Александр Жук, учитель информатики (топ-50 по версии Global Teacher Prize)
У меня нет и не будет компьютера дома. Работать дома – это отбирать счастье у семьи
24.03.2020 14:17

Учитель информатики из Запорожья Александр Жук вошел в топ-50 самой престижной мировой премии для учителей Global Teacher Prize. Александру 30 лет, и уже 10 он работает в Запорожской специализированной школе-интернате «Джерело» с детьми с нарушениями слуха. Он никогда не берет работу на дом, да и вообще – он учитель информатики, у которого нет дома компьютера.

Александр владеет языком жестов, а в 2018 году стал лучшим учителем по украинской версии упомянутой премии – выиграл 250 000 гривен.

О том, что запорожский учитель вошел в топ-50 Global Teacher Prize, стало известно в конце прошлой недели, тогда в стране, и в частности в Запорожье, уже был объявлен карантин. В областном центре были закрыты все кафе, а поездки из одного района города в другой казались настоящим испытанием.

Поэтому решили встретиться с Александром в выходной в одном из районных парков Запорожья.

- Поздравляю, вы стали одним из 50 лучших учителей планеты. Как удалось попасть в мировый “полтинник”, ведь было около 36000 претендентов?

Почему так мало украинских учителей участвуют в таких конкурсах?

- Спасибо. На самом деле, я очень загорелся Global Teacher Prize еще в 2018 году. Тогда, в рамках премии Global Teacher Prize Ukraine, когда стал победителем, имел возможность поехать на образовательный форум Global Education & Skills Forum 2019 в Дубай. Тогда там как раз вручалась эта своего рода “нобелевская” премия. Когда я попал туда, меня это очень задело, возникло желание быть в кругу этих людей. Непреодолимое желание попасть туда. В сентябре 2019 года начал заполнять анкету. Как можно было выбрать из 36 000 претендентов только 50 – мне очень трудно представить. Организаторам пришлось невероятно много времени потратить. После четвертого задания, которое я должен был выполнить, уже понял, что попал в топ-50 лучших учителей мира.

- Чего хотелось больше: себя показать или представить Украину?

- Засветить Украину. Потому что за время существования премии только одна украинка (учительница английского языка) попадала в топ-50. Это было в 2017 году. Для меня это одновременно стресс и непонимание. Почему так мало украинских учителей участвуют в таких конкурсах? Возможно, для кого-то проблема заключается в том, что документы нужно заполнять на английском языке?

- Вы хорошо владеете английским?

- Нет, я не знаю в идеале.

- Кто же вам помогал заполнять анкету?

- Сам. Я понимаю язык, но писать немного сложно. Google помогал. В этом году в топ-50 лучших учителей планеты, кроме меня, попала еще одна украинка – Наталья Гладких. Кстати, она тоже английским не владеет. Для чего я говорю это: знание языка в данном случае не главное, главное – не бояться и идти к своей цели.

- Какое самое сложное задание было и какое самое главное условие для того, чтобы принять участие в конкурсе?

- Сначала надо было заполнить анкету, она состояла из 8 или 10 вопросов. Все они касались школы. Мне очень помог опыт участия в украинской премии. Я понимал, на что надо ориентироваться. Затем надо было описать короткую свою историю, рассказать, как работаю с детьми. Самое главное условие: надо работать на данный момент в школе и иметь как минимум 10 часов. Еще необходимо было собрать много справок и документов, нотариально заверить, перевести.

- Кто первый поздравил с выходом в топ-50?

- Для многих это был шок. Я никому об этом не говорил. Даже жене. Для знакомых и коллег это одновременно был и стресс, и восторг. Ну, круто же, что Украина вошла в мировой рейтинг! Более того, в этот раз Украину представляют двое украинских учителей. Соцсети буквально разорвало. День был потрачен на общение по телефону.

- Что дальше? Когда и где должно состояться награждение лучшего учителя планеты?

- До июня должна быть объявлена лучшая десятка учителей. И “десятку”, и “полтинник” приглашают в Лондон. В этом году образовательный десант будет проводиться там. Каждый год он проходит в другой стране мира. Уже в Лондоне топ-10 лучших учителей должны презентовать свои уроки, мастер-классы на английском языке или с помощью переводчика. И уже помле этого выберут лучшего учителя мира.

- Вы себя видите в “десятке” и готовы к тому, чтобы стать победителем?

- Да, я хотел этого, шел к этому. Это одно из самых главных желаний.

- В одном из своих интервью вы говорили, что решились подать документы на участие в “нобелевской премии для учителей” в 2018 году благодаря детям. Поэтому, можно считать, что благодаря им стали и одним из лучших учителей мира?

- В 2018 году попасть в число лучших учителей Украины мне казалось чем-то нереальным. Дети меня подталкивали, коллеги говорили, что есть такая премия – и почему бы мне не податься. Это было в июне, а заявки принимались до конца июля. Тогда мне надо было поехать по делам на довольно долгое время. Приехал где-то 10 июля и начал заполнять анкету.

- Прыгнули в последний вагон, можно сказать?

В 24 года я уже имел четыре образования: экономическое, психолога, сурдопереводчика и учителя информатики

- Да. Но так получилось, что именно моя анкета не прошла. Данные исчезли. Дело в том, что у меня четыре высших образования, а в графе “образование” были определенные ограничения. Мои четыре заняли слишком много места, и данные исчезли (с улыбкой вспоминает Александр – авт.). Мне позвонили организаторы 15 или 16 июля и попросили обновить данные.

- Когда успели получить четыре образования?

- В 24 года я уже имел четыре образования: экономическое, психолога, сурдопереводчика и учителя информатики. В жизни каждое из них понадобилось. Это тот опыт, который помогает развиваться. Я вообще никогда бы не подумал, что хочу работать учителем в школе.

- Как же стали учителем?

- Случайно... Пришел по своим делам в это учебное заведение, в котором сейчас работаю. О детках с проблемами слуха я до этого не слышал. Знал, что они есть, но как-то не приходилось встречаться. Когда был в школе, ко мне подошел мальчик и что-то начал рассказывать на языке жестов. Я улыбался ему, но ничего не понимал. Признаюсь, для меня было стрессом попасть в такую ситуацию: ребенок что-то рассказывал, а что именно – не было даже у кого спросить. Мне стало интересно, решил прийти в школу работать. Хотел поработать где-то год и пойти дальше, но попробовав, понял, что надо оставаться. Еще через два месяца мы с этими детьми поехали в лагерь в Крым. Это были невероятные эмоции.

- Сложно учить язык жестов?

- Во-первых, учат дети. Трудно сказать, что я его знаю. Ведь постоянно узнаешь что-то новое, он дополняется. В каждом регионе у языка жестов свои отличия, в нем нет окончаний, некоторые жесты обозначают несколько слов, и надо включать мозг, анализировать.

- В 2018 году вы стали победителем Global Teacher Prize Ukraine. На что потратили 250 тысяч гривен премии?

- Хотел открыть кружок робототехники. Он у меня есть сейчас. Правда, работает на базе школы, потому что со школы меня не захотели отпускать. Да и, к сожалению, в наше время для самостоятельного кружка 250 тысяч гривен маловато. Самих роботов мне подарили власти и руководство школы. Этим я очень доволен. Мы работаем с наборами LEGO Mindstorms. Дети создают роботов, а потом их программируют, но это им пока делать сложно – алгоритмическое мышление трудно дается. Мы создаем различные проекты. Использовать LEGO на уроках – это круто, это опыт Дании. Мне так легче работать и проще донести информацию.

Что касается премии, то часть денег трачу на путешествия. Много путешествую, общаюсь с учителями, делимся опытом друг с другом.

- Сколько стран уже посетили?

- 32. В некоторые хочется возвращаться снова и снова.

- Какая страна самая любимая?

- Грузия. Там чувствуешь себя по-домашнему. Есть ощущение безопасности. Кстати, мы с женой должны были лететь через две недели в Грузию, но из-за коронавируса билеты “сгорели”.

- Опыт каких стран хотели бы позаимствовать?

- Мне нравится общаться с разными педагогами всего мира, интересоваться особенностями образования. Есть что взять, но все методики необходимо трансформировать, нельзя сказать, что, например, финская система у нас будет работать. Ее можно использовать, но говорить, что только она эффективна – неправильно.

Европейцы ориентируются на проектную деятельность. То есть, в течение одной недели изучается новая тема. Если это Лондон, то пишем тексты про Лондон, на уроках труда создаем макет, связанный с Лондоном, и так далее. Самое главное, что учителям там очень легко работать. Для них есть уже готовые программные средства. Учитель не должен что-то искать новое, все есть уже в базе, на каждый урок учитель выбирает задание, распечатывает его – и все, урок готов. Для меня это было шоком. Учитель работает только на работе. Он не несет работу домой.

Работа есть работа, но семья – самое главное

- А вы носите работу домой?

- Нет. Я могу прийти в школу в выходной день и поработать, но дома у меня даже нет компьютера, чтобы это делать.

- У учителя информатики нет дома компьютера?

- Да, нет. И не будет. Это отнимает много времени: ты отвлекаешься на ненужные вещи. Работать дома – это отбирать счастье в семьи. Работа есть работа, но семья – самое главное. Она на первом плане. Я считаю, что для того, чтобы быть успешным в жизни, надо быть успешным во всех направлениях. Многие люди скептически воспринимают, но я не понимаю, зачем тратить свое время на ненужные вещи, зачем расписывать поминутно урок, который будет завтра? Ну, не будет он таким, каким мы его распишем. Почему? Кто-то из учеников может не прийти, кто-то - не подготовиться, и получается, что ты работал зря.

- В скольких классах вы преподаете?

- Я работаю с детьми со 2 по 11 класс. Это дети в возрасте от 7 до 20 лет. С ними всеми легко общаться, я не вижу разницы.

- Дети знают, что вы вошли в топ-50 лучших учителей планеты?

- Мои ученики сетью “Facebook” не пользуются. Некоторые знают, но пока не понимают, что это означает.

- Когда вы стали лучшим учителем Украины, дети подготовили для вас флешмоб – танцевали на пороге школы...

- О, это вообще был шок. Тогда некоторые дети повырезали из газет мои фото, поприклеивали на тетради – и до сих пор носят их.

- А вы каким учеником были?

- Я вообще не любил школу, к ней было негативное отношение. Я думал: скорее бы закончить ту школу, не понимал, зачем туда ходить. Переосмысление было уже после 9-го класса. В 10-11 классах мне начало нравиться учиться. Наверное, это благодаря учителю, которая была моим классным руководителем – Надежда Сергеевна, она преподавала украинский язык и литературу. Мы с ней после окончания школы встречались. Приятные воспоминания есть, но это уже в старшей школе. Средняя школа, как говорится, “не зашла”.

- Информатику вообще любили?

- У нас этот предмет появился в 10-м классе. На уроках мы рисовали рабочий стол компьютера в тетради. Нас было 16, а компьютеров 3 или 4. Поэтому можно понять, насколько я любил информатику.

- Вы много путешествовали, с разными учителями общались, что можете сказать об украинских педагогах?

- Наши учителя недооценены. Иногда родителями, иногда – властями. Они тратят на работу очень много времени. Ну очень. А еще наши учителя не умеют себя презентовать, их надо к этому подталкивать. Они думают, что делают обычные вещи, и это не является чем-то таким, что можно показать не то что стране, а даже своим коллегам. Они боятся. Не знаю, почему так. Профессия учителя почему-то не считалась престижной. Зачем далеко ходить: даже, когда я на встрече с одноклассниками говорил, что работаю учителем, то они это тоже не считали престижным.

- Сейчас вы не просто учитель, а лучший учитель Украины, имеете орден «За заслуги перед Запорожским краем» ІІІ степени, входите в топ-10 модераторов образования нашей области. Что все это вам дает?

- 20% доплаты к зарплате. Будет какая-то прибавка к пенсии.

- Вам предлагали другую работу?

- Да. Было немало приглашений и намеков из разных учебных заведений, но уже не учителем, а предлагали пойти в администрацию. Я пока там себя не вижу, ведь тогда надо отдаляться от детей, а я этого не хочу. Да и вообще, я не привязываюсь к материальным вещам.

- Вспомните какой-то смешной момент, связанный с детьми и вашей работой.

- В 2010 году, когда пришел в школу, с первой зарплаты купил себе туфли лаковые запорожского производства. Утром, когда мы кормили детей, я нес какао. Одна девочка случайно задела меня и это горячее какао вылилось на новые лаковые туфли, а я их только второй день обул. Взглянул на испуганные глаза девочки – и просто принял эту ситуацию. Туфли до сих пор есть. Нормальные. Подкрасил лаком. Девочка эта училась в школе до 7-го класса, каждый раз когда ее видел, всегда вспоминал этот случай.

А еще была ситуация: в школу должны были приехать журналисты, записать интервью, за пять минут до их приезда в коридоре парень нес ведро с водой, в нем мыли тряпку, которой доску вытирали. Мы как-то оба навстречу друг другу шли... ведро воды было на мне. Стоял мокрый. Пошел искать вещи, переодеться. Со мной такие ситуации часто случаются.

- Ваша жена тоже работала в образовании, почему сменила профессию?

- Жена работала в детском садике в нашей школе, но мы решили, что два педагога на одну семью – это многовато. Мы мало общались, кроме работы, это надоедает. Жена решила уйти из образования.

- О чем сегодня мечтает Александр Жук?

- Мечтаю лет через 5-10 открыть свою школу. Она должна быть современной, такой, чтобы детям хотелось там учиться и ходить туда. Она будет в Запорожье, будет доступна всем. Хочется и родителям, и детям дать возможность получать образование европейского уровня. Если стану победителем всемирной премии для учителей Global Teacher Prize, то вознаграждение (1 млн долларов – авт.) потрачу на реализацию этой мечты.

- Что пожелали бы украинским учителям?

- Верить в себя, идти к своим целям, а также не забывать, что кроме работы есть ваша жизнь, которой надо жить сейчас, а не потом. А еще, хотелось бы, чтобы учителя могли себе позволить путешествовать. Сегодня очень маленький их процент путешествует.

Ольга Звонарева, Запорожье
Фото – из архива Александра Жука

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-