Андрей Палатный, куратор театральной части фестиваля Startup ГогольFest
Мариуполь может быстро вписаться в актуальную карту европейского, и даже мирового искусства
13.04.2019 09:30

Пока украинцев массово лихорадит в предвыборном психозе, и только самый ленивый не перессорился с целым миром из-за политических взглядов, искусство занимается своим делом – объединяет, создает и преобразовывает.

Сейчас в Мариуполе продолжается активная подготовка к фестивалю Startup ГогольFest, который пройдет там с 26 апреля по 1 мая уже второй раз подряд.

Фестивальная программа до отказа наполнена контентом различных художественных направлений и проектами современной независимой сцены. Об изюминках, которыми будут угощать своих гостей организаторы, мы поговорили с куратором театральной части фестиваля Андреем Палатным.

- Андрей, насколько я знаю, на этот раз на фестивале будет несколько спецпроектов, которые будут создаваться непосредственно на месте и именно в этом их «фишка». А в перспективе они могут стать полноценными самостоятельными спектаклями?

Фестиваль ГогольFest не только представляет, но и производит, мы – завод по искусству

- Да, это то, что мы называем продакшн. То есть фестиваль не только представляет, но и производит, создает искусство, такой себе завод по искусству.

Наш Startup ГогольFest – это не то, что привозится просто для того, чтобы показать и забыть. Местные артисты обязательно возьмут что-то для себя, а творческие команды, которые приедут, увидят перспективы, которые есть в Мариуполе.

Важная составляющая – это уникальные большие события, в данном случае – гранд-опера «Νερό», которая состоится 27 апреля на территории АСРЗ (Азовский судоремонтный завод). К участию в создании спектакля привлечены разные социальные слои населения Мариуполя – свои усилия приложили и власти, и горожане, и активисты.

На платформах с локомотивом будет импровизированная сцена, которая будет сопровождать зрителей до места, где будет опера. К сожалению, на мероприятие смогут попасть только 600 человек, поэтому опера будет транслироваться в прямом эфире на главную сцену в Городском саду, где на огромном LED-экране все желающие смогут наблюдать за действом.

То есть, люди тоже будут все видеть: этот ландшафт и этот завод, который ежедневно что-то производит, но большинство мариупольцев никогда там не были.

Понимаете, в этом есть открытие чего-то знакомого, но с совершенно другого угла зрения. И это, возможно, внесет свежее дыхание, новое видение, перезапуск непосредственно как завода, так и города, в котором мы это делаем.

- Влад Троицкий рассказывал, что опера «Νερό» начнется с балета портовых кранов. А кправлять металлическими танцовщиками будут сотрудники завода, которые уже изучают балетные па. Им удается?

- Это, собственно, и есть социализация, когда искусство привлекает людей других, абсолютно не творческих специальностей – и превращает их в часть себя.

Балет кранов – не только физическое действие, это также звуковой ряд, потому что когда кран движется, он издает определенный звук, плюс весь ландшафт вокруг... Если сосредоточить внимание, то для нас откроется совсем даже магическое, волшебное измерение действа.

Я помню, как в детстве я смотрел на эту громадную конструкцию и на того маленького человека, который управляет ею на высоте. О чем он думает? Какой жизнью живет? Что, собственно, он делает?

То есть это, скажем так, некий гимн человеку, который сумел построить такую машину, которая может двигаться и создает еще что-то большее. Возможно, мы увидим абсолютно новые смыслы в чем-то обыденном.

- Вы говорите, что будете активно привлекать мариупольских художников и активных людей к вашим проектам. Какие именно это проекты и готовы ли мариупольцы с вами сотрудничать?

- На самом деле, одна из миссий фестиваля – максимальное привлечение местных творческих личностей разного профиля, то есть художников, актеров, сценографов.

В Мариуполе это довольно непростая ситуация, потому что, с одной стороны, там не так много людей, которые занимаются искусством. А с другой стороны, требуется определенное время на выстраивание диалога, который поможет всех объединить.

Сегодня, поскольку это наш второй фестиваль, у нас уже есть определенный опыт и мы предложили одному из передовых независимых театров Мариуполя «Театромания» войти в основную программу фестиваля.

Сейчас рассматриваем еще несколько местных спектаклей. Возможно, привлечем их или создадим что-то общее и покажем результаты этого взаимодействия во время фестиваля.

Такое сотрудничество создает перспективу на будущее. Благодаря таким совместным проектам на следующий год мы уже будем иметь больше местного контента.

- Кто из международных гостей будет на фестивале?

- Из тех, о ком могу сказать, это один из самых интересных театров Литвы – Low Air Urban Dance Theatre. Мы приглашаем их в Мариуполь с двумя проектами. Первый – это «The Rite of Spring» («Весна священная») с музыкой Игоря Стравинского – 27 апреля в 19:00 на большой сцене ДК Молодежный.

Проект, который будет играться в театральном сквере, называется «Rainbow» («Радуга»). Его мы покажем 29 апреля в 13:00. Это 25-минутный уличный перфоманс с интерактивным привлечением граждан, и в котором используется музыка Мередит Монк. Очень интересный перфоманс, который работает с темой наследия прошлого. Этот проект стал очень известным во всей Литве. Он много гастролирует по миру. Мы рады, что сможем показать его, это очень интересный опыт.

Второй спектакль, который я бы отметил – постановка от ведущего берлинского театра «Deutsches Theater», который имеет отделение JungesDТ. Условно говоря, это часть театра, которая занимается детьми и подростками и, соответственно, проектами для этой аудитории. Мы привозим спектакль «Мой странный друг Вальтер». Это пьеса – история о мальчике, его школе, классе. Планируем показы в двух разных школах – одна презентация для детей, родителей педагогов. Вторая – для фестивальной аудитории.

В Германии ее играют в основном в школах, где учатся дети разных национальностей, поскольку она затрагивает такие острые темы, как школьный буллинг и социальный буллинг.

- Спектакль будет идти на немецком языке?

- Да, он играется на немецком, но есть субтитры, и очень качественный перевод. У нас уже был опыт его показа в Киеве в рамках проекта «Театр – Диалог культур: сотрудничество со странами Восточной Европы».

Соответственно, это будет разная аудитория. На сцене – более фестивальная: гости и местные жители. А в школе – такая, более семейная история: родители, дети, педагоги. Они посмотрят, а дальше мы организуем обсуждение: может ли быть театр одним из инструментов, который задает вопросы и озвучивает их, и вообще - есть ли такие запросы у общества. Спросим у тех же родителей, необходим ли нам такой театр в Украине.

- Кроме создания культурного контента, вы взялись и за вполне конкретное дело – реконструкцию дома культуры «Молодежный». На каком этапе на сегодня превращение старого здания в современный центр?

- Мы действительно убеждены, что Мариуполь в будущем станет центром современного искусства. Год назад мы начали исследовать город, а сейчас – начали уже реализовывать реальные проекты.

Проведение фестиваля в ДК «Молодежный» – это его реальный тест-драйв как центра, в который он может превратиться в перспективе. Там будет 2 площадки, оснащенные современным освещением и проекцией, планируются также существенные изменения в самой сцене.

6 фестивальных дней покажут мощную способность этого пространства формировать новые смыслы и быть местом реальной встречи людей для диалога.

Мы разработали архитектурный план с командой архитекторов. Есть полностью разработанная архитектурная стратегия и анализ: в каком состоянии находится здание, какие артефакты оно имеет, и как в перспективе может выглядеть.

Далее идут юридические и «бумажные» процессы, во время которых должны проверить возможность такой реконструкции, получить разрешение, и дальше уже непосредственно будет реализация.

Но форма уже понятна и определена. Фестиваль будет сосредоточен вокруг формирования содержания и определения, какой культурный, актуальный, современный контент может создаваться в такого рода центрах.

Это довольно амбициозная история.

- За какие средства будет осуществляться реконструкция?

- Это совместная работа и плодотворное взаимодействие с местными властями. Есть поиск инвесторов, есть определенная дотация ряда процессов, поскольку все это преобразование разбито на определенные шаги, которые будут реализовываться в течение 3 лет.

Мы сейчас в дороге, некоторые вещи понятны, некоторые – требуют времени и поиска решения.

Через несколько лет это станет визитной карточкой Мариуполя, не только в Украине, но и для внешнего рынка – создастся мощный художественный центр, куда будут приезжать художники, чтобы в формате резиденции проводить, исследовать, создавать проекты.

Соответственно, начнет генерироваться копродукция и регионального типа, и международная. Мариуполь может очень быстро вписаться в актуальную карту европейского искусства, а возможно и мирового. Это уже вопрос стратегии и продвижения.

- Сколько театральных проектов вы успеете показать на Startup ГогольFest за шесть фестивальных дней?

ГогольFest в Мариуполе будет начинаться утром и заканчиваться ночной сценой

- Мы планируем ориентировочно 12 спектаклей. Но на фестивальный период с 26 апреля по 1 мая приходятся пасхальные праздники и день памяти Чернобыльской катастрофы, поэтому каждый день мы выстраиваем особым образом.

Наша программа будет начинаться утром и заканчиваться ночью, поскольку еще есть ночная сцена. Есть детское направление, есть образовательная программа. Театральная и музыкальная открытые сцены и музыкальная электронная ночная, плюс визуальная программа, которая постоянно будет действовать.

Кроме этих 12 спектаклей есть еще несколько спецпроектов, соответственно, вся театральная программа – примерно 15 событий.

- Андрей, у вас планируется действительно много проектов, вы приглашаете иностранных гостей, наверное, это все стоит дорого. Но, насколько я знаю, почти на все события вход или бесплатный, или с небольшой стоимостью. За счет чего это достигается?

Фестиваль - не бизнес-проект, который имеет целью получение прибыли. Это – создание возможностей

- Есть поддержка властей. В данном случае – это Мариупольские городские власти во главе с мэром, который, на самом деле, – очень открытый и дальновидный человек. Он и его команда имеют очень четкую стратегию развития города.

Также у нас есть грантовая история: подаемся на гранты Украинского культурного фонда, очень серьезно сотрудничаем и взаимодействуем с отдельными грантовыми организациями, которые работают в Украине и реализуют различные проекты социального и культурного типа.

Это не бизнес-проект, не что-то, что имеет целью заработок или получение прибыли. Это – создание возможностей, и вся команда работает над этим.

Развитие подобных культурных центров в регионах – это развитие туризма, инфраструктуры, локального бизнеса, привлечение инвестиций. То есть, это достаточно серьезные вещи, и, если их правильно и сообща делать, они действенны, и города в результате изменятся к лучшему.

- Владеете статистикой, какой приток туристов в Мариуполь обеспечиваете на период проведения Startup ГогольFest?

- В первый день фестиваля в прошлом году на большой сцене у нас было около тысячи посетителей. В последний, 5-й день – их было около 6 тысяч.

То же самое с Винницей, там за два дня – было почти 7 тысяч человек. И это в ноябре, когда уже было холодно.

Соответственно, мы можем сказать, что такое количество людей дает четкий месседж о том, что это реальные проекты, в которые действительно включается общество, активные граждане, которые готовы строить новую Украину для себя, для своих детей, брать ответственность за то, что происходит вокруг.

Фестиваль в определенной степени является территорией, где эти смыслы звучат, и они идут не сверху вниз, или снизу вверх, они – в горизонтальной плоскости. Это то, что люди берут от других – таких же людей, как они. Поэтому мы часто говорим о социальной значимости фестиваля и о том, что он является мощным социальным экспериментом.

- Собственно, что касается эксперимента. Это поэтому вы применили в названии фестиваля термин «startup»?

- Все очень просто. Мы берем «стартап» как термин: культурный стартап. А каким он будет завтра, что вообще такое – находиться в позиции стартапа? (Стартап (startup) – недавно созданная компания, которая строит свой бизнес на основе инноваций или инновационных технологий, еще не вышла на рынок или начала на него выходить, обладает ограниченными ресурсами – ред.).

Это действительно то, что связано с риском, с одной стороны, а с другой – это определенная инновация, создание чего-то нового. Еще год назад идея с реконструкцией ДК «Молодежный» только родилась, а сейчас это уже становится конкретикой.

Так же – это открытие гранд-оперы на судоремонтном заводе. Мы действительно смотрели все заводы, которые были вокруг, и «Азовсталь», и Ильича. Это очень интересные для нас, как для творческих людей, территории. Но мы искали завод в виде декорации.

- Я еще хотела расспросить о «Гоголь-трейне», который повезет людей на фестиваль в Мариуполь. Это действительно первый в Европе арт-поезд?

– Да, этот поезд символизирует культурную мобильность. Он выезжает 26 апреля и приедет в Мариуполь 27-го, как раз в тот день, когда вечером стартует гранд-опера «Νερό».

В «Гоголь-трейне» будут ехать и художники, и зрители. Главная идея заключается в том, что фестиваль начнется на самом деле в Киеве. Это делается сознательно, чтобы работать с реальными живыми энергиями. Это – визуализация идеи культурных мостов между людьми, между городами, между регионами. Поезд едет в конкретном направлении, соответственно, все внимание от показа будет сосредоточено в этом направлении, и самое важное – это коммуникативная составляющая.

Это будет чартерный фестивальный поезд, который будет состоять из 10 вагонов, там будут постоянные перфомансы, музыка, он будет разрисован внутри и снаружи. Это совместный проект с "Укрзализныцей" и Министерством инфраструктуры, и они очень нам во всем способствуют.

- Вы сказали, что реконструкция ДК «Молодежный» пошагово расписана на три года. Из этого я делаю вывод, что и в следующем году Startup ГогольFest пройдет в Мариуполе?

Это уже четкий фестивальный менеджмент. Это то, что мы сегодня должны сделать в каждом городе страны

- Мы тоже надеемся сделать такой вывод, но все-таки с точки зрения проектов мы это разделяем. Реконструкция ДК «Молодежный» – проект, в котором мы выступаем больше консультационной стороной по менеджменту. Мы создаем команду, которая способна работать с таким центром и системно выстраивать перспективу. В определенном смысле, мы запускаем тот самый поезд, который поедет и его уже нельзя будет остановить.

Наш фестиваль – это не что-то, что привозится просто для того, чтобы показать и забыть. Местные артисты обязательно возьмут максимум пользы для себя, а творческие команды, которые приедут, увидят перспективы, которые есть в Мариуполе.

Это уже четкий фестивальный менеджмент, где фестиваль выступает в качестве плацдарма для ведения переговоров и создания конкретных перспектив на последующие годы.

Это то, что мы сегодня должны сделать в каждом городе страны. Но в данном случае, Мариуполь - это стартап. Лидирует в этом: и по масштабу проведения, и по количеству событий.

Любовь Базив. Киев

Фото: Юлия Овсянникова, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-