Оксана Полонец, дизайнер вышиванок
Украинская традиционная древняя вышивка насчитывает более 250 видов стежков
21.05.2020 14:30

Древняя вышивка у славян выполняла магические функции и служила оберегом. Ею украшали именно те части одежды, через которые злые духи могли попасть в наше тело – это воротник, манжеты, подол, разрез горловины.

Что изменилось с того времени в традициях вышивания, я расспросила у дизайнера Оксаны Полонец – законодательницы моды в национальном стиле, бренд которой был представлен на красной дорожке церемонии вручения премии Оскар в Лос-Анджелесе, а также получил награду «Золотой символ качества национальных товаров и услуг».

МИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫШИВАНКИ ЗАВИСИТ ОТ ВОСПРИЯТИЯ ТОГО, КТО ЕЕ СОЗДАЕТ, И ТОГО, КТО ЕЕ НАДЕВАЕТ

- Оксана, можно ли и сейчас считать вышитую одежду оберегом от злых сил?

- На самом деле, «мистическое» значение вышиванки зависит от восприятия того, кто создает эти вышиванки, и тех, кто их надевает.

Традиционная старинная вышиванка была ценна тем, что каждая женщина вышивала ее вручную для своей семьи, для детей, для мужа – и вкладывала в нее всю свою любовь и позитивную энергию. Именно это и является основным обереговым свойством вышитой одежды.

Вышивание – это очень кропотливая работа, требующая большого внимания и времени. Сейчас, в современном мире, все изменилось и, к сожалению, не все женщины могут себе позволить такое дело. Но, слава Богу, есть мастерицы, которые хранят традиции ручной вышивки, это очень ценно для Украины.

- Когда началась ваша личная история с вышивкой, ведь вы сначала начинали свой дизайнерский путь без нее?

- Моя творческая деятельность как дизайнера началась в 2003 году. Я тогда осуществила первые попытки создать собственный бренд, но все время находилась в поиске своей изюминки, которая бы ярко выделяла меня среди других дизайнеров.

И так случилось, что в 2007 году мне предложили одевать украинскую участницу международного конкурса красоты – это для меня был первый опыт и очень большая честь, потому что девушка представляла Украину в мире. Мы должны были создать для нее целый гардероб в национальном стиле – и сценические наряды, и вечерние платья.

Вот именно из этих платьев в национальном стиле началась история украинского бренда «POLONETS» и моей дизайн-студии, которая на сегодня уже стала всемирно известным брендом.

- Вы создавали наряды той красавице на основе древней украинской вышивки?

- Нет, там мы применили современный дизайн, необходимости воплощать древние замыслы или использовать старые схемы вышивки не было, поскольку это был современный, яркий, сценический костюм. Его задачей было поразить и привлечь внимание, что нам и удалось сделать, потому что девушка приехала с титулом 1-я вице-королева мира.

Для нашего бренда это событие стало переломным в положительном смысле – внимание всех средств массовой информации было приковано к победе украинки и ее наряду, а о нас, таким образом, стали узнавать.

К нам начали звонить клиенты и просто ценители, которые благодарили за эстетическое удовольствие. В тот момент я поняла, что, возможно, это и есть изюминка, которую я искала, и начала пробовать воплощать те дизайны и наработки уже для других заказчиков.

ВЫШИВКА «КРЕСТИКОМ» СТАЛА ПОПУЛЯРНОЙ БЛАГОДАРЯ КОМПАНИИ, КОТОРАЯ ИЗГОТАВЛИВАЛА... ОБЫЧНОЕ ГЛИЦЕРИНОВОЕ МЫЛО

- Для вышивки вы применяете исключительно ручную работу?

- В наших коллекциях присутствуют как ручная, так и машинная вышивка, в зависимости от потребности и сроков. Ручная вышивка требует больше времени, но, если есть желание и возможность ждать – мы с удовольствием ее создаем.

Если это свадебное платье, то над его созданием может работать 5 или 8 мастериц. У каждой своя область производства – это и портной, и дизайнер по вышивке, и, собственно, вышивальщица, и закройщики – у нас достаточно большой штат. В моей команде – все мастера своего дела, каждый знает, что ему делать, и умеет выполнять свою работу наилучшим образом, поэтому платья получаются очень красивыми и качественными.

- И каждое будет не похоже друг на друга? Или иногда модели все же повторяются?

- У нас есть коллекции, вещи из которых мы повторяем во всех размерах. Например, обычные блузки и мужские рубашки могут повторяться в ассортиментном ряде.

Но искусственные платья, которые имеют очень большое количество вышивки, или свадебные наряды, мы изготавливаем только под заказ. Они не повторяются.

- Знаю, что вы любите путешествовать и представлять мировые украинские этноколлекции одежды. В каких странах уже побывали наши вышитые наряды?

- У нас была возможность неоднократно представлять наши коллекции в США, Канаде, Германии, были в Австрии.

В 2018-м году у нас был фэшн-тур по странам Азии – это Тайланд, Малайзия, Сингапур.

Вообще, наш бренд был представлен в около 20-ти странах мира, и я поражена, насколько иностранцам нравились наши коллекции и как охотно они покупали наши вещи.

- Среди ваших заказчиков немало известных людей: и артисты, и журналисты, и представители украинского политикума. Трудно ли работать с ВИП-клиентами и их творческими предпочтениями?

- Мы уделяем внимание всем клиентам, у нас все клиенты ВИП. Конечно, среди заказчиков есть известные или медийные лица.

Обычно создаем для них что-то особенное, чтобы не повторялось с другими клиентами. Бывает, что вышиваем инициалы, бывает – создаем по образцу семейной сорочки какую-то совершенно современную вещь, которая тоже становится семейной ценностью.

- Какая техника у заказчиков ценится больше? Наверное, вышивка гладью? Потому что, мне кажется, вышивка «крестиком» уже такая более масс-маркетовская?

- Вообще, украинская традиционная древняя вышивка насчитывает более 250 видов стежков. А вот такая привычная для нас техника вышивки, о которой вы упомянули – «крестиком» – это более современный вид искусства вышивания, который появился несколько позже, и его стремительное распространение - это более индустриальный результат, я бы сказала.

- Этот вид вышивки проще в исполнении, поэтому и приобрел такую популярность?

- Он проще, но с историей его широкого применения в массах была довольно интересная история. Это был небольшой маркетинговый ход, введенный в конце 19 века владельцем компании, которая производила... обычное глицериновое мыло.

Тогда для того, чтобы привлечь внимание и продать больше своего мыла, владелец парфюмерной фабрики Генрих Брокар придумал такую идею: на обертке мыльных брусочков он размещал маленькие схемки красно-черных узоров, которые каждая женщина могла вышивать вручную. Вот благодаря этому техника вышивания «крестиком» (которую еще называли «мыльной» или «брокаровской») и получила такое широкое распространение.

Мыло было очень дешевым, а узоры простыми – практически каждая хозяйка могла их быстро вышить.

Параллельно с одеждой для своих родных, женщины вышивали рушники и скатерти, потому что тогда это была единственная возможность украсить свой быт.

Вышитыми вещами украшались дорогие для семьи предметы: иконы или семейные фотографии – таким образом, будто предоставлялась ценность определенным вещам и в то же время это был хороший способ украсить свой дом.

Я помню, что у моей бабушки было обильно вышитое постельное белье и наволочки, и простыни – это было очень красиво.

ВЫШИВКА «ТОН В ТОН» ЦЕННА ТЕМ, ЧТО УЗОР МОЖНО РАЗГЛЯДЕТЬ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ФАКТУРЕ

- Вышивка «белым по белому» или «черным по черному» более дорогая, потому что сложнее в исполнении?

- Для вышивки в тон ткани («белым по белому» или «черным по черному») берется очень тонкая и легкая ткань, а узор по ней вышивается более плотными и толстыми нитками – она ценна тем, что орнамент можно разглядеть только благодаря фактуре. Благодаря этому, собственно, изделие и приобретает такой изысканный, элегантный и дорогой вид.

Кстати, если брать историю появления вышивки «белым по белому», то она присуща в основном Полтавской области.

Западным регионам присущи невероятно красивые цветные вышивки, там сочетали не только разные цвета, но и разные фактуры. Особенно интересен Борщевский район Тернопольской области – там вышивали шерстяными нитками, от чего вышивка приобретала вид «букле» – объемная, фактурная и очень красивая.

- Наверное, в конце 18 - начале 19 веков цветная вышивка была роскошью? Где можно было взять дорогие красочные нитки для вышивания?

- Конечно, но женщины использовали различные средства: красили нитки сами – использовали природные красители, чтобы придать ниткам яркий цвет.

Жительницы регионов, близких к западным границам, каким-то образом доставали такие декоративные пайетки, бисеринки, именно поэтому для западных регионов также характерна вышивка бисером, пайетками. Если вы обратите внимание, то в других регионах Украины таких элементов декора тогда не было.

- Из славянской традиционной вышивки, кроме украинской, берут начало еще и белорусская, и русская вышивка. Существенно ли сейчас отличаются их техники и колористика?

- Белорусская вышивка, на мой взгляд, более спокойная и менее красочная. Русская – тоже. Так же, кстати, и в восточных регионах Украины – вышивка более спокойная и чаще встречается голубой цвет.

- Оксана, как вы думаете, могла бы еще какая-то вещь из украинского традиционного наряда стать такой же популярной, как вышитая сорочка? Или все же, по вашему мнению, только вышиванка может так комфортно прижиться в современном мире?

Вышитая сорочка, как отдельный предмет гардероба, прекрасно вписывается в современность – это удобно и красиво

- Украинский традиционный наряд, особенно женский, очень разнообразный и многослойный: были и сорочки, и запаски, и плахты, и юбки, и пояса. Конечно, сейчас в современном мире такое количество одежды надевать не очень удобно, да и неуместно.

А вот вышитая сорочка, как отдельный предмет гардероба, прекрасно вписывается в современность и подчеркивает украинскую национальность. Это и удобно, и красиво сочетается с современными предметами гардероба.

Украинская вышиванка несколько лет подряд была на пике популярности среди мировых трендов

Вышиванка очень хорошо подходит к джинсам, потому что, конечно, все течет, все меняется и одежда не может быть такой, какой была 100 лет назад. Молодежь хочет соответствовать современным трендам, и украинская вышиванка, кстати, несколько лет подряд была на пике популярности даже среди мировых трендов.

Это очень интересная вещь, которую украинские и мировые дизайнеры трансформировали в современный и комфортный предмет гардероба. И очень приятно, что украинцы любят надевать вышиванки на праздники и семейные события.

ВПОЛНЕ МОЖНО УКРАСИТЬ ИЗЯЩНОЙ ВЫШИВКОЙ ПИЖАМЫ И ДОМАШНИЕ ПЛАТЬЯ, ЭТО БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ КРАСИВО!

- Кроме сорочек и платьев, какую еще современную одежду можно вышить? Мне подумалось, что, наверное, хорошо бы смотрелась вышитая ночная сорочка или пижама. Таких заказов еще не было?

- Мы такого не делали, но это дело вкуса и желания. Почему бы и нет? Тем более, что сейчас, из-за определенной ситуации в мире, люди в основном проводят время дома. Мне кажется, что вполне можно было бы воплотить в коллекцию домашние предметы гардероба – пижамы и домашние платья – украсить их изящной вышивкой, это действительно было бы очень красиво!

- Кстати, сейчас, во время карантина, когда многие работали из дома прямо в пижаме (пока не вышитой), вы не останавливали свое производство? Продолжаете создавать и выполнять заказы?

- Конечно, эти события не могли не повлиять на наше производство и на наше общение с клиентами. Но мы полностью не останавливались, поскольку есть заказ из-за рубежа и должны выполнять ранее взятые обязательства. Мы находили возможность привозить наших сотрудников к месту работы, и работали, чтобы никого не подвести.

- Моя подруга, которая любит вышивать, сейчас начала на заказ делать вышитые маски – у нее получаются такие хорошенькие, в цветочки, защитные маски для модниц.

- К нам тоже стали в последнее время обращаться наши клиенты и просят маски с вышивкой. Ну, что делать? Будем шить!

- Спасибо вам за разговор, ждем новых коллекций и надеемся, что вы еще не раз покажете миру нашу замечательную вышитую украинскую одежду.

- Спасибо и вам. Я убеждена, что украинская вышиванка и в дальнейшем будет радовать как нас, украинцев, так и прославит Украину в мире.

Любовь Базив. Киев

Фото из архива Оксаны Полонец

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-