Политическое или интимное? Украинские художницы показали “Свое пространство” в PinchukArtCentre

Политическое или интимное? Украинские художницы показали “Свое пространство” в PinchukArtCentre

569
Ukrinform
Сочетание различных контекстов, эпох, техники и медиа – чтобы показать – какая роль отводится женщине в украинском обществе

30 октября в PinchukArtCentre открылась групповая выставка «Свое пространство», которая стала результатом работы Исследовательской платформа арт-центра над женским украинским искусством.

В экспозицию вошли работы современных авторов, созданные специально для этого проекта. Они перекликаются с произведениями художниц других поколений, которые предоставили украинские музеи и фонды. Смешав разные контексты, эпохи, техники и медиа, куратор выставки Татьяна Кочубинская и Татьяна Жмурко инициировали такой диалог, чтобы стереть временные, пространственные и смысловые границы и увидеть, какая роль отводится женщине в украинском обществе.

“Таким образом мы пытаемся разобраться в нашей истории, в частности истории украинского искусства, которое, с одной стороны, унаследовало советский опыт, а с другой – тяготеет к западноевропейским ценностям, которые мы искусственно пытаемся вписать в наше мировоззрение”, – отмечают кураторы.

Название выставки отсылает к эссе Вирджинии Вулф “Своя комната”. В своих работах участники проекта задают вопрос: “Что является зоной комфорта для женщины?” Они ищут пространство, где женщина чувствует себя уверенно, имеет свободу и может высказать свое мнение. Для кого-то - это семейный уют или близкий круг друзей, для других – политическое пространство, в котором есть место для манифестации и борьбы.

Фотозйомка: Семен Храмцов. цифровий друк  Надано Благодійним фондом ім. Поліни Райко
Фотосъемка Семен Храмцов. цифровая печать. Предоставлено Благотворительным фондом им. Полины Райко

Встречают зрителя забавные совы, чудо-рыбы и лужайка, которая изобилует пестрыми цветами на потолке. В этом зале воссоздали комнату художницы Полины Райко, которая родилась и выросла в городе Цюрупинск (ныне – Олешки) Херсонской области. Она прожила жизнь обычной сельской женщины – работала в колхозе, имела мужа и двух детей и не планировала заниматься искусством профессионально. Однако потеря близких побудила женщину окунуться в творчество, в котором она нашла утешение. Райко почти не работала на заказ, но в ее доме, кажется, не было ни одной серой комнаты – их художница заполнила яркими росписями, воссоздав образы из собственной жизни.

Фотосъемка Семен Храмцов. цифровая печать Предоставлено Благотворительным фондом им. Полины Райко
Фотосъемка: Семен Храмцов. Цифровая печать предоставлено Благотворительным фондом им. Полины Райко

Рисунки Полины Райко сопровождают причудливые зооморфные звуки. “И хотя они не складываются в слова, я все равно считаю их коммуникацией”, – говорит автор работы, молодая художница Анна Щербина и добавляет, что в этой работе все-таки можно расслышать одно слово, а именно – “нет”. По словам художницы, таким образом она говорит о женском отказе, который часто воспринимают недостаточно убедительно и однозначно.

Идиллические сюжеты и характерно женские образы картин представительниц наивного искусства Марии Примаченко и Катерины Билокур тоже не случайно попали в экспозицию выставки “Свое пространство”. Куратор Татьяна Жмурко отмечает, что в первой половине ХХ века их примитивистский подход считался смелым новаторством, именно поэтому эти женщины, даже несмотря на господствующую позицию мужчин в искусстве, смогли реализоваться как художницы.

Не менее смелой и дискуссионной является и новая работа Алины Клейтман, разместившаяся по соседству. Эта художница построила вигвам из скотча, из которого раздается голос одной плохой толстой девочки, которая всячески пытается сделать себя лучше, чтобы нравиться представителям противоположного пола. В своей работе Алина доводит до абсурда закрепленные в обществе стереотипы относительно внешнего вида женщины.

“Мне хорошо”, – словно говорит художница Мария Скугарева. Она вышила свой портрет на подушке, положив ее на миниатюрную панцирную кровать – в лучших традициях советских санаториев и госпиталей. Взгляд художницы направлен на стену напротив, где висят подушки с изображениями других художников: мужа Марии Олега Тистола и ее друзей Николая Маценко и Константина Реунова.

Скугарева создала эту работу в патриархальные 1990-е. Поэтому возникает вопрос – стоит ли верить названию этого произведения, ведь, вероятно, в то время художнице приходилось бороться за свои права, чтобы добиться профессионального признания.

Из фантазийного мира сказочных созданий и грез зритель попадает прямо в соцреализм. С агитационных плакатов 1920-1930 годов на нас смотрит товарищ Ленин, а работницы с партийными лозунгами на транспарантах демонстрируют счастье и призывают участвовать в хлебозаготовках.

Следующая работа сразу переносит в бурные 1990-е – это фильм Оксаны Чепелик, в котором она визуализировала философское произведение Оксаны Забужко “Хроники от Фортинбраса”. “Как женщина из 90-х, я хотела снять историю, основанную на собственных наблюдениях тогдашней жизни и места женщины в нашем обществе, – рассказывает автор. – Когда я наткнулась на “Хроники от Фортинбраса”, поняла, что не надо выдумывать что-то свое, ведь Оксана Забужко уже опередила меня”.

Кстати, в 2001 году эта лента вместе с “Островом” Ким Ки Дука открывала кинофестиваль “Молодость”. Поэтому новая выставка в PinchukArtCentre – прекрасная возможность посмотреть этот, уже легендарный, фильм-перформанс.

Second Hand. Дарницкий шелковый комбинат, 2015
Second Hand. Дарницкий шелковый комбинат, 2015

Кофточки, брюки и платья, развешанные на настоящих строительных лесах – художница Жанна Кадырова показала на выставке целую коллекцию своего “Секонд-хенда”, над которым она работает с 2014 года. 

Second Hand. Киевская кинокопировальная фабрика, 2017
Second Hand. Киевская кинокопировальная фабрика, 2017

Вот только эту одежду она не шьет, потому что материалом для моделей служит бетон и керамическая плитка, которой были выложены стены Дарницкого шелкового комбината, на месте которого теперь расположен “Дарынок”, Киевской кинокопировальной фабрики и автостанции в городе Полесское в Чернобыльской зоне.

Second Hand. Автостанция Полесское, 2017
Second Hand. Автостанция Полесское, 2017

Таким образом художница рассказывает историю зданий, которые сейчас изменили свое назначение и владельцев или, в худшем случае, и вовсе были разрушены.

Сверху на секонд-хенд Кадыровой смотрит Ада Рыбачук – художница-монументалистка. На этом фото она мастерит металлические декорации для Стены памяти на Байковом кладбище, которую уничтожили в 1980-х по приказу советской власти.

Из темной комнаты рядом слышно, как женский голос от чего-то отказывается – то громко и решительно, то шепотом и неуверенно. Это работа Алевтины Кахидзе, которую она посвятила теме репродуктивного насилия, если проще – принуждению женщин рожать детей. В 6-минутном ролике художница 44 раза произносит только одно слово – “нет”, отвечая на вопрос “Есть ли у вас дети?”, который слышала почти каждая женщина после 18 лет.

44 – символическая цифра. По словам Алевтины, именно этот возраст врачи называют рубежом, после которого женщине не советуют рожать.

Евгения Белорусец представила инсталляцию “Я и она”, которая возвращает к проекту “Художественный цех”, созданного группой “Феминистическая Офензива” в 2012 году. Тогда художница предложила разным женщинам определить предметы, которые они считают воплощением феминности.

От красной помады и маскарадных масок до средств личной гигиены и фаллоимитатора – объединив выбранные участницами проекта объекты в целостную инсталяцию, Белорусец переосмысливает, как в обществе обсуждают табуированные темы.

Влада Ралко в своей живописной серии “Призрак свободы” изобразила объекты, напоминающие фрагменты женского тела, среди интерьеров турбазы в Каневе, где она работала над этими полотнами. Для Ралко советская архитектура представляется чем-то угнетающим и репрессивным, таким, что ущемляет человека. Зажатые между дверью и в узких проходах коридоров объекты – это как метафора на то, что человек вынужден трансформироваться и приспосабливаться к неудобным тоталитарным условиям, которые стандартизируют личность.

Завершается выставка работой, которая создает ощущение чистоты и первозданности. В героях видео Оксаны Казьминой “Секрет. Девочка и мальчик” можно узнать художника, номинанта Премии PinchukArtCentre 2013 Анатолия Белова и, собственно, самого автора работы. Они предстают в образах Адама и Евы, которые среди буйной зелени райского сада изучают обнаженные тела друг друга, произнося разные детские считалки и загадки. Возвращаясь к наивному, первобытному и инстинктивному, художница пытается нивелировать принятые в обществе поведенческие модели.

Ольга Артеменко. Киев

Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2018. Фотограф: Максим Белоусов.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-