Ль«Убить Дракона»? «Кю!» три раза. Захаров, Канчели и другие

Ль«Убить Дракона»? «Кю!» три раза. Захаров, Канчели и другие

Блоги
Укринформ
Как по-разному сложилась судьба в последние годы жизни Гии Канчели и Марка Захарова

За 5,5 лет, казалось бы, можно было привыкнуть, но нет, это происходит каждый раз наново, по совершенно одинаковой схеме. Когда умирает какой-то популярный, талантливый человек из общего советского прошлого, однако с антиукраинскими взглядами, – в России начинается всенародный плач.

Его в какой-то степени подхватывают в Украине. Что, вполне справедливо, вызывает некоторое возмущение у украинских лидеров общественного мнения. Однако оно высказывается избыточно. После чего россияне, более-менее либеральные, пытаются одернуть или, по меньшей мере – уточнить в акценты. В ответ они получают пропорционально выросшую порцию новой ругани. В финале, как правило, приходит синтезатор мнений, говорящий «и вы в чем-то неправы, и вы». (Ну, типа как экс-спикер Литвин, только приличный). Причем, что интересно, каждая из сторон, исполняя свою ожидаемую роль (текст, в общем-то, можно писать заранее – за каждого), оговаривается: «В этот раз совершенно не хотел принимать участия в банальном споре, но так получилось...».

ГИЯ КАНЧЕЛИ: АНТВЕРПЕН–КИЕВ–ОДЕССА–ТБИЛИСИ

Но тут печальное совпадение изменило весь устоявшийся сюжет. Во вторник похоронили выдающегося режиссера Марка Захарова. А в среду стало известно о смерти Гии Канчели, большого грузинского композитора, более всего известного нам по музыке к фильмам Данелии («Не горюй», 1968; «Мимино», 1977; «Кин-Дза-Дза», 1986), стоящих по узнаваемости и культовости в одном ряду с фильмами Захарова («Обыкновенное чудо», 1978; «Тот самый Мюнхгаузен», 1979; «Убить дракона», 1988). Фильмы эти снимались в одно время и на одной киностудии («Мосфильм»). В момент их выхода на экран они стояли в одном ряду популярности, а с годами стали основным фондом ротации в праздничной телепрограмме.

Но как по-разному сложилась судьба в последние годы жизни их творцов. Гия Канчели с середины 90-х жил в Антверпене, часто приезжал в Грузию, сотрудничал с родным Тбилисским театром имени Руставели. Наезжал и в другие страны – соседи по бывшему СССР. Часто бывал в Украине (прежде всего, в Одессе и Киеве).

В Одессе прошедшим летом прошла всемирная премьера фильма о нем. Канчели планировал и сам приехать, но из-за проблем со здоровьем – отказался буквально в последний момент. В украинских интервью и выступлениях после концертов Канчели всегда четко расставлял акценты, осуждая российскую агрессию сначала в Грузии, а потом в Украине.

«Я очень хочу, чтобы мы — и украинцы и грузины — освободились от опеки "старшего брата"».

«Уверен, с Украиной произойдет то, чего раньше не было — единение государства и народов, которые живут на вашей земле. И вот когда это случится, надо будет поблагодарить Путина за то, что он сделал. Своими действиями он вызвал явления, которые способны объединить Украину. По сути, вы уже сплотились против единого врага».

«Конечно (отказался от концертов в России после 2014 года, – ред.). Иначе и быть не могло. Я совсем перестал бывать в России, несмотря на то, что там живут мои друзья. Многие думают отнюдь не так, как этого хотелось бы официальному Кремлю. Общаюсь с ними теперь по Интернету. Не знаю, дождусь ли того времени, когда опять поеду в Россию, но это произойдет только тогда, когда закончится балаган, устроенный Путиным. Знаете, мне уже столько лет, что не хочу притворяться. Да и не делал этого никогда».

МАРК ЗАХАРОВ: МОСКВА-ЛЕНКОМ-КРЕМЛЬ

С Марком Захаровым ситуация совсем другая. Аргумент «мне уже столько лет, что не хочу притворяться» для него не сработал. И проще всего сказать, что дело тут исключительно в национальности, гражданстве. Но понятно же, что дело не только в этом. Юрию Любимову его русское происхождение в решающий момент не помешало всё бросить в исподличавшейся стране и уехать.

А ведь Захаров по своим взглядам, мировоззрению от Любимова мало отличался. В 2005 году к юбилею Григория Горина я попросил его (всегда чрезвычайно занятого) об интервью. Схитрил, заявив тему так, что он не мог отказать: «Горин как продолжатель Шварца, практически – его реинкарнация». После вопросов о юбиляре спросил Марка Анатольевича про его отношение к собственном работе. Очень хотелось узнать: работая над сценарием «Убить Дракона» (пьеса Шварца «Дракон» (1943) была основательно переработана Гориным-Захаровым), потом снимая фильм, насколько хорошо он осознавал, что не столько говорит о прошлом, сколько дает прогноз на будущее?

Захаров ответил не сразу. Задумавшись на несколько мгновений, потом сказал, что четкого осознания прогностической функции в момент работы над фильмом не было. Но жизненный и художественный опыт подсказывал ему делать именно так, как он сделал. И теперь он видит, что не ошибся...

А ведь это было только начало второго путинского срока (не многим отличающееся от, скажем, начала второго срока Кучмы), когда понятно было многое, но не все. Для Захарова, однако, уже тогда процесс превращения российского президента в «Дракона» был самоочевидным.

Все изменилось в 2014 году, когда Захаров аккуратно, не в первых рядах, но поддержал путинскую агрессию в Крыму, а об остальных событиях отозвался, как об «украинском кризисе». Позже с некоторой периодичностью он также четко высказывался в поддержку ВВП.

Но насколько это было искренне? Может, Захаров, подобно другому выдающемуся режиссеру и бывшему либералу Юрию Норштейну, искренне поверил версии об укрофашистах и притеснении русских в Украине?.. Мне кажется, вряд ли. Норштейн горячо и несколько путано рассказывал об Украине, о Крыме, передавал слова своей сестры, которая там живет.

Захаров же говорил совсем иначе. Вот он в качестве профильного специалиста рассуждает о высоких творческих качествах ВВП: «Я считаю Владимира Путина человеком архиодаренным. Кроме того, мне очень дорог тот факт, что у него все благополучно с чувством юмора» (2016). Это знаменитое ленинское «архи» – конечно оно неслучайно для такого стилиста, как Захаров. И логичное продолжение – слова, сказанные год спустя, после выдвижения Путина кандидатом на пост президента РФ: «Это долгожданная весть. Я рад, что Владимир Владимирович принял это важное решение и сделал шаг на благо благосостояния и процветания нашего государства». Великолепно ироничный Захаров – и подобный бред, человек с таким литературным вкусом – и вот это «благо благосостояния»? Больше похоже на утонченный троллинг. Думаю, Захаров сам прекрасно понимал, на кого из героев «Убить Дракона» он похож в эти моменты – архивариуса Шарлеманя, который несет верноподданническую чушь, а потом вдруг спохватывается: «Боже, что я говорю…». Но зато такой «одобрямс» гарантировал спокойную жизнь ему и его театру, возможность ставить то, что хочется.

Ну да, последние спектакли Захарова жестко критиковали российскую власть («Вальпургиева ночь», 2015, по мотивам произведений Венедикта Ерофеева; «День опричника», 2016, по мотивам романа Владимира Сорокина «Теллурия» и его же повести «День опричника»). Но это, конечно же, не может оправдать всей подлости (прекрасно осознаваемой) его провластных спичей. И подобия фразы «Боже, что я говорю…» мы от Захарова не дождались.

МУЖДАБАЕВ И БАБЧЕНКО – ПУБЛИЦИСТИКА БОЕВАЯ ДО... САМОПАРОДИИ

Несколько слов напоследок о том же, с чего начал. О раскручивании сюжета ругательств. Имена людей, поначалу не названных, ожидаемы, так же, как и говоримое ими. Крайне жестко о Захарове высказался Айдер Муждабаев. Возмутился этим и постарался смягчить тон Виктор Шендерович. Тут к разборке подошел Аркадий Бабченко. Ну а общий итог подвели российские публицисты Игорь Яковенко и Александр Скобов. (Нетрудно заметить, что все участники – из одной прежде тусовки).

И при всем уважении к «новым украинцам» Муждабаеву, Бабченко – стоит отметить, что свои аргументы, часто весомые и справедливые, они подкрепляют избыточными словами. Муждабаев – о Захарове: «путинский холуй», «зловещий мертвец». Муждабаев – о Шендеровиче и Ко: «Не на месте мозги у Шендеровича и ему подобных “русских либералов”, привыкших считать чужие жизни и страдания мусором под их божественными ногами». Муждабаев – Шендеровичу: «Вам, арийцам, в вашем тысячелетнем рейхе». Ну а взгляды Игоря Яковенко – одного из лучших аналитиков, разбирающих путинский режим, работающего над проведением общественного трибунала над кремлевской медиа-обслугой, Айдер назвал «людоедскими взглядами».

Муждабаев – опытный и талантливый журналист, принципиальный человек. Но такое впечатление, что он (да и Бабченко) закостенел, забетонировался в подобной риторике. А подсказать ему некому (да он, видимо, и слушать не будет), что время подобных слов-«убийц» прошло. Они перестают действовать, вызывая обратный эффект – усталости от трезвона («Не нужно громких слов, они потрясают воздух, но не собеседника»).

Сегодня желательна более аргументированная аналитика вместо избыточно фанфарно боевой публицистики. А то... просто самопародийно получается. Ну да, Шендерович, Яковенко – не истина в последней инстанции, с ними можно и нужно спорить. Но просто смешно при этом называть Шендеровича фанатом «арийства» и «тысячелетнего рейха» и просто глупо определять взгляды Яковенко, как «людоедские». Не говоря уж о том, что это все фактически неверно.

Тот же Яковенко свой материал на данную тему закончил негромко и убедительно: «Что касается режиссера Марка Захарова, то для меня он умер не в 2019 году, а в 2014, после своих слов в поддержку оккупации Крыма…». А вот вам Александр Скобов, не удержавшийся и написавший поверх того, после Яковенко: «Я не знаю, что заставило его (Захарова, – ред.) пойти в камергеры к Дракону. Трусость ли, корысть ли, а может просто возрастные изменения. Ну а может – тот самый вирус имперства, который в первую очередь убивает музыкальный слух на подлость. Я не знаю. Но в моей памяти о Марке Захарове навсегда останется: "Вот и этот предал"».

«Для меня умер» и «Вот и этот предал» – разве это не четкое заявление позиции. Зачем же этих людей определять во враги? Только из-за того, что они не хотят плеваться ругательствами в адрес покойного, а говорят о том же, но другими словами? Это что – хайп или принципиальность?

Не говоря уж о том, что в своих фильмах, сделанных в лучшие годы, Марк Захаров дал абсолютно точный анализ нынешнего кремлевского режима. «Это не народ, это хуже народа – это лучшие люди города!». «Сначала планировался праздник, потом аресты, потом решили совместить». Да и определение 20-летнего правления Путина как перерождение в Дракона – это общепринятый расхожий образ.

Поэтому, кстати, фильм «Убить Дракона» нужно не игнорировать, как предлагает Муждабаев, а смотреть и пересматривать. Поскольку он лучше многих политологов показывает природу тоталитарной и авторитарной власти. Того, что случилось в РФ, и может случиться не только в ней.

Олег Кудрин
FB

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-