Олеся Вакуленко, украинская художница, дизайнер
Может понемногу матрешки выйдут из голов наших чиновников, и у них какой-то вкус сформируется
10.03.2019 09:30
Работы харьковской художницы поразили меня интересным сочетанием традиционного и современного, а еще – позитивом и доброй энергией, которая плещет из них через край. На ее разрисованных тарелках оживают птицы, колышется трава, топают людям на богатство козочки, те фольклорные, “Го-го-го, коза!” А когда я захотела больше узнать об авторе, то обнаружила, что она еще и дизайнер одежды, и книжный иллюстратор, и вообще – художник в третьем поколении. А кроме того – безнадежный трудоголик и фанат своего дела. Знакомьтесь – художница из Харькова Олеся Вакуленко.

О РОМАНТИКЕ, СВАДЕБНЫХ ПЛАТЬЯХ И ПРАВИЛЬНЫХ АИСТАХ

Мы встретились с Олесей Вакуленко в Киеве как-то почти случайно — в промежутке между работой-отдыхом. На интервью по договоренности – в одном из кафе на левом берегу, Олеся приходит не сама, а с парнем Романом, киевлянином, историком по образованию. Конечно, разговор начинается с романтических нот. Интересуюсь, не подумывает ли художник-дизайнер о собственном свадебном платье. Олеся отшучивается, что их отношения еще стоит проверить переездом и совместной жизнью, и вообще, мол, пока еще холодно, а вот летнее свадебное платье может быть ничем не ограничено и не прикрыто пуховиком.

- И вы сразу, наверное, как художник планируете, какими орнаментами то платье украсили бы?

- Какая же девочка не мечтает о красивом платье, а если она дизайнер, то имеет шанс мечтать о собственном дизайнерском свадебном платье и о том, где и какими цветочками там будет все расписано.

- А если серьезно: доверили бы такое дело кому-то другому или нет?

- Конечно, сама хочу поиграться. На самом деле, уже давно мечтаю о своей коллекции свадебных платьев, – если не себе сделаю, то, по крайней мере, на подиумах представлю.

- А вообще, у вас же уже есть авторская коллекция одежды?

Все, что делаю – фактически авторская интерпретация традиционных народных мотивов

- Да, у меня есть коллекция эксклюзивных платьев с ручной росписью. Одно из направлений работы моей творческой мастерской - создание авторской одежды. Фишка наших вещей в том, что это эксклюзив, шьется индивидуально, расписывается вручную, рисунки не повторяются. Это фактически такие картины, которые можно носить на себе, на теле. Моя коллекция одежды называется «Дерево жизни». В Украине я ее презентовала на нескольких fashion week и дизайнерских конкурсах, на конкурсах красоты – региональных и всеукраинских. За рубеж ее тоже возила, показывала в Сербии, Польше, Германии. А в позапрошлом году я с ней ездила в Казахстан на Международный модный этнический марафон в Астане, где получила первое место.

Когда я родилась, так мне карандашик в руки дали – и все

Все, что я делаю – не только одежда, но и иллюстрации, книжная графика, станковая графика, то ли роспись на посуде – все это создается по мотивам традиционного украинского искусства. Это фактически такая авторская интерпретация традиционных народных мотивов.

Меня аист принес в семью, в которой бабушка – народный художник Украины, а родители – заслуженные мастера народного творчества

- И откуда это взялось у вас?

- Я очень хорошо выбрала себе семью перед рождением. В своей семье я уже четвертый художник. Меня аист принес в семью, в которой бабушка – народный художник Украины – Анна Самарская, родители – заслуженные мастера народного творчества – Тамара и Александр Вакуленко, которые занимаются именно петриковской росписью, развитием народных традиционных техник. Вот как я там родилась, так мне карандашик в руки дали – и все. Поэтому любовь к украинским традициям для меня естественная, врожденная, органическая, так же, как осознание того, что я девочка, украинка, харьковчанка.

КТО ОТУЧИТ ЧИНОВНИКОВ ОТ БАЛАЛАЙКИ

- Леся, а ваши родители родом из Харькова?

- Нет, мама из той самой знаменитой Петриковки, отец родом из Новороссийска, Краснодарский край (Кубань), они учились вместе в Харьковском художественно-промышленном институте, там и познакомились и уже остались в Харькове. Поэтому я в семье – единственная коренная харьковчанка.

Периодически мы сталкиваемся с таким отношением, что любые украинские традиции – «это шароварщина»

- И комфортно вам живется в этом городе?

- Да конечно, я там родилась, выросла, я тот кулик, который свое болото хвалит, любит. Харьков – город весьма специфический, может, не настолько украиноориентированный, как того хотелось бы, но город атмосферно хороший...

- Как вы это чувствуете, что он не достаточно украиноориентированный?

- Во-первых, украинский язык сложно услышать на улицах, украиноязычных харьковчан, ну, примерно около сотни можно насчитать...

Безумно счастлива, что мой авторский стиль в творчестве уже ассоциируется в целом с харьковским

- Так мало? Все всех знают, наверное.

- Ну, в основном. Во-вторых, периодически мы сталкиваемся с таким отношением, что любые украинские традиции – «это шароварщина». Все-таки много у нас в Харькове привластных людей, для которых те наши традиции не родные.

- Так что с этим делать? Удрать моментами не хочется?

- Не-е-е, перевоспитываем, возможно, и наша семья малюсенькое пожертвованиеце в это дело делает. Вот я рисую, и очень рада, просто безумно счастлива, что мой авторский стиль в творчестве уже иногда ассоциируется в целом с харьковским. То есть, когда Харьковской области надо где-то на всеукраинском уровне презентовать какой-то пласт своих традиций, очень часто обращаются ко мне, к родителям моим. И здесь дело не в тщеславии, это действительно очень приятно, что мы все-таки можем чем-то приобщиться к формированию общего образа Харьковской области.

Может так понемногу матрешки выйдут из голов наших чиновников, и понемногу-понемногу, может, и у них какой-то вкус сформируется

Просто примерно несколько лет назад произошел у нас такой скандал, когда на рождественскую выставку в Нюрнберге, который является городом-побратимом Харькова, от нашего города были представлены матрешки и балалайки. И тогда украинская диаспора в Германии сказала: а что вы нам привезли? У вас война с Россией, а вы нам – матрешки. Так может же вот так понемногу матрешки выйдут из голов наших чиновников, и понемногу-понемногу, может, и у них какой-то вкус сформируется.

- По образованию вы художник по текстилю, где учились и почему именно этот профиль?

- Я закончила Харьковскую государственную академию дизайна и искусств, по образованию – дизайнер по текстилю. Это такие наиболее декоративно направленные факультет и специальность нашей академии. Когда я поступала в вуз, у меня уже были какие-то достижения и даже определенный авторский стиль выработан. Сначала я хотела пойти на специальность книжной графики: очень люблю эту тему и первую свою книжку проиллюстрировала, когда мне было 13 лет – сборник киевской поэтессы Зои Ружин «Золоті колоски». До момента поступления в академию уже было, кажется, шесть изданных книг с моими иллюстрациями. Поэтому якобы была мне прямая дорога на факультет книжной и станковой графики, но на дне открытых дверей там сказали: все, что вы делали – это очень хорошо, но забудьте, потому что мы вас будем ломать. Меня это слово как-то так резануло, и я не захотела туда идти. Наиболее мировоззренчески близким мне показался факультет дизайна текстиля, это образование также помогло воплотить мои замыслы о создании авторской одежды. Ну, а тема одежды, наверное, пришла еще и из того, что я сама шопоголик, как девочка люблю красивые оригинальные платья, одежду.

Но учиться нам было трудно, потому что мы много всего делали на практике, любые текстильные техники: мы плели кружева, вышивали свадебные рушники, делали гобелены, золотое шитье, ткали, вязали... Это очень интересно и классно, но здесь мало быть только талантливым. Потому что если, например, свадебный рушник обычно шьется за полгода, а тебе его надо до сессии за два месяца вышить, то ты хоть талантливый, хоть нет, – а вышиваешь его днями и ночами, и в транспорте и на лекциях.

АНТИСТРЕСС ДЛЯ «ПРИБАЦАНОГО» ТРУДОГОЛИКА

- Но сейчас вы в разных сферах работаете: и глиняные изделия расписываете, и одежду авторскую, еще знаю, что вы автор первой в Украине антистресс-раскраски. Правильно?

- Да, я на сегодня являюсь автором семи антистресс-раскрасок разного формата по мотивам традиционного украинского искусства. И я первый украинский автор в этом жанре. Первая моя такая раскраска – «Я люблю Україну» – вышла во львовском издательстве «Урбіно» в 2015 году и стала таким своеобразным бестселлером – ее переиздавали 8 или 9 раз.

- Интересно вам такие книжки-раскраски создавать, не слишком просто это для художника?

- Нет, очень интересно, потому что это же создание своего авторского орнамента. А они же разноплановые – там есть и безсюжетно-орнаментальные композиции, но в основном у меня – сюжетные монокомпозиции, которые после раскрашивания превращаются в самоценностную картину, образ. Антистресски свои создаю тоже по мотивам украинского народного искусства и стараюсь их наполнить максимальным количеством именно значимых для украинского фольклора и мировоззрения образов. Так что это может быть не только антистресс-раскраска, но и просто сувенир из Украины, интересный для иностранца.

- Чем будете заниматься в ближайшее время, на чем планируете сосредоточиться?

- Из масштабного, что надо в ближайшее время доделать, – нынешняя работа над книжными иллюстрациями для детской азбуки, которая вскоре выйдет во Львове – стишки Марички Дзвинкой с песенками на музыку Оксаны Герасименко. Еще очень хочу в этом году таки воплотить в жизнь коллекцию свадебных платьев с авторской росписью. Это такие крупные проекты, а кроме них – есть еще очень много малых.

- Как отдыхаете, любите путешествовать?

- Это болезненный вопрос, на который я ответить не могу, у меня глаз начинает дергаться: отдых? А что это такое? Я сплю, если повезет, на большие праздники (смеется – авт.). Единственное, что спасает – то, что вот это все, чем я занимаюсь – не работа для меня. Это мое увлечение, моя самая большая страсть, мой смысл жизни. Это меня вдохновляет, окрыляет, и даже несмотря на то, что я устаю и изнуряюсь физически, я от этого же и вдохновение получаю. На самом деле, я часто путешествую, но в основном по делам – с выставками, презентациями.

- Немало современных украинских художников, даже достаточно известных, иногда жалуются на государство, недостаточное внимание к ним. Как вы считаете, может ли в Украине художник жить со своего творчества?

Мне кажется, что когда ты работаешь для людей, то и мир тебе что-то отдает взамен

- На недостаток внимания точно не жалуюсь, у меня список заказов на три месяца вперед расписан. Перед Новым годом даже не успевала выполнить все, писала, просила прощения, но список не сократился, люди готовы ждать.

А насчет остального – в Украине сейчас, по-моему, всем трудно, не так легко и радостно, как хотелось бы. Не только художникам. А нашим учителям, а врачам? Поэтому на государство не жалуюсь, потому что кроме того, что художник, я еще и прибацаный трудоголик, который работает днем и ночью. Поэтому рассчитываю на свои усилия и считаю, что кто много работает, тот что-то таки получит от этой жизни. И еще – у меня деньги никогда не являются первоочередной мотивацией в том, что делаю. Я работаю, потому что меня очень радует тот факт, что моя работа может принести удовольствие людям. Счастлива, когда получаю эмоциональную отдачу от людей, меня это до глубины души пробирает, трогает, вдохновляет. Мне кажется, что как-то так этот мир устроен: когда ты работаешь для людей, для мира, то как будто он что-то тебе отдает взамен.

- Но вы же можете оценить, чего не хватает в сегменте менеджмента искусства в Украине? Вы видели, как эта сфера за рубежом работает, можете сравнить?

То, что сейчас называется современным искусством, часто вообще не является им, это больше пиар-акция

- В принципе, что в Украине, что за рубежом в современном искусстве уже давно прошли времена, когда художник ценился исключительно за художественный талант. В современном мире художнику надо быть и талантливым менеджером, и маркетологом, и пиарщиком. То есть то, что сейчас называется современным искусством, часто вообще не является им, это больше пиар-акция. Знаете, когда ты смотришь и думаешь: «Ой, божечки, что это такое?!» Но к этому добавляется такая красивая концепция, и все так красиво обоснованно – какая это, например, мировоззренческая манифестация против общественных норм, – что ты на все это смотришь и думаешь: «А-а-а, нет, ну, может, вон оно как!»

Даже в современном народном искусстве художнику надо быть хорошим пиарщиком. А этого обычно художникам и не хватает, к сожалению. Поэтому необходимо, чтобы кто-то рядом был из таких специалистов. Но это не претензия к Украине, это во всем современном мире так. Художнику не стоит стесняться, нужно себя показывать. Сейчас у нас эпоха соцсетей и медиатехнологий. Мало хорошо уметь рисовать, надо еще и о себе заявить, и не надо сторониться современных методов продвижения себя. Но опять же, мне кажется, если ты не зацикливаешься на желании срочно и дорого все продать, если ты работаешь от желания подарить что-то светлое и хорошее миру и людям, то и материальные блага быстрее к тебе придут.

ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА, ЧТО УКРАСТЬ — ФЕРРАРИ ИЛИ ДЕРЕВО ЖИЗНИ

- Это мы относительно продвижения и новых методов маркетинга, а важно ли новаторство в самом искусстве?

- Ну конечно, художника от ремесленника и отличает умение привносить что-то новое, передавать свой внутренний мир. Не каждый музыкант композитор, и так же не каждый художник, который получил соответствующее образование, творец. Поэтому собственное видение должно быть, я опираюсь на народные мотивы, но не копирую, а на их основе создала собственный авторский стиль. И что меня очень радует: мои работы часто узнаваемы даже без подписи. Это большое счастье для художника, это как раз означает, что я смогла создать что-то свое.

- Не воруют еще ваши работы?

- Воруют, очень много, и подражают. Причем есть вариант плагиата, когда мои работы копируют и перерисовывают под другой фамилией, но явно можно узнать стиль, а есть варианты, когда я просто вижу свои собственные работы на блокнотах, тетрадках, футболках и т. п, и используются они без моего ведома и согласия.

Призываю всех не пренебрегать хотя бы этическими нормами авторского права

- Судитесь в таких случаях?

- В принципе, да. У нас в Украине есть институт авторского права, можно и нужно подавать иски в суды. Хоть это и довольно сложная процедура. Художественную экспертизу надо заказывать и проводить в Институте авторского права. С проблемой плагиата я сталкивалась много раз, всегда в таких случаях пытаюсь отстоять свои права. Очень меня раздражает такая позиция, когда говорят: «Ой, что тут такого, это же народное признание, это просто значит, что ваши работы нравятся». Я тогда отвечаю: «Вот мне, например, нравится то новенькое Феррари красное, что под банком стоит, но я почему-то же не сажусь в него и не еду». Потому что если бы вдруг так сделала, то наступила бы для меня уголовная ответственность. А когда человеку нравится нарисованное мной дерево жизни настолько, что он затирает мой авторский знак и печатает с ним футболки, календари, блокноты, тетради, то почему он считает, что это не кража?

Поэтому призываю всех не пренебрегать хотя бы этическими нормами авторского права. Всегда можно обратиться к автору, спросить разрешения. Иногда авторы готовы это разрешение дать бесплатно или за совсем символическую плату. Но это уже будет не кража, а нормальные человеческие договорные отношения.

- Леся, предлагаю в завершение несколько коротких вопросов и ответов, такой себе блиц. Что вы любите есть больше всего?

- Я вегетарианка, поэтому люблю всякие вариации на овощно-фруктовые темы. А вот за экстрачерный шоколад готова, ну, не то, чтобы душу продать, но обо всех диетах точно забыть.

- Как родители относятся к вашему творчеству, не хочется ли вам иногда выйти за границы безопасного семейного круга?

- Для меня моя семья – это круг, из которого не хочется выйти, а как можно чаще в него возвращаться. Мои родители никогда не ограничивали меня относительно выбора жизненного пути, но сумели так влюбить в свой образ жизни, что мой путь совпал с их: мы все художники, все работаем на ниве народного искусства, хотя я сознательно не пошла по стопам родителей, нашла что-то свое. Я не занимаюсь серьезно петриковской росписью, как они, чтобы не быть подражателем, решила: если пойду прямо за родителями, меня в любом случае будут сравнивать, и неизвестно, доросла ли я до их уровня. А так – у нас у каждого свой стиль и почерк мамин не похож на почерк моей бабушки Анны Самарской, которая является последовательницей и ученицей знаменитой Екатерины Билокур, мой не похож на мамин. С семьей мне невероятно повезло, потому что мы все единомышленники, все в одной каше варимся, одними эмоциями живем, друг друга поддерживаем и понимаем, хотя и не давим друг на друга. Вся семья безумно влюблена в народные традиции и творчество. Только родители очень переживают, что я много работаю и мало сплю.

- Каким видите свою жизнь лет через пять?

- Надеюсь, что через пять лет буду жить в мирной, счастливой, богатой Украине и буду таким же счастливым художником и дизайнером. И очень хочется, чтобы через пять лет у нас у всех, у украинцев было больше времени и возможностей думать об искусстве и о прекрасном, а не о проблемах и хлебе насущном, как сейчас.

- Что вы думаете о методах достижения мира? Вы за решительность или все-таки – пацифист?

- Я за мир, это однозначно, но мир не на основе уступок, а на основе все-таки решения конфликта.

Справочно. Олеся Вакуленко – художник, дизайнер, член Национального союза мастеров народного искусства Украины. Родилась 30 июня 1989 г. в семье художников в Харькове.

Работает в жанрах украинской декоративной росписи, книжной и станковой графики, вышивки, батика, росписи одежды, графического дизайна.

В 2012, 2013, 2014 и 2016 гг. была стипендиатом стипендии Президента Украины для молодых мастеров народного искусства. С 1996 г. постоянно участвует в различных областных и всеукраинских выставках, неоднократный победитель областных, всеукраинских и международных конкурсов и фестивалей, имела более 20 персоналий в музеях и галереях Харькова, Киева, Франции, Германии, Словакии, Сербии, Польши. Олеся проиллюстрировала около 20 книг для различных украинских издательств, а также является автором нескольких антистресс-раскрасок по мотивам украинского народного искусства, первая из которых, “Я люблю Україну”, стала настоящим бестселлером и была названа в двадцатке лучших книг Украины 2015 года. В 2014 г. основала собственную творческую мастерскую.
С авторской коллекцией платьев «Дерево жизни» (ручная роспись по мотивам украинского народного искусства) заняла I место в Этническом модном марафоне, посвященном Международной специализированной выставке «Экспо-2017», в г.Астана, Казахстан.

С 31 января по 25 февраля 2019 г. в Харькове продолжалась персональная выставка Олеси Вакуленко «Ой, радуйся, земле!», на которой среди прочих художница представила и серию своих работ «Українські зодіаки», которые стали основой для авторского календаря.

Ирина Мамчур, Киев

Фото Вячеслава Мадиевского и предоставлены Олесей Вакуленко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-