«Фокстер и Макс» – детское кино в недетском контексте

«Фокстер и Макс» – детское кино в недетском контексте

Укринформ
В украинский прокат вышел фантастический фильм для семейного просмотра

Фильм режиссера Анатолия Матешко рассказывает о двенадцатилетнем украинском (вероятно, киевском) школьнике Максе, который однажды создает нанопса Фокстера, который состоит из множества маленьких нанороботов. Происходит это событие совершенно неожиданно для Макса, однако оно воплощает одну из своих самых заветных фантазий. Вместе с роботом он одолевает своих обидчиков, завоевывает девушку и побеждает уголовных преступников, которые стремятся использовать нанотехнологии в свою пользу.

И сюжетно, и технически перед нами – довольно новаторский фильм для украинского кино, которое до сих пор знало единичные фильмы фантастического жанра, да еще и для семейной аудитории. Из последних можно вспомнить разве что картину «Бобот и энергия Вселенной» режиссера Максима Ксенды, который, правда, не сумел заявить о себе из-за своего крайне запутанного сюжета, где литературы было больше, чем, собственно, кинематографа. В то же время в «Боботе» были интересные визуальные эффекты и какая-никакая мифология – хоть и не до конца продуманная, но довольно самобытная.

«Бобот» проявил едва ли не все проблемы украинского семейного кино с фантастическим сюжетом. Первая проблема касается самого сюжета и контекста, которые тесно связаны между собой. Авторам важно не просто рассказать увлекательную историю, но и правильно ее оформить. То есть авторы фильма должны разобраться со временем, в котором будет происходить событие, чтобы их история не была уж слишком нереальной. Например, довольно трудно снимать украинские фильмы о космосе в то время, когда у нас нет космической программы. В «Боботе» была чистая фантазия, которая никоим образом не касалась украинской науки и техники.

Еще одна задача – это социальная реальность, которой оперируют создатели. В «Боботе» было все удивительным образом сбалансировано: 50 процентов узнаваемой советской действительности приходилось на 50 – новой украинской. Все это привело к странной смеси пластунов и пионеров, которые мирно сосуществуют в этом странном кино.

Если присмотреться к указанным проблемам, то все они имеют сценарный характер. То есть, все вызовы с мифологией, социальной реальностью, наукой и техникой должен преодолеть сценарист, который создает своеобразный «скелет» фильма. Если же сценарист не может справиться с жанром фильма и всеми его составляющими, то при реализации замысла в зрителя будет возникать очень много разных вопросов, на которые он не получит ответа. Подобные вопросы без ответов разрушают доверие к кино, следовательно его влияние на зрителя будет минимальным. Так вышло и с «Боботом», когда визуальными эффектами пытались скрыть довольно нескладное содержание.

Каков в этом контексте новый фильм «Фокстер и Макс»? Он однозначно выразительнее, и он вполне сознательно создан как определенный универсальный продукт, который может продаваться по всему миру. Его легко переозвучить, добавив местного колорита. Авторы фильма сделали все, чтобы социальная реальность на экране лишь минимально ассоциировалась с украинской. То же можно сказать и о научных технологиях, которые никак не привязываются не только к отечественным, но и вообще ни к каким реалиям. Ближе всего фильм «Фокстер и Макс» – к абстрактному комиксу из абстрактной Страны Комиксов, или даже к сказке, потому что все здесь максимально условное и приблизительное.

Такая приблизительность, условность и абстрактность в «Фокстере и Максе», вероятно, запрограммирована изначально и является частью определенной бизнес-модели, которая позволит картине свободно путешествовать по миру. С другой стороны, благодаря визуальным эффектам и определенной технической сноровке фильм может также произвести положительное впечатление и на украинского зрителя, который часто ищет отечественные фильмы, которые хотя бы формально были похожи на американские, но почти никогда не находит их. Поэтому интересно – какой будет реакция зрителя на этот фильм?

Если же применять к фильму более серьезные критерии и сравнивать его с теми же голливудскими картинами схожей тематики, то здесь «Фокстер и Макс» однозначно проигрывает – и не только из-за приблизительной социальности, абстрактности технических изысков, но и из-за самих персонажей, которые здесь имеют характер сугубо функциональный и служат, скорее, для решения технических проблем, чем для чего-то другого. Здесь не персонажи продвигают историю, а история – персонажей, следовательно, с героями невозможно идентифицироваться ни на одном уровне.

Подобное уже было в предыдущей детской картине Анатолия Матешко «Трубач», которая, похоже, была больше данью советскому фильму «Волга-Волга», чем повествовала о современных украинских школьниках. Все в той картине – от сюжета до музыки – было сделано так, чтобы ничего не напоминало о реальности за окном. И такое положение вещей аж никак не свидетельствует в пользу кинематографистов. Умение снимать кино ни о чем не может быть комплиментом. Дело здесь не столько в том, чтобы чем-то лишним перегрузить фильм, сделать его полезным, проблемным или еще каким-то. Дело здесь – в сужении его гуманитарной составляющей. Рассказывая о несуществующем мире, фильм словно выражает нам недоверие, давая вместо реальности ее суррогат, вместо настоящих чувств – их имитацию, вместо правдивых конфликтов – вымышленные и крайне абстрактные сюжетные коллизии.

Зарубежные фильмы для семейной аудитории не обходят вниманием проблемы, которые в наших условиях могут показаться слишком «взрослыми» – развод родителей, экономические трудности, отношения с братьями и сестрами, которые никогда не бывают простыми, взросление, которое никому не дается легко, болезни, которые случаются со всеми, и даже неотвратимость смерти, которая обязательно становится осознанной именно в детском возрасте.

Всего этого нет в украинском кино не только для семейной аудитории, но и даже для исключительно взрослой. Поэтому милая американская рождественская история «Один дома» может больше рассказать о семье и ее жизни, чем многочисленные украинские фильмы, которые избегают всего хотя бы немного серьезного, предлагая взамен пластмассовую реальность с милыми, похожими на манекенов, персонажами.

«Фокстер и Макс» развивается именно в русле этой не очень хорошей традиции, которая, однако, присутствует не только в нашем кино, но и на телевидении и вообще в социальной жизни, которая уверенно мигрирует в сторону розовых фантазий о несбыточном. В этом не было бы ничего плохого, если бы это не вело к определенной атрофии – в первую очередь интеллектуальной, но также эмоциональной. Отказываясь от реальности, мы перемещаемся в виртуальный мир, где все легко и просто и где наши фантазии не встречают никакого сопротивления. Плохая новость – в том, что мы в этом мире не можем жить постоянно.

Это интересно проявлено в «Фокстере и Максе», где сама технология нанороботов предполагает, что они могут обретать любую форму, которую захочет их хозяин. Это очень странная фантазия, технически вряд ли осуществимая, однако полная невероятного соблазна. Если бы авторы взяли ее за основу, могла бы получиться определенная украинская утопия или, скорее, антиутопия, которая все же ближе к нашей реальности и ментальности. Однако авторы фильма пошли по проторенной дорожке. Что ж, в этот раз не получилось, надеемся, в следующий все получится.

Игорь Грабович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-