Павел Нечитайло, археолог, музыкант дуета «Zapaska»
Музыка и археология – это путешествия, романтика и много положительных эмоций
18.09.2019 14:30

Павел Нечитайло хорошо известен всем, кто слушает украинскую музыку с конца 1990-х годов. Сначала он был фронтменом группы «Пропала грамота», а затем в 2009 году создал с вокалисткой коллектива «ЧЕЧЕ» Яной Шпачинской дуэт «Zapaska». Вскоре после создания дуэта Павел и Яна поженились – и уже почти десятилетие супруги работают в творческом тандеме.

С Павлом Нечитайло удалось познакомиться во время археологических раскопок в подземной галерее ХVIII века в Полонном Хмельницкой области, где он руководит экспедицией. Кроме того, что музыкант, он еще и кандидат исторических наук и профессиональный археолог. Правда, Павел на несколько дней оставлял раскопки, потому что ездил выступать на фестиваль «Khortytsia Freedom».

- Вас знают как археолога, музыканта, радиоведущего и поэта. Что из этого всего сейчас в приоритете?

- В приоритете сейчас музыка и археология. У меня нет машины, я не хожу на рыбалку, поэтому мои главные хобби – это музыка и археология, которые превратились в профессиональную деятельность. У меня есть время, чтобы осваивать любимые занятия и развивал их не как хобби, а как профессиональную деятельность. До 2016 года было больше музыки, и археологией я занимался время от времени, когда были какие-то заказы. В 2016-м меня назначили на должность (руководитель Каменец-Подольской архитектурно-археологической экспедиции, – ред.) и в Каменце-Подольском я начал заниматься археологией, поскольку на тот момент уже был кандидатом наук. Пришлось взяться за самообразование, чтобы немного подтянуть свои знания, умения и навыки для серьезной археологии. Сейчас удается совмещать эти два занятия. Организовываю свое время так, чтобы его хватало и для музыки, и для археологии.

- А есть ли связь между этими двумя занятиями?

- Да, это путешествия, романтика и много положительных эмоций.

- Вы - профессиональный археолог, а как начали заниматься музыкой? Ходили в музыкальную школу?

- У меня по маминой линии фамилия Спивак (ударение на первый слог, – авт.). С самого детства сестра маминой бабушки учила меня петь. С музыкальной школой не сложилось, но уже в 16-17 лет я научился играть на гитаре во дворе. Потом начал писать свои песни, показывал их старшим товарищам-музыкантам, на что они говорили «о'кей». Дальше начались конкурсы, а участие в них и призовые места всегда подпитывают твое эго и думаешь, что ты музыкант, что можно дальше идти этим путем.

- Сколько музыкальных инструментов освоили?

- Освоил – это звучало бы слишком сладко. Я умею добывать несколько звуков из большой и маленькой гитар, с клавишных, трубы, губной гармоники, сопилки и немножко играю на семплере.

- Тогда перейдем к музыке. В свое время вы были фронтменом группы «Пропала грамота», основанной в 1998 году, но затем коллектив прекратил свою деятельность. Он распался?

- Слава Богу, все его участники живы. Наше возрождение образца 2016 года, очевидно, не имело такого фидбеки, которого мы ожидали от потенциального слушателя. Тогда мы выступили на фестивале «Respublica», полгода поиграли, но в силу определенных обстоятельств не продолжили. Думаю, на самом деле, для каждой музыки есть свое время.

- Как правильно называть коллектив «Zapaska», в котором вы сейчас играете, – группа или дуэт? Что символизирует его название?

«Zapaska» подчеркивает, что мы из Украины. Ведь есть такой элемент женской одежды

- «Zapaska» – это, скорее, дуэт, который звучит как полноценная группа, поскольку мы используем большое количество всевозможных инструментов. В названии мы ориентировались на фонетическое звучание, которое легко произносить благодаря трем буквам «а». Это подчеркивает, что мы из Украины, поскольку у нас есть такой элемент женской одежды (запаска – одежда в виде куска ткани, используется вместо юбки, надевается поверх рубашки, - ред.). Кроме того, мы постоянно путешествовали на колесах, а все водители знают, что такое запаска.

- Расскажите о музыкальном стиле своего дуэта.

- «Zapaska» развивалась так, что каждый год мы полностью переделывали звучание наших песен, постоянно были в поиске. Рады, что на этом долгом тяжелым пути не растеряли всех слушателей. Если посмотреть в прогрессе, то сравнивая 2010-й, 2016-й и нынешний сингл – услышите три разных коллектива. Кажется, сейчас мы уже закончили с творческими поисками, и это будет что-то похожее на восьмибитную музыку – веселую, немного с детским наивом и диско. Хорошо это иллюстрирует наш последний сингл «Міцний, веселий і добрий». Примерно в таком направлении мы и будем развиваться.

- Коллектив «Zapaska» появился в 2009 году, то есть сейчас ему 10 лет. Что считаете наибольшим его достижением, а чего не удалось реализовать?

- Наибольшие достижения – это наши поездки с выступлениями в Европу в течение 2011-2016 годов. Каждый день у нас было, как минимум, 2 тура, и это были поездки по 2 недели. Мы выступали в Чехии, Словакии, Польши, Румынии, Франции, Германии, Северной Европе. Играли в клубах, а также пришлось выступать вместе с супер-пупер мировыми звездами на одном из крупнейших фестивалей «Pohoda Festival» в Словакии. Во время первого тура мы познакомились со словацким дуэтом «Longital», у которых был лейбл «Slonko Records», на котором мы выпустили большинство своих альбомов. Возможно, нам не полностью удалось воплотить несколько концепций в «Zapaska». Так, например, сейчас только начинается то, что я задумал в 2016 году. Это такой альбом или стиль – «NANASHKA».

- Кстати, где-то читала о «NANASHKA». Поделитесь деталями – что это будет.

- Это обработка народных песен и стилизация под них. Мы пытались совместить традицию свадебной синтезаторной музыки 1990-2000-х годов, которая частенько играет в маршрутках. То есть, речь идет об украинской свадьбе под так называемую самограйку с хорошей ритмической основой, чтобы это не воспринималось как архаика и под нее могла танцевать молодежь. Придумывали свои тексты и делали знаменитые свадебные хиты под свою музыкальную обработку, как, например, с песней «Зелений листочок».

- Как вам работается вместе с женой в одном коллективе, есть ли у вас распределение обязанностей в музыке? Мне «Zapaska» немного напоминает творческий тандем супругов Ярины Квитки и Владимира Муляра в группе «Фолькнеры».

- Нам прекрасно работать. Кстати, Вова Муляр некоторое время играл в «Пропала грамота», мы даже с ними дважды съездили в Польшу. Да, у нас есть определенное распределение обязанностей. Яна больше отвечает за логистику путешествий, она смотрит, где мы пересаживаемся и покупаем билеты. В музыкальном плане на ней все аранжировки, разбор музыки на части. Я частенько пишу тексты, мелодию и основную гармонию песни. Бывает, что у нас есть целый цикл Яниных песен, и это сразу чувствуется, потому что они очень женские.

- Можете привести примеры песен вашей жены и непосредственно ваших?

- Песни «Колискова», «Помалу» – это Янины, а вот «Міцний, веселий і добрий», «Я радію сам» – мои.

- Состав коллектива планируете расширять?

- Мы делали такой шаг в 2017 году. Тогда по всех основных фестивалях прокатились в более широком составе с барабанщиком и басисткой. Это был такой эксперимент, мы записали несколько живых программ. Тогда попробовали и вернулись к старому составу, потому что так удобнее.

- В вашем репертуаре есть песни на стихи Богдана-Игоря Антонича («Подорож літаком») и Николая Бажана («Запитайся»). Каких еще поэтов исполняете под музыку?

- Мы вообще сторонники того, чтобы поэзия звучала, а особенно украинская классика. С каждой песней – своя история. Как-то Богдан Логвиненко (автор проекта «Ukraїner», – авт.) организовал «Антонич-фест», посвященный Богдану-Игорю Антоничу. Он предложил всем знакомыми группам исполнить по одной песне поэта. Именно там было первое выступление группы «Zapaska» и первая песня на слова Богдана-Игоря Антонича «Подорож літаком». Кроме того, у нас есть песня на слова Владимира Сосюры «О, недаремно, ні, в степах гули гармати...» и Василия Герасимьюка «Перший сніг». Последнюю исполнили в рамках сотрудничества с фестивалем «З країни в Україну». Еще у нас есть перепев современного классика Дмитрия Лазуткина. Нам интересно работать со сложными поэтическими формами, придавая им легкое звучание.

- Дуэт выпустил четыре альбома. Какой из них считаете самым успешным?

После введения квот на украинскую музыку стало легче находиться в общественном транспорте

- Одним из самых успешных был альбом «Помалу». Он хорошо сделан благодаря саунд-продюсеру Alex J Kramer. Кроме того, клип на песню «Запитайся» из него победил на международном фестивале анимации «Anibar» в Косово благодаря Олегу Щербе, который создал это видео.

- Вы почувствовали, что введение квот на украинскую музыку изменило ситуацию для вас в лучшую сторону?

- Мне лично стало лучше и легче находиться в общественном транспорте и общественных местах. Все равно музыкальные редакторы на всех радио остались те же. Они ставят 5 песен Вакарчука каждый час и ничего не хотят знать. Хотя музыкальный редактор должен заниматься исследовательской деятельностью, переслушивать сотни треков. За все 28 лет (независимости, – ред.) написано много украинской музыки всех форматов и радиостанций. В этом плане мой призыв к музредакторам – будьте более внимательными, много слушайте украинской музыки, это благодарный процесс. Что касается нашего дуэта, то я не мониторю – где нас крутят.

- Расскажите о своей аудитории. Кто ваш среднестатистический слушатель?

- Все зависит от того, где мы выступаем. Если брать среднестатистического слушателя за рубежом, то это родители с детьми до 5 лет. Детям такая музыка очень нравится, они выходят на сцену и танцуют с нами. И нас с удовольствием слушают люди среднего и старшего возраста. Видимо, у нас пробел в аудитории между 20-30 годами. Хотя наша музыка нишевая, но она достаточно мягкая, без разных резких звуков.

- Где вам комфортнее выступать – в клубе с более локальной атмосферой или на многолюдном фестивале?

- Здесь – по-разному и к таким выступлениям мы по-другому готовимся. Для клубного формата, если это сольный концерт, мы стараемся собрать «all the best». На фестивале, где более плотный формат, надо так же проводить селекцию программы, потому что люди там хотят двигаться.

- Какую музыку слушаете сами?

- Много разной музыки. Сейчас слушаю южноамериканский рэп и такое направление, которое основал в 1990-х техасский DJ Screw, который начал замедлять где-то в полтора раза все рэп-хиты 1990-х. Слушаю всю музыку севера Африканского континента после музыкальной революции, а также пост-дабстеп, эксперименты Арчи Маршала под псевдонимом King Krule. Стараюсь слушать музыкальные новинки и держать руку на пульсе украинского рэпа, потому что очень за него переживаю. Большой респект и теплые пожелания – в город Калуш, которое является центром украинского музыкального речитатива. В 2018 году «Псючий Син» со своим альбомом «Торба» был номинирован на лучший рэп-альбом, но, к большому сожалению, не получил эту награду. Композиции исполнителя написаны под руководством саунд-продюсера Nashiem Worryk.

- Вы живете в Каменец-Подольском. Этот город не ограничивает ваше творчество, ведь в столице больше возможностей?

- Мы уже пожили в столице, а Каменец нам пока удобен. Записываемся дома и выходит нормально, даже без супераппаратуры.

Ирина Чирица, Житомир
Фото предоставлены Павлом Нечитайло
Первое фото: vezha.vn.ua

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-