Моя маленькая Жванецкиада, или Жикмпоцй

Моя маленькая Жванецкиада, или Жикмпоцй

Блоги
Укринформ
«Жикмпоцй» – это, по-моему, достаточно точное описание сложившейся ситуации

Коллективная позиция, занятая моими оппонентами, выглядит парадоксально, чтоб не сказать – странно. Я написал аккуратный, на мой взгляд, пост, в котором выразил раздражение в связи с тем, что незначительные события (Путин к юбилею наградил Жванецкого орденом) традиционно становятся поводом для малоосмысленного выплеска эмоций.

Старался писать аккуратно, именно из уважения к ММЖ и нежелания обидеть его верных паладинов. Сейчас корю себя за эту туманность. Надо было проговаривать прямей и жестче (как учила меня, когда я еще жил в РФ, Т.А.Правдина). Виноват, недооценил степень сектантской влюбленности в М.М.Жванецкого людей, считающих себя элитой Одессы.

Господа-товарищи, Михал Михалыч – не пророк, не мессия, не бог. Он всего-навсего очень талантливый и, может быть даже гениальный, но человек (за это «может быть», вероятно, еще раз огребу по полной; для адептов Жванецкий – Гений безусловный и непререкаемый). В своем посте, заметьте (но кто ж заметит, когда бешенство бьет в голову), я не высказывал одобрения ни одной из сторон, в том числе, той, которая заявила о планах сорвать предстоящие концерты. Было только некоторое раздражение по поводу пустозвонности подобных споров и усталость к концу рабочей недели.

И вот меня перепощивает Анна Голубовская, заявляя, что я этим постом хочу «быть замеченным». Ага… Ёлы-палы, ну как же ж сделать, чтобы тебя заметили?... Как??? О! Написать об Одессе и Жванецком. Блеск! 

Снова этот безумный провинциальный сектантский фанатизм – с уверенностью, что весь мир вертится вокруг Одессы и Жванецкого (по принципу Одесса=Жванецкий, подобно тому, как Путин=Россия). Дальше в перепосте и комментах – никакой конкретности в обсуждении и осуждении, лишь поток грязи и ругательств. «Мерзость», «злобный поток сознания», «мелкий пакостник», «до дерьма недотягивает», «пёс новой политики».

Спасибо, польщен. Поскольку как раз это показывает, что и таким туманным постом я нечаянно ударил вас по больному месту, больным местам.

В частности, возвращаясь к сектантской любви к Михал Михалычу. Вы оказываете ему дурную услугу, уверяя, что что бы он ни сделал, во всем будет прав, потому что давно и бесконечно велик. Шанс «плюнуть в вечность» есть всегда и у всех (Кнут Гамсун в 80 лет и позже). К счастью, Жванецкий мудрей, хитрей и тоньше вас (всех – зачеркнуто; вместе взятых – зачеркнуто). Сам ММЖ прекрасно понимает, что сидит одним М (то есть, Местом, это вместо того Ж, которое было в прошлый раз – подозреваю, что именно эта буква оскорбила вас больше всего) на двух стульях. 

Поэтому он сейчас аккуратно, но веско сказал, что и дальше будет так сидеть. Это я о тексте Жванецкого у Гордона. В нем Михал Михалыч подчеркнул, что «Одесса – это Украина». Как дополнительное изъявление лояльности украинской стороны. Но при том Одесса – его всё («моя маленькая страна»). Это уже просьба к российской стороне не требовать большей лояльности, что могло бы лишить его обожаемого города. И вот внимание, самая дипломатически точная фраза: «Мне дали орден за мои рассказы об Одессе, и я его принял. Как мой папа-врач принял в Одессе орден Трудового Красного Знамени».

Великолепно! Во-первых, самоидентификация с папой, да еще врачом – это универсально хорошо для всех культур и цивилизаций. Во-вторых, в России (которая как мы помним, равна Путину) самоидентификация с советским орденом и совковым лоялизмом – самое то! В-третьих, для Украины с ее декоммунизацией такое сравнение несет прямо противоположный смысл: «Вы уж извините. Раньше мало кто смел отказываться от знаков отличия скверной власти, данных, однако, за правильную, честную работу. И я не посмею».

Мне лично кажется, что этого извиняющегося письма/текста вполне достаточно, чтобы не поминать Жванецкому этот чертов орден. То есть осадочек, кнут-гамсуновский привкус, конечно, останется. Но бог с ним, проехали. Живем, как не было. 

С другой стороны, в условиях продолжающейся войны я не готов бросать камень в тех, для кого таких извинений окажется недостаточно. Они имеют право на выражение своего мнения (но, естественно, без бросания камней). Так же, как и придерживающиеся противоположного мнения. Да, дорогие, вы тоже сможете дружно выйти с ответной акцией – вас услышат… А мудрый ММЖ, в свою очередь, должен весь этот ливер учитывать в своей эквилибристике на двух стульях.

Остается, правда, Время Ч, причем дважды. Первый раз – 6 марта. В день юбилея. Если в сложившемся уже контексте ВВХ воспользуется поводом, чтобы прийти с лицемерными конфетами-букетами, то это будет подленьким гэбистским мародерством. Вроде его поздравления Людмилы Алексеевой – акварелькой с видом оккупированной Евпатории. И последующей нарезкой видео так, что ветеран правозащиты целует ему руки. В таком случае, друзья, осуждая украинских, как вы считаете «псевдопатриотов», не забудьте заклеймить и кагэбэшного Крошку Цахеса.

Ну и второй раз – предстоящая кремлевская церемония награждения ММЖ руками и ртом ВВП. Конечно же, в информационном поле Украины этот звуко-видео-ряд воздух озонировать не будет. И вот тогда такое же бессмысленное словоиспускание возобновится…

Есть и более сущностные рассуждения «по поводу». Для них стоит оттолкнуться от текста слов Голубовского-старшего. Евгений Михайлович, вы меня знаете шапочно четверть века (со времен «Одесского сатирикона»), довольно близко – лет семь (со времен «Уроков одесской школы, гребней одесской волны»). Действительно близко, со взаимными подарками и обсуждением планов. Неужели вы за это время не поняли моих взглядов настолько, что пишете очевидные глупости про «тридцать серебренников», отработанные «на службе».

Тем более, что года три назад я вам рассказывал, как мы вдрызг рассорились с Хаитом, с которым до того какое-то время тоже приятельствовали (на почве общего преклонения перед работами Б.М.Сарнова). После того, как я выложил в Фейсбуке свою статью «Бабель про геноцид українців» из сборника Міжнародної асоціації україністів, Валерий Исаакович наговорил мне таких же глупостей – что я перед кем-то выслуживаюсь и что-то отрабатываю. Я тогда изумлялся в вашем присутствии: насколько нужно не знать меня, чтобы говорить такое по такому поводу.

Но прошло время – и вы утверждаете то же самое теми же словами. И это самое печальное. Не только обезумевший Oleg Gubar, но и вы, люди, как я думал, разумные, не можете поверить, что одессит, человек, любящий Одессу, может придерживаться проукраинских взглядов искренне, по убеждениям.

Это повод для долгого отдельного разговора. Но если коротко – причина в том, что вы застряли в поддерживании третьего «мифа Одессы», сложившегося в оттепель. Только Хаит больше боготворит Бабеля, а вы – обожествляете Жванецкого. Обоих не тронь. Иначе – изыди, сатана.

Но – давайте откровенно. В так и тогда сложившемся мифе есть как симпатичные стороны, так и скверные. Среди последних – настороженное, а иногда презрительное отношение к украинскому. С 60-70 годов в нем в Одессе видели по преимуществу нечто тупо-партийно-хуторское. («На телячьей мове не говорю». Или вот – интеллектуальней, но от того не лучше: «А Кармен поет: “Не займай мене!”. Ха-ха-ха»). Другая сторона той же картины – повышенная самоидентификация с Российской империей и некоторыми элементами ее наследия в империи Советской. Апеллирование по любому культурному поводу к Москве, через голову Киева.

И это, в конце концов, привело к тому, что, скажем, одесское краеведение во главе с Губарем стало святее папы римского, то есть – российскее Питера Московского. Ну, посмотрите, у Брокгауза и Ефрона о Качибее, «значительном торговом городе» еще с «XV века», говорится предположительно, однако без истерик, и как о чем-то весьма «вероятном». А Губарь & Co всякого, кто упомянет такой топоним без ругани, тут же объявляют украинским политиканом. У Брокгауза-Ефрона история Качибея-Хаджибея описывается как практически непрерывная. Вплоть до 1794 года, когда Хаджибей был всего лишь «переименован в Одессу». Но для Губаря, с его мифическим сваями, вбитыми легендарными фужерами, это все опять же – проукраинская пропаганда. Ну, разумеется, Брокгауз и Ефрон еще тогда продались Киеву за 30 серебряных гривен.

Этот, описываемый третий миф Одессы на последнем издыхании. Он уже начал разлагаться и попахивает. Что не странно – параллельно с ним сейчас разлагается и смердит обрубок Российской империи под названием РФ.

Не нужно цепляться за третий миф Одессы, нужно его архивировать для изучения. И работать над и для нового взлета города. Бессмысленно бороться за право Одессы плохо знать украинский язык и не разговаривать на нем. Нужно бороться за то, чтобы новые поколения одесситов знали не только украинский, русский, но и, как минимум, английский. И через него имели выход на весь мир, а не в лучшем случае – «в Москву, в Москву», всё более затхлую… Умолкаю, потому что дальше пробивает на метание пафоса.

…И про «Жикмпоцй» из заголовка. В начале сеанса работы делаю удар по «клаве» пальцами двух рук – шутливо гадаю над появившимся набором букв. Когда сел писать этот ответ, получился как раз «Жикмпоцй». И это, по-моему, достаточно точное описание сложившейся ситуации.

Олег Кудрин
FB

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-