Обжинки - праздник урожая и праздник единения
Когда-то люди верили, что эти символы помогают возвращаться в свой род рождаясь
Лонгрид 21.08.2018 16:49 964

Август у народов Европы издавна является месяцем, полным праздников, связанных с жатвой. И все ли так просто: люди собирали плоды и благодарили Матушку Землю за урожай?

Часть обряда Обжинки так и выглядит - потому что на ниве из пучков колосков вязали «бороду», возле которой оставляли хлеб, соль и воду. Но колесо года имеет, кроме обрядово-земледельческого, еще и духовный смысл, оно отмечено датами, адаптированными сегодня к религиозным праздникам, как летнее или зимнее солнцестояние.

В полесском селе Приборск в рамках фестиваля «Чернобыль Ренессанс. Яблочный Спас», вспомнили, как праздновали Обжинки их предки. И хотя зерновые теперь собирает техника, в центре села звучали те же песни, что и сотни лет назад, когда жнецы возвращались с поля.
Колесо года рассказывает не только о времени высаживания или сбора пшеницы, женитьбы, оно рассказывает о времени, когда между мирами становится тоньше грань. В августе мы приближаемся к осени, а там и зима не за горами. Обжинки - не просто праздник урожая. Недаром так много в обрядовых песнях говорится о роде.
Толока с песнями ходит по селу, группа людей становится больше. Звучит песня "Зеленеє жито та й овес - тут зібрався рід наш увесь". Весь род - это все родственники всех присутствующих, потомки и предки. Это праздник - для них. Это приглашение зимовать.

Принесенный с поля сноп, который чаще всего называют Дидух, украшают калиной и перевязывают красной лентой.

Его потом хранят в коморе или клуне до Святого Вечера, а на Святой Вечер его с почестями вносят в хату, ставят на скамье в красном углу, где он проведет всю зиму. Именно во время пребывания дидуха в хате должны сойтись все души родственников. Поэтому на Богатую кутью ложили возле Дидуха ложки, а на ночь рядом ставили кутью с медом.

Сплетенный из последних колосков венок надевали на голову лучшей жницы и шли во двор хозяина, распевая обрядовые песни. Хозяин встречал в воротах, брал венок и приглашал всех к столу. И венок это - не только украшение, это окошко в другие миры, это символ рода в женской ипостаси. Во многих регионах его хранили в красном углу всю зиму, вместе с Дидухом, на его зернышках девушки гадали.

Когда-то очень давно люди верили, что эти символы помогают возвращаться в свой род рождаясь. Потом верили - что так души предков проводят с ними темную часть года. С приходом христианства представления изменись, а обычай остался - вот и несут теперь символы рода в церковь освятить перед тем, как поставить в доме в красном углу.

Также на фестивале желающие могли вспомнить и попробовать, как наши предки цепами молотили зерно. У многих в селе еще остались такие цепы.
Елена Бакун, библиотекарь села Приборск, рассказала, что помнит, как ее бабушка жала и молотила. А потом всегда бросала какую-то часть зерна на поле и говорила: "На кожного долю".
Мы меняемся, меняется мир, но в песнях и вышиванках живет часть нашей памяти, которая делает нас из разношерстной толпы народом. И снова, как прежде, люди несут по улице венок и дидух, призывая всех объединиться: и тех, кто слышит их сейчас, и тех, кто пел эти песни раньше, и тех, кто будет петь их в будущем.
Фото и текст Елены Худяковой

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-