«Первая сотня» – никакой пропаганды, только жизнь. Кино дня

«Первая сотня» – никакой пропаганды, только жизнь. Кино дня

Укринформ
Сегодня «Первую сотню» уже вполне справедливо можно отнести к новейшей украинской киноклассике

В украинском прокате демонстрируется полнометражная неигровая картина «Первая сотня», которую создали режиссеры творческого кинообъединения «Вавилон’13».

Фильм рассказывает об украинских героях, которые сначала стали защитниками Евромайдана в Киеве, создав там сотню самообороны, а затем пошли в добровольческие батальоны, чтобы сдержать российскую агрессию на востоке Украины.

Первое, на что обращаешь внимание в этом фильме, это его откровенная «мускулинность» в широком смысле этого слова: и потому, что большинство главных героев этой ленты – мужчины, и потому, что фильм строится на активном, фактически непрерывном действии, и потому, что его монтаж максимально сконденсированный, «сухой», без лирических пауз или созерцательных эпизодов, за исключением финала, который просто требует сдержанности и даже умиротворенности, поскольку видится естественным завершением приключений главных героев.

Юлія Шашкова, Юрій Грузінов, Ярослав Пілунський та голова Державного агентства України з питань кіно Пилип Іллєнко (зліва направо)
Юлия Шашкова, Юрий Грузинов, Ярослав Пилунский, Филипп Ильенко (слева направо)

Эта картина создана людьми действия и о людях действия, так как и герои фильма, и его создатели прошли всевозможные испытания сначала на Евромайдане, а потом и на войне. Они были там с самого начала, видели и пережили очень много. Юлия Шашкова была, в частности, свидетелем февральских расстрелов на Майдане, Юрия Грузинова и Ярослава Пилунского захватили в плен в Крыму весной 2014 года, и они имеют право на такой фильм и на такой взгляд.

Особенность этого взгляда - заинтересованность в главных героях и откровенное им соболезнование. А героями являются люди, которые так же прошли весь путь от создания Первой сотни самообороны и возведения первой баррикады на Институтской до военных действий на Востоке Украины. И этот процесс включает не только боевые действия, риск собственной жизнью и здоровьем, но и процесс создания нового общества, фактически – нового мира.

Стоит назвать этих людей: Евгения Янченко (Ева), начальник медицинской службы Первой сотни, Андрей Янченко (Высота), заместитель сотника Первой сотни, Евгений Акастелов (Девятка), заместитель сотника Первой сотни, Антон Шевчук (Растишка), заместитель начальника медицинской службы Первой сотни, Александр Абаев (Хан), заместитель сотника Первой сотни, руководитель самообороны баррикады, Александр Третьяков (Касатка), сотник Первой сотни.

Героем картины является также баррикада на Институтской, которая простояла 247 дней.

Перед нами – один из первых фильмов, в котором мы видим процесс создания нового мира и нового типа отношений между людьми. Он начинается с разрушения старого мира, который здесь показан через многочисленные боевые столкновения, и заканчивается рождением нового в прямом смысла этого слова. В фильме много наполненных символизмом эпизодов, даже имя главного женского персонажа здесь красноречивое – Ева. И эта Ева там тоже с самого начала событий и как сестра милосердия, и как миротворец, и, наконец, как дарительница новой жизни.

«Первая сотня», вероятно, – самая оптимистичная лента о событиях последних пяти лет. Здесь фактически нет политики и политиков. Это история об отдельных и конкретных людях, которые в свое время сделали свой выбор и начали жизнь сначала. Сегодня их история выглядит вполне логичной и в чем-то даже предсказуемой, однако в начале всех этих событий, скажем, в ноябре 2013-го, а фактически – на каждом новом этапе их жизни, первоначальный выбор не выглядел таким очевидным и логичным. Каждый из этих людей мог в любой момент погибнуть, и то, что они выжили и продолжили свою жизнь, может в равной степени свидетельствовать и о правильности их выбора, и о судьбе, и о невероятном стечении обстоятельств.

Это тот пример, когда человек полностью берет ответственность за собственную жизнь на самого себя. Так создается индивидуальная биография, и так создается биография страны. И об этом важно нам помнить сегодня, когда мы снова оказываемся перед выбором, который в любой момент может стать судьбоносным.

Важно также сказать и о чисто кинематографических достоинствах фильма «Первая сотня». Фильм – очень выразительный со стороны визуальной, изобретательно и виртуозно снят, камера здесь оказывается в самой гуще событий, передает атмосферу и создает драматический эффект. Операторами фильма были Ярослав Пилунский и Юрий Грузинов – и именно визуальная составляющая определили дальнейшую драматургию и режиссерское видение картины.

Сегодня «Первую сотню» уже вполне справедливо можно отнести к новейшей украинской киноклассике, которая закладывает основы дальнейшего развития украинского кино. Перед нами – хроника событий новой страны, которая полностью неотделима от ее сущности. Никакой пропаганды, только жизнь.

Игорь Грабович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-