Миссия “школьник остается дома”

Миссия “школьник остается дома”

Укринформ
Родители наших первоклассников продолжают вести дневники реформы НУШ – на Закарпатье и в Счастливом под Киевом

В межсезонье дети иногда болеют и часто вместо того, чтобы бежать на уроки, остаются дома. Ноябрь – именно такой период, поэтому независимо от того, идет ли в государственной системе образования реформа или нет, алгоритм остается неизменным. Мамы (папы или бабушки) берут больничный и на несколько дней, минимум – на три, превращаются в учителей: вирусы-вирусами, а буквы и цифры должны быть по расписанию. Ведь если школьник заболеет и много пропустит, потом тяжелее будет наверстывать.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА “ЛЕЧЕБНЫХ КАНИКУЛ”

- Самый длинный период, на который приходилось этой осенью пропускать занятия в школе моему первокласснику, длился три дня, – рассказывает Татьяна Когутич, собкор Укринформа в Закарпатье, мама ученика первого класса периферийной сельской школы на Мукачевщине. – В связи, конечно же, с простудой, которую надо было лечить, чтобы она не переросла в покашливание – потому что тогда “лечебные каникулы”, как мы это дома называем, затянулись бы.

Из практики детского сада знаем: если в первые два дня, как ребенок заболел, течет из носа и болит голова, активно делать ингаляции, полоскать горло (используем для этого проверенный шалфей, и в этом году даже высеяли грядку этого зелья в нашем саду, или не менее проверенную пищевую соду) и промывать носик — простуду удастся быстро побороть. Это правило, опять же из опыта, действует, если проблемы не начались сразу с неожиданной температуры под 39 градусов. Тогда надо быстренько в машину – и к врачу, потом в аптеку, ну, а любимый шалфей можно будет использовать под конец “лечебных каникул”.

Еще одно замечание — если такие невеселые дела начинаются в пятницу, а именно так часто и происходит, есть все шансы пропустить только один день школьных занятий. В таком случае действуем по облегченной системе: “каникульный” день не портим наукой, а в воскресенье, предварительно переспросив у учительницы, пишем пропущенную букву, делаем примеры по математике и читаем нужную страницу из Букваря. Это такой себе “лайт-вариант”.

Но если процесс затягивается, тут уж ничего не поделаешь. Маме приходится откладывать дела и из журналиста превращаться и в домашнего врача, и в домашнего учителя.

Легко ли быть домашним учителем для своего первоклассника? Иногда не очень, особенно – если у него нет желания учиться (потому что он же дома, а значит – имеет законное право не действовать по так сказать “школьному статуту”), а у тебя — времени.

Во-первых, с педагогикой у меня дела не сложились еще на пятом курсе, когда надо было прочитать студентам какое-то там положенное количество лекций и семинаров под наблюдением профессора вуза, который за это тебе ставил в зачетку “зачет.”. И дело не в том, что то был первый курс, а сейчас — первый класс.

Просто, вот попробуйте двадцать пять раз показать, как правильно пишется буква “к”, – а она на двадцать шестой раз у сына все равно получается похожей на подбитую ворону, которая при падении зацепилась за столб! И на его двадцать шестой “Мам, так?” – ты сдерживаешь свои закипающие мозги и отвечаешь: “Ну, не совсем, давай попробуем еще раз!”

Ну, или же пишешь в столбик примеры на добавление и вычитание в пределах 10-и, оставив сына за письменным столом со счетами и старшим братом, на минуту выбегаешь на кухню запарить чаю. Возвращаешься – а примеры уже все решены.

Он за это время сообразил, продиктовал заданное старшему брату, быстренько записывал под диктовку ответы и — бинго! Задание выполнено. Ну, а мне и смешно, и грешно. Хочется, как “профессор лопух” из старого советского комедийного фильма сказать: “За изобретение ставлю “пять”, а по предмету — неуд”.

Вот в случае с чтением легче — это объясняется тем, что читать дома можно не сидя за партой, а например, стоя. Так сыну почему-то кажется, что будет быстрее. Ну, или же лежа в постели (да, это неправильно, но так, в конце концов, делают все у нас дома — потому что на чтение время, в основном, находится тогда, когда за день ноги и позвоночник тебя уже не держат в правильном для чтения положении, а голова таки еще способна одолеть пару страниц). И еще — дома можно читать не букварные тексты, а что-то веселее. Например, любимые стихи из “А-ба-ба-га-ла-ма-говского” трехтомника “Від 2 до 92”. Или же заголовки из журнала, которые выделены разными шрифтами и буквами. Еще такой вариант чтения заманчив тем, что в тексте встречаются непонятные слова. И ты прочитал одно такое, спросил: “Мам, а что это означает?” — и слушаешь адаптированную под ум первоклассника лекцию. И вроде же мы читаем, и ребенок, вместе с тем, не слишком напрягается — потому что в основном слушает.

А еще, конечно, лечебные каникулы — это время для вечернего (потому что не надо придерживаться режима – вечером ложиться рано, чтобы легко утром вставать) пересмотра старых дисков с фильмами вроде “Король Лев” или “Книга джунглей”, перечитывания в сто двадцать пятый раз рассказов Бианки или просто возможность полежать в постели до 22 или даже 22.30, обсуждая такие кардинально важные в детском понимании проблемы как то: когда ученые изобретут искусственный интеллект или почему у нас на Закарпатье не было найдено окаменелых останков ни одного динозавра.

Потому что главная же задача на этих “лечебных каникулах” какая? Правильно: выздороветь и не слишком отстать от одноклассников. А школа — она же никуда не убежит! Выздоровеем, и дальше пойдем.

Я ЛЕКАРСТВА ВЫПЬЮ САМА, МОЖНО В ШКОЛУ?

- На прошлой неделе мне удалось увидеть реальное отношение моего ребенка к школе и обучению в целом, – пишет в своем родительском дневнике Марина Ключковская – мама Вики из школы в Счастливом (УВК «Счастливский учебно-воспитательный комплекс»), что возле Киева.

Когда все идет по плану – ребенок ежедневно ходит в школу, посещает кружки, а вечером после работы встречает меня и радостно демонстрирует свои маленькие достижения, – как-то привыкаешь к этому. Все работает, никаких проблем.

Но вот мы заболели. Когда стало очевидно, что в понедельник Вика в школу не пойдет, и врач еще и несколько раз подчеркнул это, у ребенка началась истерика, полились слезы.

- Викуся, успокойся, надо выздороветь, нельзя в таком состоянии идти в школу, ты заболеешь еще больше, и друзья твои тоже могут заболеть...

- Мам, ну как же это? Я хочу в школу, я еще не пропускала уроков, там мои друзья, а что скажет учительница? Мам, я пойду в школу, ты мне закапай носик и дай лекарства с собой, я честно все выпью сама, обещаю, только можно я пойду в школу....

- Ну, как? Ты едва разговариваешь, температура высокая, носик не дышит, в таком состоянии нельзя никуда идти.

- Ну, мама...

Такие уговоры длились почти до вечера воскресенья, ночью опять была высокая температура и только тогда дочка сама поняла, что шансов идти в школу у нее точно нет.

Честно говоря, я была не то что удивлена таким поведением своего ребенка, я была в легком шоке. Я будто бы и сама в школу любила ходить, но каждую возможность не идти туда я все же смаковала с огромным удовольствием, это был настоящий праздник, а здесь – слезы.

Она переживала. Это было заметно, всем домашним. Мы рассказывали, что ничего страшного в этом нет: все, что выучили в школе, мы узнаем и выучим дома, что все время от времени болеют, и мама тоже иногда пропускает работу. “Но ты работаешь на планшете дома”, – обиженно говорила мне дочь.

Но позвонила учительница, и после разговора с ней Вика успокоилась больше, чем после всех наших слов. Учительница — авторитет в школьных вопросах, и это очень важно. Ребенок ее уважает, поэтому слова учительницы смогли убедить и успокоить, к тому же педагог пообещала пройти весь пропущенный материал с дочкой отдельно на переменах или после уроков, когда Вика полностью выздоровеет.

Успокоившись, мы начали перестраивать режим дня, поскольку понимали, что это надолго – на неделю-две. Когда бабушка пошла узнавать в школу, какой материал прошли за неделю и что мы уже пропустили, подружки Вики обступили ее и начали наперебой спрашивать: где Вика, когда придет в школу и рассказывать, как они за ней соскучились. Наша бабушка была тронута.

Все время, пока болели, мы старались просыпаться примерно в то же время, когда ходили в школу, но все же немножечко нарушали график. После нескольких практически бессонных ночей отоспаться хотели все: и Вика, и я, и бабушка.

Дальше – умывание, переодевание и завтрак, а потом – немножко уроков: чтение, математика и раскраски. Перерывы на мультики, и еще английский за компьютером – что может быть лучше?!

Сегодня мы первый день идем в школу после выздоровления, и наше утро началось с улыбки дочки. Вика быстро собралась и уже ждала меня на выходе из квартиры, обычно же так делаю я. Счастливый и веселый, ребенок шагал в школу, а я поглядывала на дочку и тоже улыбалась.

- Викусь, а за чем ты соскучилась больше всего? – спрашиваю по дороге в школу.

- Мам, ну ты такое спрашиваешь. Я соскучилась за всей моей школой!

И тут на горизонте появились школьные друзья, дети подбегали, обнимали и кричали: "Вика, привет, тебя так долго не было, мы все-все тебе расскажем...".

Укринформ
Фото Татьяны Когутич и Марины Ключковской

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-