Оксана Лынив, главный дирижер оперы Граца
Европейская публика с наслаждением воспринимает украинскую музыку
22.08.2018 09:00 847

Не так уж часто придирчивая берлинская театральная публика в течении четверти часа аплодирует стоя, благодаря артистов за выступление. И не просто за выступление, а за исполнение сложнейшей Симфонии №7 немецкого композитора Людвига ван Бетховена. И не просто артистов, а молодежный коллектив, который и опыта-то международных выступлений не имеет.

Но именно такое произошло в знаменитом Konzert-Haus, где в рамках фестиваля молодежных оркестров YoungEuroClassic, проходившего в немецкой столице с 3 по 20 августа и собравшего 18 коллективов из разных стран мира, выступил Молодежный симфонический оркестр Украины (YsOU).

Овации юным украинским виртуозам были более чем заслуженными. Сыграли они безукоризненно. Наставник музыкантов, основатель коллектива, дирижер Оксана Лынив не скрывала радости, снова и снова выходя на поклон. Девчонки и мальчишки счастливо обнимались на сцене.

А публика все не могла успокоиться, обсуждая и мастерство виртуозов, и незабываемую манеру дирижирования хрупкой маэстро, энергию, которую словами описать просто невозможно.

Следует отметить, что Лынив стала первой женщиной у дирижерского пульта Konzert-Haus. В этом удивительного как раз ничего нет - в мире, в когорте дирижеров доля представительниц слабого пола составляет всего-то процентов 5. И вот среди них 40-летняя украинка входит в топ-3.

О том, что она сама думает по поводу своей славы, что считает важнейшим в своей работе, Оксана рассказала в интервью Укринформу в день концерта.

ХОЧУ БЫТЬ ЖИВЫМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ

- Вы ожидали, что выступление ваших подопечных будет принято так горячо?

- Мы, конечно, не ожидали такой реакции! Мы очень волновались, переживали из-за того, что в Берлине, в столице Германии должны исполнить такую известную немецкую музыку. Для нас это было огромным испытанием, мы ведь только-только делаем свои первые шаги. И то, что нас так сердечно приняли и после Симфонии зал встал, это было для наших музыкантов действительно большим успехом!

- Оксана, вы - дирижер с мировым именем: выступали на разных мировых площадках, несколько сезонов работали помощником генерального музыкального директора Баварской государственной оперы, в 2015 году были признаны лучшим дирижером этой оперы в номинации «Классическая музыка», награждены титулом «Звезда года 2015» в номинации «Классика» и призом Мюнхенского оперного фестиваля, служили помощником дирижера Одесской оперы... Что для вас этот конкурс и YsOU?

- Для меня это один из наиважнейших проектов в моей жизни. Поскольку я понимаю, что сейчас мы все, как никогда, несем ответственность за будущее нашего государства. Каждый лично.

Я такой человек, который не перекладывает ответственность на министерство, на высоких руководителей. Я, в первую очередь, думаю, что должен сделать каждый из нас. И для меня очень важно, делая карьеру самой, как вы сказали, международного значения, пребывать в живом контакте с молодым поколением украинцев, с музыкантами, становится для них и живым примером, и учителем, и их своего рода лидером. Поэтому мы собрали команду, которая называется Молодежный симфонический оркестр Украины (YsOU).

- Расскажите подробней об этом коллективе.

- Мы существуем уже второй год. Коллектив создан и существует по образцу Федеративного молодежного оркестра Германии.

Участниками его могут стать молодые люди в возрасте от 13 до 22 лет. Тот, кто перерастает, покидает этот коллектив, на его место приходят другие, на основе конкурсного отбора. У нас конкурс был приблизительно 7 человек на место. Лучшие из лучших отобраны, сегодня это участники со всей Украины, из 22 географических точек.

Коллектив не имеет своей базы, мы каждый раз организовываем новые проекты, новые концерты.

- На какие средства он существует, есть ли государственная поддержка?

- В отличие от Федеративного оркестра Германии, где за каждого участника родители должны вносить определенную сумму, потому что это детей развивает, дает им творческое общение, наши родители за проекты, программы не платят. В нашем симфоническом оркестре мы делаем все для того, чтобы все дети могли принять в нем участие, и они не несут абсолютно никаких расходов. Получают 100-процентую организацию и покрытие всех расходов на проезд, проживание.

Такое финансирование дается нам очень непросто. Мы в этом году получили небольшую помощь от Минкультуры Украины, но сумма не покрывают нам на целый год расходы, это приблизительно половина финансирования дороги в Берлин (приезд YsOU в Германию профинансировало МИД ФРГ в рамках продолжения проекта-кооперации с Федеративным молодежным оркестром Германии - ред). Поэтому этого, конечно же, не хватает. И мы вынуждены искать другие средства. Часто это приватные спонсоры, люди, которые понимают важность этой идеи, ее прогрессивность, и готовы ее поддерживать.

- Какие планы по выступлениям у оркестра в этом году?

- Для нас это первый европейского значения концерт, где мы выступаем полным украинским составом - 70 человек. Первое выступление на таком престижном фестивале как YoungEuroClassic. Надо сказать, что не каждый молодежный оркестр может похвастаться тем, что получает приглашение стать участником такого фестиваля. Мы счастливы были выступать тут.

Это уже второй концерт этим летом. Первый сыграли в рамках международного фестиваля классической музыки LvivMozArt, который основан также мной во Львове.

Еще будет третье выступление в сентябре - будем открывать концертный сезон в Граце в Австрии.

УКРАИНСКУЮ КЛАССИКУ МОЖНО СМЕЛО ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ В МИРЕ

- Вы сами уже год как являетесь главным дирижером оперы и филармонического оркестра Оперного театра в Граце. Работа отвечает вашим ожиданиям?

- Конечно. Это очень интересная, очень ответственная работа. У меня очень насыщенный сезон, очень много концертных программ, оперных премьер. А также очень интересные солисты.

Это очень большая ответственность за целый большой коллектив, потому что на мне лежит не только творческая работа, но также и определенная административная. Опера Граца является одной из самых больших и известных в Австрии. Поэтому это очень престижно.

- А как оркестранты воспринимают дирижера-женщину, украинку?

- На место главного дирижера в оперу Граца был большой конкурс, было 7 кандидатов. Я получила место, выиграв этот конкурс. За меня проголосовали большинством голосов как раз оркестранты и работники оперного театра. Поэтому я себя очень уверенно ощущаю. Если бы им не понравился мой стиль работы, - а это было 3 больших тура, где они могли посмотреть и на репетиционный стиль, и на дирижирование больших постановок, - очевидно, они меня не пригласили бы.

Сотрудничество складывается очень успешно. В прошлом году у нас было 2 больших оперных премьеры: «Евгений Онегин» Чайковского и «Путешествие в Реймс» Россини. Мы получили отличные позитивные критические отзывы. Все отметили, что заметна работа, изменение в музыкальном руководстве оперы. Что есть определенные, очень хорошие перспективы.

- Вы выступаете в последнее время, в основном, на европейских музыкальных площадках, где слушатели привыкли к мировой классике. Возможно ли представлять там украинскую классическую музыку?

- В Берлине сейчас в нашем исполнении прозвучало 3 украинских произведения: Камерная симфония №1 для скрипки с оркестром и симфоническая картина «Купало» Виталия Губаренко, «Украинская поэма» для скрипки с оркестром Евгения Станковича. Следует отметить, что эти произведения украинских композиторов в Германии исполнялись впервые.

Эта музыка очень интересная. Думаю, что люди слушают ее с большим интересом.

Я скажу так: европейская публика (я говорю по своему собственному опыту) с наслаждением воспринимает украинскую музыку. Я в своих гастрольных концертах, выступлениях с коллективами всего мира регулярно исполняю произведения украинских классиков. До сих пор я получала только позитивные отзывы. Поэтому я считаю, что украинскую музыку можно смело популяризовать. Конечно в хорошем исполнении. Как это было в Берлине в исполнении выдающего украинского скрипача Валерия Соколова.

- А музыкантам нравится играть украинские произведения?

- Да, нравится. Летом я выступала с большой концертной программой в Саарбрюкене (Германия) и среди других произведений я исполняла также музыку Бориса Лятошинского и была очень приятно удивлена тем, что немецкие музыканты подходили, расспрашивали про композитора, про то, какие еще произведения есть в его творческом активе. Для меня это было очень приятно.

В УКРАИНЕ СИЛЬНАЯ ШКОЛА ДИРИЖЕРСТВА

- Ваше основное место работы уже много лет в Европе. Как часто удается выступать дома?

- Настолько часто, насколько могу, насколько позволяет мой график. Фактически у меня нет выходных, потому что весь свой отпуск я провожу в творческих проектах в Украине. Это организация и проведение международного фестиваля LvivMozArt, который я основала. Дальнейшее развитие Молодежного симфонического оркестра Украины. А также сотрудничество с другими украинскими коллективами, такими, например, как Академический симфонический оркестр INSO- Львов.

Поэтому, скажем так, календарь мой чрезвычайно интенсивный, фактически это нон-стоп без отдыха.

- Вы в своих интервью говорили, что после окончания контракта в Граце планируете вернуться домой. Что-то изменилось за это время в ваших планах?

- Мой контракт в Граце до 2020 года. После у меня уже подписано очень много контрактов с разными чрезвычайно престижными оперными театрами мира. И я заинтересована в том, чтобы несколько лет быть просто фрилансером. Для того, чтобы иметь возможность просто принимать приглашения разных театров, путешествовать по миру и иметь больше времени для проектов в Украине.

- Вы входите в первую тройку выдающихся женщин-дирижеров. Это льстит самолюбию?

- В первую очередь, это большая работа за плечами. Это никакая не Олимпиада, ты не думаешь, в тройке ты или в десятке. Ты просто делаешь работу. Принцип такой: показать наилучший результат - на каждом концерте, на каждой репетиции, каждый вечер.

На самом деле, я никогда не думала, как будет все развиваться, как далеко я смогу зайти. Запланировать это невозможно, потому что оно работает фактически как бумеранг: если ты качественно выполняешь свою работу, ты оказываешься в центре внимания, попадаешь на страницы прессы с позитивными отзывами, и это все создает определенный магнит твоего имени, к тебе начинают обращаться все больше театров, оркестров. Соответственно растет и сложность задач, которые ты начинаешь получать. Скажем, если вначале ты дебютируешь с каким-то более легким репертуаром, то со временем он становится все более сложным, и соответственно престижность приглашений также все время идет вверх. Соответственно растет и ответственность.

То есть это все осуществляется в прямой прогрессии - и карьерный рост, и успех, который тебя окружает, но и критика, которая все более придирчиво начинает приглядываться к результатам твоей работы и не позволяет тебе даже самых малых ошибок.

Но, конечно, если ты готов как дирижер работать в действительно сложном, «взрослом» репертуаре и получаешь приглашения от театров и оркестров первой категории, то таких женщин в мире действительно не так много.

- А почему вы сами выбрали именно дирижерскую палочку? 

- В свое время я начинала с фортепиано, потом заканчивала народный факультет музыкального училища. В музучилище у меня, как и у всех других студентов, был предмет «дирижирование», и на госэкзамене, когда мы все выступали с нашим студенческим оркестром, ко мне подошли несколько человек и спросили, не думала ли я никогда всерьез про профессию дирижера. Что меня сначала немного удивило, потому что на самом деле я много таких примеров не знала. Но потом я все же решила попробовать. И так все дальше пошло.

- В Украине есть признанная скрипичная школа. А дирижерская есть?

- Да, у нас есть сильная школа дирижерства. Она идет от Стефана Турчака, который был очень известным дирижером. Он жил и работал во времена Советского Союза, иначе стал бы действительно известной звездой во всем мире.

В Киеве есть дирижерский конкурс его имени. 

Я имела счастье учиться у педагогов, которые в свое время были учениками Турчака, которого я очень люблю.

Ольга Танасийчук, Берлин.

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-