Когда мир ласков и безразличен. Заметки с кинофестиваля

Когда мир ласков и безразличен. Заметки с кинофестиваля

Укринформ
Названы лауреаты главных премий фестиваля goEast в Висбадене

Жюри XIX Кинофестиваля Центральной и Восточной Европы goEast в Висбадене раздало свои награды, доставшиеся представителям кинематографий стран бывшего СССР, чьи фильмы посвящены молодым людям, пытающимся не только выжить в крайне неблагоприятном окружении и помочь своим близким, но и добиться личной реализации.

Гран-при фестиваля «Золотую лилию» присудили режиссёрскому дебюту актёра Александра Горчилина «Кислота», одному из наиболее примечательных в современном российском кино преломлений темы «лишнего человека».

Повествование рассказывает о буднях 25-летних друзей, пытающихся прийти в себя после гибели товарища, выпрыгнувшего с балкона. Люди без определённого рода занятий и планов на будущее, они кажутся неприкаянными, несостоявшимися, убеждёнными в бесплодности своих усилий и отказавшимися от мечтаний и борьбы в самом начале жизни. 

По мере знакомства с существованием этих великовозрастных оболтусов, пытающихся найти убежище от терзающих их демонов в сексуальных и наркотических загулах, испытывающих острую нехватку родительской любви, не находящих в себе достаточно душевных сил, чтобы следовать своим профессиональным и личным увлечениям в атмосфере владеющей российским обществом духовной апатии, понимаешь, что самоубийство явилось радикальным выражением общего стремления героев побороть собственную эмоциональную глухоту, поддаться разрушительным порывам (так, один из друзей пьёт соляную кислоту, другой ограничивается обрезанием), чтобы ощутить хоть что-то.

Центральные персонажи ленты ведущего молодого казахского режиссёра Адильхана Ержанова «Ласковое безразличие мира» не нуждаются в членовредительских эскападах, чтобы почувствовать вкус бытия, и без того подвергаемые разнообразным физическим и моральным оскорблениям.

Картина выразительно воспроизводит постсоветские реалии феодального произвола, которому предаются представители финансовой элиты без всякого страха возмездия, полицейской коррупции и беззащитности социальных низов. Бизнесмены здесь неотличимы от бандитов, бандиты действуют рука об руку со служителями закона, и единственный раз, когда в ходе повествования заходит речь о необходимости покарать преступление, в тюрьму отправляется невиновный. Символом современного Казахстана здесь выступает городской рынок, превратившийся в вотчину князьков, делящих зоны влияния с помощью дружин, состоящих из заурядных гопников пополам с полицейскими.

Неприглядный социальный пейзаж служит фоном для осовремененной версии казахской сказки о бедных влюблённых, восставших против воли жестоких баев и сумевших вырваться, пускай и заплатив высокую цену, из их мира, подчиняющего желаниям власть имущих любое чувство, любое проявление человеческой индивидуальности.

Сплетая фольклорные мотивы со злободневной проблематикой, Ержанов создаёт особое пространство магической реальности, в котором обаятельно простодушный лиризм оттенён горькой иронией.

«Ласковое безразличие мира» получило от главного жюри приз за лучшую режиссуру, а также приз за лучшую игровую картину от жюри ФИПРЕССИ.

Лучшей же документальной работой жюри кинокритиков назвало «Стриптиз и войну» белоруса Андрея Куцилы, пронзительное и остроумное повествование, построенное на взаимоотношениях отставного полковника и его внука, выступающего в стриптиз-шоу.

Живущие в одной минской квартире военный под восемьдесят, тоскующий по временам развитого социализма и пытающийся воодушевить школьников, у которых ведёт занятия по военной подготовке, рассказами о боевой славе Красной армии, и тридцатилетний танцор, погружённый в своё искусство и организацию заграничных гастролей, – они кажутся представителями не просто различных поколений, но различных миров, не связанных ни культурными кодами, ни моральными представлениями. Кажется, героев объединяет лишь та безусловная любовь близких людей, что позволяет преодолевать любые мировоззренческие барьеры, что превращает самые горячие споры в свидетельства привязанности и заботы.

Однако по мере просмотра становится очевидной схожесть их характеров, их проявляющаяся пускай и в столь различных сферах склонность к дисциплине и самоограничениям, а также их одиночество и замкнутость. Какими бы противоположными ни были их идеалы и устремления, реальность лукашенковской Белоруссии оказывается в равной мере противоречащей как ностальгическим воспоминаниям о советской империи, так и мечтаниям о современной европейской цивилизации.

Как и фильм Андрея Куцилы, картина нашей соотечественницы Алисы Коваленко «Домашние игры» предстаёт замечательным примером сплетения психологической и социальной драмы, позволяя увидеть в семейных взаимоотношениях, в борьбе нескольких обычных людей за лучшее завтра отражение ситуации в стране.

Лента Коваленко, уже известная украинским киноманам (на МКФ в Одессе «Домашние игры» одержали победу в конкурсе европейских документальных фильмов), получила на фестивале в Висбадене награду Министерства иностранных дел Германии «За культурное разнообразие».

Существование юной героини фильма, стремящейся к карьере профессиональной футболистки, предстаёт метафорой незавидного положения, которое занимают в нашем обществе спортивная сфера и поддержка малоимущих слоёв населения. При этом девушке, оставленной как родителями, сбежавшими от реальности в алкогольные грёзы, так и государственными институциями, необходимость заботиться о младших брате и сестре помогает осознать ответственность за собственное будущее, обрести душевные силы и вырваться из неблагополучного окружения. Её спортивные достижения становятся символом борьбы со слабостью и неуверенностью, обретения человеческого достоинства.

В принятии оставшейся сиротой девушкой родительских функций, в её преждевременном взрослении, в её гражданском браке с ровесницей, такой же неприкаянной представительницей люмпенской среды, члены жюри увидели новые формы семейных отношений, ставших ответом на глубокий кризис патриархального уклада. При этом украинская картина свидетельствует, что эти новые формы основаны на самых что ни на есть традиционных ценностях любви, взаимного уважения и ответственности.

Автор выражает благодарность Генеральному консульству Украины во Франкфурте-на-Майне и лично Генеральному консулу Алле Польовой за помощь в подготовке материала.

Александр Гусев. Висбаден

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-