Антон Мартынов, совладелец издательства «Наш формат»
Читать – модно, а скоро без этого не выживешь: необразованных заменят работы
04.11.2018 09:30 1139

Книжная индустрия в последние годы стремительно теряет свои позиции в конкуренции с социальными сетями, телевидением и игровыми приставками.

Это мировая тенденция, но отечественному книгоиздательству удается достойно держать удар.

Да, скептики сейчас поднимут бровь и скажут: а что, разве у нас, вообще, есть книжный рынок? Умеренная часть аудитории добавит о ренессансе украинской литературы, которого еще надо дождаться, а вот оптимисты – уверенно скажут: все не так плачевно! Вон, тему про здоровое питание раскрутили, и сейчас все, кого не спроси, питаются салатиками, так же можно сделать и с книгами. Читать должно быть модно!

Именно с таким издателем-оптимистом мы и поговорили.

- Антон, недавно у нас в Укринформе состоялся круглый стол, где две стороны, которые профессионально этим занимаются: издатели и писатели, - обсуждали пути развития украинского книжного рынка. А насколько может быть тут важно мнение читателя – третьего, хотя и не профессионального участника книжного рынка?

Читатель – это король, которому решать, как будут жить его подчиненные-издатели

- Книжная индустрия, пока ее еще можно так называть, трансформируется – и фокус, однозначно, на читателе. Это король, которому решать, как будут жить его подчиненные-издатели.

Поэтому, читатель – номер один в этом бизнесе, если говорить о книгоиздании, как о бизнесе.

- И можно ли ориентироваться только на его вкус: вдруг люди массово захотят только подборки кроссвордов листать?

Книгоиздатель должен сделать из продукта такую конфетку, которая будет и полезна, и вкусна для человека

- Задача состоит не в том, чтобы сосредоточиться на масс-маркете в виде сборников кроссвордов, нужно сделать из книжки, которую отобрал издатель, такую конфету, которая будет и полезна, и вкусна для человека. После этого, еще один важный момент – донести ее до читателя. Как эксперты, мы должны не только сделать продукт, но и упаковать его и доставить в таком виде, чтобы это было интересно и доступно нашему клиенту, на которого мы работаем.

- Из каких ингредиентов должна состоять эта конфета?

- С точки зрения бизнеса, здесь классика – тривиальное правило четырех «Пи» – прайс, плейс, продукт, промоушен.

В первую очередь, – сам продукт, то есть книга, ее наполнение, контент, далее – продвижение, потом дистрибуция – плейс. Если твоя книга не будет присутствовать на полках книжных магазинов или магазинов, где есть книжные отделы, тебя просто не найдут. В то же время здесь важно правильно балансировать и не работать с теми, кто системно не выполняет взятых на себя финансовых обязательств. И, конечно, прайс – цена должна быть адекватна платежеспособности вашей аудитории.

Цена на книги в Украине не высокая, и она будет расти

Компания должна успешно развиваться во всех четырех направлениях. Проблема украинского издателя – именно в том, что у значительного большинства развиты лишь несколько векторов из этих четырех. Этого недостаточно для успешного издательства, да и, в принципе, любого бизнеса.

- Вы считаете, цена на книгу в Украине адекватна или, все же, высока, в сравнении с доходами людей? Ведь некоторые до сих пор вспоминают, как в советские времена художественная книга стоила, условно, рупь-пятьдесят.

В СССР мы читали только то, что прошло цензуру, – и за это платили свою «копеечную» цену

- Я считаю, что сейчас цена на книги в Украине не высокая, и она должна постепенно расти, если мы хотим, чтобы улучшались условия труда и росло число профессионалов отрасли. На финальную цену книги существенно влияет, в частности, тираж: если в советские времена он составлял миллион экземпляров, то и себестоимость разбивалась на миллион, а сейчас – себестоимость разбивается на несколько тысяч. Поэтому математика довольно простая.

Но тогда мы не видели сегодняшнего ассортимента, поскольку издателям разрешалось издавать только то, что позволяли. «Самиздат» был, фактически, на обочине – в лучшем случае, в худшем – запрещен и преследовался. Мы читали только то, что прошло цензуру, – и за это платили свою «копеечную» цену.

На ценообразование влияет еще и такая банальная вещь, как стоимость целлюлозы и, соответственно, бумаги – они подорожали, поэтому себестоимость книжки повысилась.

- То есть, книжка пойдет в сторону элитарности и будет дорожать?

- Да, она будет более ориентирована на тех людей, которые понимают, для чего читать и зачем развиваться, и меньше на тех, кто говорит, что книга должна стоить 10 гривень. Так происходит во всем мире.

В то же время, знания становятся более доступными, ведь определенные виды литературы стремительно переходят в цифровую форму, и определенные научные или академические труды, которые могли бы в бумажном варианте стоить очень дорого, но нужны для чтения лишь нескольким сотням людей, уже выходят в электронной версии и продаются через интернет.

- Наверное, такая же судьба и у многотомных словарей, которые раньше покупали по подписке, еще и стояли за ними в очереди?

Прогнозирую, что вся классика и простая литература масс-маркет очень быстро массово перейдут в электронную форму

- Почти все словари ушли в электронную версию и интернет. Поэтому, если говорить о некотором сужении рынка, то это произошло преимущественно за счет словарей, академической и учебной литературы, которая также частично перешла в цифровую форму.

То же касается и классики – на ее издание в электронном виде, преимущественно, не нужно покупать авторские права или платить роялти, поэтому появились сервисы, которые предоставляют доступ к ее чтению часто бесплатно. А когда имеешь конкуренцию с чем-то бесплатным и публично доступным, то шансы продать что-то аналогичное, в данном случае – бумажную книгу – существенно уменьшаются. Из-за этого издатели печатной классики проигрывают конкуренцию электронном издательству.

Я прогнозирую, что вся классика и простая литература масс-маркет очень быстро массово перейдут в электронную форму.

- А может ли такое случиться, что бумажная книга вообще исчезнет с Земли?

Бумажная книга не исчезнет, но трансформация в книжной отрасли неизбежна

- С театром же такого не произошло после появления кинотеатра! Я думаю, что это невозможно. Не потому, что я работаю в этой сфере (смеется), а потому что людям нужна коммуникация с книгой, они хотят касаться бумажных страниц – это тактильные ощущения и осознание того, что ты держишь в руках что-то ценное – знания, которые передаются из поколения в поколение. Это традиция, в конце концов.

Сейчас люди много работают с техникой и электронными устройствами, поэтому книга – это возможность отдохнуть, побыть наедине с собой, сосредоточиться. Об эстетике процесса чтения самой книги я молчу.

Поэтому я не прогнозирую, что бумажная книга исчезнет, но трансформация в отрасли неизбежна, хотя это произойдет и не за один год.

- Вы же делаете анализ и замеры читательских интересов, вкусов, запросов? Какую литературу хотел бы видеть в книжных магазинах украинский читатель? Мои гости часто жалуются, что мало украинской фантастики и фэнтези.

- Да, мало. Но не только фантастики и фэнтези, но и вообще художественной и нехудожественной литературы.

В отрасли не хватает денег, поэтому мало конкуренции и соответственно – качественного и актуального продукта тоже не хватает. Хотя за последние годы ситуация начала существенно улучшаться. Я бы не обострял вопрос, что не хватает каких-то определенных жанров, мы должны создавать продукт во всех направлениях.

- Ваше издательство «Наш формат» специализируетесь на нон-фикшн, такое модное слово сейчас. Это, я так понимаю, более-менее прикладная литература?

- Да, это книги, где есть определенный опыт и знания, где можно прочитать, как сделать что-то или достичь чего-то. Это также биографии. То есть это опыт, который передается через книгу.

Мы также издаем немного художественной литературы, но не более 20 процентов от всего портфеля книг. Например, «Атлант расправил плечи» или «Источник» Айн Рэнд продается у нас достаточно успешно.

Недавно Андрей Кокотюха критиковал «Наш формат» за то, что мы делаем такие классные книжки, но издаем преимущественно зарубежных авторов. Да, это правда, мы издаем преимущественно зарубежных авторов, но с целью, чтобы наши авторы научились – как писать и о чем писать.

Мы высоко подняли планку и требуем от новых имен немало. Я не буду описывать здесь супер-перспективы, но, однозначно, – украинские авторы появляются, у них уже есть хороший сюжет и есть о чем написать. Наши авторы иногда и превышают эту планку, а это очень приятная тенденция. Со следующего года мы начинаем издавать украинских авторов.

- Интересно, сколько рукописей в месяц вам поступает?

- Мы получаем около полусотни произведений за месяц, и из них можно выбрать, в лучшем случае, несколько, которые мы более детально рассматриваем сами, или рекомендуем другим издателям, работающим в той тематике.

- Часто ли к вам обращаются авторы, которые хотят издать книгу за свой счет?

- Бывает. Но это не наша специализация. Издание книг по заказу автора – это немного другая бизнес-модель. Мы работаем на так называемый «свободный рынок», то есть живем с того, сколько заработали от продажи той или иной книги, чтобы реинвестировать эти деньги в новые издания. Когда тебе дают деньги на издание, – это грантовая модель. У нас есть такие проекты, но мы делаем только те, которые считаем социально важными. Например, с Американо-украинским медицинским фондом мы делали грантовые проекты: «Неотложная военная хирургия», «Охрана психического здоровья в условиях войны» и сейчас заканчиваем проект «Черепно-мозговая травма». Мы считаем эти проекты чрезвычайно важными для общества.

- Может ли в Украине писатель жить с того, что он пишет? Эта профессия может ли быть прибыльной? А то слышу много нареканий, что это невозможно...

- Жить на заработанные с продажи книг деньги могут единицы. В общем, это не простой вопрос. Не все авторы имеют красивый стиль текста и нужную издателю тему. Сейчас для писателя открывается электронный самиздат. Например, в Америке это очень популярная тема – многие писатели не ждут издательства – они говорят «Ок, ты не можешь издать мою книгу, я издамся сам».

Это своеобразная возможность проверить себя. Другое дело, что без профессионального издателя такая книга в большинстве случаев выглядит довольно по-любительски. Но профессиональный издатель может увидеть потенциал книги и автора даже в таком любительском стиле и в дальнейшем подписать с ним контракт.

Мне кажется, что самиздат, как бы этого ни боялись издатели, – это возможность сбалансировать систему спроса и предложения, ведь мы видим, что людей, которые хотят писать, становится больше.

- Наверное, культура социальных сетей вдохновляет?

- Да, человеку начинает казаться, что она супер-автор, но издатели очень часто другого мнения и не хотят рисковать собственными средствами. Часто, просматривая рукопись, понимаешь, что там не о чем спорить. Так вот, именно в таких случаях пригодится самиздат – электронная платформа, где ты сможешь издать свою книгу и посмотреть на реакцию читателей: будут ли читать, будут ли писать отзывы, как будут критиковать...

Эта система может позволить сделать прорыв, чтобы издатели увидели больше новых авторов, начали их издавать и платить большие гонорары.

При нынешней ситуации, и не только в Украине – автор выживает. Мы не берем сейчас Соединенные Штаты Америки, Германию, Англию и Китай. Возможно, это четыре страны мира, где можно найти немало успешных примеров, но количество успешных авторов очень сильно коррелируется с успешностью экономики и с состоянием развития отрасли в целом.

- Например, феноменальный успех Джоан Роулинг?

- Да. Но, учтите, Роулинг подавалась в разные издательства – и ей 12 раз отказали. Дело в активности, если ты хочешь плакаться – ты можешь плакаться.

Но продуктивнее для писателя – быть активным в социуме для того, чтобы о нем и его книгах знали. Издательство должно этому максимально способствовать. И наилучший результат получается в процессе синергии действий автора и издателя.

- Слышала мнение, что в будущем поэтов и писателей вполне может заменить искусственный интеллект, который будет писать не хуже людей. Прогнозируете такое?

- Теоретически да, но это будут довольно примитивные вещи.

- Почему примитивные? Вон, робот София такие речи выдает, что мне кажется – если ее попросить написать книгу, она с легкостью!

- Возможно, но предполагаю, что прорыва в науке и технике, основываясь на книгах, которые напишет искусственный интеллект, не будет.

Бесспорно, искусственный интеллект развивается и делает уже не плохую верстку, сам начитывает аудиокниги. Но искусственный интеллект вряд ли сделает что-то, что не шаблонизируется или алгоритмизируется. Он никогда не переведет текст так, как Олекса Негребецкий перевел «Альфа» или «Тачки», он не начитает книгу “Я, Победа и Берлин” голосом и интонацией Скрябина. Это то, чем должен заниматься человек. Мы должны подняться на следующую ступень своего развития, а все более-менее шаблонизированные, примитивные вещи – оставить в перспективе искусственному интеллекту.

Скоро наступит совершенно другая реальность: через 30 лет нас на планете станет 10 миллиардов, то есть на 30 процентов больше, а число рабочих мест, по прогнозам, уменьшится, поэтому людям придется думать – как создать что-то поинновационее, поновее, чтобы быть лучше, чем искусственный интеллект.

- Разумеется, люди должны постоянно развиваться и расти интеллектуально, проще говоря – больше читать. Поэтому, у меня следующий вопрос, который был задан и на круглом столе, о котором мы упоминали: есть проблема – в Украине мало магазинов. Это действительно так?

- Да, мало. Есть два города, которые по покрытию магазинов выглядят неплохо, – это Киев и Львов, Харьков – с огромной натяжкой. Во всех других городах абсолютный дефицит книжных магазинов. Книга – это эмоциональная импульсная покупка, и если ты к ней не приходишь, условно говоря, проходя по улице, то ты ее уже не увидишь и не купишь.

- Эту нишу могут закрыть частные книжные магазины, или их недостаточно? «Книгарня Є», например, мне кажется, очень активно развивается, и является именно тем культурным центром, о котором вы говорите.

- «Книгарня Є», в свое время, когда российская книга царила в Украине и украинскую книгу никто не хотел брать на продажу, сделала больше, чем государство – они запустили механизм продажи украинских книг и фактически пустили кровь по организму украинского книгоиздания.

Они брали книги украинских издателей, продавали их, развивали сеть своих магазинов, а главное – рассчитывались с издателями. Поэтому последние имели возможность эту книгу не только издать, но еще и продать.

Сейчас «Книгарня Є» имеет, наверное, наибольший ассортимент украинских издательств и динамично развивается.

В общем, проблемы с книжными магазинами по Киеву я не вижу, есть проблема в регионах. Есть проблемы с библиотеками. Серьезный вопрос – нужна ли нам столько библиотек. Сейчас в библиотечной сфере очень низкая эффективность. Библиотеки должны трансформироваться в социально-культурные центры, или, скорее всего, их ждет печальная участь.

- Но, наверное, людям не понравится, если в регионах начнут закрывать библиотеки?

- Да, это проблема. Другая проблема, что у нас довольно маленький бюджет на их содержание, и эти средства идут на отопление и содержание персонала, которому при этом платятся очень низкие зарплаты, а не на закупку новых книг. На обслуживание библиотек финансирование идет больше, чем на книги, которые туда поступают.

- То есть, количество библиотек нужно оптимизировать, а количество магазинов – увеличить. За счет чего этого можно достичь?

- Политика государства, если это для него приоритетная отрасль, должна быть направлена на создание таких условий, чтобы бизнесу было выгодно торговать не только товаром и колбасой, а еще и книгами. В идеале – создать такие правила игры и условия, которые позволят низкооборотному бизнесу, к которому относится и книжный, нормально жить.

- А через какие именно механизмы эта заинтересованность достигается?

- Например, компенсацией стоимости аренды площади для магазинов. Параллельно обязательно должны быть системные шаги по популяризации чтения в стране. Люди будут больше интересоваться книгами, соответственно – читать и покупать книги. В результате ритейл будет заинтересован удовлетворить этот спрос – и для этого открывать новые магазины.

- Сообщество украинских книгоиздателей обращается к государству за помощью в решении этого комплекса проблем?

- Самая большая проблема в том, что сообщество издателей и люди, которые принимают решения со стороны государства, еще не пришли к общему знаменателю.

Озвучивается много диагнозов, но мало кто может четко и ясно описать, как же все это лечить. Говорить о проблемах гораздо легче, чем их решать. Сейчас очень популярно говорить, что государство ничего не делает, но я бы не снимал ответственности здесь и частично с самих издателей.

Очевидно, что у государства не хватает компетенции в вопросе развития книжной отрасли, но и у издателей тоже пока не хватает компетенции объяснить и донести до людей, принимающих решения со стороны государства, – что нужно сделать. Над этим и работаем.

- Антон, а вы лично давно занимаетесь книжным бизнесом?

- С 2004 года. Начинал с производства аудиокниг, печатными книгами я стал активно заниматься в 2009-2010-м, а в «Наш формат» пришел в 2013 году. Именно тогда у меня возник вопрос: а почему в Украине так мало качественной переводной нехудожественной литературы? Или мы не умеем или мы – не хотим.

Получилось так, что мы умеем, просто не очень старались. У нас есть большое желание пожаловаться на судьбу, на государство, на соседа, жить жизнью другого человека, но не своей собственной. Это такая ментальная вещь. Хлебом не корми, но дай пожаловаться.

Мне кажется, самый большой вызов перед обществом – найти людей, которые этим горят, и сделать так, чтобы превратить их в критическую массу. Их нужно не больше 10-15 процентов – и тогда все, кто не горят, пойдут за ними.

Сейчас наша задача – накопить, сплотить и приумножить эту критическую массу, которая за собой поведет всех остальных.

Любовь Базив. Киев

Фото: Юлия Овсянникова, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-