Ахтем Сеитаблаев, кинорежиссер
Тугар Вовк в "Захаре Беркуте" напоминает нынешних фанатов Путина
22.04.2019 15:53

Фильм "Киборги" о героической обороне Донецкого аэропорта уже продемонстрировали почти во всех европейских столицах, также прошли показы и за пределами континента. Треть зрителей, как правило, составляют иностранные дипломаты. И это важно, ведь основанная на реальных событиях лента дает им возможность убедиться в том, что в Украине идет не какая-то "гражданская война", а война цивилизационного выбора.

Сейчас обсуждается идея съемок еще одного фильма на тему современной российско-украинской войны – исторической драмы, посвященной легендарному рейду 95-й отдельной аэромобильной бригады. В разгар войны летом 2014 года подразделения "95-ки" прошли полторы тысячи километров по тылам противника на Донбассе, и не снять ленту об этой истории доблести и мужества просто невозможно.

Еще один фильм об отстаивании украинцами своего достоинства и свободы выйдет на большие экраны уже в октябре этого года. При этом не только на украинские, но и мировые – исторический экшн "Захар Беркут" снят в сотрудничестве с Голливудом. В ленте с бюджетом 120 млн грн много компьютерной графики, присутствует звездный состав актеров, включая "жидкого терминатора" Роберта Патрика. Главный идеологический конфликт – вокруг модели управления государством: демократической или авторитарной восточного образца. В фильме можно будет проследить и параллели с нынешним увлечением многими путинской Россией.

Уже завершается и работа над фильмом-антиутопией "Номера" по пьесе Олега Сенцова, который через письма из российской колонии стал сорежиссером картины.

Об этом и другом в интервью собственному корреспонденту Укринформа рассказал украинский режиссер крымскотатарского происхождения Ахтем Сеитаблаев, с которым удалось пообщаться перед показом в Вене фильма "Киборги. Герои не умирают".

"КИБОРГИ" КАК РАССКАЗ О ВОЙНЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА

- Ахтем, может, немного банальный вопрос, но все же – в чем важность показа "Киборгов" именно за рубежом?

- Ленту уже показали почти во всех европейских столицах, была демонстрация в Северной Америке. И каждый раз это для меня волнующий момент, ведь после просмотра проходят встречи с людьми, возникают плодотворные дискуссии. Мне важно рассказывать, что именно сейчас происходит в Украине, поскольку довольно часто слышу: "Когда там у вас закончится гражданская война?". И фильм как раз является одним из важных компонентов информирования о том, что у нас идет не гражданская война, а война цивилизационного выбора – между совковым прошлым и Российской империей в ее сегодняшнем виде и настоящим европейским будущим.

Мы специально сделали ленту двуязычной – на украинском и русском языках. Поскольку известно, что большое количество настоящих украинских патриотов – как кадровых военнослужащих, так и добровольцев – не разговаривают на украинском языке. Но это – не их вина. Это – последствия той российской имперской стратегии по уничтожению любой украинской идентичности, в первую очередь языка.

С другой стороны, мы сегодня являемся свидетелями рождения новой украинской политической нации. И яркое проявление этого - именно эти люди, которые четко знают, какую страну они защищают, в какой стране они хотят жить. Более того, они хотят участвовать в строительстве этой страны, и именно они являются теми лидерами, которые пользуются наибольшим уважением и доверием среди населения. Ведь благодаря им, например, у меня есть возможность каждое утро просыпаться, пить кофе, целовать своих детей, и, собственно, снимать кино.

– И жить фактически в мирном городе...

- Именно. И поэтому подобные мероприятия, показы наших фильмов за рубежом я считаю очень важными. Надо рассказывать о том, что именно происходит в нашей стране.

КИБОРГИ ВДОХНОВЛЯЮТ ЖИТЬ

- Особенно, как в этом случае, когда на просмотр "Киборгов" приглашены аккредитованные в Вене иностранные дипломаты.

- Скажу, что практически везде, где мы показываем ленту, треть зала обычно составляют дипломаты. И это важно, ведь они получают ответы на некоторые вопросы – реалистична ли эта история, на чем она построена, а также будут потом (если захотят, конечно) рассказывать другим об увиденном, делиться своими эмоциями.

В этом плане для меня самый важный тот факт, что фильм построен на реальных воспоминаниях реальных людей. И поэтому, когда кто-то иногда интересуется, то я называю настоящие имена этих людей, которые и были, так сказать, соавторами сценария и прообразами наших шестерых главных персонажей. В фильме мы хотели показать такой коллективный портрет украинского мужчины на войне – разного социального слоя, разного возраста. Эти мужчины говорят на двух языках, у них довольно часто отличаются нюансы взглядов на одно и то же событие, но в целом – они едины.

Люди, которые с оружием в руках защищают страну, вообще-то не любят говорить о войне как таковой. Они не любят рассказывать о том, сколько врага оставили на поле битвы, сколько танков уничтожили. Они как раз любят говорить о том самом "садок вишневий коло хати", о своих детях и о стране. Довольно часто, когда демонстрируешь ленту гражданским, можно услышать высказывания вроде: "Ахтем, вы говорите такие слишком высокопарные вещи: страна, украинская политическая нация...". И когда я такие вопросы слышу, то сразу понимаю, что этот человек никогда в жизни не общался с теми, кто там был. Потому что, если бы он общался, то понял бы, что военные любят говорить о жизни, а не о войне.

Столько жажды жизни, сколько я видел в глазах этих людей, я, пожалуй, видел только у людей с физическими недостатками. Ты ждешь, что сейчас ты встретишься с драмой, с трагедией, с человеком, который многое видел и что действительно так. Но они, видимо, из-за того, что так близко и много видели смерть, – очень стремятся к жизни.

И это невероятно вдохновляет, ведь иногда сам себя жалеешь: недоспал, много работы. Но, если сравнить, тогда понимаешь, что то, что ты там "вакаеш-акаеш" – это просто детский сад.

"ЖИДКИЙ ТЕРМИНАТОР" В РОЛИ ЗАХАРА БЕРКУТА

"Захар Беркут" будет хорошей рекламой по всему миру украинской литературы и традиций, стремления украинцев к фундаментальным ценностям, которые понятны кому угодно и где угодно

- Как насчет планов, чем занимаетесь сейчас?

- 1 сентября прошлого года мы закончили съемочный период ленты "Захар Беркут" по повести Ивана Франко. Это – большой с точки зрения производства проект, большая кооперация вместе с голливудскими сопродюсерами и актерами, а также с актерами из Монголии, Казахстана и, собственно, из Украины.

Захара Беркута играет Роберт Патрик, который известен во всем мире по роли "жидкого терминатора" в фильме "Терминатор 2". Томми Флэнаган, который сыграл в таких лентах, как "Гладиатор" и "Храброе сердце", выступает в роли Тугара Вовка. Присутствует Элисон Дадли, которая известна своим участием в одной из частей "Бондианы". Кроме того, есть и такие звезды, которые только начинают делать свои первые уверенные шаги в Голливуде и в Британии – Поппи Дрейтон, известная по такому сериалу как "Аббатство Даунтон", или же Роки Майерс, Алекс Макникол, Оливер Тревен. И, конечно, играют наши замечательные актеры, некоторые из которых снимались как раз в "Киборгах" – Андрей Исаенко ("Суббота"), Виктор Жданов ("Старый").

Если лента станет успешной (на что я очень надеюсь), то это будет очень хорошей рекламой по всему миру украинской литературы и традиций, стремления украинцев к таким фундаментальным ценностям, которые понятны кому угодно и где угодно – отстаивание собственного образа жизни, своего достоинства, свободы. И о нашей стране, которая во время войны занимается культурой, в частности снимает кино, будут говорить во всем мире.

НАВЕРНОЕ, САМОЕ ДОРОГОЕ УКРАИНСКОЕ КИНО

- Какой жанр и бюджет фильма? Сцены баталий будут?

- Это – исторический экшн. Он будет достаточно динамичным, с батальными сценами, много компьютерной графики. Были построены огромные декорации, в первую очередь, под Киевом.

Собственно, большинство сцен мы сняли в лесах и горах Карпат, на Синевире, Синевирском перевале. И когда пришлось снимать финальный эпизод, когда разрушают дамбу и большая вода смывает все большое монгольское войско, мы нашли там похожее ущелье. Однако съемки в Карпатах требовали бы таких огромных затрат по производству, мы поняли, что нам лучше построить его на киностудии. И тогда наш художник-постановщик Влад Одуденко создал под Киевом на киностудии Film.ua огромное ущелье 200 метров длиной, 12 метров высотой и примерно 10 метров в ширину. Там же был построено и само село Тухля, и имение Тугара Вовка, монгольский лагерь.

Учитывая то, что у нас появились американские сопродюсеры, получилась такая себе кооперация с точки зрения средств: треть – государственные средства, треть — украинские продюсеры, и еще треть — американские сопродюсеры. Если не ошибаюсь, то примерный совокупный бюджет ленты составляет порядка 120 млн грн. Это, наверное, одна из самых дорогих лент вообще в истории украинского кино.

500 УКРАИНСКИХ СПАРТАНЦЕВ И КОНФЛИКТ ИДЕОЛОГИЙ

- Вокруг чего построен главный конфликт ленты?

- Основной акцент в фильме сделан не столько на военной победе, условно говоря, "пятисот украинских спартанцев" над десятитысячным корпусом лучшей на то время монгольской армии, а на идеологическом конфликте между Тугаром Вовком и Захаром Беркутом.

Находясь в плену у монголов, Тугар Вовк взял для себя то, что соответствовало его представлению, как должно существовать государство, особенно во время больших геополитических изменений. Что я имею в виду? Он увидел почти рабское выполнение монгольскими бойцами любого приказа того, кто стоит выше на иерархической лестнице, нет никаких споров с теми, кто стоит выше. И он убежден, что для сохранения существования громады, и в целом государства, во время потрясений, войны необходима именно такая авторитарная система. И когда он позже получил от короля Данила грамоту на правление этими землями, то предлагает громаде Тухли это свое видение защиты от монголов.

Однако Захар Беркут говорит ему, что мы согласны защищать нашу землю с тобой плечом к плечу, согласны признавать тебя боярином, платить тебе налоги, но при одном условии: мы – свободные люди, мы – не холопы, мы много веков здесь и уже договорились, как будем жить. И это такой прообраз демократии, где есть тот, кто берет на себя ответственность, но он советуется – никогда не принимает стратегических решений без того, чтобы не посоветоваться с людьми, ответственность за которых он взял.

Тугар Вовк понимает: если он пойдет на такой шаг, управлять он не будет, что это не та прочная основа, чтобы быть настоящим боярином. И с этого начинается конфликт, который приводит к тому, что Тугар Вовк изменяет своей Родине и своему народу. Его оставляет дочь, которая полюбила Максима Беркута. И она не может смотреть, как ее отец, который был для нее всем в этом мире, превращается в циничного человека, который может предать свою землю, своих людей.

То есть, Тугар Вовк хотел взять чужой устав и принести к себе в монастырь. Но находясь в плену, он не заметил главного у монголов: именно во времена Чингисхана в монгольской степи возникло такое понятие как меритократия. Его содержание заключается в том, что человек поднимается по иерархической лестнице не благодаря его происхождению, а благодаря тому, какую пользу он приносит побратимам, громаде, армии, государству. Тугар Вовк же увидел только то, что он хотел увидеть.

ПАРАЛЛЕЛИ С ФАНАТАМИ ПУТИНА

- Почему решили именно на этом фундаменте построить конфликт?

- Начиная работать над фильмом, я поинтересовался у внука Ивана Франко Роланда, который сейчас возглавляет Международный фонд Ивана Франко и который был нашим историческим консультантом, – а что именно означает "Тугар Вовк", как переводится это имя. Он сказал, что точно не знает, но это может быть что-то из тюркского "тугарин". С татарского языка "тугар" или "туджар" переводится как "купец".

Таким образом, с одной стороны, этот человек – волк, охотник, как символ стойкости и благородства. А с другой стороны – купец. Я не имею ничего против купцов, поскольку они как раз и двигали мир, соединяли его. Но когда эти две составляющие сочетаются в одном человеке, то они разрывают его изнутри: одной своей частью он воин, волк, а другой – торговец, который хочет извлечь из всего свою выгоду. Сразу после этого мне стало ясно, как я буду выстраивать этого персонажа.

Кроме того, я несколько раз пересматривал фильм "Захар Беркут" 1971 года, с потрясающим украинским режиссером Леонидом Осыкой и звездным составом украинских актеров. И вот там у Тугара Вовка, которого играл Константин Степанков, спрашивают – так что, ты хочешь сделать такой порядок, как у монголов? И он отвечает: "Да, хотя бы, как у монголов. Ведь посмотрите, какие они сильные!"

Если же наложить это на сегодняшний день, можно увидеть четкие параллели с тем, что многие, к сожалению, в Украине сегодня восхищаются Путиным, Россией, сильной властью, диктатурой. И многие также способны предать свою страну ради того, чтобы получить свой гешефт.

Что касается Захара Беркута, то для меня он вообще как такая авраамичная личность – способен пожертвовать своими сыновьями-воинами ради того, чтобы спасти тех, кто доверил ему свою жизнь. Он знал, что его сыновья – воины, и когда встал вопрос жизни сыновей или жизни громады, он выбрал громаду, понимая, что его сыновья поддержат такое решение.

- Насколько я понимаю, весь фильм будет на английском языке?

- Да, на съемочной площадке общение происходило на английском языке. Таким образом, для международного проката у нас есть английский язык в кадре, на котором и говорят все главные персонажи. Для Украины же мы сделаем дубляж на украинском языке.

- Когда мировая премьера?

- "Захар Беркут" выйдет в широкий прокат 10 октября. Пока не знаю, будет ли эта дата и мировой премьерой фильма. Очень мечтаем о прокате в США, ведь это будет фактически залогом того, что и во многих других странах он состоится.

Известно, что в рамках Берлинского кинофестиваля уже купили "Захар Беркут" для проката на территории Испании. И это – лишь тизер, рабочий материал.

СОРЕЖИССЕРСТВО ЧЕРЕЗ ПИСЬМА С СЕНЦОВЫМ

- А как насчет фильма "Номера", где вы выступаете сорежиссером с Олегом Сенцовым?

- Работа над лентой “Номера" по пьесе Олега Сенцова уже почти завершена, сейчас идет постпродакшн – музыка, цветокоррекция, доведение звука.

На самом деле, я трижды отказывался быть сорежиссером потому, что, во-первых, был занят съемками "Захара Беркута". А во-вторых, мы с Олегом работаем немного в разных жанрах: он на территории более авторского кино, я же на территории жанрового, зрительского кино. Кроме того, я понимал, что могут снова возникнуть эти разговоры, которые иногда слышал по поводу "Киборгов": "А, взял актуальную тему, сделал кино, поднялся на этом хайпе". И поэтому не исключал, что будут говорить что-то вроде: "Этот татарин опять взял актуальную тему, Олег Сенцов сидит в тюрьме".

И вот когда я прочитал эту пьесу, она мне очень понравилась. Она – такая антиутопия, очень похожа на драматургию так называемого "театра парадокса". А мне, как театральному режиссеру по образованию, очень нравятся представители этого жанра – Эжен Ионеско, Славомир Мрожик, Семюелль Беккет.

Я предложил продюсеру ленты сделать следующее: я сформулирую свое видение и впечатление от этой драматургии, мой вариант вместе с видением ленты другими режиссерами будет отправлен Олегу Сенцову, и пусть он уже потом сам выбирает. Примерно через две недели после этого я получил письмо. В нем Олег, во-первых, напомнил, что мы вместе играли в футбол на Одесском кинофестивале, где мы, оба выходца из Крыма, и познакомились. Тогда на фестивале он был с лентой "Гамер", я – со своей картиной "Чемпионы из подворотни", и мы оба, выходца из Крыма, победили. В письме Сенцов также написал, что "мой крымский брат, я хочу, чтобы именно ты снимал мою ленту".

И уже потом мы тщательно готовились, переписывались с ним по поводу всего: актерского ансамбля, костюмов, сценографии. Это был такой плодотворный диалог, но в письмах – о том, как именно мы видим, как два режиссера, эту ленту.

На самом деле, сорежиссерство – это довольно трудное дело. Режиссер в некотором роде диктатор, на площадке должен быть один командир и одно видение. Но своим соучастием я хотел хотя бы как-то отблагодарить Олега за то, что он делает, за то, что благодаря ему в том числе, весь мир знает и о Крыме, и о том, что происходит в нашей стране.

Вообще этот проект – это кооперация между Польшей, Францией, Чехией и Украиной. Когда будет премьера "Номеров", пока не могу сказать. Сейчас ведется работа над тем, чтобы сперва у этой ленты была фестивальная судьба, и Олег именно об этом в первую очередь мечтал.

ВОЕННАЯ ДРАМА О РЕЙДЕ "95-КИ"

- На очереди – фильм о легендарном рейде 95-й бригады летом 2014 года на Донбассе?

Рейд 95-й бригады - действительно легендарная история, которая не имеет аналогов. Сама жизнь написала эту историю победы, доблести, мужества и достоинства

- Я вообще думал, что больше не буду снимать фильмы на тему современной войны. Но мы долго разговаривали и и пришли к тому, что как мы можем не снять эту ленту. Ведь это действительно легендарная история, которая, насколько мне известно, не имеет аналогов в военной истории: 1500 км по тылам врага с победами для того, чтобы спасти своих бойцов, своих людей. Сама жизнь написала такую историю – историю победы, доблести, мужества и достоинства. Ну как не снять фильм о такой истории?!

- Уже есть видение, что именно это будет?

- Я не хочу снимать чисто боевик, о рейде как таковом. Прежде всего, в картине должны быть человеческие, мужские истории. По жанру это будет военная драма.

И сейчас как раз работаем над тем, чтобы найти то ядро, вокруг которого будем строить. Надо будет встречаться с бойцами 95-й бригады, командующим Десантно-штурмовых войск Михаилом Забродским, многими другими людьми.

Мы снова хотим построить фильм на реальных воспоминаниях реальных людей. Но все это надо оформить в драматургии, которая будет иметь все признаки драматургической архитектоники со своим началом, завязкой, развитием, кульминацией и, собственно, развязкой.

КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ УКРАИНСКОЕ КИНО И МАЛО КИНОТЕАТРОВ

- Можно утверждать, что украинский кинематограф сейчас переживает бум?

Нам уже надо думать над тем, чтобы как минимум втрое увеличивать количество кинозалов в Украине

- Конечно. Это же просто фантастически, что во время войны в прошлом году был выделен 1 млрд грн для развития как кинотеатрального контента, так и телевизионного. В прошлом году премьера украинского кино в кинотеатре проходила каждую неделю. Задумайтесь только, каждую неделю! Когда такое было?

На сегодня не хватает даже кинозалов для демонстрации такого плодотворного проката – украинские ленты, голливудские ленты, фильмы других стран. Поэтому нам уже надо думать над тем, чтобы как минимум втрое увеличивать количество кинозалов в Украине.

А финансирование кино, кроме, собственно, творческой составляющей и продвижения страны как таковой, еще имеет и свою экономику: вокруг 1 человека, который работает в кинематографе, создается как минимум еще 5 рабочих мест.

Василий Короткий, Вена

Фото на первой странице: Дмитрий Ларин, Украинская правда

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-