Мила Киселица, директор черниговского театра теней "Verba Shadow"
Самая тяжелая публика в Украине, а в Китае – зал аж пищит
08.09.2019 09:30

Когда в детстве тенью от своих рук на стене мы создавали фигурки гусей или головы забавных существ, то понятия не имели, что из этого может выйти что-то серьезное. Но прошло время, и пришло поколение, которое эту идею превратило в полноценный художественный жанр.

В Украину его 9 лет назад принесли студенты Черниговского национального технологического университета. Создав любительский театр теней “Fireflies" и показав возможности сочетания магии светотени, актерской игры и акробатики, они открыли украинскому зрителю новый, невиданный доселе вид визуального искусства. Выступление молодой команды на телевизионном шоу "Украина имеет талант" в 2011 году заворожило публику и жюри, вывело театр в полуфинал и принесло ему сразу звездную популярность. После этого были другие талант-шоу, фестивали, конкурсы и награды в разных странах мира. Широкое признание стимулировало повышать профессиональное мастерство, искать новые образы, сюжеты, формы подачи, поражать и удивлять зрителей.

Театр теней из Чернигова, который с 2015 года называется “Verba Shadow”, создает перфомансы по мотивам известных фильмов и мультфильмов и является любимцем как взрослых, так и детей. Он первым в своем жанре применил технологию 3D, что добавило эффекта и новизны теневым постановкам. А этим летом "Verba Shadow" был единственным украинским коллективом, который отобрали для участия в масштабном американском шоу талантов "Аmerica's Got Talent". Он попал в 250-ку выбранных на кастинге из 40 тысяч заявленных претендентов и растрогал публику своим выступлением.

Сегодня театр теней "Verba Shadow" радуется тому, что имеет возможность говорить со всем миром на одном языке и своими постановками рассказывать об Украине, привлекать внимание к социальным и экологическим проблемам и просто дарить людям хорошее настроение. За этим стоит ежедневный титанический труд, травмы и слезы – но результат перекрывает все присущие актерской профессии трудности и вдохновляет на реализацию новых идей.

О "Verba Shadow", его творческом пути, повседневности, проблемах, успехах, выступлении на "Аmerica's Got Talent" – в интервью с директором театра Милой Киселицей.

МЫ НЕ КРЫСЫ, ЧТОБЫ БЕЖАТЬ

- Мила, сперва давайте вспомним, как ваш театр рождался. Чья это была идея?

- Когда я студенткой участвовала в конкурсе "Мисс университет", парень, с которым встречалась, увидел видео американского театра теней и сказал: было бы классно сделать тебе такое "домашнее задание". Тогда мы и начали собирать людей. Первую постановку мы создали с друзьями. Это были совсем не связанные со спортом люди, они просто хотели мне помочь выиграть.

- А уже через несколько месяцев вся страна, затаив дыхание, наслаждалась вашим грандиозным выступлением на "Украина имеет талант". Помню, я тогда очень удивилась, что в студенческой среде Чернигова нашлись люди с такой одновременно актерской и спортивной подготовкой. Неужели в первом составе действительно все были просто студентами?

- Да, кто-то учился на втором, кто-то на третьем курсе. Сначала это было чисто любительство. Коллектив частично состоял из людей, даже не связанных с какой-то физической активностью, – певцов в частности. А часть были гимнастками. В Чернигове очень сильная гимнастическая школа, а что касается парней, то здесь есть проблемы. Потому что художественная гимнастика еще как-то развивается, а спортивная – так себе. Поэтому когда мы набираем парней, приходится производить достаточно жесткий отбор.

И дело даже не в силе – накачанные есть. А нам нужно, чтобы они были еще и артистами. Но парни меньше развивают в себе артистические качества и реже видят себя в актерских профессиях. Те же, кто классные танцоры и знают себе цену, давно уже в Киеве или за рубежом.

- А как это вы, имея уже такую славу, остаетесь в Чернигове?

На деньги, собранные с первого концерта, мы закупили рации и спальные мешки для бойцов АТО

- Нам здесь нравится. Возвращаясь с гастролей домой (а мы выступали уже в 38 странах), чувствуем себя счастливыми от того, что здесь живем. Есть свои нюансы, но мы остаемся, хотя нам уже 10 тысяч раз говорили: переезжайте в Киев, тут больше возможностей. А мы ездим в столицу, когда нам нужно.

Еще до войны на востоке Украины у нас были планы переехать в Польшу – там на талант-шоу мы заняли 4 место и было очень много предложений. Но потом начались военные действия, и мы решили, что здесь мы нужнее. И вообще: что мы – крысы, чтобы бежать с корабля? И тогда мы провели свой первый концерт, собрали деньги и закупили рации и спальные мешки для бойцов АТО.

САМИ СЕБЕ ПРОДЮСЕРЫ

- Как складывалась ваша судьба после выхода в полуфинал шоу "Украина имеет талант"? Вами заинтересовались продюсеры?

- Нет, продюсеров не было. Но мы поняли, что это может быть коммерческим делом. Потому что нам стали звонить и просить, чтобы мы сделали рекламу или выступили на каких-то закрытых мероприятиях, корпоративах, например. Честно говоря, так мы и заработали на свой первый проект. Собственной программы еще не было, ездить с концертами не могли, поэтому это был наш основной заработок.

Все думают, что у нас был какой-то продюсер. На самом деле мы все делали сами: очень много работали, сами пробивались, сами отправляли свои видео и размещали их в Интернете, давали рекламу.

- Вы совмещаете должностные обязанности? Лично вы – и директор, и актриса?

Когда мы начинали, у нас был только фонарик мобильника и простынь

- Я была актрисой, но несколько лет назад "вышла из тени". И менеджеры, которые были с самого начала, тоже "вышли" и стали заниматься каждый своей работой. Работая еще и актерами, мы поняли, что тратим очень много времени на репетиции, а на развитие его уже не хватает. К тому же мы давно поняли, что не молодеем и надо набирать людей сильных физически. Поэтому провели кастинг и подобрали актеров. На сегодня наша труппа насчитывает 12 человек: артисты, режиссер, директор, технический менеджер, костюмер и хореограф.

- Можете поделиться секретом технологии постановки теневых спектаклей?

- Сначала, когда мы начинали, у нас был только фонарик мобильника и простынь. Мы приходили и часа три тратили на то, чтобы сделать одну фигуру. Смартфонов тогда не было, и мы не могли даже фотографировать нормально. А сейчас все намного проще: у нас есть проектор, на него выводится картинка в полный рост, и мы просто ее заполняем. Сбоку наши фигуры кем-то фотографируются, а мы потом их корректируем. Картинку выводим только для репетиции, а когда номер уже отработан, убираем ее. Ну, сейчас мы уже используем современные технологии и работать нам легче.

Забегая немного наперед, скажу, что с прошлого года мы начали делать 3D-шоу – своего рода симбиоз театра теней и 3D-проекции. Используем 3D-сетку, на которую еще выводится анимация, а люди выступают не только за экраном в виде теней, но и перед ним. Таким образом создается трехмерное изображение.

- А кто автор идей ваших постановок?

- В основном наш режиссер Владислав Полищук. Он пишет сценарии и занимается постановками. Хореографическую часть ставят Лиза Соколова и Яна Бригинец.

- А кому-то из вашей команды пришлось получать дополнительное образование для работы в театре теней?

- Влад раньше работал актером, а девушкам-хореографам хватило 10 лет танцевального опыта и художественной гимнастики. Музыку подбирает наш технический директор Руслан Бокач. Также мы приглашали поработать с нами известного в Украине режиссера-постановщика Владимира Марина. Именно с ним и готовили свои 3D-шоу.

- В 2017 году вы, кажется, создали первый детский театр теней "Verba kids". Он и сейчас существует?

- Мы делали его под проект "Украина имеет талант". Нам интересно было попробовать, как это – работать с детьми. Получилось довольно успешно. Мы повезли их на "Украина имеет талант. Дети", и они там выступили так круто, что мы и сами не ожидали. Мы поняли, что Чернигову нужна студия театра теней. У нас достаточно танцевальных школ, есть вокал, а студий актерского мастерства почти нет. Да и театр теней – это совсем другое, нежели драмтеатр. Кроме того, мы поняли, что на перспективу это было бы круто – готовить для себя кадры. Поэтому в будущем планируем открыть школу. Именно сейчас на детей времени не хватает.

В КИТАЕ ЗАЛ АЖ ПИЩИТ

- Вы говорите, что выступали уже в 38 странах. Где публика вас лучше понимала и воспринимала?

- Честно скажу: самая тяжелая публика – в Украине. Люди приходят со своим багажом эмоций, или что-то другое мешает им... А вот в Китае нас воспринимают вообще на "ура". А когда наши выходят на сцену (а у нас есть номера и перед экраном), когда идет мужская акробатика, зал просто пищит.

Очень интересно работать в арабских странах, потому что там надо быть осторожными: нельзя руками касаться друг друга, надо какие-то поддержки менять, потому что они для них выглядят пошлыми или неприемлемы с точки зрения идеологии, поцелуи запрещены. Оружие – мечи, автоматы – показывать нельзя, кресты тоже. У нас была где-то фигура-церковь, мы ее убирали. То есть, там очень много табу, но публика воспринимает классно. Единственное, что не очень радует, – в зале остается очень много мусора, особенно после детей.

- Чем для вас является театр теней – театром эмоций, чувств или развлечений, как вы себя позиционируете?

- Не развлечений – это точно, потому что у нас есть постановки серьезные и поучительные. Наша миссия – удивлять, учить и вдохновлять.

- Какие проекты для вас самые любимые? Знаю, вы пропагандируете украинскую национальную культуру, рассказываете о войне, акцентируете внимание на проблемах окружающей среды...

В Болгарии на постановке “Я – украинец” зрители аплодировали стоя

- Постановку "Я – украинец" мы сделали 4-5 лет назад. Это был зов души, и с тех пор мы начали чаще выступать. Вместе с постановкой "Нет – войне!" мы показывали ее на концерте в Болгарии. Аплодируя нам, люди встали. Они так близко приняли это к сердцу, что мы поняли: не зря работаем.

Хотя вообще не все зрители любят, чтобы на концертах показывали что-то серьезное. Они приходят отдохнуть, а ты тут рассказываешь о том, что тебе болит. Но в Болгарии мы рискнули и были очень тронуты, когда публика поднялась со своих мест.

- На сайте вашего театра написано, что вы единственные среди театров теней ставите перфомансы по мотивам известных фильмов, сериалов и мультфильмов. А что показывают ваши коллеги из других театров?

- Мы действительно одними из первых делали римейки на фильмы, на известные постановки, и это было непросто. Потому что надо было и сюжет не "содрать", и смысл передать. Другие театры теней такого не делают. Они готовят разные постановки, но ставку делают больше на эмоции. Кто-то показывал о войне, один театр "содрал" наш номер "Спасите землю!" на экологическую тему — переделали все наши фигуры на свой лад. О буллинге показывают, переселенцах, других социальных темах. Есть очень достойные театры теней. Но на сегодня мы входим в пятерку лучших коллективов этого жанра в мире.

На сцену надо идти, несмотря на повышенную температуру или вывихнутую ногу

- Сколько театров теней в Украине сейчас?

- Еще один в Киеве – появился немного позже нас. Он довольно-таки известный в Украине, но я знаю, что за рубеж они особо не выезжают.

- А что с театром, который образовался после распада первого состава вашей команды?

- Насколько знаю, они собираются, когда получают какой-то заказ, а на постоянной основе не работают.

- Что самое трудное в вашей работе, а что дается легко?

Когда на выступлении девочка сломала ногу, мы концовку “заморозили”, и она доработала концерт

- Вообще работа – идеальная, как мне кажется. Потому что у нас, репетируя здесь, дома, есть возможность не сидеть на месте, а ездить и показывать свое творчество миру. Конечно, как и у любых артистов, трудности бывают: на выступлениях нервничаешь из-за того, что может подвести техника; на репетициях должен проходить не слишком приятный этап "шлифовки" фигуры – когда надо вычищать и убирать "грязь"; во время переездов – преодолевать физическую усталость. И на сцену надо идти, несмотря на повышенную температуру или вывихнутую ногу. У нас, к сожалению, часто бывают травмы. Однажды было, что и на выступлении девочка сломала ногу. Мы ей ногу “заморозили”, и она доработала концерт.

РЕШИЛИ УДИВИТЬ АМЕРИКАНЦЕВ

- Пришло время поговорить о поездке в США. Как вы попали на "Аmerica's Got Talent", как прошли отбор из 40 тысяч претендентов на участие?

- Туда мы подавались-пробовались два года. Нами даже интересовались, нам писали оттуда кастинг-менеджеры, но ни к чему мы не приходили. В этом же году решили попасть любой ценой. А поскольку театров теней в мире сегодня довольно много, и все стараются заявить о себе через талант-шоу, мы решили, что надо всех удивить и показать что-то новое – такое, чего до нас никто не делал. Именно поэтому в сотрудничестве с "Marin art studio" мы и создали театр теней 3D. Нам помогала супружеская пара: режиссер Владимир Марин и его жена-хореограф Ирина.

Постановки “Нет – войне!”, "Wizard Boy", "Игры престолов" – это все работа Владимира. Готовить новый жанр было сложно, мы, по сути, стали первыми в нем. И благодаря этому нам наконец все удалось. Думаю, судьям понравилась идея 3D в театре теней – и поэтому нас отобрали. Съемки были весной, а по телевидению шоу показывали уже летом. То есть мы съездили отснялись, а потом несколько месяцев ждали, когда выйдет наш эфир.

- После первого кастинга вы попали в сотню отобранных, а что было дальше?

- Да, вышли в сотню, а дальше не прошли. Самое интересное, что все судьи сказали: "Вы – классные. Но понимаете, это талант-шоу и здесь важен не столько профессионализм, как то, чтобы талант был из народа". Кроме того, у участника должна быть какая-то неординарная история. Как, например, у больной раком женщины: она начала петь – и выздоровела. Или же история о пятерых индийских пацанах, которые просто на улицах занимались паркуром и шоу подготовили сами.

- А как американские зрители восприняли вашу постановку о войне, об Украине?

- Сперва на кастинг мы хотели привезти историю об украинских военных женщинах-медиках из "Невидимого батальона". Мы взяли реальные истории, вдохновились ими, сделали номер, отправили его. Но продюсеры сказали, что им надо ориентироваться на американского зрителя, а он военные действия больше ассоциирует с мужчинами. И с ними будет больше сопереживать. Женщину на войне он ментально не поймет. Поэтому нам пришлось очень быстро переделывать историю. Времени было мало, поэтому мы, можно сказать, ночевали на работе, репетировали до изнеможения. И в итоге таки поехали в Америку. И даже еще во время репетиции (зал там заполняют и на нее) публика нам аплодировала! Когда же мы позже выложили видео постановки на YouTube, оно за первые же сутки набрало более 4 миллионов просмотров.

- Чему вас научило участие в американском талант-шоу, какие чувства и желания привезли оттуда?

- Хочется вернуться туда еще и поработать именно на американской основе. Потому что, как ни крути, а в Америке все намного технологичнее и четче. И люди... Вот правда, хоть и говорят, что у них там эмоции неискренние, но мы не встречали наигранно счастливых. У них просто такая положительная энергетика, они постоянно улыбаются. Для нас это непривычно, но там даже во время твоей утренней пробежки люди могут обратиться к тебе, поздороваться, похвалить, сказать, какой ты молодец, что занимаешься спортом. Очень обращают внимание на спортивные занятия, физкультура у них на высоком уровне. Или ты можешь идти, встретиться с кем-то взглядом, и это станет началом вашего диалога. А на самих съемках, несмотря на то, что это очень длительный процесс (там сидишь по 12-14 часов, а персонал вообще работает сутки), американцы нас постоянно поддерживали, добавляли позитивной энергии. Хочется поехать туда еще, чтобы побыть в той доброжелательной атмосфере.

- Стало ли больше у вас приглашений после американского талант-шоу?

- Конечно, из Америки нам стали чаще писать. Но поехать в США довольно проблематично из-за сложности получения визы. При президентстве Трампа требования стали еще жестче. Мы выступали в Америке 2 года назад с концертами, а в прошлом году, когда хотели поехать, оказались в неприятной ситуации: организаторы все для нас забронировали, но в визе нам отказали...

- Вы принимали участие во многих талант-шоу – в восьми или девяти. Хотя бы где-то вам за это платили, хоть какую-то поощрительную премию?

- Нет, если ты первое место не занял, то ничего не получишь. Нам не платят за участие в талант-шоу, единственное (и это классно) – нам оплачивают дорогу и проживание там. Раньше мы ездили за свой счет, а сейчас уже дошли до такого уровня, что нас приглашают на все готовое. Поездку в США сами бы мы не потянули – один авиабилет туда стоит больше тысячи долларов, плюс виза... А они рискуют ради шоу, да и денег у них хватает.

- И – о ближайших планах...

- Недавно мы начали работать над созданием нового шоу с Владимиром Мариным – он снова подкинул нам классную идею. Еще хотим запустить социальный проект – начнем, наверное, с благотворительного концерта для глухонемых деток и взрослых. Намерены изучить этот вопрос. Мне кажется, что для таких людей в нашей стране проводится мало активностей. Мы поняли, что говорим со всем миром на одном языке, поэтому очень хотим помочь. Не только провести благотворительные концерты с приглашением таких людей, но и заработать денег на кохлеарную имплантацию. Ведь если у ребенка рано выявить порок слуха и вживить имплантат, он сможет слышать.

- А куда поедете в ближайшее время на гастроли?

- В Китай. Мы там выступаем чаще, чем в Украине, 2-3 раза в год. Нас там любят.

Наталья Потапчук, Чернигов
Фото автора и предоставлены театром теней "Verba Shadow"

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-