Правдивый фильм о Василии Стусе еще впереди

Правдивый фильм о Василии Стусе еще впереди

Укринформ
На экраны вышла картина «Запрещенный», которая частично рассказывает биографию известного поэта и диссидента

В украинский прокат вышел фильм «Запрещенный» режиссера Романа Бровко, созданный по сценарию Сергея Дзюбы и Артемия Кирсанова. Фильм стал победителем 10 конкурсного отбора Госкино и получил финансирование в размере 19,5 миллиона гривен (общий бюджет составил 38,1 миллиона гривен).

Картина снискала определенную славу еще до своего выхода на экран. Это случилось год назад, после того, как стало известно, что из сценария уберут эпизоды суда мая 1980 года, который приговорил Василия Стуса к десяти годам принудительных работ и пяти годам ссылки.

Это был второй суд в его жизни и второй тюремный срок, который стал роковым для него. Суд знаменит тем, что адвокатом Стуса был известный сегодня Виктор Медведчук – тогда молодой юрист. Из протокола суду известно, что защитник поддержал обвинение, не подал ни одного ходатайства, заявил о виновности подсудимого и, похоже, был на стороне прокурора.

Роман Бровко. Фото: prm.ua
Роман Бровко. Фото: prm.ua

Известие об изъятии из фильма сцены суда вызвало широкий резонанс в украинском обществе, поэтому авторы фильма вернули эпизод в картину. Однако в фильме Медведчука не называют по имени из-за отсутствия соответствующего разрешения от него, поэтому адвокат там безымянный, хоть и внешне похож на известного политика. Все остальное сохранено и происходит в соответствии с судебным протоколом, за исключением того, что Стуса не было во время оглашения приговора прямо в зале суда. Авторы дописали этот эпизод, вложив в уста поэта слова, найденные ими в каких-то его произведениях. Стус действительно говорил эти слова, но в другом месте и по другому поводу.

Эпизод суда в фильме присутствует, однако это тот случай, когда авторы фильма были правы, когда хотели его изъять – он не играет фактически никакой роли в развитии драмы Василия Стуса. Собственно, судьбоносным стал первый суд, 1972 года, и последующее заключение, которые навсегда изменили судьбу поэта, однако в картине о нем никто не вспоминает, как и много другого – пробелов биографии Стуса в фильме много.

В итоге, по словам авторов фильма, перед нами не биографический, и тем более не документальный фильм о жизни Василия Стуса, а метафорическая история о борьбе украинского диссидента с советской системой. Странно, конечно, почему этот диссидент все же имеет конкретное имя и фамилию Василия Стуса и в картине приводится много достоверных фактов его биографии. Объяснение здесь простое – авторы с самого начала хотели сделать биографический фильм именно о Василии Стусе, однако на пути им стали определенные объективные вещи, связанные с волей родственников поэта и других людей, поэтому получилось то, что получилось.

Готовая картина во многом отличается от первоначального сценария, который можно прочитать в книге «Запрещенный», вышедшей одновременно с фильмом. В оригинальном сценарии жизнь Стуса показывают через наших современников – главной героиней является Вера Петрова, переселенка из Донецка, которая работает медсестрой в Киевском военном госпитале. Медсестра – это ее первая профессия, а по второй Вера - украинский филолог. Она окончила Донецкий университет имени Василия Стуса, поступила в аспирантуру и писала диссертацию на тему «Человек против тирании в украинской литературе» на примере жизни и творчества Василия Стуса. Однако война заставила ее покинуть Донецк и перебраться в Киев. Ее муж Николай ушел на войну, на которой потерял руку. Следовательно, Вера вернулась к своей первой профессии. И вот она становится сиделкой больной раком семидесятипятилетней Веры Холод, которая оказывается бывшей сотрудницей КГБ, и даже больше – выясняется, что она знала Василия Стуса на протяжении достаточно длительного времени и даже сыграла в его жизни важную роль. И вот одна Вера рассказывает другой о жизни Стуса. Таков первичный замысел.

В итоге получилось немного по-другому. Фильм состоит из трех частей: первая рассказывает о жизни Стуса в Киеве, где он учился в аспирантуре Академии наук, вторая – о том самом суде в 1980 году, а третьей частью становится его пребывание в пермском лагере, собственно, рассказывается о последних днях его жизни.

Хронологически эти части идут одна за другой, однако в фильме имеются вставные эпизоды, воспоминания, которые рассказывают о пребывании Василия Стуса на Донбассе, собственно, в Горловке, где он был учителем украинского языка. Вера Холод в фильме тоже есть, но только в третьей части, где она пытается уговорить Стуса написать письмо с признанием собственных ошибок. Это спецоперация КГБ, который стремится дискредитировать поэта, чтобы зарубежные украинцы не выдвинули его на Нобелевскую премию, которую якобы должен получить Горбачев. Вместе с тем, у начальника лагеря Журавлева на Стуса свои планы. Такой является эта картина, в которой реальные факты переплетаются с вымыслом и легендами.

Однако, остается вопрос: достиг ли фильм своей цели? Стал ли Василий Стус ближе всем нам? Есть ли смысл его показывать, скажем, школьникам? Вероятно, что ответ на все три вопроса будет непростым и будет зависеть от многих факторов.

Стус в фильме представлен и как поэт, и как диссидент. Как поэт он представлен своими стихами, которые звучат в кадре и за кадром, а диссидентство Стуса проявляется в основном через его споры с представителями советских правоохранительных органов – милиции, КГБ, несогласием с руководством аспирантуры, где он учился, отдельными высказываниями в кругу друзей и семьи, одной дракой с дерзкими шахтерами в горловской столовой. В большинстве случаев эти диалоги показывают Стуса как не очень уравновешенного человека, который нарывался на конфликт и не пытался держать себя в руках. То есть диссидентство Стуса здесь имеет отношение больше к его характеру, чем к чему-либо другому.

Следовательно, в фильме подробно не рассматриваются ни биография Василия Стуса, ни его мотивация, ни его характер, ни его отношения с родными и близкими. Все здесь – на уровне обощений и деклараций. Понять, кем был Стус и почему он действовал так, как действовал – из фильма фактически невозможно. Это лишает его достоверности, в первую очередь психологического характера, и подает поэта несколько плакатно. Вероятно, картина может служить разве что первым шагом к знакомству с жизнью и творчеством Василия Стуса.

Фильм сделань довольно нетрадиционно. Его основу составляют хроникальные кадры пятидесятых-шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века. В основном перед нами улицы Киева, снятые тогдашними кинооператорами с определенной, какой-то своей целью. В «Запрещенном» эти кадры вырываются из контекста и используются как определенный исторический фон, и это вряд ли правильное решение, поскольку кадры взяты из конкретных фильмов и киножурналов, которые имели свой собственный сюжет, поэтому не могут формировать нейтральный исторический фон. Интересно, что не хроника монтируется в игровые эпизоды, а, наоборот, игровые эпизоды монтируются в хронику, будто указывая на то, что перед нами исторически достоверное кино, которым, к сожалению, фильм «Запрещенный» не является.

Если как-то суммировать впечатления от «Запрещенного», то перед нами – довольно неровный фильм, скорее плод компромисса, чем полноценное, исторически достоверное художественное высказывание. Здесь много пробелов, которые зритель должен самостоятельно заполнять собственным воображением, многие искусственно привнесенных авторами картины сюжетных линий. Главный герой слишком приблизительный, поднятый на котурны, в нем едва угадывается живой человек, и это контрастирует с другими персонажами, особенно негативными, которые выглядят земными, полными страстей людьми.

Еще одна проблема картины связана с визуальным решением, особенно это касается костюмов, которые будто пришли из российского мюзикла «Стиляги», грима, который иногда выглядит очень неуместным. Притчей во языцех стала парик Горской, на которую отвлекаешься добрую треть фильма. То есть фильм полностью отражает современный украинский кинематограф, который оказался где-то посередине между развитой индустрией и сферой пропаганды и конъюнктуры, который прибегает к затертым приемам и давно уже не действующим средствам. Есть надежда, что это временное состояние и недостатки роста вскоре будут преодолены.

Игорь Грабович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-