Первоклашки и реформа: адаптация – полет нормальный

Первоклашки и реформа: адаптация – полет нормальный

391
Ukrinform
Корреспонденты Укринформа, дети которых пошли в этом году в первый класс, ведут свои родительские дневники

Первые недели учебы нынешних первоклассников, согласно концепции Новой украинской школы, посвящены адаптации. По идее, стоит отложить изучение собственно букв и цифр, не травмировать ребенка сразу, а дать ему время приспособиться. Поэтому родители и дальше ждут первых заветных палочек в тетрадях, выведенных неумелыми ручками, ну, а дети – адаптируются.

ДАЕШЬ ПЕРЕМЕНКИ ТАКИЕ ЖЕ ДЛИННЫЕ, КАК УРОКИ... ИЛИ УРОКИ – ТАКИЕ ЖЕ, КАК ПЕРЕМЕНКИ!

- Малыш в это время учится осознавать себя в новом качестве школьника, и об этом постоянно идет речь на уроках. Недели делятся по темам. Вот первая была посвящена теме “школа”: дети учились понимать новые слова, вошедшие в их жизнь: школа, парта, учитель, урок, перемена, тетрадь... – пишет в «дневнике» Татьяна Когутич, мама Любомира – первоклассника сельской Лохивской общеобразовательной школы І-ІІІ степеней на Закарпатье.

Мы с сыном попытались как-то проговорить тему дома. Беседа получилась следующая.

- И как тебе школа?

- Такое, как садик, только лучше. (Здесь поясню один нюанс: сын воспринимает это так, потому что почти все его одноклассники — это бывшие товарищи по саду, их группа “разбавилась” семью новичками, все всех знают, помнят, восстанавливают после лета старые дружеские тусовки и создают новые — по интересам).

- Ммм, а почему лучше? – уточняю.

- Потому что за руку не надо водиться, самому можно везде ходить.

- И что, все тебе прямо так там нравится? Вот все-все?

- Нет, не все. Это несправедливо, что уроки такие длинные, а перемены такие короткие. Надо, чтобы было поровну.

Словом, реформаторы от образования – думайте, как бы сделать так, чтобы было поровну и по-справедливости.

УТРЕННИЙ ПОДЪЕМ И ВОЙНЫ ИГРУШЕК

Еще одна несправедливость, связанная со школой — это вставание утром. Для того, чтобы наладить график, пришлось придумывать разные способы за эти три недели. Пробовали вставать на полчаса раньше, чем надо – чтобы иметь время на “включить мозги”. В это время делали зарядку — но сонно и неохотно, поэтому со временем решила, что лучше детям эти полчаса доспать. Кроме того, сейчас, пока на улице теплая погода, в нашей школе есть добрая традиция общешкольной разминки перед первым уроком. Начало – в 8:10 час., под музыку со всеми желающими физрук проводит зарядку. Потом несколько дней утром смотрели мультики — за ними и завтракали (на ЗІКе с 7-ми и почти до 8-ми часов, как оказалось, показывают украинские классические мультфильмы, а затем – обучающие фабулы можно проговаривать потом еще и по дороге в школу: просто тебе дидактика с самого утра!) Но тоже не пошло: сын сказал, что поучительные мультфильмы он и в школе посмотрит, “дай нам лучше немного поиграть перед выходом”. Сейчас этот вариант прижился больше всего, хотя встается с кровати так же трудно. А вообще, залог хорошего утра, как успела также подметить, – это хорошее настроение мамы: необходимо найти ласковые слова, чтобы стащить с кровати, уговорить позавтракать и выйти из дома с тем самым хорошим настроением.

Вторую и третью неделю НУШ были посвящены соответственно темам “мой класс” и “дружба”, ведь наладить отношения с одноклассниками – это также одна из сверхзадач для первоклашек. От сына слышу постоянно про “тот мальчик хороший, потому что он дал мне игрушку”, “тот плохой, потому что он дразнится”, “и девочка хорошая, потому что она мне помогла дорисовать”, “и – плохая, потому что она язык показывает”. Но пока с друзьями – настоящими – не складывается (тут дело еще и в том, что у сына нет такой сильной потребности в этом, потому что мои дети – погодки, они вместе всегда и везде, и так выпало, что класс, куда ходит старший, – аккурат напротив первого класса, где учится младший).

Зато за эти три недели мы уже успели приобрести и почти побороть плохую привычку. Речь о поветрии всех школ страны во всех классах — бейблейдах. Это игрушка по типу юлы, ею можно играть в игру – запуская юлу специальным механизмом и выбивая друг друга за пределы поля. В нашем классе неистовство по бейблейдами длилось две недели. Началось все с того, что по рекомендации дети стали приносить с собой в класс любимую игрушку. Но приносят они далеко не мишку или машинку: все ребята взяли свои “беи”, и помимо сражений на воображаемом поле этими сорванцами детей почти ничего не интересовало, от этого было трудно их оторвать. За неделю бейблейды уже были даже у тех, кому раньше не купили – “дожали” родителей, хотя игрушка не из дешевых, цена стартует от 170 грн. А те, у кого беи были, клянчили у своих другие – маркетологи позаботились и выпустили их целую серию. А еще через несколько дней учительница разумно решила посоветовать беи не приносить – ибо этот шум в классе от постоянных “боев” выдержать невозможно! Родители со своей стороны согласились с радостью. И на следующий день дети мило валялись себе на игровом коврике: кто с машинкой, кто – без. К слову, нейропсихологи отмечают опасность такого типа игрушек: она, мол, провоцирует агрессию, ведь смысл – выбить, ударить противника. Поэтому беи-беями, а старый добрый мячик или “салочки” еще никто не отменял!

НЕМНОГО ВЗДРЕМНУТЬ НА УРОКЕ? МОЖНО!

- Если ваши будни перенасыщены работой и неоткуда почерпнуть позитива — идите в школу! Я серьезно. А именно – в 1-ый класс! – делится впечатлениями об одном дне, проведенном в школе вместе со своей дочерью, Марина Ключкивская, мама Вики – первоклассницы ОУЗ «Щасливский учебно-воспитательный комплекс» под Киевом.

Хочу рассказать об одном особенном дне в моей жизни, который я провела вместе с дочерью, в школе 5 уроков “отсидела”. В классе – водоворот эмоций, детского смеха, неусидчивости, заботы...

Учитель должен уделить время и внимание каждому ребенку, чтобы она могла чувствовать себя как дома, в безопасности, а кроме этого – научить. Научить мыслить, а не просто писать и читать, уважать учителей и друзей... Скажете, то же самое делают родители, бабушки, дедушки, родные? Нет. То совсем другое. 28 пар глаз должны гореть одновременно, 28 пар ушек должны слышать сказанное, а 28 пар ручек рисовать по-своему, но одно и то же.

А еще, только представьте: под конец первого урока один ученик задремал, а учительница, заметив это, просит других детей отвечать тише, чтобы не разбудить его.

Сравнивать увиденное, даже со временем моего личного обучения в первом классе (а это было чуть больше 20 лет назад), – невозможно. Сейчас используются совершенно другие подходы, и обучение в школе переходит на совсем другой уровень. И это должно дать нашим детям то, чего в свое время не получили мы – смелость конкурировать в современном мире.

35 МИНУТ УРОКА ПЛЮС ИГРА = ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Родители заводят детей в класс, здороваются – и “передают” их учителю. Кто-то из первоклашек до сих пор не может расстаться с мамой, кто-то сразу берется за игры и общение с друзьями, а кто-то садится за парту, кладет голову на руку и пытается еще доспать, как говорят, “одним глазком”, и досмотреть сон о любимых супергероях.

В 8.30 раздается звонок и начинается урок. Дети вяло здороваются с учителем и садятся.

Достают из портфелей тетради. Первый урок – математика.

“Дети, – обращается учительница, – начинается новый день, что вы хотели бы пожелать друг другу?” Пока они отвечали, улыбка не сходила с моего лица. Они желали учительнице хороших учеников, а своим друзьям – удачи, счастья, денег, не заснуть на уроке и хорошего дня. Забавные, счастливые – и уже проснулись.

Учительница берет в руки мяч и по очереди бросает каждому из детей, называя какую-то цифру, ребенок, поймавший мяч, должен продолжить.

Потом порядок цифр выстраивают из магнитов на доске. Дети по очереди выбегают и ставят цифру, которая является следующей. Далее на интерактивной доске появляется цифра 2, которую они повторяют на этом уроке. Стишок про цифру, лебедь на рисунке, сравнения разные, ребус... Они активны, тянут руку, чтобы отвечать, им весело и все на позитиве.

Затем берутся в тетради писать несколько строк цифры 2 и разрисовывают ее.

Разве можно в такой атмосфере не учиться – это же 35 минут увлекательной игры, а не “грызения” твердого гранита?! Так гораздо легче, согласитесь, запомнить эту цифру, научиться правильно строить предложения, когда ты желаешь чего-то хорошего другу, да еще и можешь поиграть мячом прямо на уроке.

После математики – короткая прогулка на улице: побегали, попрыгали и вернулись в класс. Там уже ждет учительница английского языка, которая забирает половину класса (14 детей) в другой кабинет, а остальные остаются на урок украинского языка. Разделили детей по списку.

На английском “Хелоууууу” уже звучит куда громче, чем “добрый день” на первом уроке! Чтобы запомнить цвета (тема урока), дети достают карандаши и начинают рисовать caterpillar (гусеница) разными цветами, так до конца урока каждый выбегает к учительнице и называет свой любимый цвет – по-английски, конечно. Затем танцуют под песенку, чтобы закрепить изученный материал.

Так незаметно наступила уже пора подкрепиться – некоторые детки идут вместе с учителем в школьную столовую, другие лакомятся мамиными бутербродами в классе.

На перемене дети играют с конструкторами “Lego” на ярких и удобных ковриках из пазлов, а также своими игрушками, которые разрешено приносить из дома.

Следующие уроки прошли по подобному сценарию: игры, танцы, ребусы, рисование... Хочу успокоить тех, кто до сих пор считает, что дети только играют и ничего не учат. После завершения каждого урока дети уверенно писали цифру, считали, разгадывали, называли цвета на английском. Это действительно работает.

Еще вспоминаю интересные разминки, которые детки делали во время уроков. Когда учительница говорила, что настало время разминки все дружно подрывались из-за парт и начинали громко повторять слова и движения.

Все они, конечно, радовались, когда за ними стали приходить родители, но на следующий день они все же с радостью и интересом будут бежать в школу.

Не так, оказывается, много надо, чтобы дети полюбили школу!

(Продолжение следует)

Укринформ

Предыдущие записи в родительском дневнике читайте здесь:
- «Первоклассник тестирует реформу, а волнуются все»
- «Первая неделя школьной науки: Учимся дружить»

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-