Людмила Горделадзе, руководитель киевского кинотеатра «Жовтень»
«Секс и ничего личного» может поконкурировать с «Безумной свадьбой»
07.12.2018 14:47 585

При рождении он получил имя «9-е Госкино», во время Второй мировой – стал называться «Глория». Его не разрушили военные действия прошлого века, но он едва не погиб от пожара в 2014 году. Сейчас мы знаем его как «Жовтень» – легендарный, интеллигентный и современный кинотеатр, который уже почти 90 лет хранит свою историю, лицо и кинопаству.

О том, как живется в современных реалиях одном из самых уважаемых кинотеатров Киева и Украины в целом, мы поговорили с его многолетним руководителем, членом экспертной комиссии при Госкино Людмилой Горделадзе.

- Людмила Борисовна, так исторически сложилось, что судьба украинского кинематографа и судьба столичного кинотеатра «Жовтень» тесно переплетены. Киноманы считают его кинохрамом, сакральным местом, но несмотря на то он – модный, современный, комфортный. Как вам это удается, чем вы так привлекаете к себе зрителя?

- Ничего особенного нет, наша привлекательная часть – это кино. Хорошее, качественное мировое и украинское кино.

Для кинотеатра «Жовтень» высокая посещаемостью – это 10 тысяч зрителей, сейчас, например, фильм «Богемная рапсодия» идет на рекорд.

Но и 3-4 тысячи зрителей – это очень хороший показатель, хотя, пока что не все украинские фильмы могут такие цифры получить. Самые высокие цифры сейчас в кинотеатре «Октябрь» – это «Киборги» и «Донбасс». Также мы имеем высокую посещаемость и по других картинах – «Брама», «Тайный дневник Симона Петлюры», «Дикое поле».

Наши цифры иногда не совпадают с цифрами, которые имеет Украина в целом по кинотеатрам, например у нас «Безумная свадьба» собрала всего 1800 зрителей, а по стране – она рекордсмен по посещаемости.

При этом, фильм «Дикое поле» по роману Жадана не имел по кинотеатрам страны большого интереса, а у нас идет лучше других украинских.

Это я говорю к тому, что у «Жовтня» своя собственная аудиторию, вкусы которой мы знаем. Более того, я могу похвастаться, что мы сами эту аудиторию и сформировали.

- И кто ваш зритель?

- Надо просто посмотреть фото и видео того безумного митинга, который состоялся после пожара в нашем кинотеатре. Люди вышли на площадь перед Киевской администрацией с требованием «Верните кинотеатр «Жовтень» (во время вечернего киносеанса 29 октября 2014 года неизвестные подожгли кинотеатр. Пожар тушили почти 5 часов. – Ред.). Лица защитников кинотеатра, что есть на фотовидеохронике тех дней, представляют интеллектуальную часть нашей аудитории, а это, собственно, передовая часть украинского общества, и киевской громады.

Еженедельно кинотеатр «Жовтень» бесплатно показывает кино для пенсионеров

Что касается возраста наших зрителей, то это в основном молодые люди от 20 до 30 лет. Но очень много и тех кому 40, 50 лет, и даже значительно старше.

У нас также есть проект бесплатного посещения пенсионерами сеансов, по пятницам в зале «Гегемон». Мы особо не объявляем, какой именно фильм будет, но всегда выбираем хорошее кино. Делаем это совместно с Международным благотворительным фондом «let's help», который занимается пенсионерами и старыми людьми в приютах. Фонд сначала предложил кинотеатру «Жовтень» проводить такие сеансы в малом зале, но оказалось, что зал не вместил всех, кто пришел, поэтому раз в неделю мы даем им зал «Гегемон» на 400 мест, и он заполняется.

- Я знаю, у вас также есть интересный проект, практически – для младенцев и их родителей, когда на просмотр можно прийти просто с грудным малышом?

- Так, проект «0+» – это наша фишка, которая уже разошлась по другим кинотеатрам. Это специальный сеанс по вторникам в 10 часов, на него приглашаются родители с грудными детьми (от 0 лет, но есть и старшие детки). Очень приятно, что приходят не только мамы с малышами, но и папы.

Этому проекту – полтора года и он проходит стабильно, ни одного пропуска еще не было, фильмы из репертуара нашего кинотеатра выбирает клуб зрительниц-активисток, билет стоит 60 гривень на взрослого.

Для такого киносеанса мы создаем особую атмосферу: во время просмотра в зале свет, звук тише, чем обычно, а перед самым экраном на подиуме для детей устраивается игротека на одеяле. Кроме того, в зале есть пеленальные столики, СВЧ-печь, чтобы подогреть молоко или детское питание и другие вспомогательные вещи.

Мы уже праздновали с тортом годовщину проекта «0+» и считаем его очень успешным, здесь на отдельных сеансах от 20 до 150 посетителей в зависимости от интереса к фильму.

- Именно о числе посетителей на сеанс хочу уточнить. Бывает ли так, что на сеанс куплен только один билет и вы его отменяете?

- Нет, мы покажем кино и для единственного посетителя. Кинотеатр «Жовтень» работает точно по закону о защите прав потребителей, где написано, что, если вы объявили услугу, вы ее должны предоставить, если пришел один зритель, то вы должны предоставить эту услугу одному зрителю.

- Знаю, что для вас эта тема чувствительна, но все же... В начале двухтысячных адрес кинотеатра больше был известен, как адрес ночного клуба «Аль Капоне».

- Да. Хотя там были и другие арендаторы, которые помогали кинотеатру выжить, но «кина», увы, не было.

- Как вы вернули этому культовому месту его славное имя?

- Понимаете, вообще, все в этом мире создают люди. Это был 2000-й год, в Киеве кинотеатров почти не было, был разве что «Кинопалац» с Dolby Digital и современным экраном, но и то было приспособлено арендуемое помещение, а не полноценный кинотеатр. Было еще несколько кинотеатров, которые сдавали в аренду свои площади, но кино не показывали.

Когда прежняя директор кинотеатра «Жовтень» умерла, управление культуры Киевского горисполкома, которое знало меня, как активную деятельницу в области кино, предложило мне возглавить этот кинотеатр.

Я сначала колебалась, и ответ надо было давать буквально завтра, и меня взял азарт – я пошла.

Но, попав в тогдашний «Жовтень», я поняла, что там никакого кино нет, клуб «Аль Капоне» иногда оплачивал какие-то сеансы в большом зале, но это была лишь формальная сторона, репертуара не было. Да, зал был, но он не отапливался, поэтому зимой там и речи не шло о показах.

Было много некондиционного устаревшего оборудования, которое требовало замены, тогда нам помогла власть и выделила около 300 тысяч гривень. Остальную часть суммы я заняла у своих друзей и партнеров. Всего открытие стоило нам 700 тысяч, для 2000 года это большие деньги. Мы брали оборудование в рассрочку, а что могли – делали собственными руками, коллектив работал на ремонтах все лето, и в ноябре мы открылись с обновленными креслами, экраном и техникой, и что самое важное – со звуковой системой Dolby Digital, которая тогда была очень дорогая.

И только тогда я поняла, что аудитории у нас нет, она уже ушла – и потому у нас пустые залы, какие фильмы мы не ставили бы.

Нам надо было создать новое лицо кинотеатра и понять, какая именно аудитория должна быть нашей. Мы стали показывать арт-хаузные фильмы, а также интересные американские и российские, украинского кино не было.

Стали делать фестивальные программы совместно с посольствами – проводили фестивали британского, французского, японского кино. Также у нас был интересный «Ночной киновернисаж «Открытая зона».

Таким образом, понемногу мы себя зарекомендовали как кинотеатр, который хорошо относится к вкусам зрителя и берет в свой репертуар самые лучшие фильмы.

- Насколько я помню, вы сосуществовали под одной крышей с ночным клубом до 2004 года, но и после окончания срока аренды он не сильно торопился возвращать площади под кинотеатр?

- Да, нам нужно было открывать второй зал, а клуб не желал уходить, даже некоторые власть имущие его поддерживали, говорили мне, чтобы я не заставляла «Аль Капоне» освобождать площади. Была сильная борьба, наезды на нас, попытки рейдерского захвата, далее началась судебная тяжба, а потом мы с коллективом кинотеатра, объединенным в ООО «Киноман», приняли решение – взять этот целостный имущественный комплекс в аренду и, таким образом, защитить его от атак различных организаций, желавших его перепрофилировать.

Мы стали арендаторами и начали развивать другие залы, перед пожаром в 2014 году работало уже шесть кинозалов. Этот поджог был актом вандализма и попыткой уничтожить кинотеатр. Я не знаю, кто это сделал, но я твердо убеждена, что целью было уничтожение кинотеатра.

На нашу защиту встали общество и новая власть, которая поддержала восстановление кинотеатра «Жовтень» в тех формах, в которых он работал. Это очень важно, ведь было решено, что после восстановления здания будет сохранен его внешний вид, созданный по проекту в стиле конструктивизм, ничего не будет достроено и сохранена функцию «кинотеатр».

- Хотела о названии спросить: я знаю, что есть какая-то интересная история по поводу его «коммунистичности»?

- Формально под закон о декоммунизации слово «жовтень» не подпадает, но такие упреки и советы, действительно, были. Когда я пришла сюда в 2000 году, то приходили люди из «Народного руха» и говорили – а почему бы вам не переименоваться в «Серпень»?

- А под каким названием кинотеатр был создан?

- Он родился как «9-е Госкино». После революции все кинотеатры в городе были приведены к такой цифровой системы. Затем, во время Второй мировой войны кинотеатр работал под названием «Глория», об этом даже упоминается в документальном романе Анатолия Кузнецова «Бабий яр». От военных действий в кинотеатр не пострадал, он не горел, но был полностью разграблен, то есть – никакого оборудования не было, и примерно в 1946-1947 году, мы не имеем более точных данных, государство его восстановило под названием «Жовтень». Тогда был возобновлен кинопоказ в одном зале, который сейчас называется «Гегемон» (по названию фильма о донецком пролетариате, которым кинотеатр открывался в 1931 году. – Ред.).

- Нынешние названия всех шести зал кинотеатра «Жовтень» имеют собственную историю? Или только зал «Гегемон»?

- Можно сказать, что у большинства есть история или специфика: у нас есть зал «Сладкая жизнь», по названию фильма итальянского режиссера Федерико Феллини, зал «Киноман» назван, как и наше предприятие «Киноман», которое является оператором этого кинотеатра, «Аншлаг» – небольшой зал на 50 мест, который почти всегда полный, потом зал «Классик» – где часто проходят показы классического кино, и еще – зал «Сеанс».

Кроме того у нас есть конференц-зал на 40 мест, где проводятся пресс-конференции, конференции, встречи, мастер-классы. Есть еще «Галерея кино», которая может быть экспозиционной площадью, там мы организовываем выставки. Именно сейчас проходит выставка «Тени забытых кинотеатров». Мы задумали его еще до тех печальных событий с закрытием кинотеатра «Кинопанорама» и кинотеатра «Украина», но она открылась уже на волне общественного интереса к этим событиям.

- Я, собственно, планировала это вопрос. Действительно, киевляне с трепетом наблюдали за закрытием «Кинопанорамы», кто-то удивлялся, кто-то возмущался, и возможно ли было другое развитие событий, кроме закрытия?

Пока судьба кинотеатров в Украине такова: они продаются, становятся частными, перепрофилируются

- Западный европейский опыт дает ответы на эти вопросы. Там существует многоканальная система финансовой поддержки, в том числе за счет государственных средств, таких (старых) кинотеатров, а те кинотеатры, которые демонстрируют европейское кино, активно поддерживаются еще и ассоциацией «Европа Синема».

Кинотеатр «Жовтень» тоже входил в ряде программ этой ассоциации, нас и сейчас приглашают на конференции по обмену опытом, поскольку мы вполне соответствуем европейским стандартам в части кинопоказа, репертуара и работе со зрителем. Но грантовой поддержки мы не имеем, потому что Украина не является членом Европейского Союза и не является членом ассоциации «Евримаж» (Европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ, созданный при Совете Европы, который занимается помощью в создании копродукции, поддержкой кинотеатрального показа, частичной компенсацией затрат на перевод фильмов в цифровом формате, а также способствует в дистрибуции картин. – Ред.).

Я надеюсь, что Украина наконец вступит в ассоциацию «Евримаж», и тогда, автоматом, такие кинотеатры, как киевские «Киев» и «Жовтень», а также другие старые, аутентичные кинотеатры Украины, которые показывают европейские фильмы, будут вправе претендовать на гранты для развития, на технику и на свое существование. Пока судьба подобных заведений в Украине такова: они продаются, становятся частными, перепрофилируются.

А не частные, которые опекает громада, например, кинотеатр «Братислава», тоже очень сложно выживают, поскольку не имеют финансовых средств даже для ремонта.

Вообще хозрасчетные кинотеатры с отдельными зданиями имеют слишком большие для них расходы на обслуживание и коммунальные услуги. Раньше они строились как дворцы! Например, у кинотеатра «Киев» площадь почти 7 тысяч квадратов, но там по проекту только два кинозала!

Конечно, должны быть какие-то государственные решения по спасению старых кинотеатров как учреждений культуры, пока есть время, однако, на самом деле, его уже не так много.

- То ли «Жовтню» действительно повезло, что он вовремя попал в руки и не стоит сейчас в одной грустной компании с кинотеатрами-ровесниками.

Украинское кино имеет свой рекордный максимум зрителей – 600 тысяч

- Возрождение «Жовтня» – не только моя заслуга, но и киевской громады, депутатов и лично Виталия Владимировича Кличко, который любит кино и обожает ходить в кинотеатры. Для него и пожар был личной драмой, когда он увидел пепелище, сразу сказал: мы восстановим кинотеатр. Я спросила: как? Потому что тогда это было абсолютно не понятно. В конечном итоге нас поддержало и общество, и власть, и средства нашлись.

- Предлагаю выйти за пределы вашего кинокоролевства и взглянуть на ситуацию с украинским кинематографом в целом. По официальной информации, в этом году в государственном реестре кинопроизводителей – уже 360 субъектов кинематографии. Как пошутил председатель Госкино Филипп Ильенко, сейчас фильмы не снимает только ленивый. В прошлом году вышло в прокат 27 отечественных кинокартин, в этом – их должно быть чуть ли не вдвое больше. Скажите, количество переходит в качество?

Украинским фильмам быть рентабельными чрезвычайно трудно

- Да, оно влияет на рост аудитории, посещающей украинские фильмы, но не покрывает обязательную квоту, которую выставило государство – 15 процентов сеансов в кинотеатре должно быть украинского кино.

То есть, государство не требует количества зрителей или суммы валового сбора по украинскому кино, она требует предоставлять пространство, то есть сеансы. А если этот сеанс не посещается, если он убыточный для кинотеатра? Об этом, государство пока не думает.

Уже есть отечественные фильмы, которые руководители кинотеатров с удовольствием ставят, зная, что будет хорошая посещаемость

К сожалению, украинский фильм имеет свой рекордный максимум зрителей за первый месяц-полтора – это 600 тысяч. Конечно, это редкость, в основном – это 200, 300, 20, 15 тысяч зрителей. Таким образом, украинским фильмам быть рентабельными чрезвычайно трудно.

Хотя, уже есть отечественные фильмы, которые руководители кинотеатров с удовольствием ставят, зная, что будет хорошая посещаемость.

Сейчас, например, есть феноменальная цифра сборов в более 50 миллионов гривень за украинское кино «Безумная свадьба». Но, может, кто-то еще их рекорд побьет, ведь в новогодние праздники выйдут три новые комедии, у которых тоже будет высокий зрительский рейтинг.

- Это же мировая тенденция, что самую большую кассу собирают именно комедии. Не получится ли так, что у нас все кинутся снимать фильмы только в этом жанре?

- Вероятно, не произойдет, но прокатчики с большим нетерпением ждут новых комедийных лент, потому что ожидают прокатного успеха.

20 декабря должна выйти картина «Секс и ничего личного» – это легкая романтическая комедия, где ничего не показывают, но всё говорят. Она снята при поддержке государства молодым режиссером-дебютанткой Ольгой Ряшиной. Я, как член экспертной комиссии при Госкино, уже смотрела эту картину, она очень смешная и, думаю, она будет конкурировать в прокате с «Безумно свадьбой».

С комедийными премьерами на Новый год – очень плотная ситуация: 27-28 декабря выходит картина Владимира Зеленского «Я, ты, он, она» – молодежная романтическая комедия о «сумасшедшем разводе». Я ее тоже смотрела и прогнозирую, что у нее – значительная кассовая перспектива.

А потом, в первых числах января стартует еще одна легкая комедия-пародия на американскую картину с похожим названием – «11 детей из Моршина», режиссер Аркадий Непиталюк, продюсер Сергей Лавренюк. Этот фильм поддержан средствами Министерства культуры, как картина патриотической направленности.

- Смотрите, вы сейчас назвали четыре комедии: одна уже доказала успех, другим вы предсказываете кассу, все они поддержаны государством, то есть помощь государства на этом этапе действительно необходима и оправдана для продвижения украинского кино?

В Украине сейчас около 170 кинотеатров – это крайне мало

- Да, она оправдана, но, к сожалению, мы, люди, работающие в кинопрокате, считаем это распределение средств не совсем честным, так как производителям помогают, а демонстраторам – нет. Именно поэтому у нас крайне мало площадок, сейчас в Украине действуют около 170 кинотеатров и 500 залов. Для сравнения, во Франции – 5 тысяч залов. Нам есть куда двигаться и чем заниматься, чтобы украинское кино, как и кино других стран, было в структуре досуга, чтобы люди на работе в понедельник обсуждали вчерашнюю кинопремьеру.

- Как этого достичь? Ведь государство вкладывает определенные средства в продвижение украинского кино, а залы, как вы отмечаете, не заполнены? От чего зависит зрительский интерес к картине?

Согласна, что надо писать честные рецензии, но нельзя писать рецензии, которые уничтожают автора и картину

- Мы знаем, что пока самая высокая посещаемость украинского фильма – это 600 тысяч зрителей. А что такое 600 тысяч на 40-миллионную страну? Это даже не предмет для разговоров на работе... Если наши посещения будут достигать миллиона на каждый отечественный фильм, мы сможем сказать, что, во-первых – делаем наше кино прибыльным, а, во-вторых – выход такой картины уже является фактом общественной жизни. А сейчас, ну, кто-то из критиков где-то написал...

Я, бесспорно, согласна, что надо писать честные рецензии, но нельзя писать рецензии, которые уничтожают автора и картину. Сейчас, действительно, украинские кинокритики прислушались к нашим месседжам, поддерживают отечественные фильмы, доброжелательно их анализируют. Но возникает главная проблема – мало изданий. Сайты культурную тематику не очень охотно размещают, а телевидение рекламой отечественного кино вообще не занимается.

- Но ведь в апреле прошлого года был принят закон о поддержке украинского кино, в котором предполагалось, что реклама украинских фильмов приравнивается к социальной рекламе?

- Да, об этом написано в законе, но оно не имеет реализации. Никоим образом, ни один канал не поддерживает и не выполняет эту установку, они же все частные, и если не хотят, то и не делают. Поэтому социальная реклама на украинское кино сейчас не продвигается, а платить за его рекламу по расценкам каналов – просто нереально – наши продюсеры этого делать не в состоянии.

Считаю, что лучшие кинопроекты вошли в список отобранных «патриотических» фильмов

- Вы член экспертного совета по отбору кинопроектов для предоставления государственной финансовой поддержки на производство и распространение фильмов патриотического направления. По результатам второго этапа конкурсного отбора между группой кинематографистов и советом возникла конфликтная ситуация. Гильдия кинорежиссеров союза кинематографистов даже заявление по этому поводу делала. Были ли реальные основания для такого возмущения, как вы считаете?

- Я считаю, что лучшие кинопроекты вошли в список отобранных. Недовольные люди, безусловно, были, но я не увидела в их письмах и заявлениях в правительство серьезного или разумного зерна.

Я не могу сказать, что при оценке проектов как-то точно выделялся степень патриотизма. Прежде всего, мы смотрели на качество сценариев, качество заявки, качество творческой группы, которая планирует быть авторами этого проекта.

Когда заработает многоканальная система поддержки украинского кино, «халтурщики» не пройдут

Возможно, комиссия и имела какие-то недостатки, но она работала честно, не коррупционно, объективно, в очень сжатые сроки и в сложных условиях.

Было выбрано 69 кинопроектов из 99, которые прошли на второй питчинговый тур конкурса, то есть 70%. Среди победителей – 30 игровых фильмов, 30 – неигровых и 9 – анимация.

В следующем году, когда заработает и питчинг Госкино, и питчинг Украинского культурного фонда, будет действовать уже многоканальная система поддержки украинского кино, и я убеждена, что все станет лучше, «халтурщики» уже не пройдут.

- Какие фильмы или какие жанры, по вашим наблюдениям, лучше даются украинским кинематографистам?

- Украинское кино только начинается, нужно снимать все жанры. Раньше я думала, что поддерживать государственными средствами проекты-копродукцию с иностранными кинематографистами – нерационально, а потом пересмотрела свою точку зрения, поскольку вижу, что качество копродукционных фильмов – очень высокое, а также это хорошая возможность, например, нашим съемочным группам поработать с опытными иностранными режиссерами, продюсерами, набраться опыта.

- Это же не только обмен опытом, но и расширение зрительской аудитории?

- Да, картина тогда работает не только на локальном рынке в Украине, но и в других странах. Мы уже имеем хороший пример сотрудничества – фильм «Иней» литовского режиссера Шарунаса Бартаса. Это копродукционная литовско-французско-украинско-польская военная драма, которая была выдвинута в прошлом году на соискание премии «Оскар» от Литвы. Картина тогда впервые правдиво показала нашу войну, там есть и документальная часть, люди, которые действительно воюют, есть и актеры. Она была очень успешная – к сожалению, не в Украине, а за рубежом.

Также наша совместная работа со словацкими кинематографистами «Межа» режиссера Петера Бебьяка о контрабанде на границе между Украиной и Словакией, была тоже представлена на соискание «Оскара» от своей страны, но в Украине, к сожалению, не имела большого кассового успеха. В Словакии она получила кассу свыше 2 миллионов евро – на маленькую Словакию это очень большой кассовый сбор.

- А почему у нас «Межа» не имела такого прокатного успеха?

- Потому что в главной роли снялся их популярный актер, наши актеры тоже есть, но на второстепенных ролях, и еще – потому, что там была больше прописана словацкая канва сюжета – граница между Украиной и Словакией, о контрабандистов, картина снята, как экшн. Но у нас она «не пошла»...

- Украинцы в главных ролях могут стать залогом кассового успеха фильма на родине?

О фильме «Донбасс» трудно сказать «понравился», он, скорее, поражает

- Не всегда. В «Донбассе» у Сергея Лозницы в главных ролях – украинские актеры, но в Украине он имел меньший резонанс, чем за границей!

Картина имеет успех и представлена на «Оскар» от Украины. Она также снята в копродукции и успешно демонстрируется в Германии, Франции, Нидерландах, Румынии и в других странах.

Это прорыв культурной границы, потому что люди, которые не знают подробности ни о нашей войне, ни о донецкой историю, будут смотреть этот фильм – и, возможно, больше поймут – что у нас сейчас происходит.

Про этот фильм трудно сказать, что он «понравился», он, скорее, может поразить – это тяжелое кино, которое содержит много месседжей, вызывает множество ассоциаций и мыслей.

Фильм «Донбасс» имел сравнительно небольшую государственную поддержку, в его общем бюджете Украина – не мажоритарий, а миноритарий, но мы считаем, что эти деньги потрачены эффективно, хотя этот фильм и не проходил по искусственному разряда «патриотического кино».

- Как говорил кто-то из моих гостей: любая картина, снятая в Украине и об Украине – это патриотическое кино.

- Это действительно так. И председатель Госкино Филипп Ильенко на этом не раз настаивал. Все картины, которые поддерживает государство, – патриотические.

Любовь Базив. Киев

Фото: Павел Багмут, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-