Есть ли позитивы в дистанционном обучении?

Есть ли позитивы в дистанционном обучении?

Укринформ
Каждый пятый ученик в столице их видит, но абсолютное большинство хотят возвращения в школу

Перед началом нового учебного года Департамент образования и науки КГГА ответил на наиболее актуальные вопросы. "О том, каким же будет 1 сентября 2020 года, мы замыслились еще в апреле, когда весь мир оказался в карантинной изоляции,” ‒ рассказала директор департамента Елена Фиданян.

Уже тогда была создана рабочая группа из представителей департамента, районных управлений образования и руководителей образовательных учреждений, которая разрабатывала пошаговый план возвращения к обучению, проводила опрос родителей, учителей, учеников относительно их удовлетворенности дистанционным обучением и вырабатывала правила жизнедеятельности после возвращения в учебные заведения.

"Мы связались с коллегами из Китая и Республики Корея, и с учетом их предложений и нормативной базы Украины разработали свои рекомендации", – уверяет Фиданян.

Олена Фіданян
Елена Фиданян

Чтобы лучше понять ситуацию, провели социологическое исследование «Изучение состояния дистанционного обучения во время карантина (2-й этап)», результаты которого обнародовали на Августовской педагогической онлайн-конференции города Киева 20 августа 2020 года.

Какова охваченность учащихся дистанционным обучением в Киеве?

Социсследование выявило, что во время второго этапа карантина 78% киевских школьников были охвачены дистанционным обучением. Наиболее распространенная причина, почему определенная часть учеников так и не была вовлечена в обучение ‒ отсутствие технических средств и интернет-связи с ними, а также пребывание за пределами Киева.

Тревожным является тот факт, что 34% из тех, кто не привлечен в обучение, вообще игнорируют сам его процесс.

"Это отдельная категория - дети, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Мы уже изучили, сколько их в нашем городе, потому что даже в таком мегаполисе, как Киев, есть дети, которые даже не были привлечены к обучению. Сегодня они в зоне особого внимания, под патронатом педагогических коллективов.

Еще одна категория ‒ дети, родители которых работают в «красной зоне» карантина (медики, полицейские, пожарные). Здесь также руководителями учебных заведений отработано ‒ на кого обратить внимание, кому помочь», - прокомментировала Елена Фиданян.

Также, по ее словам, департамент не оставил без внимания и самих педагогов. Им предоставлена возможность бесплатного прохождения медицинских осмотров. Всего же в городе насчитывается 70 тысяч работников образования.

А еще каждый руководитель образовательного учреждения знает, у кого из его коллектива проблемы то ли с личным гаджетом, то ли с подключением к Интернету, и в случае объявления в Киеве «красной зоны» у него есть возможность предоставить необходимый гаджет учителю или воспитателю для использования в работе из дому.

Как обычно осуществляется коммуникация между участниками образовательного процесса во время карантина?

Преимущественно через мессенджеры (Viber, Telegram) ‒ ответили 77% родителей и 56% учеников.

Главной онлайн-платформой дистанционного обучения остается Zoom. Причем с момента начала карантина именно Zoom, как и Google classroom, стали больше использоваться учителями. Возросла и доля тех, кто чаще практикует эти ресурсы в образовательном процессе, а это может свидетельствовать об овладении педагогами инструментами дистанционного обучения.

На какие особенности дистанционного обучения необходимо обратить особое внимание?

Выяснилось, что основной проблемой дистанционного обучения является сложность, а то и невозможность для учеников понять учебный материал. Такое мнение высказали 48% родителей и 46% учеников.

По сравнению с результатами 1-го этапа исследования, количество таких респондентов возросло почти на 20%. Ситуация осложняется еще и тем, что ученики не по всем предметам могут вовремя получить объяснения от учителей относительно возникших у них вопросов. Это при том, что по некоторым предметам учителя стали задавать больше домашних заданий. Об этом отметили 48% учеников. Прежде всего это касается математики, украинского и иностранного языков.

Повлиял ли карантин на успеваемость и учебную мотивацию учащихся?

Как оказалось, увеличение времени на выполнение домашних заданий никак не повлияло на успеваемость и учебную мотивацию учащихся. Поэтому четверть опрошенных родителей не удовлетворены тем, как их дети относятся к учебе в условиях карантина. А 36% родителей (этот показатель остался постоянным в течение месяца) считают, что у детей вообще значительно снизился интерес к учебе.

Кстати, ученики, оценивая собственное отношение к учебе, практически полностью согласны с родителями. Мало того, половина учеников признаются, что могут позволить себе иногда не выполнять домашние задания. Это отнюдь не добавляет успешности в учебе.

По результатам исследования, у 20% учеников снизился уровень учебных достижений.

24% родителей причиной снижения успеваемости назвали отсутствие у детей ответственного отношения к учебе.

57% родителей отметили, что их дети во время карантина стали более неорганизованными, им труднее сосредоточиться на изучении темы, чем это было до карантина.

Довольны ли родители отношением их детей к выполнению домашних заданий?

Недовольны ‒ 25%, затрудняются ответить ‒ 31,5%, довольны - 43,5%. Примечательно, что треть родителей не смогли ответить: возможно, они элементарно не ознакомлены с тем, что задают им учителя, не контролируют выполнение домашних заданий.

Испытывают ли ученики трудности с выполнением домашних заданий во время дистанционного обучения?

Только 7,6% опрошенных учеников не видят никаких трудностей, 35,8% считают, что трудности возросли, 56,6% ‒ что они есть, но не возросли.

Процент учеников, которые сталкиваются с трудностями во время выполнения домашних заданий, как видим, достаточно высок. И это связано именно с особенностями дистанционного обучения.

Но трудно приходится не только ученикам. Больше половины родителей (54,4%) отметили, что дистанционное обучение осложнило их жизнь. 28,6% считают, что не осложнило, 17,0% не смогли ответить.

Какие проблемы возникают у учителей?

Главная - учителя не могут эффективно контролировать уровень усвоения учебного материала учениками. Так считают 55% опрошенных.

А 18% учителей пожаловались, что не могут точно определить уровень учебных достижений учеников.

Не менее важным вызовом для учителей оказались проблемы технического характера (38%), например - связи с учениками (41%), нехватки опыта дистанционного обучения (37%). Все это заставляет значительное большинство учителей тратить больше времени на подготовку к урокам и проведение дистанционных занятий по сравнению с работой в аудитории.

Какие проблемы возникают у родителей?

Для большинства родителей дистанционное обучение тоже стало большим испытанием. 55% родителей отметили, что дистанционное обучение осложнило их жизнь.

Во-первых, 25% семей, в которых больше одного ребенка, столкнулись с нехваткой технических средств связи. У 12% учеников вообще отсутствует доступ к интернету. У 13% Интернет плохого качества.

Во-вторых, только у 40% работающих родителей есть возможность проконтролировать, чем занимается ребенок в их отсутствие. 30% родителям приходится чаще приобщаться к выполнению ребенком уроков, чем это было до карантина.

Еще один не менее важный аспект, который касается семей, в которых родители работают не дома. Как предположили 25% из них, дети лучше бы учились, если бы родители были рядом. Часто дети просто не готовы к дистанционному обучению из-за возрастных особенностей, что вызывает психическую и физическую перегрузку. Вместе с тем, по мнению родителей, организаторы дистанционного обучения оставляют эту проблему без внимания. На что указали 8% респондентов.

Нравится ли ученикам и учителям дистанционное обучение?

Мнения на этот счет почти единодушны. 70% учеников и 90% учителей больше нравится очная форма обучения. А 80% родителей категорически против дистанционного обучения.

Более 60% респондентов считают, что эффективность дистанционного обучения по сравнению с очной формой ниже.

60% учеников хотят, чтобы быстрее началось обучение в школе. Только 22% школьников находят позитив в пребывании на карантине.

Есть ли положительные моменты в дистанционном обучении?

Несмотря на то, что дистанционное обучение порождает много сложных вопросов, многие нашли в нем и свои преимущества.

Так, 36% учеников стали больше читать, почти четверть продолжают участвовать в онлайн-занятиях в разных кружках, школах и тому подобное. 15% детей больше времени отдают самообразованию. А самое главное, как отметили почти 70% родителей и учеников, ‒ они стали больше общаться между собой. 72% школьников рады, что на карантине рядом с ними находятся и их родители.

Как будут работать дошкольные учреждения в условиях карантина?

Здесь предлагаются различные модели смешанного обучения.

Первая модель - деление детей в дошкольных учреждениях на подгруппы.

Вторая - пребывание детей в группах полного дня.

Третья модель – работа садиков в две смены: выделяется группа, куда родители приводят детей в первую половину дня, а в другие группы ‒ во вторую половину дня.

Четвертая модель - обучение в разные дни недели.

На сегодня, заключает Елена Фиданян, есть предложения, которые можно отработать с учетом индивидуальных особенностей каждого учреждения по желанию родителей.

В целом, сказала она, участие родителей, учеников и учителей в социологическом опросе дало нам лучшее понимание ситуации. И если в апреле 90% учителей говорили, что им больше нравится очная форма обучения, 80% родителей были категорически против дистанционного обучения, а 60% учеников очень хотели скорее вернуться в школу, то сегодня вернуться в учреждения образования хотят все - и педагоги, и ученики, и воспитатели, и студенты, и мастера, и маленькие дети!

Как обеспечить карантинные требования?

По мнению директора столичного департамента, важно понимать: эпидемиологический цвет в каждом учебном заведении будет зависеть от сплоченности и ответственности родителей и учителей.

Сегодня учительская тоже становится местом определенной опасности, - сказала она. В течение дня туда сходятся учителя и важно, чтобы они соблюдали дистанцию, как этого требуют правила безопасности, а лучше – общались дистанционно.

Крайне важным остается пользование журналами на бумажных носителях, поэтому мы предложили, чтобы это происходило только с использованием перчаток.

А начальную школу переводим на «Электронный журнал» ‒ город создал для этого все условия, закупив оборудование и подключив к Интернету.

Фото: kiev.klichko.org
Фото: kiev.klichko.org

За лето департамент обеспечил каждое учреждение образования дезинфицирующими, моющими и средствами личной гигиены, инвентарем для уборки и антисептиками, рассказала глава Департамента. Однако предостерегает и родителей: каждое утро перед выходом ребенка в сад, школу или внешкольное учебное заведение необходимо измерять ему температуру. Если вы видите повышение – оставьте ребенка дома, и в случае подозрительных симптомов, обязательно предупредите воспитателя или учителя.

Информируйте о групповых вспышках болезни в вашей семье. Не стесняйтесь этого. Чем больше мы будем доверять друг другу, тем дольше проживем в «зеленой» эпидемической зоне, быстрее преодолеем опасный вирус и вернемся к привычной форме обучения.

Любовь Базив. Киев

Фото Геннадия Минченко и из открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-