92-й

92-й "Оскар": Неожиданные "Паразиты" и непобедимый Феникс

Укринформ
Следовательно, и 92-й по счету "Оскар" - уже история. Неожиданности дарил практически каждый из них. В этом году он выдал две, но в главных номинациях – за лучшие фильм и режиссуру.

Если победа «Паразитов» в соревновании за приз лучшему иностранному фильму почти ни у кого не вызывала сомнений, ведь достойных конкурентов у фильма Пон Чжун Хо там не было, за исключением разве что социально-мигрантской драмы «Отверженные» Ладжа Ли, то статуэток, собственно, для Хо как лучшего постановщика и в целом для «Паразитов» как лучшего фильма ожидали далеко не все. Выдвигая в качестве вероятных победителей в этой номинации Сэма Мендеса или Квентина Тарантино, я тайком лелеял слабую надежду на победу Мартина Скорсезе – как минимум компенсацию за откровенно обойденное вниманием несколько лет назад «Молчание». Это талантливо снятое кино заслуживало не один «Оскар», в том числе лучшему фильму, режиссеру и за мужские роли обоих планов. Однако фильм получил единственную операторскую номинацию для Родриго Прието, которая походила больше на издевательство, чем на признание.

Фото: FilmMagic
Фото: FilmMagic

Как бы там ни было, но, очевидно, «Ирландца» решили игнорить по полной: «Золотой глобус» - 0 из 5, BAFTA – 0 из 10, сейчас «Оскар» - тоже 0 из 10. Получается, по мнению киноспециалистов, фильм вроде и неплохой, но наград не достоин. И пусть у того же де Ниро в случае его выдвижения шансов против Феникса было бы не очень много, как и у Аль Пачино против Питта, однако на пару технических «Оскаров» для «Ирландца» могли бы раскошелиться, в частности за монтаж и работу художника.

В победителях категории «Лучший фильм» я видел историческую драму «1917» Сэма Мендеса о Первой мировой. Именно как кино, как зрелище, этот фильм нареканий не вызывает: картинка, визуальные эффекты, музыка, работа оператора и художников – все на высоком уровне. Но этого оказалось мало для главного «Оскара». Ведь сюжетно «1917» - не очень сильный фильм, хотя его и пытались снимать как острую военную драму, объединив в некотором роде «Дюнкерк» Нолана и «Спасти рядового Райана» Спилберга. Однако Джордж МакКей (Скофилд) и Дин-Чарльз Чепмен (Блейк) хотя и сыграли в целом неплохо, до Тома Хэнкса, его тезки Сайзмора, Мэтта Дэймона и Джованни Рибизи не дотянули. Не дало эффекта и усиление актерского состава «1917» ТОП-звездами вроде Колина Ферта (генерал Эринмор) и Бенедикта Камбербэтча (полковник Маккензи), ведь в кадре они находятся очень короткое время.

Фото: ABC
Фото: ABC

Что же касается постановщика-победителя, то к работе Пон Чжун Хо сложно предъявить какие-то серьезные замечания: сюжет, персонажи, история в целом выстроены тщательно, с учетом мельчайших деталей. Эмоционально «Паразиты» берут на крючок с первых минут и не отпускают до последнего кадра, поднимая немало важных проблем – социальных, психологических и т.д., над которыми думаешь не один день после просмотра. Актеры тоже отработали добросовестно, пусть ни одного из них не было среди претендентов на «Оскар», в отличие, скажем, от прошлогодней «Ромы», которую выдвигали, в частности, в двух актерских номинациях.

Но сказать, что «Паразиты» существенно превосходят остальных соперников, как, в принципе, и полагалось бы лучшему фильму, было бы неискренне. Но это уже глобальная проблема «Оскара» в XXI веке. Последним фильмом, который был на две головы выше остальных, для меня на сегодня остается «Красота по-американски» Сэма Мендеса, который получил «Оскар» в 2000 году. Это если объективно взвешивать все составляющие, а не руководствоваться эмоциями, потому что в таком случае я бы не колеблясь отдал тогда статуэтку «Зеленой мили» Фрэнка Дарабонта. После 2000-го были только первые среди равных.

Не стал исключением и 92-й «Оскар». Кстати, и здесь у меня был свой «эмоциональный» победитель – очень неплохая камерная мелодрама Ноа Баумбаха «Брачная история» с отличными актерскими работами Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера. Первая вообще выдала едва на лучший год в своей кинокарьере, и жаль, что он не увенчался для нее какой-нибудь ТОП-наградой. Впрочем, сочувствия заслуживает и Драйвер, который в последние годы существенно прибавил как актер, приятно удивляя практически каждым проектом. Если Адам не будет сбрасывать обороты, думаю, «Оскар» для него – лишь вопрос времени, и очень недалекого.

«Кролик Джоджо» - еще одно безупречно выполненное с профессиональной и зрительской точки зрения кино, которое на протяжении почти двух часов своего хронометража умело балансирует на грани комедии, драмы и трагедии и имеет в своем активе отлично сыгранные роли – и речь идет не только о Йоханссон, а практически обо всем актерском составе, даже эпизодических ролях. Но, к сожалению, именно такие фильмы не часто выигрывают «Оскар».

ABC
Хоакин Феникс. Фото: ABC

То же касается и «Маленьких женщин» Греты Гервиг. По моему мнению, этот фильм удался режиссеру значительно лучше «Леди Берд», особенно, если учесть, что речь идет о культовом для американцев классическом сюжете, который до этого уже не один раз переносили на экран. Постановщица собрала великолепный ансамбль из молодых актерских звезд – Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элиза Сканлен, Тимоти Шаламе. Представительно также присутствие в фильме уже проверенной «гвардии» в лице Мэрил Стрип, которая в этом году каким-то чудом не номинировали на «Оскар», и Лоры Дерн. Но и победы костюмных исторических драм на «Оскаре» случаются не часто. Последняя из них была в 1999-м, и был это «Влюбленный Шекспир» Джона Мэддена.

По тем же причинам, вероятно, «Оскар» не выиграл и «Джокер». Это тоже был бы выход за определенные рамки и традиции, которых гласно и негласно придерживается Американская киноакадемия. Пусть нетипичный, но все же это кинокомикс, а они только прокладывают себе путь в лучшие на «Оскаре». И фильм Филлипса – здесь только второй после «Черной пантеры». Да и, по правде, хотя сценарий и режиссуру «Джокера» никак не назовешь небрежными, да и с отбором актеров в проект Тодд не ошибся (BAFTA за кастинг это показала), этот фильм главным образом держится на гениальной игре Хоакина Феникса и каким-то уж слишком оригинальными сюжетными ходами не удивляет.

«Ford против Ferrari» же Джеймса Мэнголда скорее всего попали в список претендентов как очередное напоминание американцам об одной из славных страниц их истории – на этот раз спортивной. Сценарий этой картины не отходит от канонов, по которым снимаются классические спортивные драмы – вспомнить хотя бы «Гонку» с Хемсвортом и Брюлем. Много говорят о сильных актерских работах Кристиана Бейла и Мэтта Дэймона, но меня они, честно говоря, не впечатлили, при том, что Бейл для меня – давно уже один из любимых и лучших актеров.

ABC
Рене Зеллвегер. Фото: ABC

Итак, если подытожить неожиданности 92-го «Оскара», то «Паразитами», собственно, все и ограничилось. Остальные победители были в большей или меньшей степени ожидаемыми. Речь идет прежде всего обо всех четырех актерских категориях. Рене Зеллвегер, Хоакин Феникс, Лора Дерн и Брэд Питт могли заранее готовить оскаровские речи.

Альтернативным вариантом в категории «Лучшая актриса» могла стать статуэтка для Синтии Эриво за роль в фильме «Гарриет», которая могла в придачу получить приз и как одна из авторов песни к этому фильму. Таким образом Американская киноакадемия застраховала бы себя от очередных претензий относительно «белого Оскара», ведь Эриво в этом году – единственная темнокожая из 20 актеров-номинантов. Однако и не отдать награду Зеллвегер, которая великолепно воплотила на экране голливудскую звезду на все времена Джуди Гарленд было неприемлемо. Американские киноакадемики рискнули и теперь, вероятно, выслушают гораздо больше претензий, чем было бы в случае победы Эриво.

Во втором плане можно было спорить о шансах на «Оскар» сэра Энтони Хопкинса за «Двух Пап», Кэти Бейтс за «Ричарда Джуелла» и Скарлетт Йоханссон хотя бы за один из проектов («Брачная история» и «Кролик Джоджо»), но только до начала наградного сезона, который сразу расставил победителей по местам.

STEVE GRANITZ GETTY
Фото: GETTY

После того, как стало понятно, что ни в главной, ни в актерских номинациях «Оскар» «Кролику Джоджо» не светит, да и в технических шансы призрачные, приз за лучший адаптированный сценарий этой картине стал практически безальтернативным, но от этого не менее заслуженным. Фильму вроде «Кролика» просто невозможно было не дать хотя бы один «Оскар». В других руках экранизация книги Кристин Лененс «Зарешеченные небеса» могла превратиться в нечто довольно скучное и посредственное, но Тайка Вайтити сделал из нее действительно зажигательную и зрелищную трагикомедию, практически без слабых мест. На второе место в этой номинации я бы вывел киноадаптацию «Джокера». Такое оригинальное прочтение комикса дуэтом сценаристов Филлипс - Сильвер, абсолютно неканоническое, которое в итоге превратило его в острую социально-психологическую драму, заслуживает высоких оценок.

WireImage
Тайка Вайтити. Фото: WireImage

Единственной же из тех номинаций, в которой с выбором американских киноакадемиков согласиться трудно, стал «Лучший анимационный фильм». Сначала я расстроился, что из списка участников сезона кинонаград выпало замечательное аниме «Дитя погоды». Потом, когда «Золотой глобус», а впоследствии и «Оскар» сенсационно забрало «Холодное сердце 2», обрадовался, поверил, что здесь возможны какие-то нестандартные решения. Однако выбор Американской киноакадемии в очередной раз поразил своей банальностью – «История игрушек 4». Снова блокбастер, снова сиквел. И это когда рядом интересный и самобытный по всем критериям (прежде всего визуальному) испанский «Клаус»! Нет, гораздо легче идти проторенной дорогой. Не говорю, что четвертые «Игрушки» - плохой мультфильм, совсем нет. Но ведь надо давать шанс и оригинальным проектам. Фильм Кули-Риверы-Нильсена лишь неплохо повторил уже пройденное, каких-то неожиданных и интересных сюжетных ходов он не предлагает. Хорошо, что «Клауса» оценила хотя бы BAFTA, и это при том, что там «Холодное сердце 2» в квартет номинантов как раз попало.

Getty Images
«История игрушек 4». Фото: Getty Images

В категории «Лучшая музыка» шансы исландского композитора Хильдур Гуднадоуттир («Джокер») выглядели несколько выше, чем у других, но интригу внес Томас Ньюман своими интересными композициями к исторической драме «1917», которые вместе с гениальной операторской работой и безупречно отработанной картинкой играют решающую роль в том, что это кино действительно интересно смотреть. Но об этом чуть ниже. Возвращаясь к Гуднадоттир, то она хорошо уловила и поняла атмосферу и настроения, которые стремились придать фильму создатели «Джокера». Это касается и главного героя. «Успеть» за изменениями настроений и переживаний Артура Флека очень сложно, ведь они отчасти мгновенные, но Гуднадоттир это удалось, и подобранные ею композиции так же эмоционально разнообразны и убедительны. Успеху Гуднадоттир, к слову, должны радоваться вдвойне, ведь все помним ее музыку к сериалу «Чернобыль». Среди других выделил бы интересный саундтрек еще одного Ньюмана – Рэнди, который он написал к «Брачной истории», однако все же двум упомянутым он немного уступает, и интересен прежде всего своей камерностью, я бы сказал, даже уютностью, как и весь фильм Баумбаха в целом.

ABC
Элтон Джон. Фото: ABC

В номинации «Лучшая песня» на этот раз собрали интересные произведения, в частности очень зацепила «Into the Unknown» из «Холодного сердца 2»: сиквел, как и первая часть, порадовал неплохими песнями. Однако песня «(I'm Gonna) Love Me Again» из байопика об Элтоне Джоне («Рокетмен») - им самим и написанная - с самого начала чувствовала бы себя уверенно в любой компании. Тем более, учитывая то, насколько талантливо, искренне и страстно сыграл всемирно известного певца Тэрон Эджертон.

Как практически сразу после выхода в прокат «Джокера» исчезла интрига в номинации «Лучший актер», так и после выхода в прокат «1917» на 99,9% стал известен победитель в номинации «Лучший оператор». Роджер Дикинс превзошел самого себя: динамика, всегда своевременные, точные, уместные ракурсы; оператор, а с ним и зритель - всегда в центре событий и не отстают от них. Ну и, конечно, мастерски скрытые монтажные склейки и имитация фильма, снятого одним кадром. Если все это не стоит «Оскара» для оператора, то тогда что? И все же жаль Родриго Прието, который остался без статуэтки, хотя снова профессионально отработал для Скорсезе - на этот раз в «Ирландце».

Roger Deakins
Роджер Дикинс. Фото: Getty Images

В остальных технических категориях «Американская киноакадемия» пошла по принципу: «всем сестрам по серьгам». Так, «1917» в дополнение к операторской получил награду за лучшие визуальные эффекты, где на киноакадемиков не произвели впечатления ни «Ирландец» с омоложенным трио де Ниро-Пачино-Пеши, ни финал «Мстителей», не говоря уже о финальной части «Звездных войн». Третьей и последней на «Оскаре» наградой для фильма Мендеса стал приз за лучший звук.

Отдали должное в конце концов и «Ford против Ferrari». Хоакин Феникс сделал статистом Кристиана Бейла вместе с другими претендентами на лучшего актера, поэтому фильму Мэнголда осталось искать счастья в технических номинациях, и в итоге он взял здесь два «Оскара» - за монтаж и звуковой монтаж.

Не мог остаться без наград в технической области и фильм «Однажды... в Голливуде». Тщательно воссозданные в фильме «золотые времена» Голливуда конца 60-х с их уникальной атмосферой, нравами, настроениями, несмотря на несколько ироничное отношение Тарантино к этой странице истории «фабрики грез», заслуживали немного большего, чем единственная статуэтка Брэду Питту, поэтому Киноакадемия отметила «Оскаром» еще и работу художников.

В свою очередь «Маленькие женщины», выйдя в прокат, заранее ответили на вопрос относительно награды за лучшие костюмы. Признанный авторитет в этой области британка Жаклин Дюрран (на ее счету ряд престижных наград и номинаций, включая BAFTA, «Спутник» и «Сатурн», а нынешний «Оскар» стал для нее уже вторым после «Анны Карениной») в очередной раз доказала свой высокий профессиональный уровень, тем более, что формат исторической костюмной мелодрамы, которая рассказывает о 60-х годах XIX века, создал идеальные предпосылки для креатива и интересных решений.

Зато в категории «Лучший грим и прически» победитель не был таким очевидным, и ходило интересное соревнование, которое в итоге выиграл «Скандал» Джея Роуча, хотя я бы еще отметил здесь и фильм «Малефисента: Владычица тьмы»: героини Анджелины Джоли, Эль Фаннинг и Мишель Пфайффер и многие другие персонажи запоминаются, в том числе, своими прическами и искусной работой с ними гримеров.

В номинации «Лучший игровой короткометражный фильм» обращает на себя внимание победа фильма «Окно напротив» Маршалла Карри на тему вечного интереса человечества к чужим тайнам и последствиям, которые они могут вызвать.

Getty Images
Елена Андрейчева и Кэррол Дайсингер. Фото: Getty Images

Хочется порадоваться и победе фильма «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девочка)»: во-первых, потому, что он снова напоминает об острой проблеме незащищенности детей в «горячих точках» планеты, в данном случае – Афганистан (события происходят в Кабуле), и, во-вторых, – потому что к его созданию вместе с Кэрролл Дайсингер приложила руку британская кинематографистка и журналистка украинского происхождения Елена Андрейчева, которая родилась в Киеве.

Вот таким, в значительной мере предсказуемым и прогнозируемым, стал 92-й «Оскар», который спасла главным образом неожиданная победа «Паразитов» в категории «Лучший фильм». От «Оскара» в следующем хочется все же большей интриги и конкуренции, прежде всего – в актерских номинациях. Следовательно, через год вернемся в Голливуд за новыми триумфаторами.

Михаил Коронкевич, Киев

Первое фото: ABC

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-