Фильм «Экс» – игра в кино и в историю

Фильм «Экс» – игра в кино и в историю

Укринформ
В украинском прокате демонстрируется фильм режиссера Сергея Лысенко, посвященный деятельности УВО

Полнометражный игровой фильм режиссера Сергея Лысенко «Экс» посвящен деятельности УВО – Украинской Войсковой Организации, которая возникла в 1920 году по инициативе офицеров тогдашних украинских армий. Изначально ее возглавлял полковник Евгений Коновалец. Деятельность УВО была ограничена фактически Западной Украиной. Через несколько лет УВО стала частью ОУН, которая сегодня является едва ли не самой известной структурой в истории Украины, боровшейся за нашу независимость.

Фильм рассказывает об одном из эпизодов деятельности УВО – попытке экспроприации средств с почты в местечке Городок (Львовская область), которые требовались для нужд организации. Это произошло в 1932 году. В какой-то момент все пошло не так, как планировалось, и обычная (до этого момента) экспроприация превратилась в кровавое месиво. В фильме есть еще одна параллельная линия, также связанная с незаконной деятельностью молодых людей – на этот раз батяров, которые задумали ограбить местный кооператив. Со временем эти две линии пересекаются.

И все же, если вы ждете напряженный боевик, подробно изложенную историю об ограблении, рассказ о деятельности УВО – то вряд ли вы их получите, поскольку вас ждет весьма своеобразное зрелище, в котором переплелось несколько киножанров, среди которых – и боевик, и черная комедия, и так называемый «сельский» хоррор, и триллер. В фильме есть неожиданные сюжетные ответвления, длительные эпизоды, которые не развивают действие, а также второстепенные персонажи, которые часто занимают больше места в фильме, чем главные.

Вообще, у фильма много достоинств – он в целом динамичный, его интересно смотреть, в его основе – много автентики, которая воплощена и на уровне диалогов (автор сценария – Ярослав Яриш), и через материальную составляющую (художник-постановщик – Влад Одуденко), и, что очень важно, через актерские типажи – значительное большинство исполнителей принесли на экран узнаваемые галицкие типы. Стоит назвать этих молодых актеров: Роман Кривдик, Виталий Гордиенко, Орест Пастух, Лиза Бакулина, Олег Онещак, Василий Колесник, Ярослав Дерпак, Анатоль Фон-Филандра и другие.

Оператор-постановщик этого фильма Сергей Михальчук сделал все, чтобы визуально лента не просто запоминалась, а максимально выражала авторский замысел, передавала драматизм и в то же время юмор ситуации.

Сергій Михальчук
Сергей Михальчук

Вместе с тем, фильм вызывает ряд всевозможных вопросов. Они касаются прежде всего композиции. Перед нами – нелинейное повествование: фильм начинается на середине истории, дальше идет фактически ее финал, и только после этого нас возвращают в начало. Такая композиция довольно часто используется в фильмах об ограблении и различных аферах, которые заставляют зрителей замирать в ожидании развязки головоломки, которая лежит в основе сюжета. Однако свободная композиция – все же больше литературный, чем кинематографический прием, его еще называют «романным».

Такая композиция развязывает руки автору фильма, в то же время она полностью сосредоточена на финале истории, а весь фильм - просто одна большая предыстория этого финала. Чаще всего так работают писатели, которые пришли в кинематограф, – например, Вуди Аллен, чьи фильмы были одними из первых, которые достигли успеха благодаря такой манере повествования.

И все же вершиной подобного типа кино остаются фильмы Квентина Тарантино, и этот кинематографист – не просто мастер диалогов или монологов, однако создатель парадоксального стиля, в основе которого – насилие, которое может вестись всеми возможными средствами: от словесного до физического. У Тарантино слово никогда не является нейтральным, никогда не обозначает безличную информацию, которой обмениваются те, кто говорят, – это всегда демонстрация превосходства одного персонажа над другим. И это началось еще с первого его полнометражного фильма «Бешеные псы» (1992), который целиком держится на разговорах, действия здесь фактически нет, а если оно и имеется (чаще всего – это выстрел), то просто завершает собой словесную перепалку, и является последней, завершающей репликой в диалоге. Слово в фильмах Тарантино равноценно отчаянному поступку на поле боя, потому что за свои слова часто приходится платить кровью и жизнью.

С этой точки зрения фильм Сергея Лысенко – тарантиновский, потому что в нем тоже нелинейная структура и большинство эпизодов содержат интенсивные диалоги, которые имеют целью не столько обмен информацией, сколько обмен агрессией. С одной стороны, это довольно интересно, поскольку в украинском кино не было подобного, к тому же диалоги ведутся на галицком диалекте – экзотическом для большей части Украины – поэтому они могут быть дополнительным развлечением или даже вызовом для зрителя.

Сергій Лисенко
Сергей Лысенко

Однако, с другой стороны, фильм все же держится на определенных исторических фактах, которые доступны для широкой общественности. И лента достаточно свободно обращается с этими фактами (скажем, боевиков во время ограбления почты было двенадцать, а не шесть, действие происходило в ноябре, а не где-то в начале лета и т.д). Лента отражает исторические факты в общих чертах, и очень часто – в отрыве от исторического контекста.

Бойцы в фильме выглядят откровенными любителями – им не хватает выучки, дисциплины или даже элементарной конспирации – боевики собираются открыто, громко обсуждают свои планы, вообще ведут себя крайне легкомысленно. Отчасти это правда, поскольку в планировании реального ограбления были допущены роковые ошибки, в частности, плохо была проведена разведка, в результате чего боевики попали под обстрел еще в почте, а затем и на улице. Вместе с тем, планированием занимались ответственные люди, руководители УВО, и совещания по планированию проводились тайно, и грабители прибывали на место событий по отдельности, и были в масках.

Собственно, такой подход к теме сразу снижает планку повествования, потому что, если украинские герои были настолько некомпетентными, то за что мы должны их прославлять? Но это еще полбеды. В фильме есть параллельная линия с батярами, которая выглядит откровенно декоративной, и именно она делает этот фильм максимально «тарантиновским». Как известно, Тарантино никогда не снимает фильмы по реальным событиям – все его сюжеты являются просто перепевами сюжетов низовой, фактически бульварной культуры. Если же в его фильмах появляется что-то реальное, то оно сразу попадает в разряд альтернативной истории, как это было в «Бесславных ублюдках» и «Однажды в Голливуде...». Его фильмы – в первую очередь абстрактные фрески, которые ставят персонажей перед сложным экзистенциальным выбором, а уже во вторую – что-то хоть немного приближенное к реальности.

Параллельная сюжетная линия «Экса» выстроена в подобном стиле. Мы видим одного из батяров, Юрко, который ведет себя максимально рискованно, даже вызывающе. Он задирается в ресторанчике с боевиками УВО, напивается перед грабежом кооператива, вследствие чего не может открыть сейф, бьется со своим напарником, и в итоге попадает в плен к местному хозяину, который закрывает батяра в своем амбаре. Дальше история разворачивается как в «Криминальном чтиве», где с пленником может случиться все, что угодно. Здесь даже появляется еще один персонаж, кум Иван, и неслучайно, потому что «в моей лавке убивать могу только я и Зед». Кружение камеры вокруг пленника напоминает похожий эпизод из «Бешеных псов», и когда ухо батяра оказывается на первом плане, только и ждешь, что то ухо ему сейчас отрежут серпом под подходящую мелодию.

Итак, если фильм рассматривать с точки зрения исторического соответствия, то в нем много пробелов, которые трудно как-то оправдать. Если смотреть на это кино, как на игру в тарантиновском стиле, то его вполне можно воспринять благодаря неповторимым, иногда даже абсурдным диалогам и монологам, а также свободе, с которой такое кино сделано.

Вместе с тем, полемичной остается методика создания украинских фильмов с такого типа историческими сюжетами. Очевидно, что авторам придется все же выбирать – снимать им исторически релевантное или приключенческое кино. На мой взгляд, эти вещи невозможно объединить, и дело не только в так называемой «правде жизни», но и в полной неотработанности украинского приключенческого фильма как отдельного жанра. Все, что у нас есть – это еще советская мифология, которую большинство отечественных кинематографистов прикладывают к украинской истории, не стремясь искать альтернативы. С этой точки зрения «Экс» кажется фильмом переходного периода, в котором можно усмотреть и элементы фильмов Тарантино, и советской «Молодой гвардии». Вероятно, со временем все это должно измениться.

Подводя итоги: «Экс» – неплохой фильм, хорошо сделанный на уровне кинематографии, режиссуры и актерского исполнения, по-своему цельный, полный энергии, интересных персонажей и настоящей автентики. Он, безусловно, достоин просмотра, так же, как и полемики.

Игорь Грабович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-