Платье «черный квадрат». Украинский авангард шагает по Парижу

Платье «черный квадрат». Украинский авангард шагает по Парижу

496
Ukrinform
В Париже сегодня презентуется дизайнерский проект, признанный Украинским культурным фондом в числе лучших

Дефиле украинского дизайнера, вдохновленного работами Малевича и Архипенко, 1 октября открывает во Франции проект “Парижский путеводитель украинского авангарда”. Сферу fashion-дизайна, как новую ступень культурной дипломатии, предложили украинские и французские художники, их поддержал Украинский культурный фонд, и вот в течение месяца парижане смогут познакомиться со всемирно известными именами людей, которые родились в Киеве.

Каждый показ коллекции Федора Возианова – это всегда неожиданность и восторг: он не просто создает одежду, от конструирует новую реальность, поэтому я была готова к чему-то совершенно фантастическому, когда пришла на украинскую презентацию “Парижского путеводителя” в его студии.

То, что нам представили, было даже не совсем перфоманс, а полный эксперимент: мы увидели, как “Черный квадрат” Казимира Малевича сходит с полотна и превращается в изысканное платье. Причем, в большом числе вариаций.

Маэстро собственноручно одевал девушку-модель, но сразу предупредил гостей, что может запутаться в сложных конструкциях платьев, которые сам создал.

«Сегодня я впервые попробую это сделать, а потом мы повторим это в Париже и посмотрим, насколько целесообразно устанавливать в музеях кабины для примерок. Но так или иначе – для человека это еще один способ контактировать с искусством, становиться протагонистом или героем картины”, – сказал он.

Федор Возианов рассказал, что идея проекта возникла с легкой руки Лидии Лихач: когда директор издательства «Родовид» заглянула к нему и увидела платье-картину Малевича, ей это очень понравилось и у нее возник план показать такое чудо в мире, таким образом, презентовав украинский авангард.

Он на секунду задумался и с улыбкой добавил, что на самом деле этот проект начался раньше – в 1915 году, когда Малевич создал свой «Черный квадрат».

- Эта тема мне очень близка, и я пошел дальше, меня заинтересовал вопрос, может ли искусство использоваться несколько необычным образом? Может ли, например, картина сойти с полотна или, наоборот, – может ли человек войти в пространство картины?

Вообще-то, авангард уже давно считается не принципом, а стилем, я же его использую именно как принцип, это мне интересно, поскольку позволяет делать принципиально новые вещи. Меня манит создавать нечто абсолютно новое, то, что находится у границ возможного, – рассказал он.

В Париже коллекция Федора Возианова будет выставляться в помещении Украинского культурного центра – в бывшем особняке Алена Делона, первые несколько дней это будет выставка, а потом – перфоманс.

Этот необычный проект был не просто поддержан нашим государством, но и назван одним из десяти лучших:

“Он вошел в ТОП-10 отобранных Украинским культурным фондом проектов и относится к категории «Мода и дизайн», – рассказала заместитель исполнительного директора по проектной работе Украинского культурного фонда Светлана Бацюкова.

По замыслу авторов, “Парижский путеводитель украинского авангарда” должен был в основном воплощаться в Париже, но, как сказала Бацюкова, было бы очень несправедливо, если бы его, хотя бы частично, не увидел украинский зритель, поэтому Фонд предложил провести накануне его презентации в Киеве.

“Превращение, которое мы только что увидели, – это нечто совершенно необычное и поразительное – искусство художника Казимира Малевича превращается в искусство модельера Федора Возианова”, – сказала она и добавила, что Украинский культурный фонд с большой радостью поддержал инициативу показать в Париже украинский авангард: “Все это делается для продвижения Украины в мире. Мы поддержали также и другие модные проекты, в частности, это показы моды в Ивано-Франковске, а также показы в Польше. Мы поддерживаем все, что помогает продвижению нашей страны: это и межсекторальные встречи и межрегиональные обмены”.

Издатель и куратор художественных проектов Лидия Лихач поведала, что мечта пригласить к сотрудничеству Федора Возианова появилась у нее еще в прошлом году, когда «Родовид» издал книгу на французском языке «Малевич. Киевский период» и провел в Санлисе (Франция) успешную выставку «Малевич. Цвета Украины».

Лидия Лихач / Фото: FB
Лидия Лихач / Фото: FB
Тогда это не удалось сделать, а сейчас все очень удачно сложилось: “У нас уже тогда был придуман проект “Путеводителя”, и вот Украинский культурный фонд объявил конкурс на проекты! Вообще создание фонда – это большая возможность для нас всех, потому что аналогичные структуры есть во Франции, в Америке, люди подают свои хорошие проекты и выигрывают. Теперь наконец и в Украине это возможно. Этот проект у нас был давно задуман, но не было средств на реализацию, но сейчас уже будут”, – сказала она.

Поэтому с первого октября “Парижский путеводитель украинского авангарда” принимают в себя культурно-информационный центр при посольстве Украины во Франции и Little Оdessa Gallery, где в течение октября для посетителей будет работать выставка “Малевич. Цвета Украины”.

В первый день октября через Возианова Франция увидит украинский авангард и современное искусство, а далее запланированы различные презентации: 6-го октября – премьера фильма Дмитрия Джулая «Малевич. Украинский квадрат», 10-го – презентация книги издательства «Родовид» “Казимир Малевич, киевский период 1928-1930”; монографии Виты Сусак “Олекса Грищенко. Динамоколір” и “Украинские художники Парижа. 1900-1939”; книги Ярослава Лешка “Александр Архипенко. Визия и преемственность”.

“Наш проект рассчитан на взыскательную парижскую публику, потому что авангард всегда моден и всегда вызывает интерес – будь то выставка или издание. У него своя очень интеллектуальную аудиторию, – рассказала Лихач. – Мы хотели объединить различные события, чтобы создать такой украинский уголок, где можно все узнать об украинском авангарде, ведь мы имеем действительно мировые имена – и все они киевляне. Смотрите, Малевич родился в Киеве, Архипенко родился в Киеве, Богомазов родился в Киеве, Возианов родился в Киеве. Он просто как товарищ Малевича, его одежда – искусство, он наполнен идеей, эти платья роскошные, вечерние, гениальные, поэтому я думаю, что этот проект будет очень успешен во Франции, потому что они любят все новое, ты даже не можешь понять, как это платье будет работать.

Тем более, Возианов использует музыку Леонида Грабовского – также такой авангард. Тогда мы имеем что показать миру – новый дизайн на основе украинского авангардного корня. Новые смыслы не появляются: правда и любовь была вчера, позавчера и сегодня, и будут в будущем. Новые смыслы не выдумываются, меняется только форма”.

С французской стороны проектом занимается соучредитель культурного центра Анны Киевской в Санлисе (Франция) Анна Кантер, именно в ее галерее Little Odessa Gallery в Париже он и будет реализовываться. Я поговорила с этой яркой парижанкой, которая родилась и выросла во Франции, но хранит в себе украинские корни и борется за идентификацию Украины в мире.

- Анна, как возникла идея просветительского проекта с такой fashion-изюминкой?

- На самом деле, есть проблема, что во Франции очень часто авангард считается исключительно российским. Для меня очень важно объяснить, что есть именно украинский авангард. Я положила много своей жизни на идентификацию Анны Киевской, как украинки и буду дальше биться за наши корни. Они хотели у нас украсть Анну Ярославну. Какова была Россия в XI веке? Была Киевская Русь!

Во Франции очень любят русских, у них тесная дружба еще c XIX века, но они не различают – кто белорус, кто украинец, мы для них все – “рюс”, поэтому очень важно объяснить французам, что Малевич – украинец. Для французов Малевич – кристаллизация, это для них нечто фантастическое.

Вы знаете, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду купил у издательства «Родовид» книгу “Малевич. Киевский период”. Да, теперь там будет маленький кусочек Украины.

К сожалению, во Франции нет ни одной галереи украинского искусства или книг в свободной продаже о культуре Украины. Конечно, есть возможность покупать через Интернет, но, я думаю, что люди хотят смотреть, прикасаться.

Это важно, чтобы посетители входили в галерею и чувствовали немножко Украины во Франции, чтобы там был уголок с украинскими картинами, книгами, цветами.

- Как думаете, вы их немножко уже смогли убедить, что все таки это Украина – и это наши имена?

- Уже 24 года мы это делаем в Санлисе. Ранее в аббатстве, которое построила Анна Ярославна, было написано, что она Русская княжна. Мы сняли эту табличку и поставили: “Anne de Kiev – reine de France (Анна из Киева – королева Франции). И люди теперь видят и знают, что Анна украинка, но впереди еще очень много работы для нашей идентификации в мире.

- Вы так хорошо по-украински говорите, но вы родились уже там?

- Да. Мама украинка, папа француз, а я сама парижанка. Мою маму привезли во Францию из Стрыя, когда ей была неделя от рождения, но в ней был очень сильный украинский корень – и она передала его нам.

- Это удивительно, что вы сохранили в себе украинку!

- И дети мои немножко говорят по-украински. Они интересуются Украиной, едут сюда, смотрят – и тянут своих друзей французов. И те друзья говорят, что в Украине фантастически жить еще и потому, что здесь нет такого понятия как “нитка снизу”, которая тебя может подстраховать, если ты упадешь. Во Франции такая “нитка” есть у каждого, а в Украине нет, тебя никто не поддерживает и не подстраховывает, все должен делать сам.

- Как сейчас французы воспринимают Украину? Только сквозь призму наших политических событий или все же их интересует наша культура?

- Я бы сказала, что Майдан, Революция Достоинства, которая была четыре года назад, намного изменили взгляд французов на украинскую нацию вообще – они раньше не знали, что есть Украина. Сейчас они уже иначе смотрят, и если раньше Украина нуждалась в помощи, то, возможно, сейчас уже она может помочь кому-то. Киев сейчас очень моден в мире.

- Я слышала, что сейчас в Европе большой спрос на украинскую стилистику в одежде, вышивку, например?

- Уже лет пять целый мир очень любит наши вышиванки, одно мне немного жаль, что они производятся не в Украине, а где-нибудь в Китае или Индии, жаль, что Украина не смогла себя адаптировать, чтобы наполнить этот рынок собственным продуктом.

Я думаю, что очень хорошо иметь такой современный проект, как “Парижский путеводитель украинского авангарда” и показывать миру не только наши прекрасные культурные ценности прошлых лет, как Анна Киевская, или Малевич, но и дать новые имена, показать новый украинский дух.

Причем, если сейчас этот проект рассчитан только для Франции, то далее он может выйти на целый мир.

Любовь Базив. Киев

Фото Сергея Анищенко и Владимира Тарасова

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>