Мэтры мировой фотографии и дефицит “украинского”. Как прошла ярмарка Kyiv Photo Fair

Мэтры мировой фотографии и дефицит “украинского”. Как прошла ярмарка Kyiv Photo Fair

416
Ukrinform
Амбициозные шаги второй Kyiv Photo Fair дают основания утверждать – искусство фотографии в Украине приобретает новый статус

С 1 по 4 ноября в столице прошла вторая Kyiv Photo Fair, которая собрала под одной крышей именитых авторов и сотни ценителей искусства фотографии. В ярмарке приняли участие украинские и европейские галереи, которые представили более 500 работ от около 100 фотографов со всего мира.

Каждой галерее выделили отдельный бокс с правом распоряжаться им по собственному усмотрению. Участники тщательно подошли к обустройству своих пространств, поэтому ярмарка стала таким себе сборищем мини-выставок с вполне завершенной компоновкой. Диапазон стилей и тематик на Kyiv Photo Fair – довольно широкий, ведь организаторы пригласили как галереи, которые делают ставку на экспериментальные проекты, так и тех, которые выставляют эстетические вещи, понятные более широкой аудитории. Кроме того, возле стендов зрители имели возможность пообщаться с представителями галерей и самими авторами работ.

Поскольку Kyiv Photo Fair проходит в формате ярмарки, одна из главных миссий события – развивать рынок украинской фотографии и знакомить аудиторию с авторами, чьи работы имеют не только эстетическую и смысловую составляющие, но и являются хорошим способом капиталовложения. Стоимость фотографии формируется из многих факторов: известность автора, новаторство в подходе и технике, а также тираж. Если работа выполнена в одном-двух экземплярах, ее цена, соответственно, будет выше. На Kyiv Photo Fair можно было найти фотографии как за 100, так и за 2000 евро.

Нетронутые леса, оживленные улицы мегаполисов, идиллические пейзажи провинции и откровенные портреты незнакомцев – фотографы, которые приняли участие в ярмарке, работают в разных стилях, экспериментируют со светом, цветом, экспозицией, сюжетами и эмоциями. Кто-то ищет гармонию, снимая в собственной квартире, другие – ради уникального кадра отправляются на другой конец света.

“Визуальная эстетика очень меняется с годами. Сейчас эти работы не вызывают у нас удивления или замешательства, но, если бы мы увидели их 50 лет назад, – вряд ли поняли бы, что хотел сказать автор. Вполне вероятно, что непонятные сегодня для нас вещи будут абсолютно нормально восприниматься через 20-30 лет”, – утверждает куратор Kyiv Photo Fair Дмитрий Богачук.

Среди украинских галерей на ярмарке стоит выделить киевскую Brucie Collections Gallery, которая одной из первых начала знакомить украинскую публику с фотографами мирового уровня. В этом году она представила работы британской художницы Элли Дэвис и классика XX века Билла Брандта, благодаря которому фотография попала в ранг высокого искусства. Представители Brucie Collections отмечают, что ни одна из представляемых фотографий еще нигде не выставлялась ранее.

Черновицкая Steinbarg Gallery представила работы классика украинской фотографии Бориса Савельева, который прославился на весь мир благодаря тонкому ощущению и сочетанию света и цвета. А Zenko Foundation выставила на ярмарке проекты Олега Тистола, Сергея Святченко и Романа Минина, которых большинство знают как живописца, колажиста и монументалиста, однако иногда художники обращаются и к медиа фотографии.

Участвовали на Photo Kyiv Fair и иностранные галереи. В частности, OKAPI из Эстонии, Karavan Gallery из Парижа и барселонская Valid Foto BCN Gallery. Благодаря последней у украинцев была возможность вживую увидеть музейные работы звезд мировой фотографии – Масао Ямамото и Майкла Кенна.

Отдельную секцию на ярмарке выделили для фотографий из частных коллекций. Сюда вошли работы таких украинских мастеров, как Ирина Пап, Игорь Гайдай, Александр Друганов, Александр Гляделов. Также здесь представили снимки из проекта “Behind The Scenes” Сергея Мельниченко, который принес автору награду на международном конкурсе Leica Oscar Barnack Award.

“Каждая ярмарка – это огромный массив материала. Но не стоит распыляться по сторонам и останавливаться возле каждой работы. Уделяйте внимание фотографиям, которые близки вам по духу”, – советует куратор Дмитрий Богачук.

Не выставкой единой: организаторы Kyiv Photo Fair подготовили довольно насыщенную лекционную программу. В течение четырех дней на ярмарке проходили мастер-классы и артист-токи от художников и кураторов из Украины, Швейцарии, Франции и Нидерландов. Среди них – директор Фотографического Центра Женевы Йорг Бадер; фотограф, арт-директор ежегодного парижского фотофестиваля La Quatrieme Image Раед Баувая, директор Форума документальной фотографии COALMINE и куратор Швейцарского фонда фотографии Саша Реннер, основатель и директор независимого издательства Schilt Publishing Маартен Шильт и другие.

Одним из почетных гостей ярмарки стал метр современного мирового искусства, харьковский фотограф, который представлял Украину на 57-й Венецианской биеннале, Борис Михайлов.

Отвечая на вопрос о впечатлениях от Kyiv Photo Fair, художник отметил: “Каждый художник по-своему пытается запомниться зрителю: один делает это исподтишка, второй – так, чтобы слышали все, кто-то показывает цветное, кто-то буржуазное, а другой берет на себя ответственность демонстрировать язвы общества. Мы ходим по выставке, смотрим тысячи картинок. А какая из них останется у нас в голове? Боюсь, никакая”.

Михайлов поделился, что отметил для себя несколько авторов, которые хорошо работают со светом, искусно сочетают пустоты и находят удачное цветовое решение. Однако художник отметил, что в экспозиции он почти не увидел современной Украины.

“Художники ориентируются на Запад, поэтому почти все, что они снимают сегодня, направлено в ту сторону. А ты возьми и сделай картинку об украинском – только новом украинском, которое будет отражать то, чем живет сегодня страна”, – провоцирует художников Борис Михайлов. Впоследствии он заявил, что несколько работ, которые передают настроение современной Украины, он все-таки нашел, вот только имена авторов назвать отказался.

По словам Михайлова, сейчас зритель потерял доверие к искусству, он не понимает, зачем этот автор показывает ему секс, а тот – какую-то абстракцию. Перед посещением выставки следует задать себе вопрос: “Что на самом деле отражает мою жизнь?” – и с ним в голове отправиться на осмотр экспозиции. Только честность перед собой и умение правильно формулировать вопросы помогут в этих поисках.

Молодым фотографам Борис Михайлов советует не зацикливаться на поиске точек опоры, а действовать по зову интуиции. “В наше время был культурный дефицит, нам не хватало информации и поводов, из которых можно было развить идею проекта. Теперь вы имеете больше, чем все, поэтому надо просто брать и действовать”, – отметил художник.

Также Михайлов добавил: “Надо работать с ощущением, что вот-вот все закончится, твои картинки отберут и больше не будет возможности творить. Но есть сегодня, когда еще можно абсолютно все”.

В рамках Kyiv Photo Fair состоялась также и церемония награждения международной премии Bird in Flight Prize. Главный приз получил Валентин Бо за свой ностальгически-футуристический проект “Ваш следующий шаг – сделать трансмиссию”. Эту серию автор посвятил понятиям искренности, конформности и манипуляции в современном обществе, показав их на примере общественного движения так называемых раэлитов, которые верят в космическое происхождение людей, собирают деньги на строительство посольства для инопланетных пришельцев, финансируют научные исследования клонирования и практикуют чувственную медитацию.

Валентин попытался заглянуть в будущее, рассматривая его через призму ностальгической эстетики старых фильмов и журналов. “Эта серия является переосмыслением и моей иллюстрацией мира, в котором сосуществуют сексуальная раскрепощенность и научно-фантастическая трактовка Библии”, – объясняет свой замысел фотограф. Кроме фотографий, в проект вошли скульптуры и 3D-графика, также созданные этим автором.

О Валентине Бо громко заговорили еще в сентябре, когда он попал в финал всемирно известной премии для молодых фотографов Foam Talent от нидерландского журнала Foam.

Размах и глубокое содержательное наполнение второй ярмарки Kyiv Photo Fair дают основания утверждать, что искусство фотографии в Украине приобретает новый статус. Постигнет ли его такой же успех, как и за рубежом, – дело времени и кропотливой работы с авторами, коллекционерами и публикой. Однако первый шаг, к тому же довольно амбициозный, уже сделан, что не может не радовать, особенно – растущую в Украине армию адептов линз и вспышек.

Ольга Артеменко. Киев

Фото: Овсянникова Юлия

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-