Соня Сотник, певица, радиоведущая
Х.Л.А.М – место силы для многих нынешних творческих личностей
29.09.2018 09:00 688

Я давно хотела поговорить с самобытной певицей и ранней птицей эфира «Radio ROKS» Соней Сотник, и вот она пригласила меня на закрытие сезона благотворительных концертов "На шапку", которые с апреля по сентябрь проходят в живописном дворике арт-кафе Х.Л.А.М.

Третий год подряд здесь без лишнего пафоса собирают деньги на медицинские нужды людей, которые лишлись дома из-за войны – сейчас все собранные деньги идут для самых уязвимых переселенцев: стариков, которые нуждаются в медицинском сопровождении, и деток с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП.

Перед выступлением Соня собственноручно заботливо подмела опавшие листья во дворике, поздоровалась чуть ли не с каждым зрителем, которых была уйма (даже стульев всем не хватило, сидели на земле, а просто перед исполнителями плясала стайка ребятишек), и поставила шляпу перед сценой.

Все просто. В шапку зрители бросают деньги, которые потом передают волонтерам и спасают человеческие жизни. Такие они, наши украинские творческие люди.

- Соня, мы находимся в очень атмосферном месте, что здесь будет происходить сейчас?

- Это место с традицией, которое называется арт-кафе «Художники, литераторы, артисты, музыканты», сокращенно – Х.Л.А.М. – все смеются, когда слышат эту аббревиатуру, но это – историческое место, которое было создано в 1918-м году и на днях отметило свое столетие.

Когда-то в Х.Л.А.Ме собирались художники, литераторы, артисты и музыканты, которых в те годы в Киеве было очень много, и это были не только киевляне, ведь это – период огромной эмиграции из коммунистической уже на тот момент России. Они уезжали оттуда и искали прибежище себе здесь.

Сейчас – это место силы для многих нынешних творческих личностей, и мы выбрали в этом году эту площадку, чтобы проводить наши благотворительные концерты «На шапку», что и делаем с огромным удовольствием.

- Своими концертами вы собираете деньги на конкретные цели?

- После 2014-го года – все знают о существовании в Киеве волонтерского центра, который действовал на улице Фроловский. Когда был большой поток беженцев, там была основная локация, где раздавали продуктовые пайки и элементарные бытовые вещи, потому что люди бежали от войны практически голые и босые.

На сегодня поток беженцев уже прекратился, но у фонда «Свои», который занимался этим проектом, остались так называемые патронажные семьи, за которыми надо внимательно следить, потому что они не могут о себе позаботиться, а также еще 125 детей, которым необходима особенная поддержка – не только медицинская, но и психологическая, потому что это детки и с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП, онкологическими болезнями и другими сложными диагнозами.

Вот, собственно, все деньги, которые мы собираем здесь каждый четверг с лучшими украинскими деятелями искусства: художниками, литераторами, музыкантами, поэтами, фотографами, мы отдаем на их нужды.

- Но ведь вы не только с помощью концертов приобщаетесь к помощи людям, которых непосредственно коснулась война, я знаю, что вы активно ездите с концертами в прифронтовые территории, часто там бываете?

- Последний раз были летом. Но если мы едем в АТО, то преимущественно на ноль.

- То есть туда, где на ваши концерты бойцы могут попасть просто после боя?

- Да. Это достаточно сложно, но нам кажется, что мы там больше нужны ребятам, чем в частях, которые уже зафиксированы и стоят в мирных городах.

Впереди октябрь, День защитника Украины, и, возможно, мы снова поедем туда 14 октября.

- Можно только снять шляпу перед вами за такую гражданскую позицию. А теперь давайте поговорим о вашей работе на радио, ведь у кого, как не у вас, спросить о результатах введения квот на русскоязычную музыкальную продукцию. Чувствуете ли вы качественные изменения, находясь, собственно, в самом радиоэфире?

- Нам на «Radio ROKS» повезло, потому что именно у нас проблем с качественным аудио-продуктом на украинском языке не было. На «ROKS» всегда был хороший украинский новый рок-н-ролл.

Разве что бывали небольшие проблемки со старым рок-н-роллом, потому что качество записей не очень подходило для радиовещания.

В поп-музыке пока есть только попытка переделать количество в качество

Попсовым радиостанциям повезло меньше, поскольку из того огромного количества украинской поп-музыки, безусловно, хочется перейти еще и на качество. Качественного материала пока не хватает.

Конечно, мы все мечтаем о том, чтобы каждая песня становилась хитом сразу и нравилась людям. Если она «цепляет» людей, то, соответственно, она нравится и программным, и музыкальным директорам, которые работают на радио.

- Интересно. Мне казалось, что наоборот: сейчас появилось очень много так называемой «попсы», а оказывается – отечественный рок-н-ролл побеждает в этой гонке?

- Мы сейчас говорим в области качества. В поп-музыке пока есть только попытка переделать количество в качество. Сейчас попсовый продукт у нас пограничный – это или "самограйки", какая-то свадебная музыка, или фантастические суперконцептуальные вещи, которые очень классно заходят на Европу. А вот середины, которая бы удовлетворяла массового украинского слушателя, пока нет.

Рынок нашей поп-музыки надо еще больше насыщать и заполнять простым доступным продуктом.

- Когда вы говорите – простой и доступный – сразу возникает образ народного любимца Олега Винника, но посмотрите – сколько у него критиков!

- Таких Винников должно быть сто или миллион, и только тогда мы будем понимать, какой из этих Винников лучший.

- Сегодня очень популярны талант-шоу. Как их стоит воспринимать - исключительно как развлекательное зрелище или как площадку, где стартует чья-то карьера?

В Украине с этим проблема: нам не хватает хороших менеджеров и качественного песенного материала

- Давайте относиться к музыке, как и к любому делу, не так однобоко: если ты хочешь издать книгу, то не только автор ответственен за этот процесс – есть люди, которые набирают текст, подбирают шрифт, обложку, верстают, переводят, иллюстрируют, есть издательства, магазины в конце концов.

Так же и в музыке – просто красиво исполнить песню, или перепеть недостаточно. Важно, чтобы услышали именно твой голос. После этого только начинается работа и, собственно, в Украине с этим проблема, нам не хватает хороших менеджеров и качественного песенного материала.

- Но ведь на таких шоу исполнители попадают в руки тренеров, которые с ними работают и могут помочь в раскрутке?

- Ну, тренеры - не продюсеры, которые впоследствии будут заниматься их судьбой. Они могут что-то посоветовать, с кем-то познакомить, но постоянно работать с 7 часов утра до 1 часа ночи с артистом они не будут, потому что у каждого своя работа.

Если мы говорим о поп-музыке, нужна команда: вокруг каждой единицы должны быть люди, которые верят в нее, любят ее и будут продвигать и работать вместе с ней. Самостоятельно сегодня очень сложно выбраться, в таком случае тебе надо олицетворить в себе и артиста, и администратора, и собственного тренера. И, главное, – нужны площадки. То есть не просто написать песню и иметь деньги на запись, ее надо еще как-то продвинуть различными средствами коммуникации, и это не только радио и телевидение, это и Интернет, например.

- Может ли неизвестный певец попасть в ротацию на рейтинговое радио?

- Сейчас хорошее время, потому что есть YouTube и множество соцсетей. Наши программные директора, поверьте, заходят в интернет, они смотрят на рейтинги – и если видят, что какая-то песня становится популярной, безусловно, с удовольствием возьмут ее на радио.

Более того, сейчас на сайте каждой украинской радиостанции есть кнопка, которая помогает украинским музыкантам достучаться до программных директоров. Ты можешь отправить свою песню или написать письмо. Многие так и делают – все общаются, все знакомятся.

Тем, кто хочет работать в музыке, советую все же не просто писать музыку, а еще и прислушиваться к тому, что говорят радийщики, какой продукт им нужен сегодня. Должен происходить такой процесс диалога, потому что порой получается так: я гений, я написал песню, а мне сказали, что она фигня. Нужно воспринимать советы, что сегодня было бы классно сделать – там что-то подправить, переделать аранжировку.

- В песне должна быть какая-то частичка вирусности, чтобы она сразу запоминалась?

- Это у нас с вами сейчас может быть разговор на миллион лет. Безусловно, каждый программный директор может рассказать секреты успеха или элементарные стандарты «вируса». Но, если раньше хватало удачного припева, то сегодня этого уже мало.

Мы недавно разговаривали с нашим генеральным продюсером Виталием Дроздовым, он сказал, что сегодня в песне должен быть «хук», как мы это называем и это не обязательно припев.

Даже три «хука»: сразу с первой секунды, чтобы зацепило людей, потом – где-то внутри песни, а затем еще в конце. То есть сейчас формула хитовости меняется.

- Но радио - это не только музыка, это и ведущие, которые много времени присутствуют в эфире. И они бывают разные... Насколько радиоведущему или диджею важно быть интеллектуалом и понимать, о чем он говорит, чтобы слушатели не воспринимали его просто фоном?

- Мы же не в космосе живем! Каждый отталкивается от своей аудитории и на первом месте стоят люди, которые нас слушают.

Каждая радиостанция, если она успешная, – соответственно правильно работает на свою аудиторию. Если взглянуть на первую пятерку украинских радиостанций, то можно понять, что, бесспорно, все они общаются именно на том языке, которого от них ждет аудитория. Иначе они не были бы в общеукраинском топе!

Если говорить конкретно о нас, то мы очень ответственно относимся к нашему слушателю, поскольку знаем, что у подавляющего числа из них – высшее образование, хорошее знание английского языка, в большинстве – есть бэкграунд, связанный с рок-музыкой. И это не простой бэкграунд – люди травмированы интеллектуально!

У нас с ними есть общие истории, которые мы прожили в детстве, есть какой-то общий язык, фишечки, фразеологизмы, которые мы понимаем буквально на ассоциативном уровне, и можем общаться даже цитатами из песен – и этого будет достаточно.

- Вашему утреннему шоу «КАМТУГЕЗА» на «Radio ROKS» сколько уже лет в этом году исполнится?
- 9 лет будем в ноябре праздновать.

- И каждый день в 7 часов...
- ...мы говорим: «Доброе утро!». Да.

- Как получилось, что вы согласились на такое раннее шоу, или наоборот – вы хотели попасть в утренний прайм?

- Я радийный человек, потому что я работаю на радио уже более 20 лет. И когда мне позвонили и спросили: хочешь работать в утреннем шоу с Кузиным, слушать рок-музыку и жить этим? Я сказала: конечно, я уже выезжаю.

Тогда не стоял вопрос, что мы проработаем 9 лет, нас брали на год.

- Ну, я так вижу, вы еще не устали от ранних подъемов.

- Усталость чувствуется где-то примерно минут двадцать после 5-ти утра. Признаюсь, что в 5 часов утра, когда просыпаюсь, говорю: Боже, ну зачем мне все это, ну сколько же можно, я еще хочу спать, отпустите меня обратно, я не хочу идти на работу. Но 20 минут проходит, ты приходишь в себя: душ, первая чашка кофе – и я уже говорю: о, кайф...

- Это же во сколько надо спать ложиться, чтобы так рано проснуться?
- Ну, мы совы. С возрастом уже не думаешь – как тебе проснуться, ты уже думаешь – как заставить себя заснуть.

- А еще у вас есть концерты. Как вы время на все находите?
- Поскольку концерты для нас – фан, хобби, а не работа, то мы можем регулировать эту историю. У нас нет контракта с продюсером, что мы 20 концертов должны отпахать за месяц. То есть,для нас это должно быть в кайф.

- Вы являетесь автором слов к своим песням?
- В большинстве случаев.

- Они автобиографичные?
- Безусловно. Все пострадали в результате написания этих песен, поэтому все нормально (смеется).

- Все обо всех рассказали?
- Да, да. Я называю абсолютно реальные имена.

- У вас очень интересное самобытное исполнение, как вы определяете жанр, в котором работаете?
- Кто-то когда-то классно сформулировал – бытовой блюз. Кому-то кажется, что то, что мы делаем, – ближе к кабаре. Поскольку я не вокалистка, у меня нет музыкального образования – берем харизмой и танцами.

- Соня, о вашей радиоаудитории мы уже поговорили, а расскажите – кто приходит к вам сюда, на живые концерты, кто эти люди?

- Мы их всех знаем абсолютно. Это простые люди, наши неравнодушные друзья, те, кто слушает «Radio ROKS», кто знает и помнит о Фроловской, кто хочет поддержать переселенцев. Люди совершенно разного толка.

- Действительно, кто хочет поддержать соотечественников, тот всегда найдет как, а кто не хочет, тот будет находить причины и опираться, например, на «языковой вопрос», деля людей на настоящих и ненастоящих украинцев по языковому признаку. Насколько вообще патриотизм и любовь к Украине могут определяться языком общения?

Наши дети и внуки будут говорить преимущественно на украинском и английском языках, как это произошло в Грузии

- Было бы неплохо, если бы каждый в Украине выучил украинский язык. Но пока это - сплошное манипулирование. Для меня украинский язык - не маркер патриотизма, потому что на украинском языке, к сожалению, иногда продуцируют очень плохие вещи.

Для меня маркером является дела человека: что он делает, как себя ведет.

К сожалению, мы с вами – это поколение, которому в мозг вживляли "великий и могучий" и "щупальца русского мира" у нас укоренились внутри.

И я надеюсь, что последнее (такое поколение – ред.), а все остальные будут совершенно спокойно изучать русский язык и культуру наряду с другими культурами мира.

Сейчас уже никто не парится, когда приходит в кинотеатр и слушает шикарный украинский дубляж

У наших детей и внуков не будет такой проблемы, они сейчас растут в довольно украиноязычной среде и лучше нас знают украинский язык. Это прекрасно, что для них такой проблемы не будет, поскольку они будут говорить преимущественно на украинском и английском языках, как это произошло в Грузии – сейчас молодежь там не знает русского языка.

Я думаю, что просто надо быть толерантнее и терпимее и, безусловно, создавать собственный качественный современный контент на украинском языке, литературу, кино, музыку.

- Стоит только вспомнить, как неохотно воспринимали поначалу украинский дубляж в кинотеатрах, а сейчас уже и не верится, что когда-то фильмы были на русском языке...

Вместо того, чтобы кричать «а-а-а, зрада», – делайте что-то!

- Да, сейчас никто не парится, когда приходит в кинотеатр и слушает шикарный украинский дубляж, потому что он намного качественнее российского. Это очень клево, и я сейчас с огромным удовольствием хожу в кино с мужем.

Вместо того, чтобы кричать «а-а-а, зрада», – делайте что-то! Вот мы с коллегами начали очень интересный и важный проект: путешествуя по миру, мы заметили – в сити-басах, которые ездят по европейским столицам с различными экскурсиями, нет аудио-гида на украинском языке.

Мы начали разговаривать с владельцами этих компаний, они говорят: о'кей, мы готовы, но нет спроса, к нам не заходят люди и не спрашивают – есть украинский язык. Мы предложили им работать с обеих сторон и подготовить заранее, совершенно бесплатно экскурсии на украинском языке: берем текст на английском языке, переводим, записываем, технически готовим и отправляем в эти автобусы. Спрос появится.

На сегодня уже перевели экскурсии в Варшаве, Тбилиси, Вильнюсе, Берлине. Ведь сейчас идет год украинского языка в Германии и мы очень хорошо сотрудничаем с посольством.

Делаем Стамбул, и я думаю, что это будет не первая и не последняя экскурсия в связи с Томосом. То есть мы будем это делать, поскольку будет запрос на украинский язык.

Поэтому, будете в Вильнюсе, Тбилиси, Берлине или в других городах – просто спросите, есть ли в сити-басах экскурсии на украинском языке. Тогда, возможно, к нам обратятся и скажут: знаете, многие украинцы сегодня ощущают потребность в украинском языке, сделайте нам еще, пожалуйста.

- И мы прослушаем экскурсию голосом Сони Сотник?

- Там будут разные голоса, мои коллеги с радио приобщаются. В проект вовлечены совершенно разные люди. Я очень хочу, чтобы Лондон, например, озвучил Сергей Притула, потому что он там жил. Обратимся к нему, если будет хороший поток, сейчас пока справляемся так. У нас уже есть опыт, приобщились к прекрасному проекту "Когда картины заговорят" с Национальным художественным музеем, тогда почти 30 украинских звезд озвучили аннотации к картинам, которые выставлены в постоянной экспозиции.

Это прекрасно, когда известные украинцы на красивом украинском языке рассказывают о том, что видит человек, – и таким образом привлекают больше посетителей в музеи, чтобы они знали, понимали и любили свое украинское искусство.

- Это замечательная инициатива с сити-басами, пусть еще во многих городах мира появятся экскурсии, озвученные вашими голосами, а мы будем путешествовать и познавать мир на украинском языке.

Хотите, чтобы город и страна становились красивее, – делайте их красивее

- Я к тому, что если ты хочешь что-то изменить, то просто – бери и делай! Вот как здесь, в Х.Л.А.М.е – этот двор возле кафе был захламлен огромной помойкой, мы пришли сюда – и вместе со слушателями «Radio ROKS» и сотрудниками Х.Л.А.М.а и волонтерами фонда "СВОИ" абсолютно спокойно все собрали, выкинули, сделали покрытие, оборудовали места для сидения, художники создали нам эти прекрасные картины-инсталляции.

Все просто – бери и делай. Если вы хотите, чтобы Подол менялся и был красивым, так делайте его красивым. Хотите, чтобы город и страна становились красивее, – так делайте их красивее!

Любовь Базив. Киев

Фото Дмитрия Стаховского

Первое фото Ольги Сошенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>