Ростислав Держипильский, народный артист Украины, режиссер
В актерстве у нас здесь – форпост украинства, по-другому просто не может быть
06.10.2018 10:00 617

В августе в Карпатах начались съемки приключенческой и исторической драмы «Довбуш», которую снимает кинокомпания «Пронто Фильм» при поддержке Госкино Украины. Смета фильма составляет более 86 млн грн, из которых 65 млн грн направят из госбюджета. Лента режиссера Олеся Санина, автора фильмов «Поводырь» и «Мамай», имеет целью открыть драму жизни неуловимого разбойника, о котором до сих пор живут легенды в Карпатах.

О своей роли в фильме, о съемках и том, какие вызовы сегодня вынуждено преодолевать украинское кино и в чем секрет успеха «Солодкой Даруси», Укринформу рассказал народный артист Украины, режиссер и директор Ивано-Франковского облмуздрамтеатра Ростислав Держипильский.

ЭТО МОИ ГОРЫ

- Ростислав, знаю, что вы участвуете в съемках фильма «Довбуш», которые начались в Карпатах. Расскажите, как проходит работа над лентой?

- Фильм о Довбуше, действительно, снимает один из лучших режиссеров Украины Олесь Санин. Он очень долго собирал этот материал. Ведь эта легендарная личность - знаковая для Карпатского региона Украины. А если еще и правильно сделать фильм, то эта история может стать интересной всему миру. В сценарии есть интрига относительно двух братьев Довбуша. Алексея играет отличный актер Сергей Стрельников, а его брата Ивана – актер нашего Франковского театра Алексей Гнатковский. Я играю роль одного из повстанцев под псевдонимом Правица. Он немного старше всех и пережил не одну ватагу. По замыслу режиссера, этот образ должен быть достаточно жестким и каминным из-за того, что этот человек много видел и знает. В то же время он очень любит Карпаты. Одна из его фраз, от которой я отталкиваюсь, играя Правицу, звучит так: «Это – мои горы, и я хочу здесь умереть». Это мне очень близко, потому что я сам гуцул, родом из высокогорного села. Когда были пробы и меня одели в костюм Правицы, я почувствовал, что становлюсь самим собой.

- Не трудно было решиться на пробы, имея уже звание народного артиста Украины, должность и режиссерские достижения?

- Если честно, я думал – нужно ли мне это, или нет. Но потом понял: почему я, пусть и известный режиссер, должен бояться что-то потерять... Жизнь же продолжается, мне еще не сто лет, да и любой возраст может дарить приятные неожиданности. Признаюсь, в первую очередь меня подкупил материал, потому что это мне очень родное и близкое. А уже во время съемок я увидел, что над фильмом работает крутая команда. Здесь снимаются актеры, которые фактически везде играли главные роли. Это фильмы «Киборги», «Позывной Бандерас» и другие.

Алла Самойленко, кастинг-директор, которая работает с нашими актерами, позвонила и предложила мне попробоваться на эту роль. Позже был разговор с режиссером фильма. Да, они сомневались, пойду ли я на пробы, потому что уже было известно, что конкурировать мне придется с моим же студентом. Я тогда сразу почувствовал, что буду счастливым даже если пробы пройдет мой ученик, а не я. Потому что кино – это специфика, где нужен типаж и все остальное. Приехал на пробы. Мне сделали грим, одели парик, костюм... И утвердили.

- А где снимают фильм «Довбуш»? Уже ходили по его тропе в Карпатах?

- Сейчас мы снимали на Драгобрате (горный курорт Украинских Карпат – авт.). Там выстроена хата-стая (гуцульская светлица – ред.), аутентичная колыба, проведена реконструкция оружия того времени, одежды, крестов... Над фильмом продолжается серьезная работа. Если в кадре есть армянин, то для его одежды взяли вышивку в музее Армении. Режиссер Санин очень интересно трактует главного героя. Он будто спрашивает – действительно ли существовал этот человек, или это миф. Ведь у гуцулов все сакральные места названы его именем: скала, тропы, камень... Знаю, что планируют съемки фильма в Микуличине, в Ясенях, на Скалах Довбуша, в Дрогобыче, Львове.

- Должен признаться, что не узнала вас в гриме опришка...

- Да нет, грим несложный. Вот мне оставили усы, и теперь с ними вынужден ходить, потому что я не люблю, когда их накладывают. В этом мне повезло, у меня свои (улыбается – авт.)... На самом деле, грим и одежда актера на съемочной площадке отбирают не больше часа. Впрочем, эти упреки в соцсетях меня очень раздражают даже несмотря на то, что я довольно толерантный к замечаниям. Люди, которые ничего не знают, возмущаются – мол, как это так, нет вышиванок. Да не было их тогда, потому что это даже не прошлый век... Опришки жили в пещерах, рубашки иногда варили во разнообразном масле, чтобы не было паразитов. С другой стороны, есть еще и режиссерское видение ленты. Это – не документальный фильм, хотя, подчеркиваю, в нем сделана серьезная реконструкция. Понимаю режиссерское стремление показать – насколько все это сталкивается, когда проводят параллели с Востоком, Америкой, и это очень круто. Считаю, это классно, когда наши истории выходят за пределы региона и становятся интересными всему миру.

- Как работаете над образом Правицы? Может у кого-то подсмотрели такие черты?

- Обсуждал его с режиссером. По фильму – Правица воспитал Ивана Довбуша, сделал из него лидера и они – друзья. По иронии судьбы, мы тоже друзья с актером Алексеем Гнатковским. Иногда мне смешно, потому что режиссеры видят во мне жесткого чувака, хотя в жизни я веселый человек (смеется – авт.) На самом деле, эта черта твердости во мне таки есть, потому что за 10 лет в театре я хорошо закалился, будто окаменел.

«СОЛОДКА ДАРУСЯ» НЕ ЗАКОСТЕНЕЛА

- Тогда поговорим о театре. 2 октября Ивано-Франковский облмуздрамтеатр открывает 80-й театральный сезон вашим спектаклем «Солодка Даруся», которому исполняется 10 лет. Сколько городов он объездил за это время?

- Мы сыграли его больше 220 раз. Неоднократно в Киеве, в областных центрах, в Польше, Риме, Мюнхене, в Монреале и Торонто – это Канада, в США – Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго, Нью-Джерси... Не были разве что в Вашингтоне. В этом году думаем еще провести гастрольный тур по украинским городам, где не были. Впрочем, как ни странно, этот спектакль пользуется спросом даже там, где его уже видели.

- В чем же секрет успеха «Солодкой Даруси»?

- Прежде всего, это крутой и гениальный материал Марии Матиос. Писательнице удалось поймать очень правильную вещь, открыть тему прихода советской власти на наши земли на примере одного человека – души, которая попадает в жернова истории. Писательница не опустилась до политических лозунгов и мелких нюансов, а показала все в космическом масштабе. Как режиссер я ставил перед собой задачу не испортить этот материал. Слава богу, что с нами работала Наталья Половинка (украинская актриса, певица, педагог – авт.). Спектакль делался тренинговым методом. Уже сейчас я понимаю, что там заложена живая энергия и ее механизмы работают до сих пор. Спектакль не стал мертвым, не закостенел. Сначала, когда Галя (Галина Баранкевич – актриса, которая играет главную роль в спектакле) крутится, а Олеся (Олеся Пасичняк – актриса театра) берет первый звук, зритель попадает в процесс создания спектакля и он будет зависеть от его настроения, ситуации, понимания. Очевидно, в этом секрет. Все аутентичные песни, древние ирмосы (напевы – авт.) настолько наши, что даже когда уходят актеры и появляются новые в спектакле, эта энергия существует. Она будто подхватывает их – и актеры начинают там жить.

- Такой же будет и «Гуцулка Ксеня», над которой вы начали работать?

- Она будет совсем другой. Все-таки это мюзикл, и я хочу его сделать современным и крутым. Все наши актеры будут танцевать, как цезорики. Сейчас у нас много молодежи – талантливой, хорошо тренированной физически. Я немного боялся, что не очень сильная драматургия, но вся наша команда увидела, что там есть за что зацепиться. Немного расскажу содержание. Отец оставляет сыну в Америке миллион долларов с условием, если тот меньше чем через год женится на настоящей украинке. Поручает это своему брату. И вот они притарабанились в горы, в Ворохту. Молодой американец начинает чувствовать, что все это ему близкое, родное. В нем просыпается украинец, на второй план отходят деньги и все остальное, а на первый – эта земля, которая становится родной. Та же гуцулка Ксеня, пусть меня убивают, но она умная, образованная – и об этом пишет Ярослав Барнич (автор оперетты «Гуцулка Ксеня» – авт.).

А российские технологи – до сих пор никуда не делись

Именно за ее интеллигентность и достоинство, потому что она не падает на коленки перед деньгами, американец влюбляется. Вот эта искренняя любовь должна согревать зрителя. Здесь не будет шароварщины, только хитовые мелодии, драйв и крутой актерский состав. В главных ролях – Олеся Пасичняк, Алексей Гнатковский, Роман Луцкий и много наших известных актеров.

В УКРАИНСКОМ КИНО – НАСТОЯЩИЙ БУМ

- Вы упомянули о Луцком, который в этом году стал популярным благодаря украинской ленте «Сторожевая застава». А вы ощущаете оживление, движение, новое дыхание в украинском кино?

Украинские фильмы дают в кинотеатры не в топовое время – и они проваливаются в прокате

- Конечно. Сейчас выходит премьера за премьерой. Есть большой спрос именно на украинских актеров. В наш театр приезжает много режиссеров... Впрочем, здесь есть опасность. Знаете, никуда не делись российские технологи. Украинские фильмы дают в кинотеатры не в топовое время – и они проваливаются в прокате. Такое есть. И остается опасение, что это породит мысль – будто сейчас наштамповали много украинских фильмов, а они «непродаваемые», – и мы снова вернемся к тому, что наши фильмы нерыночные.

Русскоязычные актеры должны переходить на украинский язык, потому что это рынок и работа

Но я оптимист. Убежден, что из того большого количества кино, экспериментального, короткого метра, крутые фильмы выруливают. Да. В кино происходит настоящий бум. У нас появляются новые актеры, режиссеры, операторы. Мы – талантливая нация, и кино у нас было еще со времен Довженко. И хотя у нас все украли и уничтожили в свое время, мы сможем найти силы, чтобы все восстановить.

- А актерский ресурс у нас не русифицированный?

В государстве должны были произойти трагические события, чтобы люди поняли, что язык – очень серьезный фактор для формирования и сохранения нации

- Скажу честно: актеры, с которыми я работаю, – творят, говорят и думают только на украинском языке. Считаю, что у нас здесь форпост украинства, по-другому просто не может быть. Что касается русскоязычных актеров, то они должны переходить на украинский язык, потому что это рынок и работа.

Я знаю нескольких актеров в столице, которые сознательно перешли на общение на украинском в быту, в семье, потому что это – их позиция. Они называют это делом чести. К сожалению, в государстве должны были произойти трагические события, чтобы люди поняли, что язык – очень серьезный фактор для формирования и сохранения нации. Убежден, здесь происходит хороший процесс.

- Вы работаете со студентами. Хватает ли сегодня хороших учебников, образовательных материалов для украинской школы актерства?

- В искусстве всегда важную роль играет человеческий фактор. Все зависит от педагога, от его желания расти, учиться, ориентироваться в современных тенденциях. Надо ехать за рубеж, приглашать на тренинги известных актеров и режиссеров. Нам не нужно обезьянничать, только учиться, потому что у нас свои традиции. У нас есть уникальная школа Курбаса. Для меня интересна литовская школа. Там существует театр, который создается здесь и сейчас. Нам надо мыслить и работать на завтра, создавать актеров будущего и, безусловно, учитывая мировые тенденции в кино и театре.

ЖЮЛЬ ОДРИ ОБЕЩАЕТ ВЫУЧИТЬ УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

- Знаю, вы пригласили во Франковский театр французского режиссера Жюля Одри, и уже началась работа над спектаклем «Калигула»...

- Он очень позитивный человек, актеры начинают его любить, потому что по-другому с ним невозможно. Он – открытый, интересный, искренний. Распределение ролей в спектакле «Калигула» очень для меня неожиданное. Это – совсем другое видение. Сам режиссер восхищен нашим городом, театром, впечатлен уровнем мастерства наших актеров. Надеюсь, результат нашего сотрудничества будет замечательным. В эти дни Жюль Одри работал с актерами через переводчика. Впрочем, за полгода он пообещал нам, что приедет и будет говорить на украинском языке. Вижу, он искренне проникся Украиной.

- Так кто же сыграет главную роль в его спектакле?

- Пусть это пока остается секретом.

- На ваших плечах не только роли, но и театр со всеми его проектами, репетициями, кастингами, премьерами, гастрольными турами? Не трудно все успевать?

- Трудно. Когда планирую список вопросов, которые нужно решить за день, то очень счастлив, если все удается обвести кружочками, мол, «выполнил». Я называю это «обширной шизофренией» (смеется – авт.), когда от света – и к художественному образу, от аренды и к финансам и бюджету на следующий год... Иногда чувствую себя как в машине, когда надо переключать разные скорости. Есть первая, вторая... четвертая передачи. Очень мало времени могу продрейфировать на первой. Август для меня был очень сложный. А сейчас добавились еще съемки в фильме «Довбуш». Проблемой здесь была моя занятость. Буду ли я успевать? Думаю, все получится. Да и театр теперь работает слаженно и правильно. Есть изменения, ротации, но это – жизнь.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск
Фото Юрия Рильчука

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>