Анастасия Евченко, режиссер, сценарист и актриса
Мой духовный наставник - Сальвадор Дали, следующая пьеса будет по его книге
Видео 08.08.2020 09:00

Мир в условиях пандемии изменился до неузнаваемости. Можно смело предположить, что наша реальность теперь больше похожа на сценарий на удивление изящного кинофильма с манящей и неизвестной никому, даже режиссеру, концовкой. Многие известные кинофестивали были отменены или перенесены на неопределенный срок. Повезло как раз онлайн-фестивалям, одним из которых является американский «Top Shorts», его уже несколько лет проводят в Лос-Анджелесе.

В этом году среди победителей фестиваля оказалась молодой украинский режиссер Анастасия Евченко с ее дебютной короткометражной лентой «Если было завтра». В своем первом большом интервью Анастасия рассказывает о детстве, учебе в США, съемках и премьере фильма на Родине, о солдате российско-украинской войны, который сыграл главную роль в ленте, о любви к театру и кино, сюрреализме в творчестве, реакции на хейтеров в социальных сетях и желании прославить Украину на весь мир.

РОДИТЕЛИ ПОДДЕРЖИВАЛИ МОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ НА УРОВНЕ ШКОЛЬНЫХ КРУЖКОВ, НО НЕ ДУМАЛИ, ЧТО ЗАХОЧУ ПОСВЯТИТЬ ЭТОМУ ЖИЗНЬ

- Ты - молодой украинский режиссер, сценаристка и актриса. Родилась в Киеве, в интеллигентной семье. Расскажи, пожалуйста, о своем детстве, каким оно было?

- Во-первых, хочу сказать, что с самого детства меня всегда поддерживали родители. Я училась в киевском шоу-театре «Чунга-Чанга», который находится на Прорезной. Именно там зародилась моя любовь к актерскому искусству, театру и кино. Когда я оканчивала школу, встал вопрос: куда все же поступать? Родители думали: мне надо выбирать что-то действительно «взрослое» и поступать на «бизнес-факультет», а не на актерское искусство. Но мне удалось их заверить и они поддержали мое желание поступить на актерский факультет. А где-то в середине первого курса я поняла, что мне нравится актерское искусство, но, безусловно, душа стремится именно к режиссуре.

- То есть, у тебя вообще не было конфликта поколений? Ведь часто родители не слишком положительно относятся к тому, что ребенок хочет связать свою жизнь с искусством.

- Да, сначала они не относились к этому серьезно. Они поддерживали мое стремление к творчеству на уровне школьных кружков, но точно не думали, что я захочу посвятить этому свою жизнь. Потом, конечно, я их убедила, и они меня поддержали - за что я им очень благодарна.

В АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ОЧЕНЬ МНОГО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЕТСЯ УМЕНИЮ ОТСТАИВАТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

- В 18 лет ты поступила в New York University, в котором до сих пор изучаешь киноискусство и продюсирование. Думаю, ты общаешься с молодыми украинскими актерами и продюсерами. Что общее и отличное ты увидела в украинском и американском подходах к творчеству?

- Поскольку я не училась в украинских вузах, мне трудно сказать, но могу ссылаться на опыт сверстников и, собственно, на опыт обучения в средней школе в Украине.

В Америке, например, очень много внимания уделяется исследовательской деятельности, когда ты не ограничиваешь себя поиском статьи в Википедии или одним учебником. Потому что основательный анализ очень важен для актеров как при подготовке, так и во время выхода на сцену - ведь ты должен четко понимать, что именно ты играешь.

Также достаточно много внимания уделяется умению формировать собственное мнение и отстаивать его, приводить мощные аргументы. Большой плюс в том, что преподаватели - это люди практики, они как никто понимают все то, что происходит в индустрии, и постоянно делятся опытом. Американская система обучения дает возможность для поиска себя. Например, даже если у тебя медицинская специальность, ты можешь параллельно брать уроки по бизнесу, или даже по актерскому искусству, и тебе не нужно для этого поступать еще раз. Моя основная специальность - это театр, но также я параллельно изучаю продюсирование и кино. Поэтому я очень благодарна за это американской системе обучения.

НАДЕЮСЬ, ЧТО СОВСЕМ СКОРО НАШ ФИЛЬМ СМОЖЕТ УВИДЕТЬ УКРАИНСКИЙ ЗРИТЕЛЬ

- В мае этого года в Лос-Анджелесе состоялся онлайн-кинофестиваль, который называется «Top Shorts», на нем твоя дебютная лента «Если было завтра» получила награду. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях, когда увидела собственную фамилию в списке победителей?

- Конечно, я этого не ожидала, но такого точно не произошло бы без крутой команды, которая работала над нашим фильмом. У нас были просто невероятно талантливые оператор-постановщик Евгений Кирей, художник-постановщик Надя Юпитер. Очень благодарна сопродюсерам Сергею Сушону и Патриции Кузнецовой, да и вообще всем, кто верил и помог этому проекту состояться. У нашего фильма уже 14 наград, я думаю, что это довольно неплохой старт. Сейчас мы ждем украинскую премьеру ленты, потому что очень интересно узнать, что скажет именно наш зритель.

Из-за пандемии почти все украинские кинофестивали либо откладываются, либо проводятся онлайн. Поэтому, расскажи, когда украинской зритель сможет увидеть твой фильм, может, уже есть предварительная дата?

- Окончательной даты еще нет, но мы отправили заявки на разные украинские кинофестивали и ждем ответа. Очень надеюсь, что премьера в Украине будет скоро. Конечно, хотелось бы, чтобы премьера состоялась вживую, но даже если будет онлайн, то это тоже неплохо.

- Если не секрет, на какие именно украинские фестивали отправляли заявку?

- Мы подались на довольно много фестивалей: «Молодость», «Одесса», «Wiz-Art». Это фестивали в разных украинских городах.

В НАШЕМ ФИЛЬМЕ ВОЙНА ПОКАЗАНА СКВОЗЬ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКУЮ ОБОЛОЧКУ, ПОЭТОМУ ЛЕНТА ВЫЗВАЛА СМЕШАННЫЕ ЧУВСТВА У УКРАИНЦЕВ В ИТАЛИИ

- Насколько вообще отличается зритель в Америке и в Украине? Увидела ли ты какую-то разницу в восприятии?

- Я пока еще не получала прямого фидбека от украинских зрителей, но у нас уже был показ в Генеральном консульстве Украины в Милане, там были наши соотечественники. На мой взгляд, у них от фильма довольно положительные впечатления. Всем понравилось, что показана война не с боевыми действиями, а именно через сюрреалистическую оболочку, поэтому лента вызвала смешанные чувства. Благодаря этому было интересно посмотреть на мнение украинцев в Италии. К сожалению, у нас еще не было больших показов, потому что фильм находится на фестивальном этапе. Очень скоро будут показы по Украине, и после этого я смогу сделать более объемный фидбек.

Большинство фестивалей, как правило, выглядят довольно элитарно, поскольку не каждый человек может позволить себе купить билет и прийти на фестиваль. Планируете ли вы выкладывать этот фильм в свободный доступ?

- Безусловно, мы планируем выкладывать его в свободный доступ. Но сначала надо показать его на фестивалях, возможно, потом еще сделаем совместный показ с другими украинскими короткометражными фильмами. Только после этого можно будет выкладывать его в интернет.

У НАС БЫЛО ВСЕГО ТРИ СЪЕМОЧНЫХ ДНЯ В ЖАРУ ПОД 40 ГРАДУСОВ

- Съемка фильма проходила в Украине в июле 2019 года. Расскажи о съемочном процессе и каких-то курьезных и интересных моментах во время съемок?

- В целом у нас было три съемочных дня. Съемка проходила довольно сложно, потому что почти все снималось на улице, где была жара под 40 градусов.

Было довольно смешно, когда мы снимали «страстный» танец в озере, а нашу актрису укусила пиявка. Сразу скажу, что никто не пострадал, но было смешно. Во время съемки сцены в окопе произошла мистическая история: мы увидели в небе очень-очень много воздушных шаров (а мы как раз собирались снимать нашу сцену с воздушным шаром и ванной на следующий день) - совпадение!? Не думаю! Когда мы снимали сцену в озере, увидели, как нам навстречу идет семья: мама, папа и мальчик. В руках у них очень много воздушных шаров и матрасов. Наши администраторы подумали, что они просто пришли сюда отдыхать, и вежливо попросили их уйти. А потом выяснилось, что этот мальчик - наш актер, а мы едва не прогнали его. Повторюсь, что было ну очень жарко! А единственным местом с кондиционером был туалет, поэтому было очень весело, когда актеры советовали друг другу зайти в туалет, где их ждет приятный «сюрприз».

Следует отметить, что было крайне нелегко с музыкой. Представляете, для того, чтобы успеть к дедлайну, мы были вынуждены записать большую джазовую композицию буквально за один день. Нам просто повезло найти студию «На Хате Рекордз». Владелец студии Александр Садовец пригласил музыкантов, которые в течение дня записали мелодию. Кстати, эта музыкальная композиция просто идеально подошла под сцену с шаром.

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО МЫ ПЕРВЫМИ В УКРАИНЕ ПОДНЯЛИ ВАННУ В НЕБО НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

- Ты говорила о ванне и воздушном шаре. То есть, вы действительно взяли ванну и прицепили к воздушному шару, подняв ее в небо?

- Именно так мы сделали. Каскадеров не было. Конечно, крупные и средние планы актеров снимались с хромакеем (техника, с помощью которой блок определенного цвета в видеоизображении может быть заменен на другой цвет или изображение - ред), но кадр, где они улетают в небо, снимался без хромакея. Актеров мы поднимали на совсем маленькое расстояние, а вот на действительно большую высоту поднимался владелец этого воздушного шара и уже известная вам художница Надя Юпитер. Шар держали специальными тросами, чтобы далеко не улетел, но на монтаже мы их убрали. Я не знаю, делал ли это еще кто-нибудь в Украине, но мне кажется, что мы были первыми.

НАШ ГЛАВНЫЙ АКТЕР - УЧАСТНИК БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ

- Безусловно, искусство - многогранное и не ограничивается исключительно одним смыслом. Тем более - сюрреализм, где каждый должен увидеть что-то свое. Но очень хочется узнать об основной идее, которую ты вкладывала в этот фильм.

- Фильм абсолютно открыт для личных интерпретаций и поиска своих смыслов. В основе фильма - российско-украинская война, но сам фильм не о войне, ведь мы почти не показываем никаких боевых действий. Наш фильм о выборе и о коридоре возможностей. Все зависит от того, какую из дверей откроет главный герой, но из-за войны факт существования этих дверей под угрозой.

Наш главный актер - это солдат и участник боевых действий на востоке Украины. Мы очень хорошо сработались вместе, несмотря на то, что главный актер не актер по профессии. Я благодарю его за этот опыт. Убеждена, что у нас получился довольно качественный продукт. Возвращаясь к теме скрытых смыслов, хочу сказать, что я привыкла не высказывать собственное мнение в отношении своих фильмов, потому что это может повлиять на восприятие зрителя. В фильме вы увидите довольно много символов - от стихий до цвета двери. Также фильм начинается и заканчивается огнем, а сцена с ванной и воздушным шаром - это объединение стихии огня и воздуха, создание новой жизни с помощью воды. Огонь - мужчина, воздух - женщина, вода - ребенок, а земля - собака. Больше я ничего не скажу.

ШЕСТОГО ИЮНЯ Я НАЧАЛА ПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ, А УЖЕ ДВАДЦАТЬ ПЯТОГО ИЮНЯ НАЧАЛИСЬ СЪЕМКИ

- Сколько вообще нужно времени для того, чтобы написать сценарий для фильма?

- Это всегда очень по-разному. Была интересная история, когда два года назад я поехала к друзьям моей семьи в Филадельфию, именно там ко мне впервые пришла эта идея. Уже год назад я была в Лондоне и пошла на выставку сюрреалистки Доротеи Таннинг, на которой увидела картину "Рождение". На заднем фоне полотна изображен бесконечный поток дверей. Она очень понравилась. После этого я пыталась сложить в голове пазл о том, как это все взаимосвязано в нашем мире. Потом, где-то шестого июня, я начала писать сценарий, а уже 25 июня начались съемки.

Также довольно интересно, что уже после того, как я написала и мы отснялись, снова поехала к своим знакомым в Филадельфию и пошла с ними в музей современного искусства. Прогуливаясь по залам, мы снова увидели эту картину - я даже немножко испугалась, что она меня преследует. После этой «встречи» я загуглила и оказалось, что эта картина всегда была в Филадельфии, а в Лондон ее просто привезли на выставку. Представляете, как интересно, что идея зародилась именно в том городе, где уже давно «жила» эта картина, а уже потом я увидела ее в Лондоне!

ТЕАТР НРАВИТСЯ ТЕМ, ЧТО КАЖДЫЙ МИГ - НЕПОВТОРИМ, А КИНО КАЖДЫЙ РАЗ МОЖНО УВИДЕТЬ ПОД РАЗНЫМ УГЛОМ

- Тебе всего 22 года, а ты уже занимаешься написанием сценариев, продюсированием и режиссурой. Мне кажется, что довольно трудно хорошо развиваться сразу в нескольких направлениях. Где именно ты себя видишь в дальнейшем?

- Во-первых, я режиссер. Также очень люблю писать и продюсировать, даже иногда задумываюсь над актерством. Для меня всегда было очень трудно выбрать между кино и театром. Но я поняла, что пока не могу выбрать что-то одно, потому что они одновременно и похожие, и разные. Театр нравится именно тем, что этот миг уже никогда не повторится, а зритель дышит одним воздухом с актерами. Кино интересно тем, что оно навеки фиксирует какой-то момент, а потом мы можем его пересматривать и постоянно видеть разные детали, на которые до этого не обращали внимания.

Именно из-за этой уникальности я решила не выбирать между кино и театром, а развиваться параллельно в двух направлениях. Например, сделала один проект в кино, следующий в театре. Хочу, чтобы моя карьера была именно такой комбинацией.

Сейчас фонд «Гала-Дали» и издательство «Питер Оуэн» предоставили мне театральные права на роман Сальвадора Дали «Visages cachés» («Скрытые лица»), именно поэтому я сегодня в этой маске. Осенью я планирую делать иммерсивный театр в Киеве - сейчас собираю всю необходимую информацию и уже в конце месяца буду писать пьесу.

Я ЛЮБЛЮ УКРАИНУ И ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЕСЬ МИР УЗНАЛ О НАШЕЙ РОДИНЕ

- Учитывая твой опыт в США, скажи, пожалуйста, насколько трудно молодым украинским режиссерам или актерам реализовать себя именно в Америке?

- Довольно трудно сказать, потому что свои первые творческие шаги я делаю именно в Украине, несмотря на то, что до сих пор учусь в Нью-Йорке. Надо помнить, что для искусства вообще нет границ. Я хотела бы работать и в Украине, и в Америке, а также в Европе и Азии.

Я люблю Украину, это моя Родина и очень хочу, чтобы весь мир знал о нашей стране. Также для меня очень важно не где, а с кем работать. Потому что театр и кино - это постоянное взаимодействие, где важны не только профессиональные моменты, а еще и человеческое отношение. В Украине очень много профессионалов, с которыми приятно работать в команде, люди верят в то, что они делают. Вся команда «горела» нашим фильмом и все были заинтересованы в качестве продукта, потому что команда буквально жила лентой.

УКРАИНА ИМЕЕТ ВСЕ ШАНСЫ СТАТЬ ЦЕНТРОМ МИРОВОГО ТЕАТРА И КИНО

- Что тебе нравится из современного украинского кино или театра?

- Очень понравился фильм «Гуцулка Ксеня». На самом деле, сейчас в Украине очень много успешных и независимых проектов в кино и театре. Моя цель - посмотреть спектакли «Молодого театра» и театра «Мизантроп». Но мало свободного времени, потому что очень много работаю. Но, как только появится хотя бы одна свободная минутка, сразу пойду на спектакли в эти театры.

Но не все так безоблачно, потому что, по моему мнению, у нас катастрофически мало молодых драматургов, большинство спектаклей в наших театрах написаны зарубежными классиками.

Как известно, Лондон - это своего рода столица театра, потому что там не забывают о старой доброй классике, но также ставят пьесы молодых современных драматургов: Сара Кейн, Кэрил Черчилл или Гарольд Пинтер, Дункан Макмиллан. Поверьте, такая поддержка очень важна для молодых писателей. Мне хочется, чтобы в Украине люди тоже хотели писать для театра. Дело в том, что в Лондоне так много театров, что даже его самые большие ненавистники обречены на то, чтобы влюбиться в них. Мне кажется, что Украина имеет все шансы стать новым центром мирового театра и кино, главное - не бояться экспериментировать и поддерживать свой продукт.

МОЯ СЛЕДУЮЩАЯ ПЬЕСА БУДЕТ ПОСТРОЕНА ПО КНИГЕ ДАЛИ

- Все же, расскажи подробнее о своей маске, которая, как я понимаю, уже стала неотъемлемой частью твоего стиля.

- В Америке и Англии я видела интересные иммерсивные театральные спектакли и подумала, что это было бы интересно играть в Украине. Кстати, моим духовным наставником и «отцом» сюрреализма является Сальвадор Дали. У него есть единственный роман «Visages cachés» («Скрытые лица»), который я недавно прочитала. Думаю, что сейчас это очень актуально, ведь мы все вынуждены прикрывать свои лица из-за пандемии. Моя следующая пьеса будет частично построена по книге Дали. Очень хочу, чтобы зритель стал неотъемлемой частью моего будущего спектакля, а не просто сидел в зале. Примерно в ноябре зритель уже сможет увидеть спектакль, который я сейчас пишу. Еще раз повторяю, что очень люблю театр, который может и должен быть разным.

- Представим, что распоряжение о ношении защитных масок отменяют, ты продолжишь ее носить?

- Конечно, нет. Я не всегда ношу эту маску, просто сейчас это часть моего образа. Просто эта маска на мне, так сказать, для вдохновения и полного погружения в работу над пьесой. Только вчера закончила изучение полной биографии Дали, параллельно читаю еще четыре книги о художнике.

ВАЖНО СОЗДАВАТЬ АКТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ИМЕТЬ ОТНОШЕНИЕ К СЕГОДНЯШНЕМУ ДНЮ

- То есть, проект о Сальвадоре Дали на сегодня основной для тебя. Но, может, есть еще какие-то проекты, над которыми ты работаешь?

- Я продолжаю заниматься продвижением ленты «Если было завтра» и развитием иммерсивного театра по мотивам книги Дали, который планирую показать осенью, а дальше будем смотреть. Хочется попробовать себя еще и в полном метре, планирую делать коллаборации с режиссерами из других стран. Действительно, очень много планов. Сейчас, кстати, я пишу сценарии к двум полнометражным фильмам. Для меня очень важно создавать именно актуальные проекты, которые будут иметь отношение к сегодняшнему дню.

- Планируешь ли ты после окончания учебы в США возвращаться в Украину?

- Я хочу работать везде и со всеми. Необходимо расширять круг знакомств с интересными зарубежными режиссерами. Я не хочу строить для себя какие-то условные границы, а хочу делать искусство - не важно где.

ЛЮБАЯ РЕАКЦИЯ, ДАЖЕ САМАЯ НЕГАТИВНАЯ - ЭТО ХОРОШО, ПОТОМУ ЧТО ДЛЯ НАШЕЙ ПРОФЕССИИ ХУЖЕ ВСЕГО - ЭТО РАВНОДУШИЕ ЗРИТЕЛЕЙ

- Ты сейчас только в начале своего творческого пути, но, тем не менее, ты уже достигла определенных успехов. Что бы ты могла пожелать молодым украинским режиссерам, которые только начинают свой творческий путь?

- Ты правильно сказал, что я только в начале своего пути и не уверена, что имею право кому-то что-то советовать. Но все же попробую. Когда тебе кто-то говорит, что ты сумасшедший, или все, чем ты занимаешься, не имеет смысла, старайся не слушать таких людей и двигайся дальше. Любая реакция, даже самая негативная - это хорошо, потому что для нашей профессии хуже всего - это безразличие, когда твои работы вообще никак не цепляют зрителей. Искусство интересно тем, что благодаря ему ты разговариваешь с людьми, показываешь свои мысли и поднимаешь актуальные вопросы. Не бывает чего-то неправильного, главное - экспериментировать и пробовать что-то новое.

СЕЙЧАС СТАРАЮСЬ ВООБЩЕ НЕ СПОРИТЬ, ПОТОМУ ЧТО У КАЖДОГО СВОЕ МНЕНИЕ

- Тебя вообще не пугают негативные комментарии, например, в социальных сетях?

- Я старюсь воспитывать это в себе. Однажды я пыталась поспорить в комментариях на Фейсбуке, и это ни к чему не привело. Надо уметь адекватно реагировать на хорошие и плохие комментарии.

- Если не секрет, в чем была суть спора на Фейсбуке?

- Спорили о переводе названия нашего фильма с английского на украинский язык. В оригинале фильм называется «If we had tomorrow» и мы с командой решили, что на украинском языке он должен называться «Якщо було завтра». Фильм сюрреалистический, поэтому он просто должен иметь именно такое загадочное название, будто кто-то намеренно сделал ошибку в переводе. Очень много людей писали, что название неправильное, мол, неужели вы переводили через «Гугл Переводчик»? Я сначала решила поспорить, но потом поняла, что у каждого свое мнение и видение, и это нормально. Поэтому теперь я вообще стараюсь не спорить.

- Напоследок у меня есть коротенькие блиц-вопросы. Можно отвечать буквально двумя-тремя словами.

- Феллини или Параджанов?

- Феллини.

- Рэй Брэдбери или Лина Костенко?

- Лина Костенко.

- Океан Эльзы или Red Hot Chili Peppers

- Ого, ну о таком нельзя спрашивать! Это очень сложно! Все же Red Hot Chili Peppers.

- Вареники или БигМак?

- Конечно, вареники!

- Свирель или банджо?

- Свирель.

- Киев или Нью-Йорк?

- Киев!

Олег Давыденко. Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-