“Познавая киномир Киры Муратовой”: о ретроспективе выдающегося режиссера

“Познавая киномир Киры Муратовой”: о ретроспективе выдающегося режиссера

368
Ukrinform
Довженко-Центр покажет 5 фильмов известного кинорежиссера, к тому же - не в цифровом, а в пленочном их варианте

5 ноября 2018 года Кире Муратовой могло бы исполниться 84 года. К большому сожалению, в этом году ее не стало. Новость об этом шокировала не только киносообщество, но и не одно поколение кинозрителей – как в Украине, так и за рубежом.

Муратова – режиссер, которая занимает особое место в мировом кинематографе, и все равно после ее смерти осталось ощущение, что в украинском контексте ее не хватает. Довженко-Центр взял на себя ответственность восполнить этот пробел, организовав масштабную ретроспективу творчества, которая будет состоять из пяти фильмов, показанных с 35-миллиметровой пленки. Среди них: “Короткие встречи”, “Долгие проводы”, “Познавая белый свет”, “Письмо в Америку” и “Три истории”, которые будут показаны с 2 по 5 ноября в столичном кинотеатре “Киев”.

Короткие встречи, 1967 год

"Мы с тобой из разных племен, Валя! Я из племени Мумба-юмба... - Ну, перестань! - ...А ты – из племени Мики-наки", – высказывание из дебютного фильма Киры Муратовой, которое стало крылатым и цитируется не только синефилами, но и в анекдотах и свадебных тостах.

По моему убеждению, именно в этой цитате лежит ключ к пониманию истории. По сюжету, встречаются три совершенно не похожих героя: Валентина (Кира Муратова) – “железная леди” своего времени, руководитель и ответственная начальница, которая занимается судьбой людей и держит под контролем подчиненных. Геолог по профессии, свободный поэт в душе – Максим (Владимир Высоцкий). Провинциальная девушка Надя (Нина Русланова). Судьбы этих людей сплетаются в причудливый треугольник.

Они разные, но удивительным образом дополняют друг друга. Герои стремятся, по большому счету, к одному – любви и пониманию. Первое им удается найти, второе же – нет. Уже в дебютных “Коротких встречах” Киры Муратовой прослеживается то, что расцветет буйным цветом в период перестройки – невозможность диалога, экзистенциальное одиночество даже среди других людей.

Долгие проводы, 1971 год

“Короткие встречи” и “Долгие проводы” часто объединяют в дилогию. По моему мнению, это не случайность и Кира Муратова сознательно продолжает следить за судьбой героев предыдущего фильма. Это история взаимоотношений между матерью (Зинаидой Шарко) и сыном-подростком (Олегом Владимирским) от брака с археологом, который, как и герой Высоцкого из “Коротких встреч”, отдает предпочтение долгим экспедициям, нежели комфортной домашней жизни.

Сын не может найти общий язык с матерью не только из-за особенностей индивидуального характера. Выросло новое поколение, радикальнее своих родителей, готовое на бунт против социальных норм, которые в СССР были незыблемыми.

Очень показательна в этом контексте сцена и диалог между дружинником и героем Олега Владимирского из фильма, в котором личное противопоставляется общественному, коллективному: “ ...А нужен индивидуальный подход, верно? ... Я – индивид, а ты – общество. А что такое "общество"? Так, что это такое?”. В этой словесной дуэли и вообще в течение всего киноповествования он отстаивает свое право быть “Я”, а не “Мы”, что, бесспорно, не могло так просто быть пропущено в советском кино.

Поэтому неудивительно, что “Долгие проводы” положили на “полку” и выпустили на экраны только в 1987-м, хотя снят фильм был еще в 1971 году.

Познавая белый свет, 1978 год

После запрета фильма “Долгие проводы” и семи лет творческого простоя Кира Муратова покинула Одесскую киностудию и отправилась на “Ленфильм”, где сняла “Познавая белый свет” – лирическую историю о любви и мечтах на фоне комсомольского строительства.

Несмотря на тематическую верность соцреалистическим установкам, картина – критикует устройство, во время которого она создавалась. Рабочие во время “сдачи” дома повторяют словесные и ритуальные формы тогдашнего официального дискурса, но все это лишено смысловой нагрузки.

Однако, следует отметить, что камертоном ко всему являются слова главной героини (Нина Русланова) о счастье интимном, личном, а не коллективном: “Самое важное – это чтобы счастье было настоящее. Его на заводах не делают. Даже на самых лучших конвейерах. И если вам случилось счастье полюбить, так ничего кроме этого и не надо”.

Три истории, 1997 год

Картина состоит из трех новелл об убийствах: «Котельная №6», «Офелия», «Девочка и смерть». На позднем этапе творчества Кира Муратова утверждается в мысли о невозможности диалога. Тексты, которые провозглашаются с экрана – это или монологи, или похожие на магнитофонные записи, которые повторяются раз за разом, но не логичны даже сами собой. Этот распад человеческих взаимоотношений, когда “Мы” потеряло свой смысл и значение, выражается и в форме, и в повествовании. Так, не случайно картина “Три истории” разбита на новеллы и не имеет сквозной истории и героев, только общую тему. Однако, казалось бы, доводя все до абсурда, Муратова подробно рассказывает о психологической и социальной мотивации поступков героев.

     

    “Мне не нравятся мужчины. Я не люблю женщин. Я не люблю детей. Я не люблю людей. Я поставлю этой планете “ноль”, – фраза, которую говорит героиня Ренаты Литвиновой из второй новеллы “Офелия”. Неизвестно, выражает ли этот тезис отношение к людям самого режиссера, но, по моему глубокому убеждению, это никоим образом не мешало ей последовательно исследовать человеческую природу.

Письмо в Америку, 1999 год

Единственный короткометражный фильм Киры Муратовой, который покажут в рамках ретроспективы. Автором сценария и главным героем выступил Сергей Четвертков, который в начале киноповествования объявляет своего рода “манифест уставшего человека”: “Ну что тебе еще рассказать? Не женился, не работаю. Чувствую себя хорошо. Вот, курить снова начал, как и раньше, люблю выпить. Столько всего произошло, что сразу и не вспомнишь. В общем все нормально. Жизнь – не мед, но надеемся на лучшее. Надежда умирает последней. Но пасаран! Если не мы, то кто же? Отступать нам некуда. За нами Москва! Хрен репы не слаще. Все выключай, я иссяк”, – так начинается “Письмо в Америку”.

        

Без сомнения, подобная ретроспектива позволит более комплексно взглянуть на творчество режиссера. Тем более, что во время показов предусмотрено обсуждение лент с киноведами, а также друзьями и членами съемочной группы Киры Муратовой. Главной же изюминкой является то, что картины будут демонстрироваться с 35-миллиметровой пленки. Как среди людей, которые делают кино, так и среди тех, кто его безгранично любит, есть распространенное мнение, что пленка дает совершенно отличное от цифрового изображение: более глубокое, насыщенное, живое.

Убедиться в этом как раз и можно будет со 2 по 5 ноября в столичном кинотеатре “Киев”.

Алена Пензий. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-