Михаил Донец. Оборвавшийся голос

Михаил Донец. Оборвавшийся голос

67
Укринформ
Укринформ продолжает серию публикаций мультимедийного циклового проекта "КАЛИНОВИЙ К@ТЯГ"

Что случается, когда один тиран поедает другого? Какой людоед оказывается человечнее? Тот, который враг, или тот, который «отец народов»? Рано или поздно террор любого цвета пожирает себя сам, если не подавится другим недолюдком. К сожалению, история имеет собственную ротацию символов власти, когда красных сменяют коричневые. Чтобы снова... покраснеть. От вселенского позора.

Есть данные, что именно 10 июля 1941 г. от рук гнусных чекистов, каким-то ужасным способом оборвалась жизнь уникального оперного певца, народного артиста Украины Михаила Ивановича Донца. Вижу в ваших глазах недоумение: кто это? Отвечаю: украинский Шаляпин, которого знаменитая оперная дива Мария Константиновна Заньковецкая (1854-1934) называла своим “синком” и ласково, едва заметно упрекала:

- Він не вмів іти на компроміси, завжди був прямим, інколи різким, коли йшлося про долю українського мистецтва.

* * *

- Без музыки жизнь была бы сплошной ошибкой, – считал Фридрих Ницше. И эту несправедливость Господь попытался исправить.

В Киеве, на улице Московской, в многодетной рабочей семье 11 (23) января 1883 г. родился желанный мальчик, которому судьбой было определено стать выдающимся оперным басом, украинским Шаляпиным, – Михаил Иванович Донец. Отец, Иван Васильевич, происходил из безземельных селян городка Васильков Киевской губернии, и пролетарское счастье искал в городе. Поэтому после военной службы в саперном батальоне, дислоцировавшемся в Киеве, Иван Донец не вернулся на малую родину, а устроился помощником чертежника на киевский завод “Арсенал”. Женившись на столичной мещанке Ярине Ивановне, он поселился в подбитом ветром домике под заводскими стенами, на другое жилье не хватало средств.

Метричний запис про народження Михайла Донця / Джерело: ЦДІАК України
Метрическая запись о рождении Михаила Донца / Источник: ЦГИАК Украины

Несмотря на нищету, супруги стали родителями пятерых дочерей и двух сыновей.

Материальная нужда заставила работать с детства: дочери Донцов присматривали за детьми, а сыновья - бегали за еду мальчиками на побегушках у приказчиков. Но любое искусство жизни стремится к тому, чтобы превратиться в музыку. Как вспоминал сам Михаил Иванович, любовь к музыке возникла и развилась у него благодаря матери. Потому что знала много народных песен Ярина Ивановна. Поскольку о музыке следует говорить исключительно нотами, чем мог помочь парню сообразительный отец?

- Заметив мое набожное влечение к пению, он собственноручно смастерил и подарил мне самодельную скрипку. Эта домашняя музыкальная закваска и привела меня под благодатное крыло провидца по поиску будущих талантов – композитора-педагога Гринченко.

Всю жизнь оперный певец не забывал, а попутно рассказывал, как хорошо пели дуэтом его родители. Когда же Ярина Ивановна заболела чахоткой, с горя беспомощный Иван Васильевич начал заглядывать в бутылку. Сами дети вовсю помогали матери, но она таяла на глазах. Если музыка вызывает чувства, которых нет в жизни, то врожденное милосердие вызывает музыку, которая должна звучать в жизни.

* * *

В восемь лет родители отдали сына в церковно-приходскую школу, где Миша учился хорошо, хотя и проказничал. На уроках пения преподаватель обратил внимание на выразительный дискант школьника и показал мальчика известному в Киеве музыканту и хормейстеру Алексею Гринченко. Прослушал мальчика регент, обнаружил у малого исключительный слух, музыкальную память, голос и взял в церковный хор небесной чистоты дискант. Даже зарплату домой Миша Донец приносил: 50 копеек в месяц. Ведь, заключив соглашение с тогдашней антрепризой Киевской оперы, регент украшал репертуаром детского хора соответствующие спектакли. Таким образом музыкальный вундеркинд пошел в артисты оперы, которая приоткрыла перед ним неизведанный мир вокального искусства. Через много-много лет М.И.Донец утверждал, что, по сути, он впервые познакомился с театром именно со сцены, а не из партера.

В юности Михаилу Донцу посчастливилось вживую слушать лучших маэстро эпохи.

Поговаривают, подросток даже случайно встретился с глазу на глаз с самим Петром Ильичом Чайковским (1840-1893), который 19 декабря 1890 г. специально прибыл в Киев. Автор выразил желание дирижировать детским хором в собственной опере “Пиковая дама”, впервые поставленной в Киеве артистами оперной антрепризы Ипполита Петровича Прянишникова (1847-1921). Не знаю, то ли этот мистический спектакль, который искалечил жизни многих деятелей, то ли так сложились звезды, но судьба насыпала Донцу полную горсть несчастий.

Молодий Михайло
Молодой Михаил

Когда Михаилу исполнилось 10 лет, от чахотки умерла мать. Через три года не стало и отца. Но мир не без добрых людей, потому что настоящая музыка всегда объединяет желание и реальность. Администрация завода “Арсенал” помогла сироте устроиться в военно-фельдшерскую школу. Так за государственный счет в течение четырех лет Михаил Донец заканчивал свое образование. Между прочим, с М.И.Донцом в 1896-1900 гг. учился селянский сын из Елисаветградщины, будущий пролетарский поэт Демьян Бедный (1883-1945), правда, настоящая фамилия которого было Ефим Придворов.

Для вчерашнего театрального мечтателя окружающий мир перевернулся с ног на голову, и звонкий дискант взрослел: солдафонские команды, ежедневная муштра, грубость. Словно солнце в окошке, сияли подростку единичные курсантские спектакли, в которых Михаил Донец охотно исполнял разнообразные, даже женские роли, рисовал декорации, мастерил бутафорию. И тут во второй раз улыбнулась ему судьба.

* * *

По традиции, в основном, чтобы поддержать младших учеников, он продолжал петь в церковном хоре, которым руководил первый учитель музыки, регент Алексей Гринченко. Приходилось ему петь и на 20-градусном морозе на улице, а при необходимости – временно заменять хормейстера, чтобы проводить репетиции. Тот, кто не получает наслаждения от музыки, создан быть слушателем; потому что только тот, кто ищет в музыке пристанище, может стать музыкантом.

В выпускном классе в Киевской военно-фельдшерской школе в местном любительском театре поставили “Бедность не порок” Александра Островского. Роль пропащего картежника Любима Карпича Торцова поручили Михаилу Донцу. На премьере присутствовало все школьное начальство, администрация столичного военного госпиталя, пригласили известного режиссера и актера Николая Николаевича Соловцова (настоящая фамилия – Федоров; 1857-1902). Это был, подчеркиваю, любительский спектакль учеников, однако проницательного антрепренера и основателя русского драматического театра в Киеве “Соловцов” (1893) 16-летний М.Донец очень заинтересовал: темперамент, искренность, правдивость в поведении персонажа. После спектакля мастер лично пришел за кулисы, чтобы посоветовать Михаилу упорно учиться драматическому искусству.

Когда юноше исполнилось 17 лет, его зачислили в военный госпиталь фельдшером. Жалованье было мизерное, но Михаил не обращал внимания. Каждый вечер санитар мчался в театр Бергонье (ныне – Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки). Там играли тогдашние кумиры: Мария Заньковецкая, Марко Кропивницкий, братья Тобилевичи, показывали “Наймичку”, “Мартына Борулю”, “Ой, не ходи, Грицю”, “Хозяина”.

Так началось творческое возмужание юноши. Все свободное от службы время Михаил Донец проводил или в драматической студии Киевской музыкально-драматической школы М.Лесневич-Носовой, где классы драматического искусства вел лично Н.Н.Соловцов, или на галерке Украинского народного театра, где наблюдал за корифеями украинской сцены: Марией Заньковецкой, Марком Кропивницким, Николаем Садовским, Панасом Саксаганским. Подобно теплому весеннему дождю, капля за каплей красота просачивается в сердце молодого художника, чтобы его по-настоящему оживить и открыть миру.

Однажды Михаил Донец осмелился заговорить с педагогом. Н.Н.Соловцов узнал молодого актера. Понимая, что у этого таланта средств нет, Николай Николаевич предложил ходить на курсы, бесплатно. Именно основателю русского драматического театра в Киеве “Соловцов” Михаил Иванович Донец всю жизнь обязан идеальной дикцией, которая стала знаковой визитной карточкой оперного певца. Когда ты научился на сцене веселить и утешать людей, стоит понять, что в партере могут находиться настоящие профессионалы.

* * *

Далее следовало постигать тонкости именно вокального ремесла. Отбыв воинскую повинность, Михаил Донец брал уроки вокала у самых выдающихся киевских педагогов: Екатерина Августовна Массини (собственно – Веденяпина; 1838-1912), Александра Александровна Самтагано-Горбакова (1842-1913), которая считалась воспитанницей итальянского мастера вокала Пьетро Репетто (Pietro Repetto; ?-†1870), и Михаил Васильевич Бочаров (1872-1936), который в свое время стажировался в Милане.

Одновременно в 1903-1905 гг. молодой талант приобретал сценический опыт в популярной драматической труппе Михаила Матвеевича Бородая (1853-1929), получая “роли с пением”; тот театральный деятель имел антрепризу в Киевской опере. После смерти Н.Н.Соловцова в ноябре 1903 г. началась профессиональная сценическая деятельность Михаила Донца. Дебютировал он в пьесе “Снегурочка” Александра Островского, исполнив роль гусляра. Регулярно работая на сцене, начинающий актер не прекращал овладевать искусством вокала в элитарной музыкальной школе известного композитора и педагога Николая Аполоновича Тутковского (1857-1931), в которой преподавали Н.Лысенко, Л.Паращенко, В.Пухальский, С.Короткевич (класс фортепиано), В.Коханский, Д.Бертье (класс скрипки), А.Сантагано-Горчакова, Н.Нолле, Е.Ряднов, Г.Гандельфи (класс вокального пения).

Но без мастера, который раскроет твой голос, поставит дыхание и изо дня в день будет открывать тонкости ремесла, – об оперной сцене нечего и мечтать. Таким мудрым советником стал для молодого певца артист Киевской оперы Михаил Васильевич Бочаров (1872-1936). Прекрасный баритон, а местами – и бас, тоже преподавал в музыкальной школе Н.А.Тутковского.

Молодий талант
Молодой талант

К своему новому воспитаннику маэстро, ученик итальянского педагога и певца Камилло Еверарди (1825-1899) отнесся, как к хорошему другу и побудил к кропотливому труду. М.В.Бочаров осваивал вокальное искусство в Милане, дебютировал в 1900 г. в московском Товариществе русской частной оперы, украшал Киевскую оперу (1901-1903) и гастролировал с антрепризами в Москве, Петербурге, Баку, Ростове-на-Дону. Имея перед глазами такой пример, Михаил Донец увлекся идеей сделать карьеру профессионального оперного певца. Даже на службе в госпитале молодой фельдшер упорно исполнял арпеджио, народные песни, арии.

С присущим ему юмором Михаил Иванович Донец вспоминал, как к нему прибежал однажды запыхавшийся капитан и хриплым голосом взмолился:

- Фельдшере! Своими песнями вы сведете меня в могилу! Помолчите хотя бы минуту.

В то время Донец выступает в различных любительских спектаклях. Только осенью 1906 г. наконец истек срок обязательной службы в Киевском военном госпитале, и Михаил Донец сразу же написал рапорт об отставке.

* * *

Правда, еще в 1905 г. перспективного певца зачислили в Киевскую оперу.

Его дебют на сцене профессионального театра оказался настолько успешным, что в 1907-1911 гг. по контракту певец уже работал в Москве – в самом лучшем частном театре “Опера С.Зимина”, антрепренера и мецената Сергея Ивановича Зимина (1875-1942). Бесспорно, с улицы в элитный оперный клуб Первопрестольной было не попасть – замолвил слово его мастер, потому что сам киевский баритон М.В.Бочаров заключил контракт с московским антрепренером.

Открытие нового храма Мельпомены состоялось еще 1 (14) октября 1904 г. на сцене московского театра “Аквариум” премьерой оперы “Майская ночь” (1878) Николая Римского-Корсакова. С 1908 г. “Опера С.Зимина” с аншлагами давала спектакли в помещении театра Г.Г.Солодовникова. Но в 1917-м, после Октябрьской революции – в результате всеобщей национализации – частная опера 3имина вдруг стала государственной, получив новое название - Театр Совета рабочих депутатов.

Сначала киевлянин в Москве ощущал себя неуютно, одиноко. Кроме Михаила Васильевича Бочарова, здесь он никого не знал. Из маленьких ступенек, преодолеваемых каждый день, состоит большая карьера. Вместе с тем, талант сиял, и это было видно невооруженным глазом. Как результат, за первый сезон своего трехлетнего контракта украинский бас исполнил в различных операх 19 небольших партий.

Что бы там ни было, но Михаил Иванович Донец постоянно вспоминал:

- Первые дни пребывания у Зимина убедили, что я неуч и что моя сценическая и музыкальная подготовка были недостаточными для создания художественных образов... Итак, служба в опере Зимина заложила музыкальный театр всей моей сценической деятельности. В атмосфере той труппы начал впервые осознавать истинное призвание искусства. Здесь у меня воспитался художественный вкус, укреплялась суровая артистическая дисциплина.

Украинец Михаил Донец освоил тонкости сценического мастерства, вокальную технику звукопроизношения, постановку танцев, пластики, грима и даже... фехтование.

Частная опера С.И.Зимина оказалась настоящей аспирантурой, где тщательно и глубоко разбирались и анализировались вокальные партии под управлением дирижера Эмиля Альбертовича Купера (1877-1960), который был родом из Херсона, долгое время жил в Одессе и три года работал в киевской антрепризе М.М.Бородая. Здесь впервые он начал понимать настоящее предназначение искусства под художественным управлением главного режиссера “Оперы С.Зимина”, яркого певца Петра Сергеевича Оленина (1871-1922), который помогал дебютантам воспитывать тонкий художественный вкус.

Вот как в свое время вспоминал М. Донца профессор Московской консерватории Михаил Михайлович Багриновский (1885-1966):

- Тогда это был среднего роста худощавый молодой человек с приятным лицом и большими выразительными глазами. Когда он начинал говорить, то собеседника удивляло несоответствие скромной внешности с густым, сильным басовым звуком разговорного голоса. Заниматься с ним было невероятным удовольствием, потому что Михаила отличали музыкальность, темперамент, сообразительность. Он буквально все ловил на лету.

* * *

Когда истек трехлетний контакт, киевлянину предложили продлить сотрудничество с “Оперой С.Зимина” на более выгодных материальных условиях. Это естественно: он превратился в мастера, слыл хорошим другом и надежным партнером. Большинство коллег отмечали легкий нрав и яркий юмор, присущие украинцу, а еще Михаил Иванович оказался первоклассным рассказчиком. Часто в антрактах или в перерывах на репетициях его обступали артисты, которые слушали остроумные басни о его фельдшерской практике, любительских спектаклях.

Пришло время, и киевлянин вместе с известным профессором-шевченковедом Федором Евгеньевичем Коршем (1843-1915), знаменитым артистом Большого театра Иваном Алексеевичем Алчевским (1876-1917), другими общественными деятелями принялся организовывать музыкально-драматический кружок “Кобзарь”. Был создан устав, а проект подан на утверждение московскому градоначальнику генерал-майору А.А.Андрианову. Только в 1908 г. дело сдвинулось с места, и при участии певцов Антонины Неждановой, Ивана Алчевского и Михаила Донца состоялось торжественное открытие художественного отделения украинского землячества в Москве – “Кобзарь”. С тех пор, когда украинские театры приезжали в Белокаменную на гастроли, буквально все корифеи киевской сцены: М.К.Заньковецкая, М.Л.Кропивницкий, П.К.Саксаганский, Н.П.Садовский обязательно выступали на вечерах “Кобзаря”.

Летом 1913 г. в составе Московской оперной труппе М.И.Донец гастролировал в Казани, Самаре, других городах России. Увидев киевлянина в роли Василия Леонтьевича Кочубея из оперы "Мазепа" Петра Чайковского, один из музыкальных обозревателей отметил:

- В исполнении М.И.Донца Кочубей захватывает, волнует и трогает. Особенно меня очаровала сцена в тюрьме. Прекрасно звучали вокальные переходы от трогательной покорности судьбе к бессильному гневу.

Тогда уровень исполнительского мастерства у Михаила Донца был такой, что украинского певца на два сезона, 1911-1913 гг., ангажировал московский Большой театр. Именно в Белокаменной Михаил Иванович зажил настоящей славы, ведь его сценическими партнерами с тех пор становились крупнейшие звезды оперной сцены: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Алчевский и другие.

* * *

Завоевав славу первоклассного оперного певца, в 1913 г. по предложению антрепренера Михаила Федоровича Багрова (собственно – М.Ф.Топор; 1864-1923), который тогда возглавлял русский драматический театр в Киеве “Соловцов”, известный бас М.И.Донец вернулся в Украину. На Родине он сразу стал солистом Киевского оперного театра. Столичная публика восторженно приветствовала талантливого земляка, который дебютировал в партии мельника в опере “Русалка” Александра Даргомыжского.

Услышав на сцене М.И.Донца, известный российский дирижер итальянского происхождения Иосиф Антонович Труффи (собственно, Джузеппе Труффи; 1850-1925) признался:

- Настоящего мельника до сих пор я видел только одного – Шаляпина. Своим талантом воспроизводить глубину человеческих переживаний Донец приближается к нему.

Михайло Донець в образі Івана Сусаніна
Михаил Донец в образе Ивана Сусанина

Интересно то, что большинство партий, которые исполнял тогда в Украине М.И.Донец, учитывая и роль Ивана Сусанина в опере “Жизнь за царя” Михаила Глинки, – киевлянин пел... впервые в жизни. Как свидетельствуют очевидцы, каждое его появление на сцене превращалось в творческое событие в культурной жизни города. Страницы киевской прессы пестрели отзывами вроде:

- Образец божественного вдохновения жизненной правды на сцене.

Правда, расцвету таланта украинского Шаляпина помешали дальнейшие бурные события. Сначала разразилась Первая мировая война, и рафинированного оперного певца мобилизовали... в царскую армию, где М.И.Донец служил обычным фельдшером в Киевском военном госпитале, и лишь изредка появлялся на столичной сцене. Так украинский орфей ХХ века и жил. С шести часов утра до шести вечера он занимался ранеными физически, а вечером переодевался, брал в руки лиру, чтобы выступать на сцене оперного театра... под каким-то псевдонимом – Донской, Салтанов, Чернов. Потому что начальство киевского госпиталя запрещало военным... выступать. Несмотря на глупые запреты и несусветные преграды, в сезоне 1915-1916 гг. Михаил Иванович побыл на оперной сцене царем Борисом.

Интересный факт: в течение театральной карьеры Михаил Иванович спел в опере “Борис Годунов” Модеста Мусоргского все басовые партии – Митюху, обоих приставов, Пимена, Варлаама. Успех был огромный, а каждый спектакль неизменно сопровождали теплый прием, овации, бесконечные вызовы и многочисленные букеты солисту.

* * *

Затем наступили времена, когда музыка перестала облагораживать нравы. После Октябрьского переворота 1917 г. наступила эпоха неопределенности. В Киеве власть менялась 14 раз, артисты выезжали в воинские части, выступали с концертами в ужасных условиях. Как вспоминал Михаил Иванович:

- Еле живая кляча тащила тележку с площадкой, на котором стояли остатки от пианино. Благодарили нас натурой. Однажды мне после концерта сказали:

- Мы с вами, товарищ Донец, сегодня рассчитаемся “по-министерски”.

И действительно – мне выдали фунт соли, три коробки спичек и две иглы.

В 1919 г. в Киеве открылся театр музыкальной драмы. Режиссер-новатор Лесь Курбас должен был ставить в нем “Тараса Бульбу” Николая Лысенко и пригласил на партию Тараса М.И.Донца. С радостью согласился Михаил Иванович, новая работа очень увлекла солиста. Временная оккупация Киева деникинцами прекратила деятельность театра. В то время условий для серьезной работы не было, поэтому Михаил Иванович организовал... артистический батальон, который обслуживал части Красной армии. В послереволюционные годы солист Украинского государственного оперного театра имени Карла Либкнехта Михаил Донец стал одним из самых активных фундаторов национального оперного театра. Тем временем судьба забрасывала его в разные города. Киевский бас пел в Петроградском Народном доме (1915), Харьковской украинской опере (1923-1927), в Свердловске (1924-1926), Астрахани (1926), Москве (1929).

Михайло Донець в ролі Тараса Бульби
М. И. Донец – партия Тараса из оперы “Тарас Бульба” Николая Лысенко

Сценический опыт у певца был большой, поэтому в 1922 г. он попробовал собственные силы в качестве антрепренера, организовав в Житомире "Трудовой коллектив оперных артистов", в котором выполнял обязанности певца, режиссера и художественного руководителя. С собственной труппой М.И.Донец гастролировал в Чернигове, Умани, Шепетовке, Белой Церкви и других городах.

За свою творческую жизнь Михаил Донец в совершенстве овладел 134 партиями басового репертуара в 79 операх, опереттах и десяти драмах. Голос исполнителя отличали густой, сильный, “полетный” голос, красивый теплый тембр, широкий диапазон, равный во всех регистрах, мастерское филирование, пение mezza-voce, тонкая фразировка и оригинальная сценическая трактовка каждого образа. Неудивительно, что именно ему, солисту Академического театра оперы и балета УССР Михаилу Ивановичу Донцу – первому среди оперных певцов республики – было присвоено почетное звание заслуженного артиста, а в 1930 г. – народного артиста Украины.

* * *

Он создал непревзойденные образы Ивана Карася (“Запорожец за Дунаем” Гулака-Артемовского), Тараса Бульбы (“Тарас Бульба”), Выборного (“Наталка Полтавка”) в операх Лысенко; Захара Беркута (“Золотой обруч” Лятошинского). Среди других партий: Отец (“Катерина” Аркаса), Артем (“Кармелюк” Костенко), Сатана (“Яблоневый плен” Чишко), Калинчук (“Перекоп” Мельтуса, Рыбальченко, Тица; первое исполнение), Сокольский (“Щорс” Лятошинского, первое исполнение), Мельник (“Русалка” Даргомыжского), Сусанин (“Жизнь за царя” Глинки), Додон, Салтан (“Золотой петушок”, “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова), Кочубей (“Мазепа” Петра Чайковского), Погнер и Генрих (“Нюрнбергские мейстерзингеры” и “Лоэнгрин” Вагнера), Мефистофель (“Фауст” Гуно) и другие.

Михаил Донец много гастролировал. В 1930-х гг. он совершил большие концертные поездки по Советскому Союзу, в частности по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. С большим успехом солист выступал в оперных театрах Харькова, Днепропетровска, Львова, Ленинграда. 11-21 марта 1936 г. артист участвовал в первой Декаде украинского искусства в Москве. Кроме того, исполнитель записал на грампластинки ряд украинских народных песен и арий из опер украинских композиторов. В частности, одной из первых считается запись для этикетки “Граммофон” (Москва, 1908), а классический репертуар зафиксировала продукция фирмы “Грампласттрест” (Киев, 1935, 1937, 1939).

В образі Тараса Бульби
В образе Тараса Бульбы

Славился Михаил Иванович своим гостеприимством, хлебосольством. Вместе с женой, артисткой киевской оперы Марией Эдуардовной Донец-Тессейр (1889-1974) они радостно приветствовали в своем доме гостей: артистов, музыкантов, художников, писателей. Как тонкая натура и доброжелательный человек, он дружил с литераторами – Демьяном Бедным, Максимом Рыльским, Остапом Вишней.

Часто обнимая друга на пороге, хозяин пел поету, перефразируя слова Андрея из оперы “Тарас Бульба” Николая Лысенко:

- Максиме, брате, ми з тобою, немов два явори росли.

Страстный жизнелюб, человек с богатым жизненным опытом, Михаил Иванович Донец был всегда в центре разговоров, пел для гостей, сыпал шутками.

- Такие люди не забываются, – не раз вспоминал Максим Тадеевич Рыльский.

* * *

2 июля 1941 года начальник 1 отделения II отдела III Управления НКВД УССР лейтенант госбезопасности Пенкин на основе изучения собранных оперативных материалов пришел к выводу, что пребывание на свободе артиста оперного театра М.И.Донца может представлять опасность для советской власти и выписал ордер на его арест и обыск по ч. №47. Поздно ночью энкаведисты ворвались в киевский дом по Церковному переулку на Зверинце. Растерянные хозяева – оперный певец Михаил Иванович Донец и его жена, оперная певица Мария Эдуардовна Донец-Тессейр таких гостей не ждали. Хозяева растерянно наблюдали, как ищейки обыскивают помещение, переворачивая все. Обыск и допросы длились по пять часов.

Донець-орденоносець
Донец-орденоносец

Не помогли Михаилу Ивановичу ни государственные награды, в том числе и орден Трудового Красного Знамени (1936), ни клятвы в верности Родине. В следственном деле №982516 в качестве неопровержимых оснований для обвинения М.И.Донца в контрреволюционно-националистической деятельности и подозрении в шпионаже были подшиты копии протоколов допросов осужденных в разное время к расстрелу киевского экономиста Д.В.Калиуха, композитора-дирижера В.Н.Верховинца-Костива, директора Киевского театра оперы и балета И.И. Яновского.

Трижды за время заключения М.И.Донца допрашивали следователи, и ни разу он ни в чем не признал себя виновным. В одном из протоколов даже зафиксировано заявление пленника:

- Никакой контрреволюционной работой я никогда не занимался и националистом никогда не был. Я любил и люблю украинскую народную песню и украинскую музыку, и больше никаких националистических увлечений у меня нет.

Следователи тоже не доказали преступной деятельности М.И.Донца. Однако после 10 июля 1941 г. Михаил Иванович Донец навсегда затерялся в дебрях тюремных НКВД УССР.

* * *

Через два дня, 12 июля 1941. начальник тюремного управления НКВД Украины капитан госбезопасности Андрей Филиппович Филиппов бодро доложил в Москву:

- Из тюрем Львовской области выбыло по 1-й категории 2466 человек... Все, кто выбыл по 1-й категории, погребены в ямах, вырытых в подвалах тюрем, в городе Злочеве – в саду.

Далее, по Западной Украине, картинка сложилась такая. В Дрогобычской области по 1-й категории “эвакуировали” 1101 человека, в Станиславской – 1000, в Тарнопольской – 674, в Ривненской – 230, в Волынской – 231, в Черновицкой – 16. Всего по высшей мере наказания в течение только трех летних недель 1941 г. садисты из НКВД убили 3424 украинца: писателей, композиторов, учителей, священников, инженеров, работников кооперации, служащих, юристов, гимназистов, студентов, членов обществ “Просвита” , УНДО, “Сокол” и ОУН.

Скорее всего, цифра была вдвое больше.

* * *

Война заставляет врага харкать кровью, а гражданина убеждает, что единственный путь выжить – это террор. Война опирается на террор и сама по себе является террором.

Так случилось и с нами в начале той бессмысленной бойни, которую мы почему-то называли Великой Отечественной. Согласно приказу №2445/М от 23 июня 1941 г., изданному министром госбезопасности СССР В.Н.Меркуловым (1895-1953), и циркуляру, продублированному начальником тюремного управления НКВД УССР капитаном госбезопасности А.Ф.Филипповым от 23 июня 1941 г., без приговора суда 10 сентября 1941 г. в киевских тюрьмах были поголовно уничтожены все (!!!) заключенные. Как “элегантно” отмечали в официальных документах чекисты, те пленники “выбыли по 1-й категории”. Чтобы не оставлять после себя разных там “предателей Родины”, нашли чекисты хороший синоним к слову “расстрел”.

Нет, к такому средневековому изуверству не прибегали ни поляки в 1939 г., ни нацисты в 1944 г. Но в первые дни массового террора украинские энкавэдэшники применяли привычную большевистскую практику: арестованных уничтожали индивидуально, в спецкамере, выстрелом в затылок. Когда же Западный фронт начал неустанно приближаться, местные палачи взялись расстреливать массово: сгоняли заключенных в подвалы, запирали в больших камерах, а через дверцу для выдачи пищи строчили из автоматического оружия.

В последние дни перед приходом нацистов сотрудники госбезопасности УССР просто швыряли в переполненные камеры гранаты. Или втихаря приоткрывали двери, с легкой надеждой арестованные выходили в коридор, полагая, что их помиловали, и именно в тот момент несчастных людей из автоматов убивали.

Ночью тела убитых вывозили грузовиками и хоронили в спецместах, которые еще и сегодня медленно открывают неравнодушные исследователи национальной истории и... любители реликвий - “черные” археологи. Впрочем, перед самым приходом гитлеровцев советские чекисты, если не успевали, то прикапывали убитых во дворах и в подвалах украинских тюрем. Через несколько месяцев раскопки тех чудовищных гекатомб стали плодородной почвой, на которой щедро изобиловала нацистская пропаганда.

Заслуживает отдельного исторического исследования и особого внимания национальных историков Залищицкая трагедия, которая при Советах произошла 5 июля 1941 г. на Тернопольщине.

Тогда из тактических соображений советские войска разрушили железнодорожный мост через Днестр. Но вдруг с обеих сторон остановилось два эшелона с заключенными: по семь вагонов – каждый, то есть 14 вагонов. И в каждом находилось, по скромным оценкам, по 50-70 человек, эвакуированных из Черновицкой, Николаевской и Чертковской тюрьмы.

Подразделения НКВД СССР решили проблему “логистики” радикально: вагоны с сотнями пленников облили горючим, подожгли и столкнули в реку. Поскольку берега Днестра там очень крутые, понятное дело, не выжил никто. Четырех исполнителей тех ужасов... впоследствии наградили орденами и медалями СССР.

Тем временем сталинская пропаганда “повесила” зверское преступление на... нацистов. К сожалению, до сих пор этот миф блуждает в официальной российской истории.

* * *

После смерти Сталина жена певца М.Э.Донец-Тессейр на личное обращение к Н.С.Хрущеву получила маленькую справку:

- С санкции врага народа Меркулова М.И.Донец без решения суда был в Киеве расстрелян.

Однако это вынужденное признание было сделано тайно. Потому что ни один печатный орган в Украине не обнародовал официального заключения КГБ СССР, что на основе пересмотра следственного дела Донца М.И. “нельзя считать установленным факт о его причастности к антисоветской националистической организации и проводимой им антисоветской работе”. С 1955 г. партия больше не клеймила его открыто “врагом народа”, но отношение к художнику оставалось у идеологов враждебным.

Официальное заключение КГБ СССР на основе пересмотра следственного дела Михаила Донца звучало довольно двусмысленно:

- Нельзя считать установленным причастность М.И.Донца к антисоветской националистической организации и проводимой им антисоветской работе.

По-настоящему Михаил Донец был реабилитирован только в 1989 г.

Александр Рудяченко. Киев

Первое фото: Михаил Донец в роли Марселя в опере "Гугеноты" Джакомо Мейербера

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-