Искусство ради переосмысления: как Припять отпраздновала свое 50-летие

Искусство ради переосмысления: как Припять отпраздновала свое 50-летие

Укринформ
Подарком для города-призрака стал художественный проект Artefact в исполнении бывших припятчан

Припять. Почти шесть вечера 4 февраля 2020 года. Подходит к концу художественная акция, посвященная пятидесятой годовщине города — подарок Припяти от нескольких музыкантов и проекта Artefact.

Организаторы, музыканты, бывшие припятчане, сотрудники Чернобыльской АЭС, полиция и еще 80 журналистов, — все замерли и смотрят, как над центральной площадью города-призрака медленно падает снег.

Снежинки — большие и причудливые — окрашивает в разные цвета гигантский проектор, который транслирует на стену гостиницы “Полесье” сначала хроники молодой Припяти, а затем — 20-минутную анимацию мифа о Прометее. Зрелище и пугающее, и прекрасное одновременно: замерзшие кристаллики воды всего на несколько мгновений становятся то красными, то зелеными, а потом навсегда угасают, тают на нагретой солнцем земле... Неужели такая же судьба постигла и мечты людей, которые когда-то жили в этом уже 34 года как мертвом городе?

За действом в Припяти онлайн наблюдают бывшие припятчане в Киеве и Славутиче. Позже узнаю, что зрители реагируют на акцию по-разному: кто-то совершенно не понимает, что происходит на другой стороне экрана, а кто-то танцует под музыку и плачет, наблюдая за хроникой города.

Припять — передовой город энергетиков, получивший свой статус в 1970 году. До эвакуации здесь проживало почти 50 тысяч человек. Средний возраст припятчан не достигал и 30-ти лет, город притягивал молодежь со всего Советского Союза.

В начале февраля Припяти исполнилось бы 50 лет... Видимо, основатели города представляли, как он встретит свой первый большой юбилей: красные флажки, торжественный праздник, где обязательно вспомнят “вождя коммунизма”, в нескольких километрах – старейшая атомная станция Украины, которая произвела очередной миллиардный киловатт-час.

Но авария на Чернобыльской АЭС навсегда изменила реальность и отсчет времени и для Припяти, и для ее бывших жителей, и даже для культа “вождя”.

Так, 26 апреля 1986 года Припять перестала существовать как город энергетиков. К счастью, за последующие 34 года для нее нашли другой смысл – город, как “сердце” Зоны отчуждения, постепенно превращается в своего рода художественную площадку.

Поэтому в 2020 году вместо красных флажков — проекция на торцевую стену немножко печального припятского отеля, вместо торжественного советского праздника — джазовые и неоклассические импровизации, сыгранные двумя украинскими пианистами с использованием “звукового музея” PRIPYAT Pianos.

Лишь атомная станция никуда не делась. 34 года назад она обрекла часть Полесья стать зоной отчуждения, но сама до сих пор стоит на своем месте, окруженная лесом, рекой и километрами обезлюденных земель.

Кстати, хотелось ли вам когда-нибудь заглянуть внутрь Чернобыля? Укринформ это сделал. В 2019 году мы дважды побывали в наиболее возможной близости от разрушенного энергоблока, о чем скоро вам расскажем.

Обо всем этом размышляю, меряя шагами площадь в день репетиции к акции. Хотя на календаре второе февраля, день кажется удивительно светлым и теплым. Иногда забываешь, что вокруг тебя — полуразрушенные здания и радиационные пятна различной величины и случайного расположения. Когда солнечный свет заливает всю центральную площадь Припяти, почти видишь перед собой живой город. Думаешь, удастся ли сделать так, чтобы через два дня Припять именно такой увидел еще кто-то?

Репетиция длится весь день, но даже после ее окончания все еще очень трудно до конца представить, что именно будет происходить 4-го февраля. Очевидно, существует искусство, которое состоится одномоментно и больше не повторится ни до, ни после.

НУЖНО ЛИ ГОРОДУ-ПРИЗРАКУ ИСКУССТВО?

Если ничего не делать, историческая память о Чернобыльской аварии и ее последствиях постепенно исчезает. Исследования от ARTEFACT показывают, что молодое поколение уже сегодня почти ничего не знает об этой трагедии. А мы — нация, которая отдала Зоне отчуждения часть земель Полесья и здоровье сотен тысяч сограждан — не можем позволить себе забыть.

За прошедшие 34 года Зона отчуждения существенно изменилась. Поэтому и тема Чернобыля требует переосмысления. Искусство — это именно тот инструмент, который позволяет и переосмыслить, и заставить услышать.

Кто же они – те, кто наделяет Припять новым смыслом существования?

Александр Сирота – наверное, самый известный в медиапространстве бывший житель Припяти. Не смог смириться с тем, что жизнь больше никогда не вернется в родной город, поэтому нашел свой собственный способ “возвращаться” домой.

Сирота - основатель и президент международной общественной организации «Центр ПРИПЯТЬ.ком», который ставит целью донести информацию о Чернобыльской трагедии и ее последствиях как можно более широкому кругу общественности, объединить всех неравнодушных к этой теме, сохранить Припять для будущих поколений и предоставить ей статус города-музея.

- Те, кто был вынужден покинуть родной город и оставил здесь частичку своей жизни, не готовы смириться с тем, что Припяти больше не существует. И они возвращаются. Снова и снова, годами пытаясь вернуть сюда хотя бы отголоски жизни. А вместе с ними появляются и те, кто никогда не жил здесь, но способен к сочувствию и пониманию. Те, кто способен менять восприятие реальности. Те, кто возвращает сюда жизнь”, — рассказывает Сирота об акции.

Владимир Савин — украинский композитор и саунд дизайнер. Автор виртуального «звукового музея» PRIPYAT Pianos, в котором собрано звучание 20 пианино из Припяти, которые остались в городе после аварии. Эти инструменты молчали тридцать три года, пока Владимир не нашел их и не записал, создав полноценный виртуальный музыкальный инструмент. Больше о проекте и его авторе можно почитать здесь.

Лесь Якимчук и Поль Солонар — пианисты, которые 4 февраля дали заброшенным пианино из Припяти “голос”.

Арт-проект ARTEFACT Валерия и Светланы Коршуновых — самый масштабный культурный национальный проект по переосмыслению информационной составляющей катастрофы Чернобыля.

Конечно, они не сами. “За кадром” остается еще несколько десятков людей, каждый из которых играет свою роль на 4 февраля. Остается лишь наблюдать, как в нужный момент весь этот единый механизм заработает.

ВНЕЗАПНЫЙ СНЕГ И ЗАСАДЫ НА “СТАЛКЕРОВ”

За несколько часов до начала на площадь подтягивается полиция. Организаторы получили сообщение, что под видом СМИ на акцию приедут провокаторы, которые попытаются сорвать мероприятие.

- Надеюсь, это просто предосторожность, – говорит Александр Сирота, проходя мимо нашей импровизированной сцены. Он периодически то появляется, то исчезает из поля зрения, укладывая огромную антенну, кабели и роутер.

Акция в Припяти должна транслироваться онлайн. Ожидается, что ее будут смотреть как минимум в Национальном музее “Чернобыль”, где также проходит мероприятие, посвященное дню рождения Припяти. Интернет-соединение в Зоне отчуждения есть только номинально, поэтому организация трансляции требует дополнительных технических решений. Александр напоминает журналистам о необходимости выключить мобильные телефоны, а также просит объявить, что любой, кто попытается покинуть центральную площадь, будет сразу же задержан полицией.

Нестандартное начало для художественной акции.

Но журналисты, которые уже прибыли двумя автобусами и несколькими собственными автомобилями, не очень прислушиваются к призывам, разбредаясь во все стороны. Ну что ж, наше дело предупредить. Может, кто-то и запланировал себе крутой сюжет о задержании “сталкеров” из полицейского участка в Зоне отчуждения?

На город-призрак стремительно надвигаются сумерки. До акции остается тридцать-двадцать-десять минут... Наконец начинаем. После всех вводных речей, за клавиши цифрового фортепиано садится первый пианист, Лесь Якимчук. Он касается клавиш — и площадь заполняет звучание старых пианино из Припяти. Лесь играет примерно 15 минут, а за его спиной транслируется хроника молодой Припяти. В воздухе появляются первые снежинки, словно город тоже услышал звучание своих музыкальных инструментов.

- Припять жива... Надеюсь, мы своей музыкой это докажем, – говорит Лесь и уступает место Полю Солонару.

Поль Солонар — известный украинский пианист-неокласик, сотрудничал чуть ли не с половиной отечественного музыкального бомонда. Он играет три темы для Припяти.

- Я действительно почувствовал это город... Я увидел его таким, каким он был 34 года назад: богатым, зеленым, с красивыми людьми. Таким, каким мы увидели его в хрониках. Потом была вторая тема — трагедия. Она более минорная, тяжелая, грустная. Это то, что люди переживали здесь, когда произошла трагедия. Это не личная трагедия, а беда всей планеты. Была еще одна тема, завершающая: природа все еще жива, этот город до сих пор жив, когда-нибудь он снова зацветет. Возможно, здесь когда-нибудь снова будут жить люди, – рассказывает Солонар.

Музыкальная часть завершается, на площади почти полностью гаснет свет. Проекция на стене отеля меняется — теперь там появляется 20-минутный “медиа-барельеф” от проекта ARTEFACT.

Снег усиливается. Этой зимой это действительно – как чудо. Снежинки — большие и причудливые — окрашивает в разные цвета гигантский проектор... Что происходит дальше, вы уже знаете.

Припять приняла свой подарок.

Вместо послесловия. СМИ разъезжаются, с площади убирают все прожекторы, теперь ее освещают только фары машин и фонарики на телефонах. Полиция рассказывает, что ей таки удалось разоблачить провокаторов, которые нелегально попали на территорию Зоны отчуждения. Задержали пятерых человек, еще трое убежали. Никому из них не удалось привлечь внимание и сорвать действо.

Руслана Чечулина

Фото: Юлия Овсянникова

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-