Раду Поклитару, хореограф
«Вий» – замечательная первооснова для современного балетного спектакля
29.04.2019 09:30

29 апреля отмечается Международный день танца. Праздник посвящен всем танцевальным стилям, но именно эта дата была выбрана в честь дня рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра, который считается реформатором хореографического искусства, и вошел в историю как «отец современного балета».

В канун этого дня мы поговорили о современной украинской хореографии и о готовящейся премьере балета «Вий» с главным балетмейстером и основателем театра «Киев Модерн-балет» Раду Поклитару.

- Раду, танец – это универсальный язык, который понимают во всем мире. Как говорила Мата Хари, танец – это поэма, а в ней каждое движение – слово. Бывают ли темы, на которые сложно говорить на этом языке?

Танец может рассказать о любых эмоциональных состояниях даже ярче и образнее, чем слова

- Да, есть кое-какие вещи, о которых тяжело говорить языком танца. Мало кто об этом задумывается, но в природе балетного и танцевального искусства действительно заложены некоторые ограничения.

Танец очень красноречиво может рассказать о любых эмоциональных состояниях: любви, ненависти, вражде. Наверное, даже ярче и образнее, чем слова. Но, есть сложные для передачи вещи, например, – как показать языком танца, что появившиеся на сцене мужчина и женщина – это отец и дочь?

В театральной постановке или фильме все решается просто: «Папа привет! Привет, доця!». Все. В танце – это сделать невозможно. Если на сцене появились мужчина и женщина, они априори становятся парой!

- Даже с возрастом поиграть нельзя, ведь мужчина в паре вполне может быть гораздо старше...

- Конечно. Поэтому для того, чтобы показать, что это дочка, нужна еще и мама! Чтобы стало ясно – это семейная пара и их дочка.

Также в балете очень трудно говорить о прошлом и будущем. В драматическом театре это достаточно просто, а в балетном – приходится придумывать что-то невероятное и прилагать необычайные усилия для того, чтобы отослать героев в их прошлое или поговорить об их будущем, их мечтах. Тяжело, но мы справляемся, и об этом никто не задумывается, когда приходит на балетные спектакли.

- Недавно в репертуаре «Киев Модерн-балет» появилось несколько новых постановок с философским уклоном. А о философии языком балета говорить не сложно?

- Да, в этом году солист балета Илья Мирошниченко дебютировал в качестве хореографа и поставил спектакль «Дерево не может убежать» – философский рассказ о человеке, который не может уйти от своей судьбы, но хочет, ищет, и находится в душевном поиске.

Вообще, о балете рассказывать словами всегда очень странно, потому что он больше, чем слова, но работа получилась замечательной, на музыку гениального латвийского композитора Петериса Васкса.

Прошел почти год, с тех пор как мы с вами виделись, мы тогда как-раз готовились к постановке «Спящей красавицы».

Я, к сожалению, не могу себе позволить ставить больше одного большого спектакля в год. Во-первых – дорого, а во-вторых – на подготовку одного гранд-спектакля уходит приблизительно год. Но, к счастью, театр «Киев Модерн-балет» является кузницей для молодых хореографов, и за это время появилось 2 новых имени и 2 новых спектакля в нашей репертуарной афише.

Буквально недавно состоялась премьера еще одного солиста нашего театра Артема Шошина. У него это далеко не дебютный спектакль, он хорошо известен в балетных кругах не только нашей страны, и является автором нескольких одноактных балетов.

Артем поставил спектакль «Неразлучники» – о попугаях, но на самом деле – о людях. О паре, которая не может жить друг без друга.

На музыку Малера и Пуччини автор и артисты балета рассказывают, что же происходит с неразлучными сущностями, когда судьба, силы рока или люди их разлучают.

- Есть ли существенные отличия в постановке одноактного и двухактного балета? Или разница только в длительности действия?

У нас был самый короткий 3-актный балет в мире! Три акта по 15 минут

- Одноактный балет – это традиционная форма, когда, в течение одного акта рассказывается законченная история или проходит одно законченное действие.

В репертуаре театра «Киев Модерн-балет», как и во всех театрах мира, много одноактных балетов, а также есть и гранд-спектакли – спектакли на весь вечер, когда одна история рассказывается более длительно с перерывом на антракт. Это может быть двухактный, а может быть трехактный балет.

У нас был один 3-актный балет – «Перекресток». Он шел на сцене Национальной оперы, как копродукция с Национальной оперой им. Тараса Григорьевича Шевченко на музыку Мирослава Михайловича Скорика, с Мирославом Михайловичем Скориком за пультом – Маэстро сам дирижировал.

Но, это был самый короткий 3-актный балет в мире! Было три акта по 15 минут и 2 антракта по 20 минут. Так что, высидеть можно (смеется).

Сейчас в репертуаре много двухактных спектаклей: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен».

- Всегда было интересно, чем занимаются артисты в антракте?

Мне захотелось сделать балет на украинскую тематику

- Тем же, чем и обычные зрители в это время!

- Я понимаю, что вопрос смешной, но ведь любопытно заглянуть за это таинственное закулисье.

- Они перекусывают, пьют чай, отдыхают, поправляют грим, просто накапливают силы для следующего акта. Если этого требует сюжет, то переодеваются из одних костюмов в другие. Я вас приглашаю (смеется)!

- Расскажите нам о премьере, которую вы планируете на 20 июня. Это тоже будет грандиозный гранд-спектакль?

- Очень надеюсь. Я долго шел к созданию этого спектакля. Дело в том, что на каком-то этапе мне захотелось сделать что-то на украинскую тематику.

В последние 2-3 года я активно изучал литературу. Несмотря на то, что я отвечаю вам по-русски, потому что – если бы я говорил по-украински, было бы очень смешно, читаю я на украинском языке достаточно свободно.

Я в подлиннике перечитал много украинской классики и многое меня впечатлило. Но, все-таки, во мне всегда борется автор-творец и человек, который знает, что то, что он сделает, должно хорошо продаваться.

Поэтому, после длительных мучений и раздумий, выбор пал на повесть Николая Васильевича Гоголя «Вий». Мне кажется, что это замечательная первооснова для современного балетного спектакля.

Это история, которая полна контрастов и ярких образов. Там сумасшедшее сочетание фантасмагории и реальной жизни. На мой взгляд, «Вий» будет пользоваться зрительским интересом всегда. Из этого можно сделать хит.

- На чью музыку будет балет?

- С музыкой у нас вышла отдельная замечательная история. Наш соотечественник и современник, еще достаточно молодой композитор Александр Родин проходил со мной весь путь выбора литературного материала.

У меня уже были готовы наброски к либретто на основе другого произведения другого украинского писателя-классика (не буду говорить какого). Я даже выслал их Александру, чтобы он ознакомился перед началом сочинения музыкальной партитуры. Но вскоре я понял, что эта вещь будет тяжело продаваться.

Именно на этом этапе моих творческих и маркетинговых мук Саша мне и говорит: Раду, слушай, у меня есть получасовая сюита на тему «Вия», дать тебе послушать?

Выслал файлы в электронном виде, я прослушал – и понял, что это просто прекрасная музыка на грани гениальности!

Говорю: Саша, но этого мало для полноценного двухактного спектакля, надо дописать еще очень-очень много. Александр – невероятно продуктивный творец, намного более быстрый, чем я. Он дописал необходимую музыку и Национальный симфонический оркестр нашей страны под руководством маэстро Сиренко в Доме звукозаписи записал для нас эту партитуру. Оркестр – 82 человека. Совершенно грандиозное звучание!

Эта составляющая нашего проекта у меня не вызывает никаких опасений, потому что музыка реально гениальная.

Хореография создается. Сейчас мы с вами общаемся, а вечером мне надо будет идти в зал и ставить, ставить, ставить. Нанизывать движение за движением, мизансцены, взаимоотношения, психологию, желания персонажей на ниточку действа, из которого потом вырастет спектакль «Вий».

- Сколько обычно длится работа по «нанизыванию» танцевальной части спектакля?

Я не уверенный в себе автор, но меня вдохновляют основы диалектики Гегеля

- Для большого спектакля надо месяца два с половиной или три. В этот раз я начал заранее, и уже 4 номера у меня почти готовы. Всего в спектакле «Вий» будет 14 номеров. Думаю, что успею. Я не уверенный в себе автор и это мне кажется нормальным, я не знаю, как оно получится в итоге.

Единственное, что меня окрыляет и вдохновляет, – это основы диалектики Гегеля – никогда невозможно точное совпадение идеального и реального.

Идеальный образ спектакля, который рождается у меня в голове, когда я пишу текстовый файл режиссерской экспликации и придумываю, каким он может быть, – потом совершенно не похож на реальный спектакль. Но от этого реальный спектакль не хуже, он просто другой!

- Над костюмами уже начали работать? Вы взяли за основу национальный материал, означает ли это, что в нарядах будут использованы этнические мотивы, или ожидать чего-то фантастического?

В новом балете «Вий» вместо декораций мы используем модную технологию 3D-маппинг

- Я не буду рассказывать о костюмах – эскизы еще в процессе создания, поэтому подержу интригу. Над балетом работает совершенно потрясающий художник по костюмам Дмитрий Курята, мы с ним вместе создаем уже пятый проект, он был автором костюмов для «Долгого рождественского обеда», «Женщин в ре миноре», «Вверх по реке» и «Спящей красавицы».

Я на сто процентов уверен в Куряте, потому что Дима за многие годы нашей работы ни разу меня не подводил и его костюмы всегда выстреливают как фантастический фейерверк.

- Он и декорациями занимается?

- Нет, в этот раз я решил пойти другим путем и использовать модную трендовую технологию, так называемый, интерактивный 3D-маппинг.

У нас творческое сотрудничество с прекрасным видео-дизайнером Ольгой Никитиной, которую украинские зрители хорошо знают по проектам «Дім таємничих пригод», «Барон Мюнхгаузен», и остальным, которые делал на ВДНХ Костя Томильченко.

Я никогда в жизни не использовал в своих спектаклях интерактивную видеопроекцию и переживаю из-за этого ужасно, но думаю, что все получится, потому что уж больно хороши все составляющие!

- Ничего себе «Киев Модерн-балет» модернизируется! Уже и 3D-технологии привлекаете. Роботов на сцену еще не планируете выпускать?

- Пора потихоньку пробовать что-то новое. Мы сегодня общались до начала эфира, и я знаю, что вы поклонница робототехники, но, нет! Роботы и балет – это очень дорого.

Роботов у меня на сцене не будет, я занимаюсь только живыми артистами

В истории мирового балета есть замечательный момент, изложенный в книжке великого французского хореографа Мориса Бежара, который описывает свой опыт на Авиньонском театральном фестивале. Он пишет: у меня было ощущение, что я произвожу революцию в балетном мире – огромные многометровые роботы идеально соотносились с танцем, а хореография и перемещения роботов и танцовщиков были идеально выверены. И вот начался спектакль… роботы вышли из повиновения и весь балет танцовщики спасались от роботов бегством, пытаясь, хоть что-то станцевать.

Вот, чтобы такого не произошло, я занимаюсь только живыми артистами. Живыми, талантливыми артистами театра «Киев модерн-балет».

- Вы часто гастролируете? На каких фестивалях побывали в последнее время?

- За этот год мы были на нескольких фестивалях, все и не вспомню сейчас. Были в Венгрии, в городе Дьёр. Национальный балет Дьёра регулярно проводит фестиваль современной хореографии и, буквально меньше года тому, мы там показывали наши спектакли «Болеро» и «Дождь». Это спектакли 2007 года, но тем не менее до сих пор они дышат свежестью.

Также были в Витебске на старейшем фестивале современной хореографии СНГ. Это первый фестиваль современной хореографии на территории бывшего СССР, и в этом году был 31-й фестиваль, представляете?

Мы показывали нашу «Спящую красавицу» и имели потрясающий успех. Там особенная публика – за 31 год в небольшом белорусском городе воспиталась целая генерация людей, которые знают, любят и очень хорошо разбираются в современном танце. Таких зрителей невозможно обмануть, потому что они за эти годы видели все. Там выступать особенно тревожно и волнительно, а когда в финале стоячие овации – это особая радость.

- Отличается ли ваша балетная публика от той, которая ходит в драматический театр, или в кино? Она чем-то особенна?

- Мы даже на входе, когда люди заходят в зал с билетами, спрашиваем: ты был в кино? Если говорят «да», не пускаем их (смеется).

Я люблю нашу публику, но совершенно не могу ее оценивать или анализировать. Хотя, сейчас это очень модно – проводить всякие маркетинговые исследования, анкетирования. Мы еще не проводили, руки не дошли, как отдельное юридическое лицо – нам всего полтора года, мы в самом начале пути.

Просто скажу, что публика всегда права. Мы работаем, конечно же, для нее. И если мои молодые коллеги иногда могут сгоряча бросить: «Нам все равно, какой будет отзыв публики», или: «Нам не важно, что немного народу в зале», – они лукавят. Это важно!

Важно, чтобы был полный зал, и важно, чтобы был потрясающий прием в конце. Я во второй раз вспомню Мориса Бежара, когда ему было около 80 лет и он продолжал ставить балеты, у него спрашивали: Морис, зачем вы создаёте новые спектакли? Вы поставили уже 300 балетов, зачем вы делаете это снова и снова? Он отвечал: «А мне нравиться пленять».

И в этом есть правда. Мне тоже очень важно, чтобы люди, выходящие из зала, были заворожены тем, что мы делаем. Это могут быть совершенно разные эмоции – радость, слезы, умиление, отчаяние, но они должны быть проникнуты тем, что мы им говорим со сцены.

- Есть ли у вас в репертуаре балеты для детей?

- Нет, и пока я не планировал. Но и не исключаю, что детские балеты могут появиться.

Вот, интересная история – «Щелкунчик», который был поставлен в 2007 году, изначально мною планировался, как балет для взрослых. Прошло время – и по реакции зала я увидел, что дети тоже в совершенном восторге от этого спектакля. Они считывают какую-то свою историю, веселятся, им комфортно, интересно, их завораживают эти огромные мыши.

Может быть, они не понимают всех смыслов, которые я закладывал, но, тем не менее, как зрелище – балет им западает. Им не скучно, а это очень важно, потому что сейчас долго удерживать детей в театре тяжело, они живут в другом темпоритме, это не дети 19 века с деревянными коняшками в качестве игрушек.

И «Щелкунчик» превратился в такой себе, вполне детский спектакль, у нас нет возрастных ограничений на него.

Уже много лет мы возим его в Нидерланды, Бельгию и Люксембург. В декабре у нас постоянные туры в эти три страны Бенилюкса. Голландские дети тоже от него в восторге, хотя, казалось бы – они другой культуры и другого воспитания.

- Вы сказали, что на спектакль нет возрастных ограничений для детей. А с какого возраста, по вашему мнению, можно уже приобщать ребенка к балету и показывать ему это искусство?

- Это полностью зависит от родителей. Дети бывают разные, некоторым в 10 еще рано, а некоторым уже в 5 – пора.

Понятно, что грудничков водить не надо, и родители должны реально оценить, что их ребенок может выдержать, а что не может. Это находится целиком на ответственности родителей.

- Мне почему-то кажется, что балет «Вий» тоже может заинтересовать старшую детскую и подростковую аудиторию.

- Надеюсь. Я ничего не могу пока про него сказать, он в процессе рождения, вот, как бы часть новорождённого уже появилась, но мы еще не знаем – мальчик или девочка (смеется).

Но, если спектакль сделан честно, если артисты работают с полной отдачей, музыка подобрана замечательно, костюмы пошиты мастерски, свет поставлен правильно, то не может быть такого, что люди в зале недовольны. Просто надо честно и талантливо делать свою работу.

Любовь Базив. Киев

Фото: Олена Худякова

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-