Украинское кино на фестивале «Докудейс»: все мы божественные

Украинское кино на фестивале «Докудейс»: все мы божественные

Укринформ
Разноплановые украинские фильмы дают широкое представление как об отечественном кино, так и о нашем государстве в целом

Завершился «Докудейс» – один из самых и актуальных международных украинских кинофестивалей. Он проводится в Киеве уже шестнадцать лет и имеет правозащитное направление. С прошлого года на фестивале существует полноценная национальная конкурсная программа. В этом году в ней было представлено пять полнометражных фильмов. Еще несколько украинских картин демонстрировались во внеконкурсной программе, в частности, две полнометражные ленты в программе «Фестивальные хиты».

Одним словом, Украина на нынешнем фестивале была представлена разноплановыми фильмами, которые дают широкое представление и об украинском кино, и о нашем государстве в целом.

Нынешние украинские картины конкурсной программы обращают на себя внимание своим качеством – и это касается как технической, так и художественной и тематической сторон. Это действительно полноправное и конкурентоспособное кино, в котором рассказывается о современной Украине достаточно откровенно и в то же время изобретательно. И современные украинские фильмы – подчеркнуто авторские, разные по направлению и темпераменту, стилю и внутреннему настроению.

«Історія зимового саду»
«История зимнего сада»

Главный приз национального конкурса получил фильм Семена Мозгового «История зимнего сада», который вырос из одноименной короткометражной картины. В нем рассказывается о работнице павильона зимнего сада в настоящем ВДНХ Валентине Ворониной. Женщина отдала пять лет своей жизни выращиванию и уходу за экзотическими растениями, и вот пришло время ей идти на пенсию. Из фильма можно понять, что ее увольняют не по ее воле, но так или иначе, но оно должно произойти. Сама же героиня картины вызывает весьма амбивалентные чувства – она постоянно всем недовольна, ее внимание к определенным вещам кажется чрезмерным. С другой стороны, чувствуется, что она живет своей работой, видя в ней смысл своей жизни.

«История зимнего сада» – очень взвешенная, просчитанная и умная картина. Снята статичной камерой, она создает эффект отстраненного наблюдения за определенными процессами и иллюзию невмешательства автора в реальность. Конечно, это не так, поскольку сам выбор способа съемки, объектов съемки и дальнейшая сортировка и сбор материала – полностью авторские. Автор здесь прячется за героиней, повествуя очень специфическую и одновременно универсальную историю.

Ее специфика заключается в самом предмете повествования и речь здесь не только и не столько о Валентине Ворониной, как о самом зимнем саде, который здесь может быть метафорой чего-то очень искусственного и экзотического для наших широт. В фильме рассказывается о нехарактерных для Украины теплолюбивых и светолюбивых растениях, однако усматривать в этом можно что угодно, что не выросло на местной почве, придя с чужбины. От идей коммунизма и прав человека – до новейших технологий. Все они, попадая в непривычные для себя условия, могут в любой момент погибнуть, если их не поместить в теплицу.

И женщина, которая ухаживает за растениями, здесь читается как последняя хранительница экзотических и неорганических для местных условий знаний и практик. И ее увольнение может восприниматься тоже по-разному – и как закономерное завершение эпохи, и как насильственное прекращение определенных искусственно поддерживаемых, однако симпатичных кому-то вещей. Для кого-то это история о гибели райского сада, а для кого-то - об искусственности самого рая.

Следовательно, «История зимнего сада» – это вполне универсальный сюжет, хорошо сделанный и скомпонованный; перед нами идеальное фестивальное кино, которое поддается широкой и отчасти даже эзотерической трактовке.

«Заповідник Асканія»
«Заповедник Аскания»

Еще в одной подобной картине, «Заповедник Аскания» режиссера Андрея Литвиненко, рассказывается о сегодняшнем состоянии знаменитого заповедника в Херсонской области и его жителях. И в первую очередь речь идет не о животных, как можно было подумать, а о людях, которой там живут. Лента наполнена удивительными персонажами, которые, однажды попав в это райское место, так в нем и остались. И сегодня большинство из них продолжают свою жизнь и деятельность, находя во всем этом смысл. Но не все герои разделяют эту точку зрения.

«Заповедник Аскания» – по-своему новаторский фильм, поскольку он сочетает в себе несколько кинематографических жанров – от фильма портрета до музыкального клипа. Такая разножанровость может привлечь самую широкую аудиторию, которая, надеемся, у фильма найдется, когда придет время проката.

В отличие от «Истории зимнего сада», в «Заповеднике Аскания» мы видим не столько историю ухода, завершения, сколько историю определенной современной невостребованности и самого заповедника, и людей, которые живут и работают в нем. Речь, собственно, о недофинансировании и отсутствии широкой огласки для туризма. Вероятно, заповеднику не хватает промоушена – и фильм Андрея Литвиненко сможет вложиться в это безусловно благородное дело.

«Портрет на тлі гір»
«Портрет на фоне гор»

Своеобразное путешествие во времени предлагает другой участник украинского конкурса – фильм «Портрет на фоне гор» режиссера Максима Руденко, который рассказывает о творческом наследии легендарной Параски Плитки-Горицвит. Всю свою жизнь (за исключением тех лет заключения, которые она провела на Колыме и в Казахстане) Параска прожила в Криворивне Ивано-Франковской области. Семьи и детей никогда у нее не было, поэтому все свое время она посвящала творчеству. У Плитки-Горицвит были разнообразные таланты и интересы, однако широкой общественности она известна как автор более четырех тысяч фотографий. Многие из них являются фотографиями ее живописных работ, однако на множестве пленок зафиксированы жители Криворивни в разное время и в разных обстоятельствах. Это – коллективные и индивидуальные портреты, сцены разных праздников, грустных и радостных событий.

Режиссер фильма «Портрет на фоне гор» не пошел путем последовательного биографического рассказа о Параске Плитке-Горицвит. Вместо этого он снял картину, так сказать, – по мотивам творчества, и даже мироощущения художницы. Это достаточно амбициозную задачу во многом удалось реализовать. Режиссер сумел найти точки, в которых пересекаются времена, смог соединить прошлое и настоящее, показав, что прошлое на самом деле никуда не исчезало, что жизнь в Криворивне не меняется на протяжении десятилетий, если не веков. Единственное, что изменилось, – так это способ фиксирования окружающего мира. Если когда-то его фиксировала только Плитка-Горицвит на свой пленочный фотоаппарат, то теперь это могут делать все желающие на множество разнообразных средств – от цифровых фотоаппаратов до смартфонов.

Не менее интересны в картине современные жители Криворивни, каждый со своим собственным пониманием мира и собственной биографией. Все вместе это создает интересную отдельную вселенную, очень увлекательную и уникальную.

Мирославом Гаєм
«Братья по оружию»

Еще один фильм погружает нас в совершенно другой мир – мир войны на востоке Украины. Картина «Братья по оружию» снята волонтерами Мирославом Гаем, Константином Могильником и Сергеем Лысенко, который и стал ее режиссером. Фильм создавался сам по себе пять лет, без особого плана, просто в свои поездки волонтеры брали с собой камеру. То, что снято и вошло в финальный монтаж, отражает в основном начальный период войны со всеми тогдашними трудностями, связанными с разрухой армии, обстрелами мирного населения, всеобщей усталостью. Война здесь показана как очень опасная, изнурительная и страшная по своей сути работа, выдержать которую по силам немногим. Мы видим здесь всю возможную непроглядность войны, непоказной героизм, бытовую неустроенность и одновременно юмор и самоиронию, без которой не выжить при любых условиях. Эффект присутствия и причастности к фильму – просто невероятный, его невозможно смотреть отстраненно. Плоть и кровь войны здесь буквально становятся твоей плотью и кровью.

Эта картина – больше хроника событий и обстоятельств прошлого времени, чем актуальный фильм о сегодняшнем дне. Но это тот пример, когда наша память не должна быть вытеснена, поскольку прошлое в любой момент может актуализироваться и мрак страшной войны – оказаться рядом с нами.

Sea Guardian
«Божественные»

Наконец, последний фильм этой конкурсной подборки – полностью авторский и даже любительский. Его режиссер - инженер-конструктор зданий и сооружений, который одновременно изучал фотографию и имеет свои приоритеты в кинематографе. Его зовут Роман Бордун и он, похоже, – новая сенсация в украинском кино. Его фильм «Божественные» вызвал живой интерес и дискуссию на кинофестивале, разделив зрителей на две традиционные группы – тех, кому фильм очень понравился, и тех, кто просто не воспринял картину.

«Божественные» состоят из ряда фрагментов, которые объединены между собой определенными формальными признаками. Здесь монтируются одинаковые либо по форме, либо по цвету, либо по фактуре вещи, между которыми – весьма существенное географическое и смысловое расстояние. Эти фрагменты нанизаны на временную ось – действие картины происходит на протяжении четырех летних сезонов. И получается, что некоторые локации повторяются дважды – в разные времена года.

Подобный способ организации материала, подобное кружение, подобное выстраивание маршрута фильма напоминает поэзию. Сам режиссер чаще говорит о музыке. Так или иначе, но его лента звучит по-своему возвышенно. Это своеобразная молитва, только глаза верующего здесь обращены не к небу, а к земле. Такой фильм мог снять каждый из нас. Каждый день мы видим что-то подобное, каждый день наши маршруты повторяются. Что-то в окружающем мире кажется нам интересным, смешным, возможно, странным или угрожающим. Если все это замечать и все это фиксировать, реальность откроется перед нами во всей ее красе. Здесь важна разница между взглядом нашего глаза, который видит избирательно, и взглядом камеры, которая фиксирует все подряд. И только просмотр материала и его компоновка смогут открыть нам глаза на то, как удивительна жизнь вокруг нас.

«Божественные» – фильм о всех нас. Мы все – божественные.

Игорь Грабович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-