Киноноябрь: Дыхание хоррора, битва за бензоколонку и любовь во время войны

Киноноябрь: Дыхание хоррора, битва за бензоколонку и любовь во время войны

576
Ukrinform
Репертуар последнего месяца осени насыщен не только фильмами, но и особенно – фестивальными программами

Фильмы ноябрьского репертуара, сочетающие художественную изысканность с остросюжетностью, способны собрать в одном кинозале приверженцев массового кино и ревнителей высокого искусства

С 5 НОЯБРЯ

На границе миров / Grans

Нашумевшая картина шведского режиссёра иранского происхождения Али Аббаси предстаёт причудливым коктейлем детективного триллера, любовной мелодрамы и волшебной сказки. Мы бы не хотели портить зрителю удовольствие от неожиданных сюжетных поворотов, к раскрытию которых может привести даже самый общий пересказ фабулы. Заметим лишь, что действие вертится вокруг поиска банды похитителей младенцев и взаимоотношений главной героини, сотрудницы таможни, привлечённой к расследованию, и таинственного незнакомца, кажется, – способного раскрыть ей нечто новое о ней самой.

Лента Аббаси стала победителем программы «Особый взгляд» последнего Каннского кинофестиваля (награду за лучшую режиссуру в том же конкурсе получил «Донбасс» Сергея Лозницы). В Украине фильм впервые был показан в рамках Киевской недели критики.

С 8 НОЯБРЯ

Холодная война / Zimna wojna

Действие нового фильма Павла Павликовского, как и его шедевр «Ида», разворачивается в послевоенной Польше. Центральные персонажи – руководитель и солистка ансамбля народной песни, связанные пылкой взаимной страстью. Третьим в их отношения вмешивается государство, политическая и культурная атмосфера в котором становится всё более душной по мере достижений социалистического строительства. Герой бежит на Запад, героиня остаётся – кажется, что через их роман проходит большая история с её диктаторскими режимами, противостоянием блоков и прочими аспектами геополитики.

Картина получила награду за лучшую режиссуру на Каннском МКФ и является, по мнению наблюдателей, одним из наиболее сильных претендентов на получение «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Хрусталь

Дебют Дарьи Жук, который называют главной белорусской картиной десятилетия, известен украинским киноманам по показу на Одесском кинофестивале, где «Хрусталь» получил Гран-при по результатам конкурса зрительских симпатий. «Хрусталь» предстаёт неожиданно смелым произведением – через камерную драму о девушке, попавшей в затруднительное положение при попытках получить американскую визу, авторы раскрывают затхлую социально-политическую атмосферу соседней страны. Между тем, институции лукашенковского режима в ленте практически отсутствуют, их воплощением предстают обычные граждане, чья ограниченность, невежество и жестокость делают их идеальными подданными диктатуры. Село, в котором оказывается героиня, – подлинная, народная Русь, священная для поколений славянофилов, – предстаёт преображённой нищетой и невежеством в пространство варварства и беззакония. Есть в ней и нечто от кафкианского мира, живущего по неведомым и кажущимся чужаку нелепыми, но жёстко регламентированным правилам и обычаям, не поддающимся никаким переменам – к ним нужно либо приспособиться, либо искать от них спасения в иных краях.

В картине всё же появляется словно бы случайный, но очень выразительный политический образ – автобус, в котором героиня устремляется к своему зыбкому будущему, проезжает мимо движущейся в том же направлении демонстрации с написанными на белорусском лозунгами с требованиями соблюдения гражданских прав. Впрочем, для проката на родине этот эпизод был вырезан цензорами.

Дикое поле

Первоначально авторы адаптации одного из самых значимых романов, написанных в независимой Украине, планировали добавить сюжету актуальности – основное действие должно было быть подано как допрос задержанных СБУ уроженцев Старобельска, разворачивающих перед ошеломлёнными следователями эпическое повествование о битве за бензоколонку, ставшей одной из тех забытых драм, что оказались предвестием войны на востоке Украины. Однако впоследствии было решено отказаться от этой дани нашим дням, так что синопсис фильма соответствует сюжету первоисточника. Молодой человек, благополучно прозябающий в закулисье харьковской партийной жизни, получает известие из родного городка, что его брат исчез в неизвестном направлении, оставив семейную бензоколонку вместе с её сотрудниками на произвол судьбы и местного криминалитета, давно собирающегося прибрать её к рукам. Герой возвращается в болезненно дорогие его сердцу края, оказываясь на вечном украинском фронтире, пространстве варварства и беззакония, где, как на американском Диком Западе, установление справедливости возможно лишь благодаря победе хороших над плохими в боевом столкновении.

Фильм стал режиссёрским дебютом Ярослава Лодыгина, известного в качестве сооснователя радио «Аристократы». Украинские поклонники кино знают его не с лучшей стороны благодаря комментированию вручения наград Американской киноакадемии в украинской телетрансляции. В работе над картиной приняли участие швейцарские и нидерландские кинокомпании, что позволило обеспечить внушительный бюджет в 31 миллион гривен (половину из которых выделило Госкино Украины).

Билал / Bilal

Работая над своим режиссёрским дебютом, Айману Джамалю пришлось создавать новый для кинематографии Объединённых Арабских Эмиратов жанр трёхмерной анимации. Его картина, ставшая, вероятно, первым ориентированным на массовую аудиторию фильмом, посвящённым драматической истории Аравийского полуострова, рассказывает об одной из центральных фигур ислама, сподвижнике Мухаммеда Билале ибн Рабахе.

В соответствии с историческими свидетельствами, фильм Джамаля рассказывает о чернокожем юноше-рабе, который, несмотря на пребывание на социальном дне, в оковах нищеты, невежества и бесправия, обладает не только чувством собственного достоинства, но и состраданием к товарищам по несчастью. Ему внушают отвращение жестокость и глупость языческих верований, однако в его сердце находит отклик новая религия с её представлением о Боге как милосердном и справедливом Отце, перед лицом которого стираются все различия в общественном положении и цвете кожи.

Билал становится истовым приверженцем монотеизма и решает присоединиться к борьбе за его утверждение.

С 22-ГО НОЯБРЯ
Суспирия / Suspiria

Один из наиболее изысканных хорроров в киноистории – «Суспирия» 1977-го года Дарио Ардженто – обзавёлся ремейком, что вызывает у поклонников жанра подлинный ужас, хотя едва ли многие из них – подобно героям, раздумывающим, стоит ли провести ночь в руинах заброшенного замка или покататься на лодке по озеру, в котором, по слухам, водятся водяные, –удержатся от искушения с ним познакомиться. На позитивный лад настраивает личность режиссёра новой картины, Луки Гуаданьино, который получил известность благодаря своей предшествующей картине, драме «Зови меня своим именем», получившей «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

Вслед за первоисточником, лента Гуаданьино повествует о молодой американке, которая поступает в авторитетную немецкую танцевальную школу, однако вскоре после её приезда происходящее в стенах этого почтенного заведения начинает напоминать скорее о кругах Дантового ада, чем о балетной сцене. Главные роли исполнили Дакота Джонсон и Тильда Суинтон, композитором выступил Том Йорк.

ФЕСТИВАЛИ МЕСЯЦА

Со 2-го по 5-е ноября Национальный центр Довженко проводит в кинотеатре «Киев» ретроспективу «Муратова 35 мм», предоставляющую поклонникам гения Главного Украинского Режиссёра уникальную возможность увидеть её картины на киноплёнке. Расписание размещено на сайте кинотеатра.

С 9-го по 11-е ноября в кинотеатре «Киев» пройдёт VII фестиваль бразильского кино, на который можно будет попасть по бесплатным пригласительным. Описание фильмов и расписание показов размещено на сайте кинотеатра.

Фестиваль «Британский театр в кино» в кинотеатре «Киев» продолжится 13-го октября повторением одного из самых популярных спектаклей цикла, «Франкенштейн: Ли Миллер» в постановке Денни Бойла. Ли Миллер исполнил роль самонадеянного доктора, образ же его несчастного творения воплотил Бенедикт Камбербэтч.

20-го ноября будет показан спектакль «Красный» по пьесе Джона Логана, посвящённый фигуре одного из главных художников прошлого столетия – Марка Ротко, сыгранного Альфредом Молиной.

С 15-го ноября в Довженко-центре стартует цикл «Киноревизия Донбасса 2.0», переосмысливающий тему изображения Донбасса в советских фильмах. 15-го будет показана лента Леонида Лукова «Я люблю», в обсуждении которой примет участие выдающийся российский киновед Евгений Марголит, 22-го историк Елена Стяжкина представит «Непокорённых» Марка Донского, 29-го Кирилл Ткаченко введёт аудиторию в социально-политический контекст событий, изображённых в документальной ленте «Июльские грозы. Страйк» Анатолия Карася и Виктора Шкурина.

«Дни венгерского кино» пройдут в кинотеатре «Киев» с 15-го по 18-е ноября. Описание картин размещено на сайте кинотеатра.

Проект KyivMusicFilm представит в ноябре (главным образом, в «Киеве», однако будут задействованы ещё несколько столичных кинотеатров, а также площадки в Одессе, Львове, Сумах и Харькове) ряд картин о выдающихся художниках, ряд опер и балетов. Так, с 8-го ноября будет представлена картина «МакКуин» о творчестве и личных демонах знаменитого британского дизайнера, с 13-го – балет Кеннета МакМиллана «Майерлинг» (на музыку произведений Ференца Листа), жемчужина британского Королевского театра; с 21-го – «Бернини» об одном из главных скульпторов Европы.

Полный список мероприятий и их описания размещены на ФБ-странице цикла.

С 16-го по 19-е ноября в кинотеатре «Киев» пройдёт 14-й фестиваль нового грузинского кино. Описание картин одной из ведущих национальных кинематографий постсоветского пространства размещено на сайте кинотеатра, мы же хотели бы отдельно выделить картину «Долгие светлые дни» Наны Эквтимишвили и Симона Гросса, получившую в 2013-м году награду за лучшее актёрское исполнение на Одесском кинофестивале.

Сюжет истории о двух 14-летних подругах вертится вокруг пистолета, подаренного ухажёром одной из них – весьма полезный презент в Тбилиси 1992-го года. Происходящие в фильме события ограничены семейными и школьными буднями девочек, но озлобленность и апатия взрослых, их беспомощность во взаимоотношениях с детьми, у которых они утратили всякий авторитет, улицы, превратившиеся в пространство сведения личных счётов, выразительно свидетельствуют о переживаемом обществом упадке, распаде социальных, родственных связей и бессилии закона. Полную свободу здесь получают самые дикие, варварские представления о чести и семейном укладе, которые, вместо того, чтобы хоть как-то поддерживать порядок, довершают разложение. Вплоть до самого финала зрителю остаётся гадать – кто станет мишенью единственной пули в магазине подаренного пистолета: отец девочки, тиранящий её мать алкоголик, поклонник, силой заставляющий её выйти за него замуж, или гопник, преследующий подругу за то, что его отец был убит её отцом.

Назревающее убийство кажется единственным способом привести в чувство героев картины, показать, что их образ жизни отвратителен и недопустим. Между тем, авторы этой превосходно снятой, прочувствованной ленты о тех, чьё детство и юность пришлись на годы социальных катаклизмов, показывают, что подлинное мужество подчас необходимо для того, чтобы не спустить курок висящего на стене ружья.

С 22-го ноября стартует одно из главных событий осени – подборка лучших лент последнего года одной из главных европейских кинематографий «Новое британское кино». Программа вскоре появится на сайте организатора мероприятия – компании «Артхаус трафик».

Александр Гусєв. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-