Зеновий Коринец, руководитель Национального хора им. Г. Веревки
Мы терапевты от культуры: поднимаем дух на Донбассе и снимаем антиукраинские настроения в Европе
17.09.2018 12:39 753

Под их исполнение Государственного гимна каждое утро просыпается страна. С ними начинают и заканчивают свои пленарные сессии народные депутаты. Они обязательно присутствуют в культурной программе каждого важного «паркетного» мероприятия. Но эти признанные «академики» народной украинской культуры давно вышли за пределы залов с бархатными шторами – они выступают и в прифронтовой зоне, и в соборах и церквях, и в клубах райцентров, и на свадьбах.

О 75-летии творческой деятельности прославленного коллектива, о модернизации и сохранении традиций, «всеядность» репертуара и поиске новых форматов, государственном патронате и финансовой независимости, непростой элитной труппе и совместных экспериментах с мировыми звездами – в интервью Укринформу генерального директора – художественного руководителя Национального заслуженного академического украинского народного хора им. Г. Веревки Зеновия Коринца.

 В ОДЕССЕ ЗАЛ ВСТАЛ И ВЫКРИКИВАЛ "СЛАВА УКРАИНЕ!"

- Поздравляю вас с юбилеем коллектива, Зеновий. Собственно, формально постановлением он был создан 11 сентября 1943 года. Но сейчас празднование растягивается во времени, есть несколько мероприятий, а юбилейный концерт – аж в октябре.

- Да, большой юбилейный концерт состоится 15 октября во Дворце спорта. И это символично, потому что накануне Покров, казацкий праздник, День защитника Отечества. Мы специально так выбирали. К тому же это было обусловлено наличием большого зала и необходимостью удобной даты – мы хотим, чтобы этот зал был заполнен.

- Что нового, особенного будет в этом концерте? Ведь это своеобразный отчет за последних два года с тех пор, как вы возглавили коллектив, и одновременно за все его 75 лет. Учитывая то, что вы должны быть интересны для разной аудитории, должны вписываться в время. И в стране идет война...

- Наш коллектив был создан как раз во время Второй мировой, в 1943 году, вскоре после освобождения Харькова. Григорию Гуриевичу Веревке дали задание создать украинский народный хор – чтобы поднимать дух Советской армии, чтобы показать, что государство уверенно встает на ноги. Идеология в Советском Союзе была на первом месте. И она, к счастью, способствовала рождению коллектива. В настоящее время в государстве произошли большие общественные и ментальные изменения. А мы снова в войне! И вновь коллектив работает на идеологическом фронте – уже для своей, независимой украинской армии. Это наша первая задача сегодня.

- То есть вы ездите в зону АТО, сейчас ООС, на прифронтовые территории?

- Да, обязательно. С 2015-го мы ежегодно, иногда и дважды в год, выступаем на Востоке и Юге Украины. Это и полномасштабные концерты с большими залами-тысячниками. Скажем, в Мариуполе всегда полный зал, а там 1200 мест! И к солдатам ездим. Под пулями, конечно, не работали, хотя в воинских частях и такое бывало. Нам важно давать концерты на прифронтовых территориях, поддерживать боевой дух у наших солдат, обращать в украинство местное население. Вот буквально 24 сентября мы выезжаем с туром Бердянск - Мариуполь - Покровск - Краматорск - Днипро.

А на днях нам звонили из Генштаба Вооруженных сил Украины и очень просили поехать на Слобожанщину. У нас была с ними встреча, отработали маршруты, поэтому хор Веревки поедет поднимать патриотический дух Харькова, Одессы и Львова.

- Вы на прямой связи с Генштабом. Просто класс!

- Конечно. И хор Веревки очень много ездит. И мы проводим концерты как социальные – для солдат и местного населения, так и коммерческие. Это важно и говорит о многом. Потому что если человек на Донбассе покупает билетик, чтобы послушать украинскую песню, увидеть украинский танец, услышать украинскую музыку, значит, ему это необходимо.

- Приглашаете бойцов, ветеранов на какие-то бесплатные или льготные концерты?

- Организаторы наших концертов на местах специально организуют посещение для солдат, для населения, которое не способно себе купить билетики. А уже, например, в Краматорске, Мариуполе, где у людей есть работа, там покупают билеты. Так же на Юге – Херсон, Николаев, Одесса. Мы в этом году выступали в Одессе в театре музкомедии имени Михаила Водяного, – там встал весь зал на тысячу мест и кричал "Слава Украине!". В многонациональной, музыкально одаренной Одессе! Ну что еще нужно артистам? Приятно осознавать, что мы можем способствовать объединению Украины.

- И все же, возвращаясь к вопросу о репертуаре и новшествах, чем будете удивлять зрителя?

- Мы всегда работаем ансамблем: хор, оркестр и балет. И у нас чрезвычайно богатый репертуар, потому что хотим показать Украину широко. Его основой является музыкальный мелос всей Украины. В то же время в каждом регионе есть своя специфика. И мы подчеркиваем, что Крым – это Украина, и танцуем крымско-татарский танец, поем крымско-татарскую песню. Мы учитываем, что на Буковине живут и молдаване, и румыны, и цыгане. На Закарпатье много венгров, поэтому в репертуаре, например, есть танец венгерских украинцев, живущих в Береговском районе. Венграм, бунтующим против нового закона об образовании и обвиняющих нас в шовинизме, мы наглядно показываем: смотрите, ваша культура в Украине процветает, мы ее пропагандируем.

Поляки всегда помнят, что мать "любимого Папы" была украинкой

- И ваша культурная дипломатия работает?

- Да. А в конце июля у нас были большие гастроли в Польше. Мы подписали совместную декларацию с польским ансамблем песни и танца "Шленск" и теперь работаем на их площадках в Польше, а они приезжают в Украину. Пели польские песни и немало совместных песен, как "Эй, соколы". Особенно поляки, буквально со слезами на глазах, воспринимают любимую песню Иоанна-Павла II "Барка" – это песня о лодке, который несет человека в житейском море. Люди всегда тронуты. И поляки всегда помнят, что мать "любимого Папы" была украинкой. И это тоже работает на то, чтобы снизить градус политического напряжения, искусственно поднимаемый польскими популистами. Мы демонстрируем, что мы – нормальная европейская нация. И мы, кстати, так и назвали свою юбилейную программу – «И чужому научайтесь, и своего не цурайтесь».

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ХВАТАЕТ НА ЗАРПЛАТЫ И... САПОГИ ДЛЯ НОВОЙ ПОСТАНОВКИ

- Хор Веревки – один из топовых культурных брендов Украины. О вас всегда говорят как о лучшем, самом известном в мире хоровом коллективе Украины...

- Это так и есть, но за это звание нужно бороться каждый день. Это как в спорте – надо постоянно поддерживать форму. Конечно, можно какой-то период жить старыми заслугами, но если ты не будешь работать над репертуаром, над своей художественно-творческой формой, что тебя ждет? Да и экономическая составляющая крайне важна, и в значительной степени это забота непосредственно руководства коллектива.

- То есть государство вас не финансирует – гастроли, постановки, зарплаты?

- Государство дает средства на зарплату и частично – на содержание помещения, где содержится так называемая творческая база коллектива. Относительно постановок, то в этом году нам дали деньги на постановку вокально-хореографической композиции «Аркан. Опришки». Нам этих средств хватает частично – на сапоги, мы покупаем 41 пару, и на пошив сорочек. Но мы не жалуемся, потому что, слава Богу, публика ходит на концерты. К слову, на концерт во Дворце спорта мы ни копейки у Министерства культуры не яли.

- Но ведь смету такого концерта, вероятно, немалый...

- Только аренда зала – более четверти миллиона. Это без освещения, без звука, без сцены и даже без стульев в партере. Два дня будет монтироваться сцена: свет, звук, экраны... Все это – современная техника, и эти расходы, уточню, взяла на себя концертное агентство "Аншлаг". Мы хотим быть модерным коллективом, но с уникальными традициями! Мы будем показывать разные периоды нашего творчества – времена Григория Веревки Анатолия Авдиевского и сейчас, но современными средствами.

- Знаете, уже все билеты проданы на концерт?

- На полную мы запустили рекламу концерта только с сентября. Зал большой – 8 тысяч мест. Хор Веревки – впервые! – выступать в таком большом пространстве. Поэтому билеты еще есть. И это требует больших усилий менеджмента для наполнения зала. А от нас – креативного выступления. Но мы уверены, что все будет хорошо.

- Билеты дорогие?

- Самый дорогой билет – 400 гривен. Мы просили организатора концерта – компанию «Аншлаг», чтобы были социальные билеты, чтобы студенты и пенсионеры имели скидку, и они на это согласились. Поэтому есть также и билеты по 100 гривен.

- А много билетов приходится раздавать чиновникам? Или они ходят за свои средства?

- Все билеты мы продаем. Но, конечно, будут приглашенные гости. Министр будет приветствовать нас на сцене. Надеемся, будет президентский указ – мы ожидаем от Президента присвоения почетных званий нашим артистам.

- А как складываются ваши отношения с властью?

- Власть во все времена всегда нас патронировала. Мы же государственный коллектив с центром управления в Министерстве культуры. Но оно не вмешивается напрямую в нашу творческую работу и хозяйственную деятельность. А вот гастроли за границу, поскольку это вопрос идеологический, должны согласовывать, брать разрешение.

- Видимо, в Россию вы не ездите? А когда в последний раз были в России?

- В России мы с 2012 года не работали. Да мы и не поехали бы сейчас туда. А в последний раз мы работали там в декабре 2012-го. Российский канал «Культура» даже снимал телеверсию нашего концерта. А вообще до Майдана мы часто выступали в России, особенно в тех регионах, где живут украинцы – на Кубани, на Смоленщине, в Воронежской области... Помню, как-то в Астрахани, на Каспии, мы опоздали на два часа из-за пограничной бюрократии. Приезжаем, полный зал сидит, люди ждут и поют «Несе Галя воду», «Чом ты не прийшов»... В Москве у нас ежегодно был большой концерт, нас приглашали.

МЫ «ВСЕЯДНЫ» В РЕПЕРТУАРЕ, НО – ГУРМАНЫ В СМЫСЛЕ ВКУСА И КАЧЕСТВА МУЗЫКИ

- Скажите, Зиновий, как много изменилось у вас со времен Авдиевского, собственно за последние два года? Обогатился ли репертуар?

- Наверное, уместно вспомнить, что 11 сентября мы давали концерт в честь Анатолия Авдиевского, которому бы в этом году исполнилось 85, и по случаю юбилея хора в Голубом зале университета имени Драгоманова. Звучали оригинальные произведения Авдиевского и произведения в его обработке. В первую очередь на концерт пришел факультет имени Авдиевского – бывшего музыкально-педагогического института, а также пришли студенты университета. Мы вообще сотрудничаем с этим заведением. И я там преподаю с 2001 года. Кстати, ректор университета Виктор Андрущенко, который является большим поклонником нашего коллектива, во время концерта наградил почетными отличиями университета 16 наших артистов.

А насчет изменений... Много что изменилось, но здесь требуется, прежде всего, мнение самих зрителей. Мы начинаем экспериментировать...

- И что это за эксперименты?

- Анатолий Тимофеевич руководил коллективом 50 лет и считал, что публику надо воспитывать. И мы придерживаемся этой политики, которую он проводил всю свою жизнь. Но мы ищем новые формы. Сделали очень много новых программ. Скажем, уже два года ездим по всем регионам с программой оригинальных колядок «Різдво іде по Україн». Вообще Рождественские праздники для нас – интенсивный период: колядки, щедривки. Раньше мы не колядовали. А сейчас коляда начинается уже на Николая и заканчивается аж 21 января...

Можем, например, самостоятельно исполнить оперу Евгения Станковича «Цвіт Папороті». Она у нас записана с Национальным симфоническим оркестром.

Мы также сделали весь Реквием Моцарта с симфоническим оркестром. При Авдиевском у нас были только четыре части из этого мирового шедевра, а сейчас мы поем все произведение. Уже исполнили его на Западной Украине – во Львове и Черновцах. Первое исполнение было в Киеве, в Баптистской церкви, вместе с Киевским симфоническим оркестром и хором. А в Одессе мы пели вместе с симфоническим оркестром Одесской национальной оперы. Это было интересно для одесситов, поскольку это произведение прозвучало у них впервые. И, знаете, весь оперный театр пришел – потому как: народный хор Веревки поет Реквием?! Мы их удивили, они были в восторге. Мы же можем! Мы поем разным звуком – и академическим, и народным, тем, который является традиционным в Украине.

Мы сейчас интесивно развиваем малые формы: мужской вокальный квинтет, женское вокальное трио, инструментальный секстет, даем возможность сольно артистам проявлять свои музыкальные способности. На сегодня у каждой группы коллектива – будь то хор, балет, оркестр – есть отдельная сольная программа.

Еще новое то, что в программу великой украинской классики мы включили украинскую литургию наших отечественных композиторов. Это воспитательная, элитная музыка для слушания. Конечно, Дворец спорта – не то место, где она должна звучать. Но она может звучать в специальных залах, в филармониях. Частенько мы поем службы прямо в церкви. Когда начинается Великий пост, мы традиционные концерты не даем, приглашаем публику прийти на ту музыку, которая готовит к великому празднику Пасхи.

- И куда же вы приглашаете? В храм?

- В храмы. И это с симфоническим оркестром. В этом году мы дали Реквием Моцарта с симфоническим оркестром Черновицкой филармонии, со львовским симфоническим оркестром в органном зале в Львове. Сейчас договариваемся о Харькове. Люди выходят из собора очень благодарные, говорят: мы не думали, что вы еще и так умеете! Я говорю: а вечером приходите на стадион, там услышите все, что украинцы поют.

Сейчас наша задача – предстать как коллектив, пропагандирующий широчайший спектр: от аутентичного фольклора до высокой классики. То есть, мы стараемся быть разными, по-хорошему «всеядными». Но – гурманами в смысле вкуса, качества музыки, репертуара. Мы профессиональный коллектив, в репертуаре которого должны быть и Реквием Моцарта, и духовная классическая музыка, и наша аутентичная музыка.

А еще, – забыл сказать! – мы воссоздали народные обряды. И нас сейчас часто приглашают на свадьбы! В прошлую субботу женился немец, а невеста – украинка, они пригласили сделать обряд снятия фаты, как это некогда было у наших предков. И в этом году было уже несколько мероприятий такого плана.

- Как интересно! Так вы и деньги за это получаете?

- Да. Мы зарабатываем, как можем. В церкви за выступления денег не берем. А за обряды – да. Людям это нравится. И это – удобный способ обновлять обряды и популяризировать, потому что они утрачиваются. Это то новое, что появилось. Мы стараемся быть всюду в нашем культурном поле.

ХОР ВЕРЕВКИ – ЭТО АРТИСТЫ С ВЫСОКИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ УРОВНЕМ IQ

- А у вас стабильный коллектив, есть текучесть кадров? Новый закон о культуре, которым ввели контрактную систему, на этом как-то сказался?

- Контрактная система и полезна, но имеет и определенные негативные вещи. Открытость конкурса – это плюс, а процедура отбора – скорее, минус, ибо слишком формализована: попробуй собрать комиссию на прослушивание, в которой должно быть 9 членов комиссии, шестеро из которых приглашены?! Все же заняты! А не соберешь – так, получается, что конкурс провел не по правилам.

- К вам, видимо, многие хотят? Большой ли конкурс? Вы же – Национальный заслуженный академический коллектив!

- Наш статус дает нам возможность принимать в труппу настоящую музыкальную элиту, артистов с высоким музыкальным уровнем IQ. И здесь есть плюс. Плюс и в том, что сейчас, согласно новому закону, контракт с артистом подписывается от года до трех. Юридически у руководителя уже развязаны руки: если артист «исчерпал себя», ты за месяц до окончания срока контракта должен человеку сообщить: друг, все, твой контракт не продлевается. Так можно обновлять, освежать коллектив.

К нам должны приходить те, кто говорит: я знаю 500 песен, меня бабка или мать научила

- А можете ли вы уволить человека только потому, что она вам не нравится?

- Я объясню. Министерство проводит такую же процедуру отбора через комиссию и определяет, кто будет управлять такими известными, знаменитыми коллективами. И, надеюсь, выбирает адекватных. Кроме того, ведомство делегирует право руководителю выбирать людей не только творческих и талантливых, но и также адекватных. Потому что вы же понимаете, что люди бывают разные – по характеру и привычкам. Иногда на прослушиваниях попадаются люди странные...

Но в коллективе почти все талантливые! Это положительно. И я сейчас веду такую политику, что в коллектив надо брать артиста, который является непосредственным носителем народной музыки. Я считаю, что неправильно учить или "натаскивать". Сюда должны прийти те, у кого это просто в душе, в голове, кто говорит: я знаю 500 песен, меня бабка или мать научила. Но, конечно, талантливые, с соответствующими данными, с голосом. Так же и с танцорами, нам нужны самобытные артисты. И Григорий Веревка так тогда набирал: он ездил по селам и собирал в хор самородков, а тех, кто сами приходили, спрашивали, что им родители пели. Скажем, когда наша выдающаяся Нина Матвиенко пришла в хор, она знала очень много аутентичного материала.

ПЛАНИРУЕМ ПОВТОРИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ С БОЧЕЛЛИ И ПОЯВИТЬСЯ НА "МЕЦЦО"

- О творческих экспериментов, имею в виду совместные выступления с какими-то звездами, как это практикуется в мире. Вы же выступали со знаменитым итальянским тенором Андреа Бочелли! В прошлом году здесь, в Киеве, на НСК Олимпийский.

- Да, как раз в сентябре. Компания, организовывавшая этот концерт, выбирала из многих коллективов и остановилась на хоре Веревки. Мы вместе с Бочелли в сопровождении Национального симфонического оркестра исполнили 12 произведений оперной классики. Кстати, в тот день, 23 сентября, у Бочелли дыл день рождения, и мы ему спели «Многая лета». Он был очень тронут.

И наше сотрудничество может быть продолжено. Мы уже договорились с дирижером Марчелло Рота, что и в дальнейшем, если выдающийся тенор будет в Украине, хор Веревки будет его сопровождать. Мы им очень понравились. Мы готовим подобное выступление в Италии. Но это будет минимум через два года, потому что такие вещи в мире высокой музыки планируются заранее.

- Вообще такие грандиозные проекты, как концерт Бочелли или записи на канале «Культура»... Делаете ли вы что-то для того, чтобы свои концерты, свои уникальные номера где-то зафиксировать? Чтобы больше себя пропагандировать – видео, диски, кино? Присутствуете ли вы в украинском телевизоре? Или это может быть на канале «Меццо»? Пусть бы мир послушал наши украинские песни. Украина бы этим гордилась.

- Это, конечно, необходимо делать. Надо где-то записывать, чтобы это осталось, чтобы это было зафиксировано. Было бы неплохо, чтобы нам помогли профессионалы. Почему этого не делает UA:Культура или UA:Громадське?!

А по "Меццо", то даже и недавно были разговоры. Хотя это не их формат, так как формат "Меццо" – это классика, джазовая музыка. Но они согласились! И если бы наш юбилейный концерт мы давали во Дворце «Украина», – так они хотели! – то "Меццо" снимал бы.

Но это и технически, и финансово обременительный для нас вариант. Дворец "Украина" для нас просто дорогой. И за канал "Меццо" надо много платить. И мы бы это не потянули. Это должны быть очень дорогие билеты. А делать юбилейный концерт только ради коммерции нам не интересно. Как же публика? Молодежь, пенсионеры, пожилые люди не купят билет. И нам не удалось сейчас найти мецената для того, чтобы провел это мероприятие.

НАШ ГРАФИК РАСПИСАН НА ДВА ГОДА, И ЭТО – БЕЗ «ЕЛОК»

- А насколько уже у вас спланирован график?

- На два года вперед. График плотный, уже подписано немало контрактов. Через неделю у нас два концерта в Китае. Дальше – Донбасс. И после Донбасса, как вы знаете, большой концерт во Дворце спорта.

В ноябре поедем в Польшу, где будем выступать во Дворцах спорта в Плоцке и Торони.

В декабре – сольный концерт в филармонии, который мы приурочим к дню рождения Григория Гуриевича Веревки. И рождественская программа в Германии... Договорились также о концертах в Хорватии, Словении, Беларуси. Прорабатываем Австрию. И это все – помимо гастролей по Украине.

А чтобы у вас не складывалось впечатление, что мы сторонники «крупных форм» и крупных городов, скажу, что на днях, 12 сентября, мы ездили с сольным концертом – 50 артистов – в Мироновку, в райцентр на Киевщине.

- То есть вы в маленькие городки тоже ездите? Какие молодцы!

- Для нас это принципиально: мы хотим быть доступны широкой публике. А человек из села, из маленького городка не может приехать в Киев и позволить себе купить здесь билет – киевские билеты для него дорогие, хоть у нас и разная ценовая политика. Поэтому ездим и в райцентры, и даже в поселки. Это непросто, потому что сцены там небольшие, не каждая площадка может нас принять. Но творческими группами по 15-20 артистов представляем небольшие программы.

- Сколько же у вас выходит концертов в год?

- Раньше, по плану, было 60. Сейчас – 70 концертов. А к концу 2021 года я запланировал, что коллектив даст 100 концертов в год. И это, как в том анекдоте, без «елок».

- Это классно! Вы так много делаете! Мечтаете о большем? Вообще, какие у вас мечты?

- Желаний много! Мечтаю сделать мировое турне, но чтобы его сделать, нам нужно пройти еще какие-то орбиты. Это как в космос!.. Собственно, это уже вопрос стратегического планирования и менеджмента.

Валентина Пащенко, Киев.

Фото: Сирык Анатолий, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-