Волшебный Праздник, или 10 фильмов на Рождество

Волшебный Праздник, или 10 фильмов на Рождество

Список
Укринформ
Составлять подборку фильмов на Рождество – занятие одновременно и приятное, и неблагодарное. 

Ведь об этом Празднике снято столько, что таких десяток можно  набрать не одну и не две, и каждая  с полным правом могла претендовать на то, чтобы быть топовой.

Поэтому представленные тут фильмы и мультфильмы, прямо или косвенно касающиеся темы этого Большого Праздника, ни в коем случае не претендуют на исключительность и не исчерпывают даже тысячной доли рождественской сокровищницы, накопленной мировым кинематографом.

В то же время, по моему мнению, именно данная десятка наиболее полно передает  дух, атмосферу, настроение и эмоции, которые рождает, пробуждает или оживляет Рождество, лейтмотивом которого  является, конечно же, Надежда. Надежда на лучшее.        

Рождественская история (2009, режиссер Роберт Земекис)

Этот мультфильм стал, конечно, не первой  экранизацией знаменитой повести Чарльза Диккенса: одним из первых его произведение перенес на экран еще Артур Пирсон, сняв 25-минутную короткометражку в далеком 1949 году. Но лента Роберта Земекиса потрясает своей добротой, душевностью, искренностью и теплотой, а также чутьем и интуицией, с которыми талантливый постановщик безошибочно расставил все акценты, причем сделав это так, словно сценарий ему диктовал сам британский классик. А может, так оно и было? Ведь Рождество – это еще и Тайна, с Волшебством вместе. Справедливости ради, «Рождественская песнь»  настолько самодостаточна, а ее герои, начиная со скряги Эбенезера Скруджа, настолько живыеи настоящие, что испортить эту историю было бы тяжело и бездарю, ну а Земекиса к ним не отнесешь. Остальное довершили звездный актерский ансамбль во главе с Джимом Керри (не был и не являюсь его фанатом, но в «Рождественской истории» оценить его высшим баллом, полагаю, должны и  более скептично настроенные по отношению к нему зрители, чем я). Кроме того, есть еще великолепная анимация и технология motion capture, непонятно почему проигнорированные «Оскаром» и «Золотым глобусом». Благодаря всему этому мультфильм, думаю, будут смотреть и  спустя десятилетия.  

Щелкунчик  (1973, режиссер Борис Степанцев)

На первый взгляд, может показаться странным, что среди почти полусотни экранизаций сказки Гофмана (полный и короткий метр, мюзиклы, анимация) я выбрал одну из самых коротких и, возможно, внешне совсем не эффектных – мультфильм Бориса Степанцева 1973 года. Может, частично дело тут и в какой-то ностальгии, однако если присмотреться, тут тоже все красиво, душевно и волшебно. Сказка немецкого писателя отлично вписалась в Рождественский  формат, ведь такое чудо должно было случиться именно под Рождественской елкой и никак иначе. Картинка… да, пусть она сто раз не броская, даже аскетичная, но скажите,  посмотревшие мультфильм: хотя бы один его герой после просмотра забылся? А это значит, что и тут создатели угадали, прочувствовали историю и персонажей, сумев о каждом рассказать за неполных полчаса очень многое. Ну а музыку Чайковского, как ни банально это прозвучит, тут надо просто слушать.      

Один дома (1990, режиссер Крис Коламбус)

Как бы кто ни относился к данному фильму, но без него рождественский киноТОП представить сложно. История об обаятельном голубоглазом мальчике с задатками супергероя, защищающем свой дом от грабителей, давно приобрела статус культовой и остается таковой по сей день. Тема же самого Рождества у Криса Коламбуса, в отличие от двух вышеназванных лент, перешла из волшебной в плоскость семейных ценностей. Во главу угла поставлено, единство семьи, а это, в свою очередь, вопрос взаимоотношений, взаимопонимания и доверия между близкими людьми. И такой Большой Праздник открывает большие возможности перезагрузить, обновить отношения, сделать невозможное возможным, ведь вспомним, что Рождество – это, прежде всего, надежда и вера в Чудо. Может быть, именно поэтому, например, по-детски наивные, но по сути своей очень мудрые рассуждения девятилетнего мальчугана стают настоящим откровением для старика-соседа, и выглядит это абсолютно естественно. И именно на этом сосредотачивается в первую очередь фильм «Один дома». Хотя самой атмосфере Рождества режиссер тоже отдает должное: в картине она передана блестяще и складывается в мозаику из множества деталей, начиная с игрушек на елке и заканчивая Рождественским гимном в церкви. Ну а к «домашнему» экшену «Кевин против грабителей», на мой взгляд, стоит относиться снисходительно, помня слабость американцев к супергероям, в одиночку спасающим мир, что уж тогда говорить об одном доме на тихой улице? Скептикам же, считающим, что «Один дома» - кино о мальчике-супергерое, могу посоветовать пересмотреть внимательно хотя бы вышеупомянутую сцену в церкви с Кевином и стариком-соседом, и, возможно, тогда вы посмотрите на эту картину совсем другими глазами. И такая сцена в фильме не одна. Другой же группе скептиков, считающих Маколея Калкина актером одной роли, посоветую картину Джозефа Рубина «Добрый сынок». Эта лента не обрела культового статуса подобно «Одному дома», но именно в ней юный Калкин раскрылся как талантливый актер, который, я в это верю, еще не сказал своего последнего слова в кино. К слову, в этом фильме дуэт Маколею составил другой юный актер, которому на тот момент большая слава еще только снилась и пришла почти спустя десять лет. Впрочем, «Добрый сынок» - уже другая, не рождественская история.

Реальная любовь (2003, режиссер Ричард Кёртис)

А вот это уже совсем взрослая история, наглядно демонстрирующая, что  перезагрузка отношений между людьми хотя и вполне реальна, но процесс это зачастую непростой и весьма болезненный. Наступать на собственное самолюбие, прощать обиды, признавать ошибки, ломать  собственные принципы, предубеждения и взгляды на жизнь немногим удается легко. Равно как и собирать себя заново по частям после горьких разочарований. И атмосфера приближающегося Праздника сама по себе  излечит и зарубцует не всех. Что же надо добавить в это снадобье? Прозвучит до оскомины банально, но оттого не менее верно – любовь. Но любовь действительно реальную, созидающую, жертвенную, а не только жаждущую: тогда это будет в лучшем случае страсть, а в худшем – эгоизм. Ну а когда любовь реально созидает, творит, преображает, она, естественно, подкрепляется надеждой, с которой они всегда рука об руку, потому что одна без другой попросту невозможны. Истории из «Реальной любви» - яркое тому подтверждения. Кёртис свел в этом киноальманахе очень разных героев со своими добродетелями, недостатками и грузом жизненных ошибок. Но в то же время их многое объединяет и не только приближающееся Рождество, а то, что хотят они, по сути, все одного и того же, только идут к этому кто более, а кто – менее тернистыми путями. Однозначных рецептов и ответов зрителю картина, естественно не даст, просто покажет короткий отрезок жизни ряда людей, стремящихся что-то в ней изменить, пересмотреть или вернуть. Выводы же каждый для себя сделает сам. Список задействованных в фильме актеров впечатляет именами и авторитетами: кому-то запомнятся все, кому-то некоторые, а кому-то и вовсе один. Моей первой мыслью (она же желание) после просмотра было еще раз когда-нибудь увидеть такого невероятного Билла Найи! У этого актера  много знаковых ролей (фактически большинство из всего сыгранного им), но «Реальная любовь», похоже, действительно стала для харизматичного британца чем-то особенным.

Сверчок за очагом (2001, режиссер Леонид Нечаев)

И снова Диккенс. Как же без него на Рождество? Ведь это в первую очередь праздник семейный, а Диккенс - мастер семейных историй, для которых Рождество является отличной декорацией. Но Диккенс не был бы Диккенсом, если бы не блеснул в этой повести и другой гранью своего таланта – умением лихо закручивать тайну и интригу, что сполна проявилось во «Сверчке за очагом», придав истории остроты и дополнительной эмоциональности. Режиссер Леонид Нечаев, как и Земекис, чутко уловил главное в произведении классика, сразу поставив во главу угла камерность. Что сразу придало истории теплоты и домашнего уюта, но при этом не оторвало ее от реальности, не лишило ее драматизма, пусть в данном конкретном случае смягченного. Прочувствовали своих персонажей и актеры, в результате все – Альберт Филозов, Евгений Сидихин, Оксана Пашина, Дарья Калмыкова, Борис Плотников и другие предстали вполне настоящими британцами – внешне сдержанными, но с бурей эмоций внутри, которые, как я уже сказал, умело подпитала внесенная автором интрига. С атмосферой Рождества в картине тоже все в порядке: духи здесь, рядом, и сверчок несет свою вахту за очагом. Нечаев снял  потрясающе теплое, доброе, домашнее камерное кино, в котором Диккенс присутствует с первого до последнего кадра.     

Вечера на хуторе близ Диканьки (1962, режиссер Александр Роу)

Еще одна классика – на этот раз от Николая Гоголя. И снята тоже классиком – от кинематографа – Александром Роу, сумевшим, образно говоря, вдохнуть в свой фильм Гоголя не менее стильно и красиво, чем Нечаев – Диккенса. Пересказывать сюжет, наверное, бессмысленно – его и так все хорошо помнят. Скажу лишь, что более удачного перенесения произведений классика на большой экран мне пока увидеть не довелось, за исключением мини-сериала «Мертвые души» Михаила Швейцера, но здесь надо сделать поправку на то, что последние сняты все же в ТВ-формате, позволяющем детализировать историю, полнее раскрыть персонажей. Ну и актеры, само собой.  Практически все – Георгий Милляр, Людмила Хитяева, Николай Яковченко, Александр Хвыля, Сергей Мартинсон сыграли много хороших ролей, но их герои в экранизации повести Гоголя точно не затеряются среди них.

Волшебное Рождество (1985, режиссер Филлип Борсос)

Трогательная история, очень органично сочетающая веру в Рождество, ангелов и чудеса с потрясающе правдивым и драматичным жизненным сюжетом, будто списанным с конкретных людей. История Джинни и ее семьи мало кого может оставить равнодушным и несмотря на простоту и незамысловатость сюжета,  аккуратно, ненавязчиво доносит до зрителя мысль о том, что чудеса бывают и надежду на лучшее нельзя терять даже в самых  тяжелых обстоятельствах. Прекрасная актерская работа Мэри Стинберген, исполнившей роль Джинни. Прониклись историей и дети – Элизабет Арнуа и Робби Мэгвуд, сыграв, соответственно Эбби и Кэла легко, раскрепощенно и убедительно. Среди забавных моментов в картине стоит выделить весьма своеобразное представление создателей об ангелах и конкретно Гидеоне, но Гарри Дин Стэнтон не растерялся и тоже сыграл убедительно.

Полярный экспресс (2004, режиссер Роберт Земекис)

На этот раз сказка почти в чистом виде. Неплохая экранизация одноименной книги американского писателя Криса Ван Оллсбурга и еще одна лента на рождественскую тематику от Роберта Земекиса. Главное в этом мультфильме, конечно, - безупречно исполненная компьютерная графика, благодаря чему картинка в целом и прорисовка конкретных героев радует глаз на протяжении всего действия. Почему столь удачное техническое исполнение, как случилось позднее и с «Рождественской историей», пролетело мимо номинаций на «Оскар» («Полярный экспресс» номинировали в категориях «Лучший звук», «Лучший монтаж звука» и «Лучшая песня»), для меня еще одна загадка. Что касается сюжета, то история о том, как просто и одновременно сложно поверить в Санту, смотрится весьма симпатично, хотя и простенько. Конечно, тут надо еще непременно сказать о весомом вкладе в проект Тома Хэнкса, взявшего на себя сразу шесть персонажей и блестяще справившегося с таким грузом ответственности.       

Четыре Рождества (2008, режиссер Сет Гордон)

Рождественские традиции и сам культ этого праздника стали благодатным материалом также для комедийного жанра: от мягкого юмора и забавных нелепиц до острейшей сатиры, беспощадного стеба и целого набора более или менее удачных пародий. «Четыре Рождества» Сета Гордона относятся, естественно к «мягким». Сюжет не так чтобы сильно оригинален, однако фильм берет хорошей игрой актеров, из которых не схалтурил никто. Винс Вон, Риз Уизерспун, Сисси Спейсек, Роберт Дювалл,  Джон Фавро и снова засветившаяся после «Волшебного Рождества» в рождественском проекте Мэри Стинберген играют просто здорово, даря зрителю без малого полтора часа легкого веселого зрелища.

Гринч – похититель Рождества (2000, режиссер Рон Ховард)

Еще одна лента, без которой сложно представить себе любой рождественский киноТОП. На самом же деле, если заглянуть вглубь книги Доктора Сьюза, по которой поставлен мультфильм, и самой экранизации, снятой Роном Ховардом, за  простой, на первой взгляд, сказочной историей стоит проблема, о которой никогда не лишне напомнить. Это вопрос  предубежденности по отношению к тем, кто чем-то выделяется из общей массы, отличается от остальных. Вспомним, почему Гринч живет отшельником и злится на весь мир? Из-за того, что он отличается от  остальных жителей Ктограда, и они отвергают его, считают хуже себя. Иными словами, зло в Гринче не безусловное, изначальное, а порожденное, спровоцированное. Поэтому и украсть Рождество Гринч хочет не столько из ненависти к самому празднику, сколько из-за обиды на несправедливость по отношению к себе, желания заявить о себе, доказать, что он тоже способен на поступок, что его роль в этом мире тоже может быть важной. Мультфильм подводит к мысли, что со злодеями, подобными Гринчу, можно и нужно разговаривать, убеждать, пробуждать в них лучшее, а не отталкивать на обочину жизни, провоцируя в них, наоборот, все самое худшее, которое так или иначе вырвется наружу. В плане донесения этого мэсседжа важны и книга, и снятый по ней мультфильм. Именно в этом, на мой взгляд, их главная ценность. «Оскар» за лучший грим «Гринч…» заслужил сполна, как и номинации в категориях за лучшие декорации и костюмы. Однако положа руку на сердце, скажу, что вот в этом мультфильме Джим Керри не произвел на меня такого сильного впечатления, как в «Рождественской истории», поэтому последняя пока остается у меня исключением из правил в плане моего отношения к этому актеру.

Михаил Коронкевич, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-