Мария Федоровна, предоставив возможность погрузиться на судно всем близким и знакомым ялтинцам.

С пересадками и дорожными приключениями они все собрались в Южной Пальмире. Как вспоминала родная дочь кинозвезды Евгения Владимировна Холодная:

- В конце концов в Одессе собрались мать Веры (бабушка Екатерина Сергеевна), мои тетки – 21-летняя Надя и 12-летняя Соня, и я – семилетняя. В переполненном приморском городе с помощью администрации студии всемогущего Дмитрия Харитонова нам удалось снять квартиру в доме Папудова на Соборной площади, 1 (то же, что и ул. Преображенская, 25).

* * *

С первых дней пребывания в Одессе внимание местных поклонников превратилось для Веры Холодной, по словам сестры Софии, в “настоящую катастрофу”. Хорошо, если кинозвезда была занята днями и ночами в съемочном процессе в ателье, выстроенном из белого камня на Французском бульваре, на специально приобретенном земельном участке, считалась частной собственностью, - никакие зеваки им не докучали. Однако стоило Вере Васильевне появиться возле флигеля дома Папудова на Соборной площади или осуществить выход в более-менее публичное место – начиналась сплошная кара!

Не без юмора местные газеты судачили:

- Интересное явление наблюдаем на центральных улицах Одессы. За изящной молодой женщиной бегают подростки. Оборачиваются и осматривают ее с ног до головы и взрослые... То плывет "королева экрана" Вера Холодная!

Не стоит грешить – мол, в Одессу капризная звезда приехала на пляжный пикник. Ничего подобного! Не с этим импресарио, не с Д. И. Харитоновым! Пока строили основной кинопавильон, продюсер времени зря не терял, а распорядился просто на берегу моря поставить декорации. Так, в походных условиях, творческая группа с Верой Холодной и Осипом Руничем в главных ролях создала картину “Азра” – по пьесе “Дочь Йорио” (“La figlia di Jorio”; 1904) Габриеле Д'Аннунцио.

Премьера состоялась уже 15 октября 1919 года там же, в Одессе.

В новом одесском кинопавильоне на Малороссийском (Французском) бульваре за полгода Вера Холодная сыграла главные роли минимум в четырех картинах общества “Торговый дом Харитонова”: “Цыганка Аза”, “Мисс Кетти”, “В тисках любви”, “Дама с камелиями”.

* * *

Ситуацию с общественным порядком несколько урегулировали, когда 18 декабря 1918 года город заняли французские войска и части Добровольческой армии.

Правда, возникла другая навязчивая проблема. Уже на Рождество от иностранных компаний Вера Холодная начала получать навязчивые коммерческие предложения... сниматься за границей. Как записала сестра София:

- Фирмы обещали огромные гонорары, но Вера решительно отклоняла... Пришлось даже опубликовать официальное заявление в прессе, в котором актриса заявила, что ни за что не покинет Родину в трудное для нее время, и призывала других коллег тоже последовать ее решению.

Понимая, к чему идет, продюсер Дмитрий Иванович Харитонов, всегда умевший держать нос по ветру, предложил Вере Холодной в будущем стать компаньоном (!!!) его киноателье за рубежом. И звезда обещала подумать... Собственными глазами она видела: в Одессе все сложнее снимать фильмы – постоянно не хватало пленки, нужных для производства “химикалий”.

После Крещения 1919 года жизнь кое-как вошла в привычное для кинозвезды русло.

“Последнее танго”
“Последнее танго”

На улице Дерибасовской, перед синематографом “Кино-Уточкино”, так же извивалась длиннющая очередь на премьеру “Последнего танго" с ее участием. Ну, того, где ее героиня, танцовщица Кло, трагически погибала, заколотая кинжалом бывшего возлюбленного.

В свободное от съемочного процесса время Вера Холодная давала коммерческие концерты, посещала благотворительные вечера, занималась благотворительностью, собирая средства в пользу малоимущих коллег, и размышляла, стоит ли идти на свадьбу, куда ее пригласил незнакомый мусульманин.

Отдельной строкой стоит отметить, что временами киноактриса выступала с эстрадными номерами в местных театрах “Гротеск” и “Танго”, иногда – даже с молодым куплетистом Леонидом Утесовым (1895-1972), который тогда еще не дебютировал в кинофильме “Лейтенант Шмидт – борец за свободу”. Среди обычного зрителя случалась и такая разношерстная публика, как Григорий Котовский (1881-1925), который по-большевистски находился в Одессе на нелегальном положении, Михаил Винницкий (Мишка Япончик; 1891-1919), на ту пору заправлявший Одессой, и другие проходимцы в законе.

Однако безумных гонораров кинозвезда давно не видела. Вот факт: когда в начале января 1919 года семилетняя дочь Женя вдруг заболела скарлатиной, из роскошного отеля “Бристоль” большая семья снова съехала на частную квартиру, во флигель... дома Папудова. Давно привыкнув к экономии, прежде всего – в отношении себя, актриса вернулась в отель – там было дешевле!

Дело было явно не в статусе – в ее роскошном номере, свидетельствовали очевидцы, в ту серую дождливую зиму температура выше девяти градусов не поднималась.

* * *

Весьма скоро круг одесских знакомств “королевы экрана” значительно расширился, и она сияла в обществе французских военачальников и белогвардейских офицеров, что питало многочисленные сплетни. То за нее крутили роман с военным губернатором Одессы Алексеем Гришиным-Алмазовым (1880-1919), то укладывали в постель французского генерала Анри Фрейденберга (Henri Freydenberg; 1876-1975), то приписывали амурные войны с представителем государств Антанты в УНР французским капитаном Эмилем Энно (Émile Annaud).

Поэтому нечего удивляться, что в окружении актрисы появились тайные агенты большевиков – профессиональный чекист Георгий Лафар (маркиз Жорж де Лафар; 1894-1919) и актер киноателье “Мирограф” Петр Инсаров-Апостол. Сохранились документальные свидетельства слежки за актрисой. В частности, в Московскую ЧК агент Г. Лафар деловито доносил:

- В отдельном кабинете “Дома кружка актеров” (Вера Холодная) ужинает, иногда обедает с друзьями, оттаивает от одесского холода и неустроенности. Я имел с ней беседу. Дама несколько инфантильная, но отзывчива и мила, по нашему мнению, волшебная. Что удивительно, слава не вскружила ей голову. Она ее тяготит. Генерал Фрейденберг души в ней не чает, льнет к ней, хотя держит себя в рамках приличия.

* * *

8 февраля 1919 года “кинозвезда Серебряного века” Вера Холодная простыла. И случилось это так нелепо, сразу после благотворительного вечера, где собирали пожертвования в пользу фонда профсоюза театральных художников Одессы. Когда актриса окинула взглядом зал, почувствовала себя жутко и даже вздрогнула.

В театре было настолько холодно, что партер сидел в шубах, а ей выходить на сцену в откровенном платье с глубоким декольте... Администратор, встречавший звезду перед концертом на служебном входе, заметил: еще до начала Веру Васильевну знобило, и она не могла унять с ужасный кашель.

По словам импресарио Д. И. Харитонова, после того злосчастного выступления в Театре губернского литературно-артистического общества на ул. Греческой, 48А (ныне – Одесский театр юного зрителя им. Н. А. Островского) Вера Васильевна просто полетела в гостиницу “Бристоль” – хотелось просто хоть где-то согреться.

Приказав кучеру гнать, она даже не подозревала, что сани могут перевернуться! Артистка упала в снег – не помогли ни меховое манто, ни муфта, ни вязаная накидка. Толку с того, если под верхней одеждой – вечернее платье на запах, с глубоким декольте, тонкие чулки-паутинки, легкие туфли на тонких каблуках.

На следующее утро у “королевы экрана” подскочила температура, и после осмотра врач поставил диагноз: грипп. Не желая оставаться в одиночестве в номере гостиницы, актриса велела перевезти ее к матери, в четырехэтажный дом Папудова на Соборной площади. Там и проявилась тяжелая форма гриппа с легочными осложнениями, известная в народе как “испанка”. Срочно вызванные для консультаций профессора Коровицкий и Усков диагностировали: у больной эта форма “испанки” протекает наподобие легочной чумы...

Толпа молодежи под окнами апартаментов В. В. Холодной во флигеле дома Папудова дежурила круглосуточно. Из уст в уста передавались новости. Тем временем, сидя на кухне, продюсер Дмитрий Харитонов и режиссер Петр Чардынин искренне плакали.

Она вполне осознавала, что с ней происходит. Чтобы о ней ни говорили, оставаясь, однако, до конца жизни верной женой, перед смертью Вера Васильевна вспомнила именно о муже и тихо прошептала сестре Соне:

- Володя там, в Москве, не чувствует, наверное, что я умираю.

* * *

Несколько дней больная то погружалась в забытье, то приходила в себя. В ранних сумерках 16 февраля даже казалось, что дела пошли лучше. В квартире стало тихо-тихо. И Вера Васильевна, не напрягаясь, услышала, как в детской беззаботно играется Женичка. Сидя в изголовье кровати, мать актрисы, Екатерина Сергеевна, улыбнулась дочери, и Вера тихо попросила:

- Мама, позови Женю.

Скоро в спальню шумно вбежала девочка с куклой в руках.

- Твоя мама умирает, а ты играешь? – слегка упрекнула актриса.

Пришло ли ей в голову, как театрально это звучит? Или нет: синематографически? Дублей больше не было, однако никто и не воскликнул :

- Снято!

Между тем, конец вследствие “испанки”, свирепствовавшей в Одессе, она знала.

Да, знала Вера Холодная, что конец; вот снова подступила лихорадка!

Промучившись неделю, в половине восьмого вечера 3 (16) февраля 1919 года, в воскресенье, великая актриса упокоилась.

Спасти замерзшую звезду не удалось опытному одесскому профессору Леонтию Ивановичу Ускову, хотя и лечил он ее передовыми на то время средствами – аспирином и втираниями камфарного масла; антибиотиков тогда еще не существовало.

В ту ночь дверь квартиры на втором этаже в доме Папудова на Соборной площади, 1 не закрывали.

* * *

Делать вскрытие тела 26-летней артистки, вопреки обычной практике, не стали – покойную сразу забальзамировали, для чего к смертному одру срочно позвали лучшего одесского патологоанатома профессора И. Тизенгаузена, заведующего кафедрой Одесского мединститута. От бальзамирующего раствора к утру кожа заметно потемнела, поэтому пришлось наложить толстый слой грима.

Хотя цинковый гроб из дома до Спасо-Преображенского кафедрального собора, где было назначено отпевание, вынесли не днем, как принято, а в четыре утра – произошло это при огромном скоплении народа. Несмотря на дождь, с погасшею звездой, казалось, пришла попрощаться в один из крупнейших в России православных храмов вся Одесса. В церкви на Соборной площади в тот день уместились все 12 тысяч прихожан.

А. Вертинський, В. Холодна, А. Бойтлер.
А. Вертинский, В. Холодная, А. Бойтлер

Мертвую актрису нарядили в один из лучших ее туалетов, странное “Maison Lavalette” – в то платье, в котором она снималась... в кинокартине “У камина”, и тщательно, словно для самой ответственной сцены, загримировали. Не удалось тогда в те скорбные часы Александру Вертинскому к месту исполнить знаменитый романс “Бал Господень” памяти его любимой, Веры Холодной:

- В этом городе сонном балов не бывало, / Даже не было просто приличных карет. / Шли года. Вы поблекли, и платье увяло, Ваше дивное платье “Maison Lavalette”. / Но однажды сбылися мечты сумасшедшие, / Платье было надето, фиалки цвели, / И какие-то люди, за Вами пришедшие, В катафалке по городу Вас повезли. На слепых лошадях колыхались плюмажики, / Старый попик любезно кадилом махал... / Так весной в бутафорском смешном экипажике / Вы поехали к Богу на бал.

* * *

Набальзамированное тело временно, чтобы дождаться, пока войска Антанты покинут город, перенесли на руках из храма и оставили в часовне на Первом христианском кладбище Одессы, планируя отправить останки в Москву. Как это происходило, при желании каждый теперь может увидеть. Сохранился документальный фильм “Похороны Веры Холодной”, подытоживший земную фильмографию и уже через три дня (!!!) вышедший на экраны одесских синематографов.

В день похорон “изысканной, утонченной и простой” пленительницы людских сердец во многих театрах истерзанной Гражданской войной страны отменили спектакли. В Первопрестольной, в МХТе, состоялась гражданская панихида памяти актрисы.

После того, как внезапно угасла “королева экрана”, убитый горем вдовец Владимир Холодный прожил два месяца. Что бы о нем ни говорили, но преданный муж по-лебединому воспринял трагическую весть. После панихиды памяти Веры Холодной в Московском Художественном театре он начал заикаться и мало кого слышал, когда к нему обращались. Спасение пришло со стороны Лубянки.

По сфабрикованному обвинению бывшего белогвардейского поручика Холодного арестовали оперативники ГПУ. Дочь Евгения Владимировна Холодная-Лапикен, которая почти всю жизнь прожила в Калифорнии, рассказывала:

- В нашей московской квартире в доме по Тверской-Ямской, 50 чекисты штыками вспороли подушки, распотрошили стены; затем всю обстановку и мебель из шести комнат вывезли. Прабабушку Екатерину Владимировну и сестру Нонну не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости – папу расстреляли в конце 1919 года.

Родной брат Владимира, Николай Холодный, был ученым-ботаником, академиком Академии наук УССР. Позже его именем назвали Институт ботаники АН УССР.

* * *

Скоро вслед за зятем, который до самой смерти говорил о Вере, как о живой, отошла и мать кинозвезды, Екатерина Сергеевна Левченко – так круглыми сиротами стали две дочери актрисы, семилетняя Евгения и шестилетняя Нонна.

После смерти Веры Холодной ее младшая сестра Софья Васильевна Левченко, осталась в Одессе, где служила солисткой балета Одесского театра оперы и балета. Здесь она вышла замуж и родила двух детей.

Средняя сестра, Надежда Васильевна Левченко, в 1919 году вышла замуж за болгарина и сменила подданство, когда 1923 года муж вернулся на родину. Приняв в свою семью обеих дочерей покойной сестры, Надежда перебралась в турецкий г. Константинополь (Стамбул), где их следы затерялись.

* * *

После такой внезапной смерти прошел год, второй, третий, и популярность Веры Холодной не сошла на нет. Так, в литовском Каунасе в 1923 года фильм “Жизнь за Жизнь” с покойной кинозвездой в главной роли постиг “привычный успех” – через четыре года после ее ухода.

Промелькнуло пять, восемь, двенадцать лет, а гроб так и оставался в Одессе, пока в 1931 году Первое христианское кладбище советская власть не решила превратить в... Парк отдыха. В следующем, 1932 году цинковый гроб с прахом подняли и отправили в Москву, но по дороге груз... потерялся.

Вот так из-за совкового разгильдяйство до наших дней могила Веры Холодной не сохранилась. К счастью, существует хотя бы символическое захоронение. Правда, за морем-океаном. Правда, в Сан-Франциско, Калифорния. Правда, на Сербском кладбище. И кому какое дело...

 Александр Рудяченко. Киев

Начало: Вера Холодная. 1. Обретенная звезда

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>