Женщина начинает и - выигрывает. Кино дня

Женщина начинает и - выигрывает. Кино дня

406
Ukrinform
Пример работы украинцев по европейским стандартам и на немалых ставках в игре под названием "индустрия кино"

16 августа на отечественных экранах появится украино-исландско-французский фильм «Горская женщина на войне» – пример удачного сочетания правильной политики сотрудничества и европейских устремлений Украины с просто хорошим кино, которое не грех уже причислить к категории лучших фильмов года.

Как Украина может интегрироваться в Европу? Не обязательно предавать свои ценности и пренебрегать христианскими традициями, – можно приобщаться к кинематографу, который скорее, чем экономические и политические вещи, попадется на глаза широкой общественности. Но чем мы можем быть интересны для них, помимо привычной туристической, локационной красоты гор, морей и природы, кроме Чернобыля, Шевченко и Кличко?

Кто бы мог подумать, что тема войны «привлекательна» для тех, у кого войны нет? Но так оно и есть, ибо здесь срабатывает антитеза – как защитный механизм, как дополнительная осведомленность, которая сможет поспособствовать остановке возможной войны в будущем, образца «человек информированный – человек вооруженный».

Нет, «Горская женщина...» – не про российско-украинскую войну: ни стрельбы, ни героизма здесь нет, по крайней мере, героизмаа украинских воинов. Только героизм исландской женщины и ее отважное согласие удочерить девочку из Донбасса, у которой погибли родители.

Эта девочка – сирота, символ ребенка, нуждающегося в защите, – и является той интегрированной в Европу украинской составляющей. Мало ли этого, чтобы считаться полноценной частью великого сообщества стран и народов как проявления (формы) современной  цивилизации? Надо подумать.

На самом деле, фильм исландского режиссера Бенедикта Ерлингссона дает нам гораздо больше, чем уже было сказано и чем мы думаем. Во-первых, украинское участие в его фильме – это уже подарок судьбы. Известный актер с двумя десятками ролей на телевидении и в кино, он неожиданно написал сценарий и сам поставил в 2013-м году полнометражную драму с черным юмором и абсурдистскими и сюрреалистическими моментами «О лошадях и людях», и за свою работу получил награды по всему миру – от Норвегии, Швеции и Эстонии до Испании и Японии.

Во-вторых, «Горская женщина...» продюсируется Марианной Слот, патриархом авторского кино и направления «Догма 95», на счету которой фильмы Ларса фон Триера и Сюзанны Бир, Томаса Винтерберга и Лисандро Алонсо. Она продюсировала «Кроткую» Сергея Лозницы, и фильм был представлен в конкурсе Каннского кинофестиваля. И «Горская женщина...», продюсируемая ею, тоже попала в Канны. Это третья причина важности участия Украины в копродукционном проекте между нами, Исландией и Францией.

И, видимо, четвертой может быть украинский довесок к фильму – музыка, точнее, народное аутентичное пение, исполненное трио без инструментального сопровождения, и исполненное так впечатляюще, так нестандартно, привнося красоту и абсурдизм в выдуманый мир Ерлингссона, что лента, показанная в программе «Неделя критики», получила приз за музыкальное оформление.

Музыка в « ... женщине...» – прекрасна. Во всех отношениях: она «видна» в кадре, она звучит за кадром, она существует в форме акапельного трио (с мурашками по телу), церковного хора (глубоко в душе) и уличного бэнда с аккордеоном, барабаном и пианино (драйв и смех).

Она – отдельный пласт фильма, задающий настроение, ритм, время, детали сцены, ведь оркестранты фантасмагорично присутствуют рядом с героиней – сопровождают ее, когда она едет на свою борьбу с заводом, когда коротит высоковольтные электролинии, чтобы остановить работу завода, когда убегает от полицейского вертолета, когда пишет дома манифест и, наконец, когда едет за девочкой в Украину. И музыка – связь исландской активистки с исконно украинскими традициями, и моментами, по хитрому замыслу композитора, музыка соединяется, образуя игристую «шумбурбульку», которае заводит и радует одновременно.

При этом в фильме остается еще куча частиц, способных вытянуть на себе внимание зрителя в случае порчи колонок в зале. Например, элементарный ход событий. От начала и до самого финала фильм движется неустанно, едва ли не как голливудский экшн: вот мы видим акцию героини по обесточиванию алюминиевого завода (кроме хорошо придуманной постановки, опирается на вполне правдивую основу, намекая на современные проблемы Исландии); вот мы узнаем о самой героине, ее бездетном и безмужнем существовании и руководством местным хором; вот – ее отношения с сестрой-близнецом; вот очередная акция, напоминающая бой спецназовцев, – столь шустрой оказывается эта уже неюная дама; вот выходит ее манифест и становится «бомбой» в масмедиа; а вот, посреди всех ее «военных» действий, возникает мирная линия девочки, которую она много лет назад хотела удочерить, и сейчас может это сделать и спасти от ужасов войны в Украине, вызванной агрессией Московии.

И это далеко еще не конец! А дальше будет продолжаться криминальный детектив с совершенно феллинивским открытым финалом, от которого за голову хватаешься, – так он оригинален, неожиданен и многозначителен – хочется скакать от удовольствия из-за всего, что было перед этим, но одновременно сесть и подумать: к чему же в конце эта головоломка?

Полный успех – иначе и не назовешь новую работу Ерлингссона, которая, в отличие от дебютной, повергает ниц остальных артхаусных противников фильма в прокате – «Горская женщина...» это и настоящее вдумчивое, серьезное кино, и кино для всех, то есть, свой месседж режиссер так мудро запаковал в легкую для восприятия форму, что так сразу и не найдешь аналогов - кто бы поступил аналогично? Страстность и изобретательность право(лево?)центристской женщины, добивающейся торжества своих взглядов радикальными методами, импонирует сразу и навсегда.

Вероятно, нехватка нордичности у исполнительницы главной роли, Хеллдори Гейхадсдоттир, компенсировалась дополнительным и понятным украинцам шилом в попе, которое и позволяет ее героине летать как та Маргарита, давая пинка изменщикам - власть имущим, и активно мечтать о светлом будущем.

Минимальная пробуксовка сюжета где-то во второй половине картины не останавливает этот локомотив, сработанный по всем правилам индустриального кино – здесь тяжеловатый скандинавский юмор укладывается в стремительный монтаж, драматическая линия бодро дополняется лирикой, радикализм с опасными коннотациями терроризма сменяет стремление улучшить жизнь ребенка...

У нас были уже в прошлом году замечательные копродукционные примеры – украинско-словацкую "Межу" или украинско-итальянский «Изи». «Горская женщина на войне» – проект с примерно похожим сочетанием криминального и драматического жанров и подобным бюджетом (2,5 миллиона евро), но он в разы больше по охвату: его прокат уже расписан на более чем двадцать стран, считая и два крупнейшие рынка мира – Китай и Соединенные Штаты.

Это существенно увеличивает кредит доверия к Украине, государственная институция которой, Госкино, выделила фильму, как лауреату 10-го питчинга, свыше 300 тысяч евро. Именно такой пример означает возможность для украинских компаний – финансовая судьба плюс обеспечение производства на своей территории – работать по европейским стандартам и на немалых ставках в игре под названием "индустрия кино".

Да, это сложный процесс, рискованный и маловыгодный, но иного пути нет (пока наших собственных звезд и кинотеатров в стране маловато). В этом смысле «Горская женщина...» – очень приятный и показательный пример: можно и рыбку съесть, и на дно не сесть.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-