Когда в первый класс приедут учебники и как помогает уголок настроения

Когда в первый класс приедут учебники и как помогает уголок настроения

Новая школа
244
Ukrinform
Корреспонденты Укринформа, дети которых пошли в этом году в первый класс, продолжают вести свои родительские дневники

Позади у первоклассников, которые в этом году учатся по программе Новой украинской школы (НУШ), – первый месяц науки, первые “элементы”-каракули в прописях, первые успехи и трудности.

ДАЖЕ ЕСЛИ КОМАНДА ИГРАЕТ В НЕПОЛНОМ СОСТАВЕ, С ДИСТАНЦИИ СХОДИТЬ НЕЛЬЗЯ

- Мой первоклассник последние две недели активно знакомится с буквами и цифрами, – рассказывает Татьяна Когутич (ее сын Любомир – первоклассник сельской Лоховской общеобразовательной школы І-ІІІ ступенейред.), – начались прописи (“круглые” буквы “а” и “о” и разные хвостики) и азы математики — первые цифры и знаки (больше, меньше, равно).

Упражняются в письме дети, в основном, в школе на уроках — дома сын пишет свои, как говорит, “элементы” (мое слово “какарули” не воспринимается, и меня постоянно поправляют: “Мам, это — э-ле-мен-ты, запомни!”). У сына появилась привычка писать их хаотично на листе бумаги разными карандашами (обычными и восковыми) и фломастерами. Вероятно, изучает материал, с которым легче работать. Ну и красивее же, когда разноцветно. Эти элементы тогда можно рассматривать и определять, какой же удался лучше всего. Сын находит идеальную, на его взгляд, каракулю, пардон, элемент – тычет пальцем в него и спрашивает: “Ну правда - я молодец?”

Что касается преимущества практики ручек вместо карандашей, как это рекомендовано к использованию в начальной школе, я могу сказать еще на примере сына –прошлогоднего первоклассника. Там мы писали карандашами недели две. Это было невероятно трудно и абсолютно некрасиво. А когда ребенок выучила фишку, что карандашом можно писать как попало — а потом все равно вытереть, то весь процесс письма скатился до писания и вытирания. Как только ввели ручку, все стало намного красивее, аккуратнее и быстрее. Еще одно преимущество ручки — ею легче писать, потому что карандаш надо сильнее нажать, чтобы он оставил след. Поэтому когда в этом году предложили в классе использовать таки ручку, я была первой, кто “за”.

Единственное, что у сына в самом начале были все же опасения, он постоянно спрашивал, еще и раньше, до 1 сентября, – мол, а что будет, если я напишу неправильно?

Мы поговорили о том, что бывают ручки, которые можно вытирать (на тот случай, если написал неправильно), также — о существовании такой штуки, как корректор (но он помнит, как испачкал себе пальцы в прошлом году брат, поэтому даже не просил купить), но в первую очередь поговорили с ним о том, что школа — для того, чтобы научиться правильно и красиво писать. А без ошибок это невозможно. Поэтому страха ручки у нас нет совсем, с письмом все замечательно. Главное — вовремя и громко сказать: “Ну ты молодеееець! Какая замечательная цифра три — просто супер!”

Чуть хуже у нас с рисованием: Любомир — из тех детей, которые не любят рисовать. С детства не очень нравились даже раскраски. Но в системе НУШ рисование — это один из столпов. Например, в конце каждой недельной темы дети должны в специальной тетради впечатлений нарисовать, какие у них, собственно, впечатления, и что они об этом думают (на этой неделе, к примеру, тема – Родина, в прошлом была — осень). Мой задание выполняет кое-как: рисунки у него простые, иногда одноцветные. Вот если придраться и начать расспрашивать, например, о Родине, расскажет очень много — о впечатлениях своих, значит. А вот нарисовать это все лень и неохота. Я специально вчера спросила ради проверки — надо же знать, какие у ребенка впечатления! В случае с Родиной услышала постулаты, явно выученные на уроках: про флаг (“и почему у нас в машине флажка нет — давай повесим, мы же украинцы”), герб, родную землю, рушник, калину и т.д., но в разговоре мы остановились, наконец, на войне на Востоке, где воины защищают сейчас нашу Родину, и на том, как в будущем он вместе с братом победит “злых русских”. Вариантов было несколько: с роботами-динозаврами, самолетами и с помощью волшебства (“мы сделаем так, что они все проснуться и станут добрыми”), но когда предложила нарисовать на листочке, то услышала такое: “Мам, ну я тебе рассказал, а ты уже сама нарисуй, хорошо?”

Ну, но мама не сдается: на прошлой неделе купила книгу “365 идей для рисования”, начали изучать. Вода, знаете, камень точит, а маме точно известно, как это надо делать с детскими привычками.

Что касается успехов и неудач сына на, так сказать, тернистом пути первой школьной науки, постоянно разговариваю с учительницей. Советует, на что обратить внимание, хвалит за успехи, отчитывает за непослушание сына. По ее словам, у него еще продолжается период адаптации. На уроках не всегда сидит — может несколько десятков минут простоять — потому что “сидеть не хочу”. Может встать и пойти в уголок настроения — поменять свою прищепку с улыбающегося смайла на грустный или сердитый (так делают многие из детей). В прошлый раз так сделал на той неделе, когда из-за холода в школе сократили уроки и, соответственно, перерывы. Негодование было справедливым: только вышел на улицу, как уже снова звонок на урок. В класс заходить не хотел, потому что “это несправедливо”, а потом, говорит учитель, зашел, постоял возле порога, а потом – прямо в уголок впечатлений, перецепил прищепку и говорит: “Видите, какой я сердитый? Вот такой сердитый!”

Интересуюсь у учительницы, не раздражает такое поведение. Говорит — вовсе нет, потому что он выразил свои эмоции, и уже через пять минут сидит, пишет, и у него хорошо получается.

- У многих детей еще продолжается период адаптации, есть такие, которые адаптировались идеально, в основном девочки, – говорит Ольга Гонак, учительница нашего первого класса. – Я посадила этих детей вместе, они как мои помощники — подгонят, если сосед по парте не успевает, подскажут, куда смотреть в книжке, сделают замечание, если вертится и разговаривает на уроке...

Учитель уже делает первые выводы о детях, говорит, что очень отличаются от предыдущего первого класса, который был четыре года назад.

- Менее сосредоточены, более раскованные, хуже слушают, меньше признают авторитет учителя, менее контактные, – говорит учительница. – Мы это пытаемся преодолевать на утренних кругах. Постоянно, каждое утро провоцирую их говорить друг другу комплименты, хвалить, улыбаться соседу, держаться за руку, контактировать. Уже привыкли и появляются даже фразы: “Ты сегодня такая красивая!”

Отмечу, что у многих детей из нашего класса родители работают за границей, редко и мало бывают дома, часто оба — и мама, и папа, а ребенка воспитывают бабушки. Для современного Закарпатья это привычные, хотя и печальные реалии.

Особенно это было видно на общешкольном спортивном конкурсе “Мама, папа, я — спортивная семья”, который в нашем варианте выглядел как “мама, мама, я”. Ведь из восьми команд папа был только в одной: у кого-то на работе, у кого-то - на заработках. Но командный дух мамы обеспечили хорошо: с соревнований с грамотами вернулись все. Одни получили за ловкость, кдругие - за смекалку, третьи - за командный дух. Потому что командный дух еще, знаете, никто не отменял, даже если команда играет в неполном составе, с дистанции сходить нельзя!

ПРАЗДНИЧНОЕ НАЧАЛО ОКТЯБРЯ, ШКОЛЬНАЯ “КОММУНАЛКА” И УЧЕБНИКИ В ДОРОГЕ

Первая неделя октября для счастливских школьников оказалась вдвойне праздничной, – пишет в своем родительском дневнике Марина Ключкивская, мама Вики – первоклассницы УВК «Счастливский учебно-воспитательный комплекс»ред.). – Кроме традиционного Дня учителя, наша школа отметила свое 35-летие. Коридоры празднично убранные, красивые экспозиции из цветов и осенних плодов, и это действительно праздник для всех нас: для детей, родителей, учителей, односельчан.

Сентябрь пролетел очень быстро, и изменения в поведении детей видно невооруженным глазом. Испуганные взгляды стали увереннее, осанка стройнее, движения слаженнее, появилось осознание новой реальности. Шаг за шагом маленькая детвора превращается в полноправных участников школьной жизни.

Теперь они знают, как здороваться с учителями, как реагировать на их замечания, где кабинет английского языка и музыки, знают, где столовая и когда туда идти, знают, что на математику надо достать маленькую тетрадь с цифрами, а когда по расписанию физкультура, надо надевать утром спортивную форму... Все эти достижения для взрослого человека могут показаться не стоящими особого внимания, но только не для учителей и родителей первоклассников.

Выбранная нашей учительницей методика по формированию коллектива класса и сплочению детей эффективно работает. Игры, в которых нет победителей и побежденных, не разделили детей, а наоборот сблизили.

Утром, по дороге в школу, увидев свою одноклассницу или одноклассника, они громко кричат "Привет" и радостно машут друг другу. Зайдя в класс, начинают активно что-то обсуждать, показывать новые игрушки, а кто-то занимает очередь к учительнице и "горит" желанием продемонстрировать свои успехи в чтении.

Дата получения учебников для наших первоклашек переносилась дважды: сначала это должно было быть до 20 сентября, потом заговорили уже о 20 октября. И на начало второго месяца обучения школа получила только учебники по математике для учеников первого класса, обучение по которым еще и не начали.

Для хорошего учителя учебники – не главное, он всегда сможет найти и заменить один вид обучения другим, тем более есть современные тетради, интерактивная доска, различные микроскопы, пазлы, конструкторы, магниты... Все это дает возможность воплотить множество идей, чтобы научить и заинтересовать детей.

Пока на перерыве они лишь рассматривают новую книжечку, как нечто новое и неизвестное. "Ого, говорит Полинка, это что - нам придется выучить такие большие цифры и такое решать, ну, это как-то очень страшно...".

У родителей теперь появилась дополнительная книжка по оплате за "коммуналку", теперь уже школьную. Хоть это сумма небольшая, но все же она есть:

- 150 грн за питание для тех, кто только завтракает;
- 300 грн за питание для тех, кто завтракает и обедает, оставаясь на группу продленного дня;
- 100 грн в месяц с класса за интернет;
- по 20 грн с ребенка за охрану;
- 50 грн за кулер с водичкой для класса.

Пока что эта сумма никого не настораживает и все исправно оплачивают свои “квитанции”.

Вскоре состоится первое родительское собрание. Учительница подведет итоги первого месяца общения с нашими детьми, расскажет, возможно, что-то новое о детях, поскольку всем хорошо известно, что дети дома и за его пределами ведут себя обычно по-разному. Родители в ожидании, им интересно и немного тревожно, хотя это чувство знакомо всем родителям, когда говорят что-то об их ребенке, не важно – хорошее или не очень.

В целом впечатления у детей положительные. Я обычно, приведя дочь в школу, общаюсь с детьми, спрашиваю, нравится ли им в школе, или может хотят вернуться в садик, но все они в один голос кричат, что школа – это круто!

(Продолжение следует)

Укринформ

Предыдущие записи в родительском дневнике читайте здесь:
- «Первоклассник тестирует реформу, а волнуются все»
- «Первая неделя школьной науки: Учимся дружить»
- “Первоклашки и реформа: адаптация — полет нормальный

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>