11 героев украинского кино, с которыми зритель встретится осенью

11 героев украинского кино, с которыми зритель встретится осенью

516
Ukrinform
О фильмах, достойных и не достойных того, чтобы на них тратить время

До конца года в кинопрокат выйдут еще 17 фильмов, сделанных Украиной в копродукции, за деньги государственного бюджета или исключительно за частные средства.

Пока в прокате соревнуется украино-исландско-французская «Горная женщина...» с супербюджетными американскими, британскими, французскими, индийскими и другими лентами, на очереди до конца 2018 года своего выхода ждет еще целый ряд фильмов отечественного (или в копродукции) производства, снятых при поддержке государства или без таковой. И это очевидно свидетельствует об определенном развитии украинского кино.

Другое дело, стоит ли так густо засеивать поле, даже если раньше это поле было пустым?

То густо, то пусто – это о нас. И зрады здесь нет, наоборот – эта истина нас протыкает, как ужа вилами. За три летних месяца украинских фильмов в прокате собралось аж три, а за осень - одиннадцать.

Гірська жінка
«Горная женщина...»

Что касается лета, оно и понятно – «мертвый сезон»: когда киевляне и жители других крупных городов стараются убежать как можно дальше от своих горящих в зное жилищ куда-то на озера-моря-океаны. Поэтому и перенасыщен прокат осенний, куда к тому же попали фильмы, находившиеся в производстве от одного года до трех.

Но эта осень будет намного интереснее предыдущей, и дело не только в количестве заявленных украинских лент, а в их «кассовых планах» - оправдают ли они только-только возникшее доверие отечественного зрителя, который массово проголосовал гривней по крайней мере за три прошлогодних блокбастера – «DZIDZIO Контрабас» (22 млн. грн), «Сторожевая застава» (19 млн. грн) и «Киборги» (23 млн. грн)?

То есть, если 2017 год был первым, начальным годом украинской киноиндустрии, станет ли 2018-й вторым, и будет ли иметь планомерный вектор движения к увеличению финансовых оборотов?

Как свидетельствует статистика, увеличение единиц товара не увеличивает пропорционально сумму прибыли, хотя, безусловно, увеличивает валовое поступление. В кинобизнесе ни увеличение количества кинотеатров, ни большой репертуар – в одной отдельно взятой стране с одним видом демонстрации, кинотеатральной – не способны окупить все затраты всех участников рынка (в Китае, который вышел на первое место в мире по количеству экранов, посещаемость каждого зала в среднем не превышает 14%, что делает бизнес прокатчиков чуть ли не убыточным).

Вся надежда отечественных производителей на большое внимание национального зрителя, ведь на быстрое и радикальное увеличение экранов в Украине надеяться не приходится.

После провала в прокате «Брамы» Владимира Тихого (за три недели сборы едва перевалили 1 млн. грн при заявленном бюджете в почти 18 млн.), все внимание на «Бобота» Максима Ксенды, который выйдет 30 августа. (То, что «Горная женщина...», при всем моем уважении и страстной любви, не будет прокатным флагманом, думаю, и так понятно).

И «Бобот» потенциально заслуживает максимума внимания. Сначала, чтобы напомнить читателю, надо сказать о самом Ксенде, который несколько лет назад вызвал фурор только одним атмосферным тизером к своему другому, не снятому (!) фильму «Танк» - так еще никто не делал, чтобы тизер уже выглядел как маленький фильм, со своим сюжетом, героями, музыкой, хорошо сделанным монтажом и особым настроением.

Но кроме режиссера, «Бобот» имеет неожиданный для нашего проката жанр – «приключения для юношества» с примесью фантастики, то есть будет работать с большой и сложной аудиторией, пока полностью покоренной высокотехнологичным американским кино. На этом рынке фильму работать будет трудно, особенно потому, что «Бобот» тоже пошел высокотехнологичным путем – со сложнопостановочными сценами, летающими камерами, коптерами, кранами и компьютерными эффектами. Здесь вопрос лишь в том, смог ли Ксенда, дебютант в большом, полнометражном кино, преодолеть ужас от объема работы и привлечь максимум своего таланта?

«Бобот»
«Бобот»

Хотя дебютантство не является такой уж и проблемой – все когда-нибудь начинают. Но иногда хорошее начало, к сожалению, может иметь крайне ужасное продолжение, как в случае с Олесем Янчуком, директором Национальной киностудии им. Александра Довженко и режиссером «Тайного дневника Симона Петлюры», намеченного на выход в прокат 6-го сентября.

Все предыдущие фильмы этого режиссера (кроме первого, «Голод 33») в лучшем случае, на мой взгляд, были непрофессионально выполненной работой, а в худшем - напрямую говорили о профнепригодности режиссера, которая нанесла большой ущерб не только имиджу украинского кино, но и национальной тематике: снимая о героях Украины, вроде Степана Бандеры и Романа Шухевича, он создал такие формально жалкие и сенсовно пафосные рассказы, смотреть их тяжело даже национально-ориентированным людям, а что уже говорить не о таких, которых нужно было бы убедить, а не отгонять ужасным качеством. Поэтому нет веры в очередной фильм Янчука (с пятью полнометражными лентами в активе). Впрочем, может быть и польза: современный закон не даст больше возможности финансировать таких режиссеров.

«Таємного щоденника Симона Петлюри»

«Тайный дневник Симона Петлюры»

А вот молодежи в этом смысле легче – за ней не тянется негативный бэкграунд, и каждый представитель в отдельности – новая надежда. Марыся Никитюк со своей первой большой работой - «Когда падают деревья» (выход 13 сентября), апеллирует именно к молодежи, которую воротит от старой системы жизни с тотальным подчинением, табу и закрытыми горизонтами. Но и берег надо видеть, когда отправляешься в плавание.

Фильм Никитюк о жизни с якорями и плавании без берегов, и именно так и снят – растрепанный, местами непоследовательный, но драйвовый, свободомыслящий, а в финале – откровенно «безбашенный». Это не экшн и не комедия, он существует в отдалении от основных жанровых интересов публики и, соответственно, финансовых потоков, - большой кассовый успех ему не грозит, но он может стать молодежным знаменем и знаковым фильмом для молодого поколения современной Украины.

«Герой мого часу»
«Герой моего времени»

«Герой моего времени» Тони Ноябревой другого сорта фильм (20 сентября) – несмотря на то, что он, как и «... деревья», тоже является драмой, в нем немало комического, хоть комедия здесь черная. Но эта комедия касается нашей реальности, хорошо понятной всем в обществе – с его инерцией и невозможностью отделаться от рабского прошлого и представления, что все ничейное, и что кто-то придет и починит поломанное или уберет мусор. В таком разрезе, даже при наличии злой, справедливой иронии «Герой...» может задеть гораздо большие слои населения, чем те же «... деревья» - например, разгневанное старшее поколение.

На самом деле, после «Бобота» большими шансами на зрительский интерес наделен первый в этом году экшн – «Позывной «Бандерас» Зазы Буадзе (11 октября). Фильм о российско-украинской войне, о герое и его героической жизни на фронте – это именно то, что сейчас необходимо обществу. После «Киборгов» такого не было, в целом и из-за сложности создания подобного кино, которое раньше у нас адекватно делал только Леонид Быков, снимая «Аты-баты, шли солдаты..».

«Позивний «Бандерас»
«Позывной «Бандерас»

А после непутевого прошлогоднего «Червоного», Буадзе как режиссер, который не оправдал доверия, вряд ли сможет изменить ситуацию (при бюджете в 20 млн. грн фильм тогда собрал чуть больше 3 млн). Несомненно, тема фильму поможет, как помогла «Киборгам», но долго ли можно будет кормить зрителя голым патриотизмом, не прикрытым хотя бы приличной драматургией? (задолго до выхода в прокат относительно «...Бандераса» начали ходить слухи о крайне низком уровне картины, от которой веет телевизионными флюидами).

У копродукционного «Донбасса» Сергея Лозницы (18 октября) история с картинкой прямо противоположная. Как и с жанром тоже. Это высокохудожественное кино, но авторское и активно социальное, и даже не драматическое, а трагическое: касаясь территории войны, «Донбасс» показывает не столько войну, как тех, кто эту войну начал и кто ее продолжает тотальным невежеством, преступной безнравственностью и нечеловеческим бескультурьем. Это кино способно шокировать на духовном уровне, заставить задуматься, а такого массовый зритель не любит, как правило, не обремененный интеллектом и возможностью-желанием доходить до сложной истины уставшими после работы мозгами.

«Донбасу»
«Донбасс»

Поэтому производители из 5 стран-инвесторов работают над системой продажи прав на фильм по всему миру, при этом привлекают немало арт-платформ. А их много, и «Донбасс» им подходит оптимально. Хотя бы потому, что получил приз за режиссуру в одной из программ Каннского кинофестиваля, а рамках которого были представлены все предыдущие игровые фильмы Лозницы. Таким похвастать могут единицы.

Конечно, такое и не всем надо. Для финансируемой частными средствами комедии «Дзидзьо: первый раз» (25 октября) Канны не являются приоритетом, а вот публика рядовых украинцев – именно то, потому что именно они дали возможность дешевой во всех отношениях ленте окупиться и дать прибыль впервые за время новейшего, продюсерского производства.

На украинский рынок он и рассчитан, где Дзидзьо, певец и шоумен, только и известен. Несмотря на успех прошлогоднего «... контрабаса» как пробы пера большой музыкальной звезды Украины, можно прогнозировать сборы «... первому разу» даже большие. Лишь бы ему не расстроили все планы другие отечественные фильмы, а их, как мы выяснили, будет как собак нерезаных, и они проворно будут пытаться откусить кусочек от его пирога.

«Дике поле»
«Дикое поле»

Как, например, «Дикое поле» Ярослава Лодыгина (8 ноября) - экранизация одной из самых тиражируемых украинских книг «Ворошиловград» авторства харьковского писателя Сергея Жадана. Давно желанный для киноэкрана, отечественно-швейцарский фильм «... поле» может стать уголовно-философским миксом настоящего с прошлым: фигурально выражаясь, заходя на площадку «Донбасса», он будет использовать приемы «... Бандераса» и «Героя моего времени». То есть и нашим, и вашим. Как по мне, такое не работает. И уж точно 30 - миллионный фильм, так сильно дергаясь из стороны в сторону, не сможет в Украине собрать 90 миллионов, чтобы отбить свой бюджет и принести прибыль – такие сборы были только у двух десятков голливудских фильмов за все 26 лет Независимости.

В целом, все упирается в маленький украинский рынок, ограниченный не только количеством экранов в стране, но и населением, доведенным до нищенского состояния, и отсутствием других возможностей демонстрации фильмов, которые в мире очень хорошо распространяются на до сих пор существующих DVD, на VOD-платформах и различных телеканалах.

Только два фильма в Украине окупились и дали своим инвесторам прибыль – кроме вышеназванного «DZIDZIO...», это «Свингеры». Сиквел этой комедии, снятый без государственного финансирования, должен был быть обязательно. В наше время хитами не разбрасываются. И несмотря на качество фильма, более пригодного для попадания в категорию «Б», есть смысл говорить с большой долей вероятности об успехе и его второй части. Здесь следует отметить, что первая часть вышла 1 января этого года, и вторая выйдет тоже в этом году – 5 декабря, таким образом, это самое быстрое кованое железо, созданное не отходя от кассы!

Правда, предыдущий фильм вышел 1 января, и имел всю праздничную неделю для первого уик-энда. Сейчас такого не будет, поэтому даже интереснее посмотреть, сработала ли в прошлый раз дата старта, и для украинцев под мухой не имело значения, что смотреть, или «Свингеры» действительно задели за живое.

«Крути 1918»
«Круты 1918»

Дата старта имеет большое значение. И выход «Киборгов» 6 декабря, в день Вооруженных Сил Украины, способствовал дополнительной посещаемости патриотически настроенных зрителей. В этом году 6 декабря выйдет тематически похожий фильм, «Круты 1918». Но вряд ли у него будут преференции «Киборгов»: если о воинах-защитниках донецкого аэропорта знает даже «вата», то о студентах-защитниках Киева 100 лет назад мало знают даже истинные украинцы, а у режиссера «Крут...» Алексея Шапарева нет никаких достоинств, которые имеет режиссер «Киборгов» Ахтем Сейтаблаев, и все, что он снял перед этим, лучше не вспоминать в приличном обществе.

То есть 52 миллиона государственных гривен, очевидно, будут выброшены на ветер. Но самый неприятный факт «за*раной» темы: кто сможет еще раз завлечь зрителя на фильм с темой, уже однажды загубленной? Надежда остается только на пост-продакшн, который делается в Италии.

Финальным фильмом года будут «11 детей из Моршина» Аркадия Непиталюка (27 декабря). С индустриальной точки зрения - это один из самых интересных проектов. Во-первых, его продюсером является Сергей Лавренюк, который нашел деньги и на «DZIDZIO Контрабас», и на «Кроткую» Сергея Лозницы.

Во-вторых, режиссером выступает Непиталюк, который перед этим дебютировал в большом кино очень неплохой, формально новаторской комедией «Припутни», и теперь участвует в откровенно коммерческом проекте – неужели у нас может воплотиться мировой опыт, когда за режиссером не закрепляют определенное амплуа? Кроме того, в создании «11 детей...» имеет место заимствование (плагиат?) маркетинговых признаков другого проекта, голливудских «11 друзей Оушена» - так же выглядит плакат – не получат ли украинские продюсеры судебный иск с американской стороны, и как на такую маркетинговую «хитрость» отреагирует наш зритель?

Поэтому, судя по всему, осенью и в начале зимы в прокате Украины будет не скучно – украинское кино входит в тренд!

Другие фильмы, которые выйдут в прокат Украины до конца года?

Город, в котором не ходят деньги - 13.09.

Благородные бродяги - 27.09.

Безумная свадьба - 4.10.

Декабрьская сказка, или Приключения Святого Николая - 13.12.

Секс и ничего личного - 20.12.

Я, ты, он, она - 27.12.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский. Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>